
В 1993-м умер отец лидера британской софт-прог-рок- группы Camel Эндрю «Энди» Лэтимера. Эту потерю тот переживал несколько лет, и результатом этих переживаний стал альбом 1996 года Harbour Of Tears. Он вошёл в так называемый «канон Camel» (вместе с Music Inspired By The Snow Goose (1975) — возможно, самый известным альбомом Camel, Nude (1981) и Stationary Traveller (1984). Речь в нём шла о трагических судьбах ирландских иммигрантов, на рубеже XIX/XX веков отправлявшихся в Америку из гавани в заливе Коб, что в графстве Корк (среди них была бабка Лэтимера). Её прозвали «Гаванью слёз». Альбом был принят с восторгом, по результатам успешного тура был выпущен концертный двойник Coming Of Age (1998), понравившийся и фанатам, и критикам. Но того, что последовало за этим дуплетом, мало кто ожидал.
В ту пору ближайшим конфидентом Лэтимера был басист Колин Басс, чей вклад в историю группы неоценим. В начале 1980-х Колин был движущей силой ещё одного интереснейшего проекта — одной из первых в истории world music-группы 3 Mustaphas 3, нежно любимой и пропагандируемой великим британским диджеем Джоном Пилом.
Басс подарил Лэтимеру компакт-диск под названием The Rough Guide To World Music (1994). Не слишком искушенного в этнике гитариста и флейтиста очаровал раздел, что был посвящен арабской музыке; потолковав с Колином, Энди узнал о древнеарабском поэтическом размере «раджаз» (буквально переводится как «спазм в спине верблюда, поднимающегося с земли»). Ритм этих стихов, положенных на музыку, сходен с ритмом шагающего каравана. Потрясенный открывшимися музыкально-поэтическими просторами и ассоциациями, Лэтимер написал серию песен, вдохновленных древней музыкальной практикой и названных просто: Rajaz. Это был все тот же кэмеловский прог-рок, но с отчетливым ароматом восточных пряностей.
Если внимательно вслушиваться в альбом, то волнообразная The Final Encore и впрямь напоминает раскачивающийся ритм верблюжьего шага, в то время как почти мавританская Sahara, как флейта заклинателя змей, гипнотизирует слушателя. Но главным был всё же восьмиминутный заглавный трек: беспокойное проявление неизвестной, почти чуждой, но манящей мощи, приправленное виолончелью, флейтой и слайд-гитарой Лэтимера. Прочие пьесы были проникнуты более знакомой поклонникам группы мелодикой и тематикой.
Выпущенный на собственном лейбле группы Camel Productions в 1999 году, Rajaz сопровождался гастрольным туром, во время которого группу — так уж вышло — преследовали проблемы эпических масштабов. Во время репетиций ушёл барабанщик Дэйв Стюарт, менеджер и автор текстов Сьюзан Гувер упала с лошади, почти всю группу накрыл сильный вирус гриппа, а Лэтимер так и просто терял голос.
И тем не менее в течение 2000 года Camel отыграли один из самых ярких туров в своей карьере в аншлаговых залах по всей Европе. Это яркое «паломничество в страну Востока» стало и для Лэтимера, и для группы шагом к чему-то новому. Точнее — к триумфальному альбому 2002 года A Nod And A Wink. Но о нём когда-нибудь потом.