Original size 3203x4496

Движение и динамика в произведениях печатной графики

PROTECT STATUS: not protected

Печать — многоступенчатое превращение заготовки в картинку — но как такой «фундаментальный» процесс может отражать движение, неуловимое в одном мгновении? Высокая печать (ксилография, линогравюра, гравюра на картоне) традиционно ассоциируется с лаконичностью, условностью и статичностью изображения, обусловленными техническими особенностями техники (работой с линией и пятном). Однако многие мастера на протяжении истории стремились преодолеть эту статику и передать в оттиске иллюзию движения, ритма, кинетической энергии.

Линия: использование диагоналей, извилистых и «рваных» линий, пучков параллельных штрихов, создающих ритм и направление. Пятно: контраст черного и белого, активная роль фона, «разорванные» и пересекающиеся формы. Композиция: смещение центра, асимметрия, использование принципов кадрирования и монтажа, создание визуальных векторов. Фактура: игра с текстурой дерева (в обрезной гравюре), создание тактильной поверхности, которая визуально «вибрирует». Несмотря на техническую статичность и условность, высокая печать обладает мощным и разнообразным арсеналом средств для передачи динамики. Эта передача достигается не через миметическое (подражательное) копирование реальности, а через абстрагированные, ритмические и экспрессивные организации линий, пятен и композиционных структур.

Франс Мазерель, из серии «Город», 1925; Naúl Ojeda. The Fall of the Generals. 1984

(Франс Мазерель, из серии «Город», 1925) На переднем плане герой запечатлен в промежуточном «прогулочном положении, мыском он едва ли не касается исчезающей с гравюры туфли. На гравюре три плана — пирующий фон (головы образуют единую кишащую массу, где силуэты перетекают друг в друга), статичную середину (замеревший бедняк в лохмотьях, передний план с рядом из статных гуляющих.

(Науль Охеда. Падение генералов. 1984) Путем повторного отпечатования одной и той же формы появляется выразительный эффект падения. С одной стороны это армия Генералов, с другой же — все генералы как один, траектория каждого предопределена последующими в ряде.

Кристиан Рольфс. Кочевники (Странник). 1910 год; Таферель Бернарда Виллема Веринка. 1919 г.

Статика и Динамика

(Кристиан Рольфс. Кочевники. 1910 год) Архаичный вид на статичную динамику — вектор движения поддерживается направлением ступней и крайних голов, однако самого движения не наблюдается — лишь его идея.

(Таферель Droomachtig Бернарда Виллема Веринка, 1919 г.) Мифичность и волшебность гравюры предают вензеля и антропоморфные формы-духи, словно переливающиеся из сосуда.

big
Original size 2000x1438

Кете Кольвиц. Жертвоприношение (Das Opfer). 1922 г., опубликовано в 1923 г.

Возснося фигуру ребенка, обезжизненная мать обращается к небу, остается понять — это жертва или благословение?

Эрнст Людвиг Кирхнер. «Женщина, застегивающая пуговицу».1912; Лидия Баранки. «В раздумьях». 2013

Женщина надевает ботинок, запрокинув ногу на ногу: ее туловище слегка наклонено вниз, а руки прикасаются к ботинкам. В работе Лидии Баранки эффект длинной выдержки и кругового движения достигается повторением линий в пространстве — замкнутый, цикличный процесс «раздумий».

Original size 998x1322

Томас Уд. Мать и дитя. 1905 — 1949

Здесь также движение, приближенное к «статичному» — устрашающие фигуры, словно наклонившиеся деревья, направлены в бок, считывается переходное состояние — начало урагана или другого масштабного-мифического катаклизма.

Original size 1648x1430

Томас Уд. Бинненхавен Схевенинген. 1950-1953

Игрушечные фигуры шествуют по берегу — на фоне диагональный штрих, словно большая волна, накрывающая кораблики, а спереди трава, наклонившаяся в горизонталь из-за ветра.

Original size 1456x1436

Томас Уд. «Путь». 1905–1953

Original size 1184x1440

Зарина. «Рассвет из дома — чужого места». 1999

Художница соединила абстрактную печать с родным языком ее матери, играя на понятиях «порог», «граница», — линии свербят и волнуются в противовес умиротворенной надписи на Урду. Рассвет транскрибирован и отсылает на значения понятия дом.

Шунховен ван Берден. «Кот с поднятым хвостом». 1939 год или ранее; Ханс Ландсаат. «Тайна вещей». 1990

Простые фигуративные линии выражают однонаправленные процессы: «плюющиеся» зверьки; растворяющийся в белизне человек.

Георг Базелиц, Пьющий, 1981; Джон Бантинг. «Взрыв». 1931

В «Взрыве» Джона Бантинга формы вспышками кружатся по квадрату — все связано и расщепляется, перекатывается, переливается.

В графике Георга Базелитца грязные формы и штрихи стремятся вниз — линии наполняющие обозначенный стол словно стекают жирными каплями вниз.

Олег Кудряшов, 1832; Вика Когай, «man in distress»

Герои стали частью всего пространства за счет разнонаправленных линий они «выдавливаются» в оптическую контрформу.

Фигура в перспективе словно уворачивается от палящего солнца (или танцует?).

Движение и динамика в произведениях печатной графики
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more