big
Выпускницы магистратуры «Перформанс»: «Не бойтесь меняться»
Об обучении, творчестве и карьере
Выпускницы магистратуры «Перформанс»: «Не бойтесь меняться»
Об обучении, творчестве и карьере

Влада Булыгина, Светлана Сулаева и Пелагея Щеглинская — выпускницы первого набора магистерской программы «Перформанс» в Школе дизайна. С момента получения дипломов не прошло и полугода, а художницы уже стали настоящими профессионалами и нашли своё место в ивент-индустрии как креативные продюсеры, постановщики, перформеры и теоретики.

Мы поговорили с девушками о том, какую роль в их творческом пути сыграла Школа дизайна, какими умениями должен владеть ивент-дизайнер и как начать развиваться в индустрии перформанса.

Расскажите о своем профессиональном пути — с чего все начиналось, какими проектами вы заняты сейчас?

Влада: Перед поступлением в магистратуру Школы дизайна я успешно окончила Санкт-Петербургский Государственный институт культуры, специализируясь в области хореографического искусства. Однако я осознала, что ограничиваться только одним направлением в карьере достаточно сложно. Быть либо ограниченной в своих творческих возможностях на более высокой должности, либо сталкиваться с конфликтами, когда поставленные задачи не соответствуют ожиданиям.

Если говорить о построении карьеры в сфере театра, особенно в качестве хореографа или педагога, работающего с телесными и перформативными практиками, то networking играет решающую роль. Умение установить связи с другими людьми дает возможность иметь большее влияние в качестве специалиста.

В настоящее время я работаю свободным художником, провожу технические мастер-классы, пишу и редактирую тексты, а также всегда открыта для новых творческих проектов. Меня привлекает междисциплинарный подход, и в качестве хорошего примера я могу порекомендовать работы Роберта Уилсона, представителя театрального авангарда конца ХХ — начала XXI века, и спектакли итальянского режиссера Ромео Кастеллуччи. Они экспериментально сочетают вместе тело, голос, свет и сценографию, создавая завораживающий эффект.

Пелагея: Я закончила бакалавриат и магистратуру в сфере театра и перформанса в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Я начинала свой путь как сценограф и художник по костюмам, хотя в театр особо не ходила до начала обучения. В 11 классе увидела по телевизору постановку балета «Щелкунчик» и решила, что готова всю жизнь этому отдать.

Начинать карьеру в театральной сфере очень непросто. Если с внутренней отвагой и бесконечным вдохновением у меня всё в порядке, то со связями, которые многое решают в театре и перформансе, проблемы.

После выпуска из бакалавриата и параллельно с магистратурой я начала заниматься театром в андерграундных кругах. Первый мой спектакль, где я выступала в качестве сценографа, был с бюджетом в ноль рублей. Сейчас у меня, конечно, проекты с бюджетами, но пока что не огромными. Недавно я сделала как художник по костюмам гастро-спектакль в Community Moscow, и грядет еще один в одном из московских ресторанов, где я выступлю в роли сценографа. Готовлю большой перформанс как сценограф и художник по костюмам в Мутаборе.

Мой любимый учебный проект — «Партиципаторный спектакль „Я в домике““ для детей и их родителей, который я сделала в качестве дипломной работы в магистратуре как режиссер и художник. Проект ищет финансирование, я вижу в нем хороший старт для меня как для режиссера театральных и перформативных проектов.

Любимый проект вне учебы — спектакль «Халиф-аист», который вошел в лонг-лист премии «Золотая маска», я там выступила в роли сценографа.

Loading...

В чем, по-вашему, заключается актуальность программы «Ивент. Театр. Перформанс» для отрасли в целом и для вас в частности?

Светлана: Для меня актуальность программы заключается в гармоничном сочетании теории и практики: в том, что во время обучения постоянно создается такая среда, в которой студенты проявляют полученные теоретические знания в деле. Например, при создании событий, перформансов, спектаклей, костюмов или звуковых инсталляций. В процессе создания различных художественных форм, одновременно, мы учились составлять режиссёрские сценарии, сметы, писали заявки в арт-резиденции. И не только в теории изучали, как правильно это делать, мы всегда делали все это, опираясь на собственные, реальные проекты.
Ценность программы заключается и в том, что у нас было много мастеров самых разных областей знаний и форм художественных практик. Все они большие профессионалы. И у нас была возможность взять от каждого педагога уникальные инструменты, которые они используют для создания художественных высказываний.

Обучение в магистратуре «Перформанс» — совершенно особенная возможность собрать разные инструменты, с помощью которых работают профессионалы из индустрии. Собрать их самостоятельно за такой короткий срок и в таком серьезном объеме очень сложно, и думаю, что почти невозможно. О них не прочитаешь, их можно получить только непосредственно общаясь напрямую с практиками.

Фотоперформанс Светланы Сулаевой «Ты что такая довольная, съешь лимон». Фото Ирина Иванникова

Преимущество ещё и в том, что в процессе обучения студентов начинают привлекать в реальные проекты: приглашают создать что-то или представить уже созданную в рамках обучения работу. Поэтому во время учебы студенты набирают много контактов и знакомств, которые сразу начинают на них работать и которые интегрируют, погружают в среду. Это и контакты с преподавателями, и со студентами других направлений. В рамках обучения мы очень много коллаборировались, например, со студентами и педагогами направления саунд-арт и саунд-дизайн, мода, анимация и так далее. Студенты и преподаватели постоянно находятся в общении, в сотворчестве, создают вместе проекты, поэтому формируется серьезная база знакомств и контактов.

Перформанс Светланы Сулаевой «ИсКРА». Куратор Александр Андрияшкин

0

Ценность и актуальность программы для меня заключается и в том, что программа включала в себя множество разнообразных предметов и давала возможность попробовать себя в роли разных участников производственного процесса: саунд-артиста, сценографа, художника по костюмам, гримёра, продюсера, режиссёра и арт-критика, перформера и драматурга. Это позволило лучше разобраться в тонкостях всего процесса производства. Кроме того, благодаря этому начинаешь понимать, в какой роли тебе комфортнее находиться и что у тебя лучше получается делать.

Также я испытываю большую благодарность за то, что и кураторы, и учебная часть к нашему мнению всегда прислушивались и в течение всего учебного процесса программу адаптировали и трансформировали под наши интересы и потребности.

Лично для меня очень важно и ценно, что эта магистратура открыла во мне художника. Я вообще не могла представить себя в этой роли, а тут я была поставлена в такие обстоятельства, которые раскрыли во мне эту способность, которые дали мне понять, что я все время пряталась за теорией, которые сделали меня смелее и увереннее в себе. Я поняла, что я могу придумывать, что я могу говорить своими работами на актуальные темы. И я счастлива от такого открытия.

Перформанс «Цензоры». Куратор Лиза Морозова. Фото Ирина Иванникова

Пелагея: Театр уже давно перерос сцену-коробку, эти опыты начались не сейчас и не вчера. Ивент-дизайн помогает театру выйти за пределы себя, это еще один из способов интегрировать искусство в жизнь.

Какую роль в вашей карьере сыграла Школа дизайна НИУ ВШЭ? Как вы выбрали направление обучения?

Пелагея: В бакалавриат я пошла довольно спонтанно, я рассказала эту историю в начале интервью. После первой ступени образования мне хотелось расширить свои компетенции и чувствовать себя еще и независимым от режиссера художником. Во время обучения в магистратуре я получила достаточно свободы, чтобы самостоятельно продолжить изучать себя и свои возможности, но рядом всегда была заботливая фигура куратора.

Без Школы дизайна я бы вряд ли решилась заниматься театром и перформансом. Я хорошо рисовала и скорее всего продолжила бы это делать дальше. Здесь меня научили всему с нуля, полностью обучили профессии, большое спасибо Анастасии Нефёдовой, которая вела меня на протяжении всех этих лет. В магистратуре важной встречей стало знакомство с Дарьей Демехиной, исследовательницей и художницей перформанса, а также с Викторией Моторнюк, одной из основательниц ивент-агентства Dazzling.

Обучение в магистратуре «Перформанс» — совершенно особенная возможность собрать разные инструменты, с помощью которых работают профессионалы из индустрии. Собрать их самостоятельно за такой короткий срок и в таком серьезном объеме очень сложно, и думаю, что почти невозможно. О них не прочитаешь, их можно получить только непосредственно общаясь напрямую с практиками.

Светлана Сулаева

Вы работали параллельно с учебой? Может, участвовали в конкурсах? И какими были твои первые шаги в ивент-дизайне?

Светлана: У меня была, в основном, проектная работа, это был не фуллтайм. Я занималась организацией танцевальных классов, читала лекции по теории и истории современного танца, изредка писала рецензии на танцевальные спектакли и продюсировала проекты в поле современного танца. Но если говорить откровенно, часто у меня была не очень большая загруженность по работе, поэтому я могла много времени посвящать учебе.

Мои первые шаги в ивент-дизайне были сделаны ещё до обучения на этой программе. Я работала в продюсерской компании, которая организовывает гастроли для звезд балета. Потом я, как независимый продюсер, делала различные события. Например, в Крокин галерее в рамках выставки Николая Наседкина «Личная история» я придумала и реализовала событие, в котором взаимодействовали, раскрывая смыслы и содержания друг друга, живописные работы Николая Наседкина, танцевальная инсталляция Проекта Онэ Цукер «Красный квадрат» и само пространство галереи.

В процессе обучения мы тоже работали на реальных проектах, например, при поддержке Эммы Васильевой мы возили наш спектакль «Старосветские помещики/ПИР» на несколько фестивалей: в Тарусу и в Тулу. «Старосветские помещики/ПИР» — это коллективный авторский проект всех студентов магистратуры «Театр и перформанс», который мы создали в процессе обучения вместе с Игорем Макаровым и Анастасией Нефёдовой.

Спектакль «Старосветские помещики/ПИР»

И, конечно, серьезным шагом в этом поле я считаю свой дипломный проект лекцию-перформанс «История свободного танца. Basement version», которая является одновременно и образовательным продуктом об истории и теории современного танца, и художественным высказыванием о свободе, который я показала в Электротеатре Станиславский при поддержке руководителя магистратуры Анастасии Нефёдовой. Это проект, в котором я являюсь и автором, и перформером, и лектором, и продюсером. Но это проект, который я собрала вместе с прекрасной, вдохновляющей командой, с командой моей мечты: с основателем и арт-директором Dazzling Creative Studio Викторией Моторнюк в качестве куратора, с танц-художником Александром Андрияшкиным в качестве соавтора и танц-драматурга, с архитектором и сет-дизайнером Марией Рожневой в качестве сценографа, с основателем бренда одежды YULIA YADRYSHNIKOVA и профессором EID Madrid Юлией Ядрышниковой в качестве художника по костюмам, с преподавателем направления Sound Art & Sound Design Школы дизайна Тимофеем Кайгородовым в качестве звукорежиссера и с очень профессиональной и приятной командой Электротеатра. Проект, в немного измененном формате, я показала ещё и в библиотеке ММОМА. Эта работа каждый раз трансформируется концептуально, в зависимости от пространства, в котором демонстрируется. Я планирую развивать и показывать ее дальше.

Расскажите о дипломной работе. Что это был за проект, чему был посвящен?

Влада: В качестве дипломного проекта я осуществила постановку пластического спектакля «земля/the ground». Концептуальная рамка работы создавалась на основе отголосков темы забвения из произведения «Лиомпа» советского писателя Юрия Олеши. Область постпамяти, возможность для разговора не про старое и новое, а про актуальное: могут ли зрители увидеть себя в этой истории? Возможно ли через игру с собственными воспоминаниями, смешивание их в пространстве мифа, озвучить то, что замалчивается, что было не прожито, и тем самым наладить эмоциональные связи между людьми и встретиться с самим собой?

В работе я создала пространство мифа, который апеллировал к зрительскому восприятию не напрямую, а через интерпретацию каждого смотрящего. Созданное пространство не учило правильно смотреть и думать, тело показывало и рассказывало истории через метафоры и систему образов, через свободные ассоциации. Пластическая лексика выстраивается по методу задач, которые во время репетиций я как хореограф предложила артистам: выполняли практики на распределение веса и сопротивление, следили за постоянством звука и работой резонаторов, искали действие, которое может исчерпать само себя. Ясность намерений впоследствии рождала ясность формы, то есть правильно поставленные задачи помогли впоследствии верно выстроить хореографическую лексику.

Перформанс «земля/the ground»

0

Что планируете делать дальше, какие пути видите перед собой?

Светлана: Я планирую развивать свой дипломный проект: лекцию-перформанс «История современного танца. Basement version», показывать его в разных пространствах, уточнять, улучшать и шлифовать. Сейчас подбираются даты для повторных показов в Электротеатре Станиславский. Предполагалось, что премьерный показ будет камерным, и учитывая это обстоятельство, на него пришло почти 50 человек. Зрители активно участвовали в процессе. Работу хорошо приняли, я получила большое количество отзывов от зрителей, большое количество запросов на повторные показы и от тех, кто был, и от тех, кто не смог на показ попасть. Это, безусловно, очень приятно.

После обучения преподаватели блока Аrt event и основатели Dazzling Creative Studio Виктория Моторнюк и Мирослава Байда пригласили меня в качестве креативного продюсера в проект, где мы сейчас вместе с командой создаем постановку для презентации новой коллекции французского ювелирно-часового дома класса люкс. Для меня — это работа мечты, которая связана с моими профессиональными интересами и в которой раскрываются и совершенствуются навыки, полученные в рамках обучения в магистратуре.

Что посоветуете поступающим в Школу дизайна? Что вы сами поняли после выпуска?

Влада: Могу посоветовать одно — не бойтесь меняться. У меня был страх, что после знакомства с чем-то новым я вновь потеряю ориентиры и буду страшиться возникшей неопределенности, но все мои страхи оказались ложными. Стиль не может оставаться одинаковым всю жизнь, он гибриден, и это позволяет не уставать от самой себя. Поэтому рискуйте своим комфортом, ваш стиль/метод от вас никуда не уйдет, а только раскроет ранее неизвестные стороны личности.

Светлана: Если бы у меня спросили совета, я бы посоветовала быть открытым новым знаниям и процессам, которые предлагают в магистратуре. Иногда на занятиях предлагают практики, которые совсем не хочется делать, которые кажутся странными, вызывают внутреннее сопротивление, могут казаться непонятными и ненужными. Но ты идёшь в них и спустя время начинаешь понимать ценность этой практики, то, какую трансформацию она в тебе запустила. В конце обучения вдруг вспоминаешь какое-то упражнение, которое тебе давали в начале курса и которое изначально казалось совершенно дурацким и непонятным, может быть, не пугало, но вызывало отторжение, и начинаешь понимать его важность и актуальность. Вообще, довольно часто открытия и понимания приходили не в процессе реализации этих практик, а только спустя время. Поэтому я посоветовала бы «тренировать попытку». Не бояться пробовать делать то, что делать не умеешь, и не бояться делать то, что делать страшно.
Во время обучения стало совершенно очевидно, что художник или креативный продюсер — это не тот человек, на которого неожиданно снисходит вдохновение, а тот, кто очень усердно и много работает. Все вдохновения, все открытия и все идеи не нисходят неожиданно, а приходят во время работы. Чтобы что-то придумать, чтобы создать художественное высказывание, нужно просто сесть и начать думать, изучать тему, собирать информацию. Поэтому, если бы меня спросили совета, я бы посоветовала много времени и внимания инвестировать в свои проекты. Мозг — это мускул, он отлично поддается тренировке. И умение придумывать, создавать идеи можно и нужно тренировать и прокачивать. А как это сделать, этому отлично учат в магистратуре «Театр и перформанс».

Выпускницы магистратуры «Перформанс»: «Не бойтесь меняться»
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more