
Художник

Саид Атабеков родился в 1965 году в селе Бестерек в Узбекистане. Учился в Шымкентском училище им. Кастеева по специальности художник-оформитель. Это было время, когда он много путешествовал по учебным программам, что во многом сформировало его мировоззрение. Его преподавателем был Виталий Симаков, организовавший в начале 1990-х первое трансавангардное объединение «Кызыл Трактор» на Юге Казахстана. Художники группы стремились обрести собственный язык на стыке перемен — язык центральноазиатского авангарда.
Саид мечтает открыть маленькую галерею о лошадях и увидеть аульских кокпаристов на мировых подиумах.
«Я не родился в юрте, но меня влечет открытое пространство. Казахская музыка, горизонты, степь, лошади…»
Методология

Процесс создания работ для художника — неразрывная связь глубокой личной рефлексии и физического труда.
Саид рос, с детства работая тяпкой в поле, а затем трудясь на медном заводе, что сформировало его понимание материалов и их ценности. Так, он обращается к традиционным для региона материалам (войлок, глина, дерево) и символам (орнаментальная вышивка, кетмень), ссылаясь на ремесленный труд народа.
В то же время, в его работает встречается противоречивый синтез локальных и глобальных миров, прошлого и настоящего. Художник затрагивает темы места человека в мире, его духовных потерь, культурных разрывов, поисков своей идентичности. Размывая границу между сакральным и повседневным, он осмысляет неизбежные изменения и пробелы, которые несет глобализация.
Великая степь пристает территорией без кода, когда обращение к «чужому» не противоречит сохранению «своего», а также пространством для восстановления истории и ускользающей природы памяти.
Работы
«Город меняет человека. И художника он тоже меняет». Проживая большую часть жизни в Шымкенте, через свои работы Саид стремится отразить звук Южного Казахстана, так как его «нужно пропускать через себя».
Концепция выставки
Личное Саида тесно переплетается с его творчеством, поэтому концепция выстраивается из историй автора, рассказанных им от первого лица. Экспозиция строится по принципу линейного повествования и состоит из 4 ключевых разделов, формирующих путь художника.
1. Поиски утраченных корней — история о родине, рассказанная отцом, попытки нахождения пропавшего без вести дедушки и проведение ритуальной акции художником и родственниками.
2. Работа руками — сакральный процесс для Саида. Вспоминая предметы повседневности, такие как кетмень и поле, художник размышляет о детстве, когда впервые взял в руки тяпку, и о простом народе, когда-то защищавшем ими землю. В его творчестве интересно переплетаются большой физический труд и концептуальный подход.
3. Великая степь — пограничное состояние, которое для художника является одновременно домом и дорогой, сохранившейся подлинной историей и возможностью построить «другой новый мир». Здесь он понимает, что горы и балбалы знают больше, чем люди, и ответы нужно искать у них.
4. Кокпар — игра-состязание тюркских народов — становится символом обретения силы и опоры, в которой художник находит утерянное и ощущает связь с собой.
«Бір ұрты май, бір ұрты қан» — строка из стихотворения казахского поэта Абая Кунанбаева, отражает противоречивую природу человека и мира. Эта дуальность лежит в основе пути художника, проходя через границу утраты и обретения.
Выбор пространства
Камерная галерея, расположенная в застроенной проездной арке, становится метафорой пограничного состояния, символизируя переход из точки А в точку Б. Пространство разделено на две противоположные части: с одной стороны — белая стена, символ чистоты и незаполненности, с другой — черная, отражающая процессы обретения и взросления.
Галерея pop/off/art 2.0 на Большом Палашёвском переулке, 9
Здание также хранит в себе историю бывшего художественного журнала и в настоящее время фокусируется на издательской деятельности, а Саид Атабеков уже много лет делает фотографии для казахского журнала «Кокпар».
Визуализация
Вывод
Изучая творчество Саида Атабекова и размышляя над концепцией персональной выставки, я открывала мир и опыт художника, а также глубокие культурные слои, которые он переосмысляет в своем творчестве. Его поиски корней побуждают задуматься о собственном пути, доме и внутреннем хрупком равновесии. Этот процесс стал для меня погружением в историю родного края и рефлексией о слиянии противоположностей: утрат и обретений, локального и глобального, личного и коллективного.
«Я хожу по степи не сгибаясь, как указательный палец (указательный палец сгибается только курком). Это кажется мне: Аз и Я — Азия, ошибаюсь: мы кочуем навстречу себе, узнаваясь в другом» — Олжас Сулейменов.