
Материя прима, или первоматерия ― концепт, связанный с поисками основ бытия и конструирования физической реальности. У Аристотеля первоматерия является абсолютным потенциалом (возможностью или способностью), из которого может возникнуть всё, но сама она не имеет какой-либо конкретной формы до того, как с ней начинают взаимодействовать.
Искусство часто выступает способом вернуться к первоначальному состоянию и исследовать свое собственное «я», исследовать «точку возврата», открывающую бесконечные возможности для перерождения. Выставка «Материа прима» обращается к этому состоянию, к тому самому «абсолютному потенциалу», составляющему основу всего.
На выставке представлены работы художника Ромы Бантика. Одна из центральных тем творчества Ромы ― попытка вернуть материал объекта к его изначальному, «не-объектному» органическому состоянию. Чаще всего художник использует переработанный металл, переплавляя объекты в многослойные панно.
Сейчас вопрос об идентичности, связанной с индустриальностью, снова актуален в сфере современного искусства. Опыт Уральской Индустриальной биеннале показал, что и художники, и зрители рефлексируют на тему прошлого, связанного с производством. «Материа прима» продолжает дискуссию о переосмыслении промышленного наследия Урала и самоидентификации через призму исторического бэкграунда.
О художнике
Рома Бантик родился в закрытом военном городе Лесной на Урале. После окончания архитектурной академии в Екатеринбурге изучал живопись, работал с каллиграфией. Во время локдауна начал экспериментировать с металлом. Несколько поколений семьи Ромы работали на металлургических заводах, художник продолжает их традицию, создавая живопись из расплавленного металла. Арт-объекты Ромы были выполнены автором на действующем литейном заводе в Первоуральске. В мае 2022-го года Рома переехал во Францию, сейчас обучается в артшколе Страсбурга, уделяя особое внимание перформативным практикам.
Состав выставки
Для выставки отбираются работы, созданные из переплавленного металла, арт-объекты и инсталляции.
«А190В2»
В серии «А190В2» художник переплавляет алюминиевые отходы, а также части военной техники — двигатели танков и фрагменты системы подачи снарядов.
«ʕ⁎̯͡⁎ʕ⁎̯͡⁎ʕ⁎̯͡⁎ʕ⁎̯͡⁎ʔ“9
В инсталляции смешанной техники сочетаются объект из переплавленного алюминия и перенесённая на ткань диджитал-работа, выполненная на основе фотографий, загруженных в геоточку выставочного пространства.
(๑• ₃ •๑) ╮(╯_╰ «)╭
Инсталляция, которая состоит из двух панно из переплавленного алюминия, покрытых зелёной краской.
Перформанс А190В2
Рома Бантик совместно с Монсефом Дайне В звуковом перформансе участвуют объекты из серии «А190В2». Осмысляется переход от схемы «колокола ― оружие» к «оружие ― колокола». Саунд-художник Дайне взаимодействует с работами, извлекает из них звук, который на выходе трансофрмируется при помощи подключенной техники. Во время перформанса транслируется запись процесса создания объектов серии.
Пространство
Площадкой для выставки может становится пространство старого завода Турчаниновых-Соломирских в г. Сысерть недалеко от Екатеринбурга. Выбор этого места не только топографически связан с художником, родившимся на Урале, но и отсылает к главной концепции выставки: процессу исследования свойств материала, его возможностей перевоплощаться в нечто совершенно новое.
План экспозиции
Визуализация пространства
Параллельная программа
Серия паблик-токов по истории ранней западной философии
Экскурсия по заводу Турчаниновых-Соломирских «Железо, ток, искусство: три жизни Сысертского завода»
Прогулка по Сысерти с краеведом Сашей Савичевым
Концерт группы «Курара»
Тизер выставки