№PC 66030001
PETRUS CHRISTUS
lms.hsedesign.ru

Ювелир в своей лавке

7

Картина «Ювелир в своей лавке» Петруса Кристуса (1449) — одна из самых любопытных жанровых сцен Северного Возрождения. С большим вниманием художник выписывает мельчайшие предметы — броши, бусы на полке, драгоценные камни и жемчуг. За прилавком ювелир взвешивает обручальное кольцо для пары знатных клиентов; здесь же раскиданы монеты и стоит зеркало, в котором отражаются горожане за окном. На руке у женщины — сокол, символ жадности и гордости — намек на несовершенство мира. Сцена в лавке, наоборот, является свидетельством благородства и безупречности ювелирного ремесла.

Петрус Кристус — фламандский живописец. С 1444 года работал в Брюгге, где совместно с Хансом Мемлингом был ведущим живописцем после смерти Яна ван Эйка. Известен нововведениями относительно линейной перспективы и детализированной техникой, позаимствованной из книжных миниатюр и иллюстрациям к манускриптам.

Картина «Ювелир в своей лавке» была выполнена в 1449 году, в эпоху Северного Ренессанса и отражает увлечение нидерландских мастеров так называемым «иллюзионизмом» в изобразительном искусстве, а также интересу к мельчайшим деталям, в особенности к драгоценностям и иным предметам торговли. В пространстве картины драгоценные камни, металлические предметы, ювелирная утварь, светские «побрякушки» — дел рук мастера-ювелира.

Кристус детально описал интерьер магазина. Ювелир изображен за прилавком с весами в руке: он взвешивает золото или украшение для пары элегантно одетых клиентов. Лицо мастера серьезное и сосредоточенное, его поза подчеркивает ремесленный авторитет и идею добросовестности. Исследователи отождествляют ювелира со святым Элигием, покровителем ювелиров. Такое предположение было выдвинуто на основе некоторых дополнений: над головой ювелира возвышался нимб. В дальнейших итерациях картины он был удален. Картина является жанровой сценкой, репрезентируя конкретную профессию и конкретного, по всей видимости, мастера. Многие искусствоведы считают, что ювелир — это Виллем ван Флютен, специалист из Брюгге. Мужчина и женщина, — это, вероятно шотландский король Яков II и его супруга — королева Мария Гельдернская. Они могут быть изображены на картине. Пара покупает обручальные кольца по случаю бракосочетания, а ювелир их взвешивает на весах.

Однако картина не только о ремесле и торговле — она пропитана иллюзиями и иносказаниями о жизни. В маленьком выпуклом зеркале в левой нижней части, у локтя левой руки ювелира, открывается улица Брюгге — свидетельство того, что художник вводит реальный городской пейзаж в композицию. Это придает сцене документальную точность фламандского города. В зеркале отражаются молодые люди с соколом, символом гордости и жадности, что устанавливает моральное сравнение между людьми из разных жизненных слоев, а также между миром зрителя и миром изображенной четы.

Картина наполнена иными символами. Весы — не только инструмент ювелира, но и намек на библейский мотив Последнего Суда и нравственный выбор. Кораллы и жемчуг в Средние века ассоциировались с чистотой, защитой от зла и священными добродетелями. В этом смысле мастерская ювелира становится местом проверки не только золота, но и человеческих душ. Красный пояс, тянущийся со стола в пространство зрителя является намеком на супружество.

Петрус Кристус, один из главных представителей фламандской школы, унаследовал внимание к деталям и светотени от ван Эйка, но внес в свои сцены жанровый интерес и глубокий символизм, иллюзионистские элементы. «Ювелир в своей лавке» — это сложное многослойное произведение, где повседневность переплетается с вечными моральными вопросами.


Автор текста: Майкл Арутюнян

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more