Original size 1584x2048
114

В февральском выпуске журнала «Вокруг света» вышла статья о картине Ренуара «Девушки в черном», которая удивляет своей противоречивостью. Черный? Но ведь импрессионисты изгнали этот цвет из своей палитры… или нет?

big
Original size 2750x1342

Ренуар, «Девушки в черном», 1880-1882 (фрагмент)

Вооружившись теориями физика Максвелла и физиолога Гельмгольца, художники экспериментировали с визуальным восприятием цвета, подбирая сочетания так, что создавалось ощущение «одновременного контраста»: усиленного впечатления яркости и звучности цвета. Вот только черный (как и белый) не является цветом, а значит, этой краске не место на палитре художника. И хотя Ренуар, в отличие от своих коллег, восклицал, что «черный — королева* всех цветов!», он все же пишет наряды своих героинь, используя оттенки синего, лилового и серого.

*на французском языке слово «цвет» — la couleur — женского рода.

big
Original size 2756x1338

Ренуар, «Зонтики», 1881-1886 (фрагмент)

Уходя от «гладкой» классической живописи и детализации, импрессионисты расставались и с линией, ведь линейный рисунок отражает то, что мы ощущаем скорее тактильно, чем визуально.

А самым важным их инструментом, конечно же, был цвет.

Original size 1248x1008

Ренуар. Портрет мадам Шарпентье с дочерями. 1878

Большое внимание импрессионисты уделяли подбору оттенков: тренировались не «изобретать» колорит, а визуально «регистрировать» самые тонкие полутона. Поэтому белый никогда не пишется белилами, а у «Девушек в черном» платья, сотканы из прикосновений синего, голубого, зеленоватого, серого, фиолетового и других цветов, создающих впечатление черного. Чистого черного на картине нет.

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more