Stairway Scene on HSE Design
№OS 52490002
OSKAR SCHLEMMER
lms.hsedesign.ru

Оскар Шлеммер в картине «Сцена на лестнице», написанной в 1932 году, превращает обычное архитектурное пространство в сцену, где, казалось бы, динамичное и активное движение фигур становится хореографией статичных и механистических форм. В полотне разыгрывается абстрактная пьеса в пределах ступеней и поворотов. Шлеммер, художник, теоретик и сценограф Баухауса, рассматривает человеческое тело как геометрическую структуру, вписанную в архитектуру. Его персонажи — не индивидуумы, а универсальные фигуры, воплощения порядка и ритма. Картина не столько изображает момент, сколько моделирует идею: человека в пространстве, тело в системе.

Оскар Шлеммер — один из представителей немецкого Баухауса, художник, скульптор, хореограф, преподаватель и театральный оформитель. В его произведениях происходит синтез различных художественных стилей, выводящий зрителя на иной созерцательный и чувственный опыт. Стилистическое сочетание высекает новую форму восприятия реальности — абстрактную, условную и иногда архитектоничную. Человек, находясь в центре внимания Шлеммера, в произведениях оказывается вписанным в архитектурные структуры, в причудливые геометрические пазлы и паттерны.

«Сцена на лестнице» 1932 года — одно из поздних живописных произведений Оскара Шлеммера, созданное уже после его ухода из Баухауса и на фоне давления национал-социалистической культурной политики. Это картина повествует о взаимоотношениях тела, пространства и тотальной упорядоченности. Лестница здесь выступает как схема движения и структуры, где фигуры размещаются с математической ясностью, почти как одинаковые колонны. Людским вертикальным тела вторят белые вертикальные элементы стен — линии разной толщины. Фигуры на лестнице лишены индивидуальности — у них схематические лица, упрощенные костюмы, округлые головы. Они напоминают манекенов или кукол, но не пугающих, а подчеркнуто нейтральных. Такой подход отражает баухаусовское стремление к универсализму, к соразмерности тела и конструкции. Человеческое тело у Шлеммера — элемент архитектурной системы, а не носитель личной истории. Ощущение движения задают лишь диагонали лестничных перил, тогда как все остальное — механистичность и статика.

Цветовая гамма определяет лишь людей в пространстве: охра, серые, темно-синие тона. Перспектива ломается, плоскостность выходит на авансцену композиции. Свет мягкий, распределен равномерно, без особых эффектных контрастов. Это подчеркивает не эмоциональность, а структурность происходящего.

Шлеммер часто воспринимал живопись как продолжение сценографии. В картине фигуры словно находятся в состоянии потенциального действия: кто-то поднимается, кто-то опускается, но движение как бы «на репетиции» — без импровизации, строго выверенное. Это картина-модель, где тела, формы и архитектура вплетены в единый порядок.

В контексте 1932 года, когда искусство модернизма все чаще подвергалось репрессиям, такая отстраненная, почти безмолвная сцена может восприниматься и как акт внутреннего сопротивления: вместо плаката — тихая формула. Вместо эмоции — структура. И все же в этой почти математической сцене ощущается тонкая человеческая вибрация: возможность хотя бы казаться живым, даже если все сведено к строгой условности формы.


Автор текста: Майкл Арутюнян

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more