
Проект «Поверить в землю» посвящён исследованию мифа о земле обетованной, — месте, которое, согласно библейским сюжетам, должно стать новым домом для человека. В Писании Моисей выводит израильтян из Египта и становится проводником в землю, обещанную Богом, однако до того народ скитается по пустыне в течение сорока лет.
Сегодня мотив поиска дома и рефлексия о его потере и обретении особенно актуален как в современном искусстве, так и в повседневности многих из нас. Когда земля уходит из-под ног, становится совсем непонятно, удастся ли вернуться, заново обрести чувство дома, или же придётся долго скитаться в поисках чего-то нового в надежде, что твой путь однажды будет завершён.
Проект обращается к остановке на пути, условной «передышке», во время которой можно сделать паузу в дороге, отрефлексировать пройденный путь и собственное прошлое, оставленное позади. Через разговор о чужом опыте человек приходит к своему собственному, размышляет о том, стоит ли ему продолжать поиск или остановиться там, где он есть сейчас.
На выставке у зрителя есть возможность сделать условный перерыв в бесконечном поиске для того, чтобы дать себе время на переосмысление собственного опыта. У кого-то может возникнуть желание снова отправиться в путь по снежной пустыне в поисках той самой земли, которая когда-то была кем-то обещана. Кто-то может прийти к выводу о том, что искания завершены, земля обетованная уже достигнута и идти дальше не имеет смысла. Кто-то, подобно Кандиду Вольтера, может остановиться на простой формуле «нужно возделывать свой сад». У каждого на «перевалочном пункте» есть выбор: остаться и назвать это место своим домом или уйти и продолжить свой путь.
Пространство
Усадьба Знаменское-Раёк в Тверской области (30 мин. от Торжка, на пути между Москвой и Санкт-Петербургом) была построена в XVIII веке архитектором Н. А. Львовым для семьи генерала Фёдора Глебова. Название усадьба получила от села, стоящего неподалёку, и погоста Рай, который во время строительства перенесли. После революции в усадьбе располагался дом отдыха, картинная галерея, детдом для тех, чьи родители были либо на фронте, либо в эвакуации, колония для несовершеннолетних, госпиталь и снова дом отдыха.
На сегодняшний день находится в полузаброшенном состоянии, но попасть на территорию и внутрь дома можно вместе с экскурсией. На территории проходят концерты, лекции и выставки, администрация музея ищет сотрудничество с культурными проектами, чтобы привлечь внимание к восстановлению усадьбы.
Особенности экспозиции
Экспозиция делится на два этажа. Первый посвящён прошлому, контексту, с которым человек прибывает на точку «паузы», рефлексии полученного опыта. Второй — рефлексии уже о будущем, о том, во что может превратиться эта остановка.
Зрителю предоставляется свобода в выстраивании маршрута по выставке. Один из выходов первого зала ведёт к лестнице на второй этаж. Можно обойти весь первый этаж, после чего перейти на второй, посвящённый условному настоящему и будущему. По другому пути, после осмотра нескольких залов можно сразу перейти ко второй части экспозиции, обойти весь второй этаж, и завершить свой визит в усадьбу, вернувшись в залы «прошлого» на первом этаже.
Выставка проходит зимой, когда в парке лежит снег, что подчёркивает роль усадьбы как случайно найденного вынужденного приюта. У зрителя есть выбор: остаться в доме чтобы перезимовать и продолжить путешествие, дождаться весны, чтобы начать работать над своим садом или покинуть место, не задержавшись там надолго.
Художники
Юлия Немова Леонид Тишков Агата Гафарова Сабина Байсарова Розанна Погосян Карина Батраченко Мария Панина Виктория Александрова Алиса Горшенина Дарья Родионова Ася Заславская Софья Алексеева Анастасия Ковалёва Александра Митлянская Константин Аджер Алёна Пасхина Арина Смирнова Александра Алименко Анна Мочкина
Территория усадьбы
Во дворе усадьбы, на поле перед домом располагается работа Леонида Тишкова «Частное солнце». Она становится недосягаемым ориентиром для зрителей, прибывших в Знаменское-Раёк, которым предстоит преодолеть долгий путь от ворот до главного дома. При этом каждый решает для себя по-разному, встаёт солнце или садится. Работа также ассоциируется с историей места: архитектор Н. Львов, подражая Андреа Палладио, стремился использовать силы природы в своих проектах. Солнце и траектория его движения занимали одно из центральных мест в архитектуре усадьбы.
Работа представляет собой концептуальное продолжение проекта «Частная луна», который был начат в 2000-х годах. Художник воплощает поэтические образы, перемещая светила на землю, в жизнь обычного человека.
«Частное солнце» размещается в центре поля перед домом, на которое нельзя заходить посетителям. Объект располагается на уровне чуть выше человеческого роста
Экспозиция 1 этажа «То, что имеем»
Работы, представленные на первом этаже, объединены по принципу обращения к прошлому, к тому опыту, с которым человек оказывается в определённой точке своего пути. Это может быть рефлексия об оставленном доме, о людях, которые были дороги, о местах, мифах, привычках и «обычаях», которые так или иначе были к тебе привязаны. Даже если уход от своего старого дома был необходим и доброволен, многие вещи всё равно остаются в памяти, независимо от интонации их восприятия.
В инсталляции художница обращается к памяти о собственном доме, который пришло время покинуть. Слои полупрозрачной ткани с нанесённым на них рисунком фрагментов комнат приходят в движение во время перемещения зрителя через них, отсылая к воспоминаниям о месте, которого больше нет.
«Рассеивающийся дом» размещается в первом зале-прихожей, что создаёт переход от снежного пейзажа на улице к «приюту», в роли которого выступает усадьба
В инсталляции «Безымянная» художник работает с трагической историей своего деда, который был расстрелян по ложному обвинению в 1937 году. Место захоронения его неизвестно, и Леонид Тишков на протяжении нескольких лет пытается найти безымянную могилу. Чёрный ковёр становится воплощением земли и непосаженных в память о человеке цветов.
В работе «Крыша над головой» переосмысляется восприятие выражения как символа безопасности и комфорта. Художница размышляет об ограничениях, двойственности вещей, которые на первый взгляд могут казаться чем-то абсолютно привычным и однозначным.
«Безымянная» и «Крыша над головой» экспонируются в одном зале
В инсталляции художница обращается к религиозной практике Востока, которая называется зикр. Во время ритуала люди движутся по кругу, ускоряясь и останавливаясь. Зикр часто исполняется во время похорон, выступает как молитва за успокоение умершего. На пяти коврах, соединённых в инсталляции, видны следы человеческого движения по кругу, что отсылает к непрерывности ритуала из-за трагедий вокруг человека.
Инсталляция располагается во внешней части здания на террасе, закрытой для доступа зрителя, вид на которую открывается из окон дома
Работа «Свечи» выполнена из фитилей-нитей, при помощи воска соединённых в одну форму. Если поджечь одну свечу, загорятся все. Уделяется внимание соотношению общего и частного, истории личной и общей.
В серии «К Розе» художница прожигает насквозь текст, написанный на обратной стороне фотографий. Таким образом разрушаются оба способа сохранения памяти. Нечитаемые надписи на родном для художнице языке констатируют разрыв с собственной культурой.
Объект «Свечи» экспонируется в одной комнате с работой «К Розе»
В серии «Коврики матери» художник обращается к артефактам, которые оставила после себя его мать — вязаным коврикам. Получая новое воплощение в бронзе, коврики будто становятся памятником ушедшему, контрастируя своим холодом с ожиданием тепла и уюта.
В проекте «Прогноз погоды» переосмысляется привычный ритуал просмотра передачи по телевизору. Вместо программы на экране появляется квартирная топография детских воспоминаний художника, переворачивая взгляд на «внутренний», идущий из телевизора.
Видео экспонируется в одном зале с работой Леонида Тишкова «Коврики матери»
Инсталляция «Шов земли» и фотография «Позвонки» создают визуальную рифму, которая отсылает к размышлениям о причастности к дому или месту, близкому для человека, о его идентичности.
В серии фотографий «Свет в тени прошлого» художница запечатлевает будни абхазского города Ткуарчал. В процессе исследования проявляется история людей города, их ощущение дома, связи с местом, в котором они родились и живут.
В графической серии «Я их, они мои» художница использует в качестве основы фотографии гор, сделанные во время путешествия домой. Горы в этом проекте рассматриваются как вечная величина, которая никак не зависит от людей, чья жизнь начинается, проходит и заканчивается.
В центре внимания инсталляции «Сквозняк» — ковёр, который во многих культурах ассоциируется с домашним теплом и уютом. Художник воплощает нарушение этого порядка, тревогу и страх того, что даже дома может быть небезопасно.
В серии текстильных работ художница создаёт воплощение боли, которая часто сопровождает человека в моменты перехода от одного состояния к другому.
Серия располагается в пространстве над лестницей, ведущей на второй этаж, на котором размещена вторая часть экспозиции
Экспозиция 2 этажа «То, что будет»
Второй этаж посвящён тому этапу «остановки», на котором человек начинает размышлять о будущем, пытаться определить, как поступать дальше. Во многом экспозиция отталкивается от того, что именно на втором этаже располагались комнаты воспитанников детского дома и впоследствии заключённых колонии для несовершеннолетних. О чём думали эти дети, что видели вокруг себя, как представляли жизнь за пределами дома? Эти вопросы также вплетаются в общую рефлексию о будущем, свойственную человеку, который оказался на перепутье.
Проект «Город N» Аси Заславской исследует пейзаж в православной иконописной традиции с точки зрения субъектности, то, как он существует вне изображённых героев.
В серии «Не долетели» художница обращается к чувству тоски при виде погибших птиц, которых часто можно встретить на улице. Вылепленные из белой глины, птицы оставляют на себе отпечатки окружающего их пейзажа.
Серия «Не долетели» экспонируется в одном зале с работами Аси Заславской «Ковчег» и «Город N»
Инсталляция «Очаг!» представляет собой построенный из перевязанных между собой соломинок лабиринт внутри дома, «поставленный» на землю при помощи лесок. Художница размышляет о хрупкости места, которое мы хотим назвать домом, его уязвимости.
Инсталляция размещается под куполом зала, построенного по подобию Пантеона в Риме
В серии видео «Выставка» художница обращается к моменту концентрации на настоящем, тому, что окружает человека в ту или иную секунду и на способности созерцать то, что кажется обычным. Тогда привычное превращается в художественное полотно, выходя за рамки повседневности.
«Там, где тишина становится местом» — запись перформанса, который исследует феномен пустоты. Художница обращается к оставленному и не заселённому пространствам (заброшенному зданию и прородному ландшафту), сочетая их с целью проследить воздействие акта творения человека.
В работе «Поле» художница воссоздаёт пейзаж, используя погружённые в воск стебли живых цветов. Постепенно бутоны увядяют под воздействием времени, подчёркивая его разрушительную сущность.
Инсталляция «Поле» экспонируется в одном зале с видео перформанса Карины Батраченко «Там, где тишина становится местом»
Проект «Дом в гостях» посвящён попытке выстроить взаимоотношения с местом, которое замещает твой дом, при этом не потеряв хрупкую связь с тем, что кажется привычным и родным.
В печатной серии «Маркеры памяти» художница превращает марки на конвертах в черту, передающую суть полученного письма, благодаря которой можно интуитивно прочувствовать содержание послания.
Анимация «отчуждение времени» представляет собой медитативное наблюдение пути через деревья, что ведёт зрителя к диалогу с природой. Медленный ход времени замедляет человеческое восприятие, сонастраивая его с вечностью окружающего леса.
В работе «Под одеяло» Мария Панина продолжает размышление о привязанности человека к земле и об идентичности, которая выстраивается на этой связи. Объект играет на паре «сон — смерть», сочетая в себе уют и тепло с экзистенциальным страхом перед вечностью.
«Под одеяло» размещается в одном зале с видео Алёны Пасхиной «Отчуждение времени»
Специально для выставки создаётся звуковая инсталляция, воплощающая в себе пласты истории усадьбы. В качестве референса выбрана работа Александры Алименко и Анны Мочкиной, участвовавшая в выставке «Приближение» в музее Анны Голубкиной. Художницы проводят исследование истории усадьбы, итогом которого становится создание звуковой среды. Зал, в котором располагается инсталляция, окнами выходит на снежное поле, что дополняет ощущение «паузы».
В своём манифесте «Граница контраста» художница обращается к зрителю, приглашая к диалогу «о числах и времени, жизни и снах, о воде, случайности и воспоминаниях, сознательном и бессознательном, о поиске и определении границы контрастов».
Арт-объект «Частная луна» становится визуальным воплощением поэмы о человеке, который однажды встретил луну и остался с ней до конца своей жизни.
Работа располагается в чердачной комнате второго этажа, в которой находится лестница, ведущая на купол дома
Специальная программа
Кульминацией проекта становится показ спектакля «Джан» Серовского театра драмы по одноименной повести Андрея Платонова. «Джан» — история инженера Назара Чагатаева, который отправляется на родину в Туркменистан, чтобы найти свой народ и вывести его из пустыни. Спектакль адаптируется под пространство усадьбы так, чтобы зрители имели возможность следовать за героями по всей её территории.
Показ спектакля становится завершающей точкой проекта, воплощающей в себе одну из интерпретаций мифа о земле обетованной.
Тизер выставки
* — в тизере использованы фрагменты видеозаписей спектакля «Джан» Серовского театра драмы, а также фрагменты работ Юлии Немовой, Алёны Пасхиной и Карины Батраченко.