Original size 1003x1600

Группа Camel: путешествие на Восток

39

В 1993-м умер отец лидера британской софт-прог-рок- группы Camel Эндрю «Энди» Лэтимера. Эту потерю тот переживал несколько лет, и результатом этих переживаний стал альбом 1996 года Harbour Of Tears. Он вошёл в так называемый «канон Camel» (вместе с Music Inspired By The Snow Goose (1975) — возможно, самый известным альбомом Camel, Nude (1981) и Stationary Traveller (1984). Речь в нём шла о трагических судьбах ирландских иммигрантов, на рубеже XIX/XX веков отправлявшихся в Америку из гавани в заливе Коб, что в графстве Корк (среди них была бабка Лэтимера). Её прозвали «Гаванью слёз». Альбом был принят с восторгом, по результатам успешного тура был выпущен концертный двойник Coming Of Age (1998), понравившийся и фанатам, и критикам. Но того, что последовало за этим дуплетом, мало кто ожидал.

Loading...

В ту пору ближайшим конфидентом Лэтимера был басист Колин Басс, чей вклад в историю группы неоценим. В начале 1980-х Колин был движущей силой ещё одного интереснейшего проекта — одной из первых в истории world music-группы 3 Mustaphas 3, нежно любимой и пропагандируемой великим британским диджеем Джоном Пилом.

Loading...

Басс подарил Лэтимеру компакт-диск под названием The Rough Guide To World Music (1994). Не слишком искушенного в этнике гитариста и флейтиста очаровал раздел, что был посвящен арабской музыке; потолковав с Колином, Энди узнал о древнеарабском поэтическом размере «раджаз» (буквально переводится как «спазм в спине верблюда, поднимающегося с земли»). Ритм этих стихов, положенных на музыку, сходен с ритмом шагающего каравана. Потрясенный открывшимися музыкально-поэтическими просторами и ассоциациями, Лэтимер написал серию песен, вдохновленных древней музыкальной практикой и названных просто: Rajaz. Это был все тот же кэмеловский прог-рок, но с отчетливым ароматом восточных пряностей.

Loading...

Если внимательно вслушиваться в альбом, то волнообразная The Final Encore и впрямь напоминает раскачивающийся ритм верблюжьего шага, в то время как почти мавританская Sahara, как флейта заклинателя змей, гипнотизирует слушателя. Но главным был всё же восьмиминутный заглавный трек: беспокойное проявление неизвестной, почти чуждой, но манящей мощи, приправленное виолончелью, флейтой и слайд-гитарой Лэтимера. Прочие пьесы были проникнуты более знакомой поклонникам группы мелодикой и тематикой.

Loading...

Выпущенный на собственном лейбле группы Camel Productions в 1999 году, Rajaz сопровождался гастрольным туром, во время которого группу — так уж вышло — преследовали проблемы эпических масштабов. Во время репетиций ушёл барабанщик Дэйв Стюарт, менеджер и автор текстов Сьюзан Гувер упала с лошади, почти всю группу накрыл сильный вирус гриппа, а Лэтимер так и просто терял голос.

Loading...

И тем не менее в течение 2000 года Camel отыграли один из самых ярких туров в своей карьере в аншлаговых залах по всей Европе. Это яркое «паломничество в страну Востока» стало и для Лэтимера, и для группы шагом к чему-то новому. Точнее — к триумфальному альбому 2002 года A Nod And A Wink. Но о нём когда-нибудь потом.

Группа Camel: путешествие на Восток
39
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more