Original size 334x500

Темная сторона джаза: дарк джаз

PROTECT STATUS: not protected
10

«Как я обычно говорю — это злой брат-близнец джаза. Это джаз, который не похож на джаз вообще, все здесь работает по-другому, не так как принято». — Бибоповский

РУБРИКАТОР

Концепция Дарк джаз: зарождение. Miles Davis, John Coltrane, Angelo Badalamenti, Morphine. Эмбиент — половина дарк джаза. История возникновения: Bohren & der Club of Gore. Развитие: Dale Cooper Quartet & the Dictaphones, The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble Дарк джаз в России: Bebopovsky And The Orkestry Podyezdov. Заключение Источники

КОНЦЕПЦИЯ

Когда кто-то говорит слово «джаз», в голове всегда возникают ассоциации, что это что-то очень подвижное, ритмичное, пропитанное атмосферой радости и веселья. Но также, джаз очень многогранный жанр, который если смешать с чем-то, можно получить совершенно другую эстетику. Джаз появился в конце XIX — начале XX века в США и сильно эволюционировал со временем, появлялись новые группы смешивались разные стили. Джаз возник из традиционной афроамериканской музыки, включая блюз, рагтайм и народные мелодии. Духовая музыка оказала значительное влияние. Саксофон, труба, тромбон и пианино стали центральными в развитии жанра. Потом в Новом Орлеане в 1910-е зародился Диксиленд. Этот стиль сочетает в себе элементы рагтайма и духовой музыки, характеризуется коллективной импровизацией. Представители: Луи Армстронг, Джелли Ролл Мортон. В 1920-е из дискиленда развился свелл, и стал популярным в Чикаго и Нью-Йорке, акцентируя внимание на сольной импровизации и более структурированных формах. Это было началом второй волны джазовой музыки, подчеркнувшую важность ритма и мелодии.

После появились секстеты и биг-бенды в 1930-е. Это был период свинга, когда джаз стал популярным на танцевальных площадках. Биг-бенды, такие как Оркестр Дюка Эллингтона, акцентировали внимание на аранжировках и сложных музыкальных формах. В 1940-е появился боп, жанр акцентировался на сложные гармонии и нехарактерные ритмы. Представители — Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи. Подход стал более интроспективным, и импровизация вышла на новый уровень свободы. В 1950-е появился кул-джаз, это реакция на боп, характеризующаяся более спокойным, мелодичным звучанием. Представители — Майлс Дэйвис, Стэн Гетц. Вдохновение черпалось из классической музыки, оформившись в новые формы и структуры. Затем, в 1960-е появился ещё более экспериментальный джаз. Отличается свободной импровизацией, объединяющей элементы восточной музыки и философии. Выражение персональных идей стало важнее формата. Представители — Орнетт Коулман, Джон Колтрейн. В 1970-е развился фьюжн — смещение в сторону смешивания джаза с роком, соулом и электроникой. Использование синтезаторов и электронных инструментов. Представители — Майлс Дэйвис, Херби Хэнкок.

Новый джаз и современные направления (1980-е — по настоящее время). Появление жанров, таких как эйсид джаз, джаз рэп, дарк джаз и другие, что свидетельствует о продолжении смешивания различных музыкальных культур и стилей. Технологические изменения и доступ к цифровым платформам позволили новым исполнителям экспериментировать со звуком и привлекать более широкую аудиторию.

Таким образом, можно заметить, что джаз развивался каждое десятилетие и новые стили постоянно вытекали одни из другого путем добавления экспериментов.

В исследовании я хочу проанализировать дарк джаз, самый наиболее современный. Как из такого веселого, быстрого жанра получился совершенно противоположный — мрачный, медленный и меланхоличный?

Дарк джаз: зарождение. Miles Davis, John Coltrane, Angelo Badalamenti, Morphine.

Разберемся, что такое дарк джаз и с чего он начинался. Дарк джаз — это музыкальный жанр, который объединяет элементы джаза и эмбиента, создавая мрачную, атмосферную звуковую палитру, наполненную меланхолией, тревожными настроениями и минимализмом. Он является противоположной и более экспериментальной стороной классического джаза, так как ему присущи медленные темпы, глубокие мелодиии и тяжелые, далекие ритмы.

Original size 4096x2048

Майлз Дэвис и Джон Колтрейн

Начало сдержанным меланхоличным мотивам положил Майлз Дэвис. В 1957 году он выпускает пластинку «Birth of the Cool», которая определила дальнейшее развитие дарк джаза. После этого Дэвис уходит на 5 лет в затишье, но позже возвращается с компанией единомышленников. Джон Колтрейн продолжил мысль Дэвиса наиболее точно и стал значимой фигурой в развитии жанра.

Колтрейн играл более импровизационный джаз, умело подмешивая в него депрессивный тон и мрачные ноты. За год до своей смерти в 1966 году он успел выпустить альбом под названием «Meditations». Эта работа относится больше к фри-джазу, но в ней можно услышать отголоски направления дарк джаза и именно в ней чувствуется психоделичный дух, что как раз важно для дарк джаза.

Loading...
Loading...

Но точкой отсчета начала дарк джаза является пластинка Майлза Дэвиса «Ascenseur pour l’échafaud». В 1958 году вышел французский черно-белый фильм «Лифт на эшафот», к которому Майлз Дэвис написал этот сборник как саундтреки. Атмосфера и сюжет фильма как раз соответствуют эстетике жанра альбома. Именно в этом альбоме впервые прозвучали замедленные ритмы и звуки, а труба стала наиболее тягучая.

Loading...
Original size 295x383

Фильм «Лифт на эшафот». 1958 г.

Анджело Бадаламенти работал вместе с режиссером Дэвидом Линчем. Именно они внесли в жанр некую туманность, абсурд и странность происходящего. Бадаламенти и Линч познакомились в 1986 году во время съёмок «Синего бархата» и написали саундтрек к этому фильму совместно. Так начался творческий союз композитора и режиссёра, который продолжается по сей день. В 1990 году они написали саундтрек — к «Твин Пиксу».

С 1991 по 1993 год Бадаламенти и Линч работали над совместным проектом «Thought Gang», об этом знали не все, ведь выпустили его только в 2018. Но всё же, отдельные композиции из альбома играли во многих фильмах Линча конца 90-х и начала 00-х.

Original size 608x404

Анджело Бадаламенти и Дэвид Линч

Loading...
Loading...
Original size 500x333

Morphine

Morphine — группа, оказавшая значительное влияние благодаря своему уникальному звучанию. Фронтмен группы Марк Сэндмен ещё в своём первом проекте «Treat Her Right» пытался скрестить непринуждённый рок с джазом и блюзом, но только с Morphine он окончательно воплотил в жизнь свои задумки. В первом альбоме «Good» заметен характерный медленный, гипнотизирующий для дарк-джаза ритм и призрачный саксофон. Всё это вместе с вокалом Сэндмена звучит превосходно, а некоторые нестандартные ходы в композициях удивляют даже сегодня. После дебютной пластинки последовал ошеломительный успех альбома «Сure of pain». Эта работа считается бесспорным шедевром и пиком музыкального творчества группы Morphine. Примечательно, что музыканты не использовали электрогитару, заменив её полностью бас-гитарой, а всю это меланхолию и грустную лирику Сэндмен вообще назвал лоу-роком. К сожалению, Марк Сэндмен скончался в 1999 году от сердечного приступа прямо на сцене. Оставшиеся участники группы образовали новый коллектив под названием Vapors of Morphine, деятельность которого продолжается по сей день.

Loading...

Эмбиент — половина дарк джаза

Почему-то многие, говоря о дарк-джазе, упускают его эмбиентную составляющую, хотя эти два жанра неразрывно связаны друг с другом. Обволакивающее фоновое звучание, звуки природы или же городской шум — это всё то, что порой может удачно дополнить музыкальную композицию. Вообще, эмбиент является подвидом электронной музыки, а зародился этот жанр в 70-х годах благодаря творчеству Брайана Ино. У эмбиента, как и у всего в мире, есть своя тёмная сторона, где фоновый шорох может оказаться не таким уж и приветливым. В дарк-эмбиенте часто применяются различные психоакустические приёмы, минимализм и монотонность, дабы вызвать у слушателя соответствующие эмоции тревоги и ужаса. Первопроходцем в таком жанре считается Lustmord — знаменитый проект Брайана Уильямса. Уильямс миксовал записи, сделанные на скотобойнях, в криптах и пещерах, смешивая их с ритуальными тибетскими звучаниями. В 90-м году вышел его первый альбом «Heresy», который был признан новым рубежом в направлении дарк-эмбиент.

Для музыкантов, играющих дарк-джаз, немаловажно сделать композицию атмосферной, а иногда и пугающей, поэтому они практически каждый раз прибегают к добавлению эмбиента в свою музыку. Чаще всего такой приём используется для погружения слушателя в мир тоски и вечной тьмы.

История возникновения: Bohren & der Club of Gore.

Original size 500x281

bohren & der club of gore

Становление стиля начинается с появлением немецкого коллектива Bohren & der Club of Gore в 1992 году. Этот коллектив популяризировал дарк джаз. До того, как перейти к мрачным и замедленным тонам в своей музыке, ребята играли хардкор в разных немецких группах. Из-за такого бэкграунда сначала они хотели играть музыку быстрее всех, но позже стали играть музыку медленнее всех. В 1994 году они выпустили дебютный альбом «Gore Motel». Примечательно, что он был записан за один день и музыка на нем очень сильно отличалась от того джаза, который все привыкли слышать. Сами немцы назвали это хоррор джазом с элементами блюза Black Sabbath и стиля игры на гитаре Криса Айзека.

Loading...

Такая музыка не сразу получила своего слушателя, но через год Борены выпустили вторую пластинку «Midnight radio». Этот альбом считается самым медленным в дискографии группы, его средний бпм 30. Каждая композиция длится примерно 10 минут, новый гитарный аккорд начинает играть только тогда когда утихнет предыдущий, что производит гипнотический эффект.

Loading...

Также, примечательно, что саксофон появился только в третьем альбоме Боренов «Sunset mission», когда гитарист покинул группу, а на его место пришел саксофонист. «Sunset Mission» наполнен общей нуарной атмосферой, которую дополняет романтичный саксофон.

Loading...

Развитие: Dale Cooper Quartet & the Dictaphones, The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble

Original size 1024x682

Dale Cooper Quartet & the Dictaphones

После «Bohren & der Club of Gore» «Dale Cooper Quartet & the Dictaphones» по праву идут следующими, кто формирует мировую сцену тягучего направления. Название, кстати, вдохновлено сериалом «Твин пикс», что в целом неудивительно. Коллектив появился в 2002 году во французском городе Брест. На их релизах можно услышать бархатный голос Gaëlle Kerrien и женский вокал Zalie Bellacicco. Голос, кстати, в дарк-джазовых композициях явление редкое.

«Тревожный минимализм первого альбома „Parole De Navarre“ (2006) перевел вопрос, кто убил Лору Палмер, прямо-таки в онтологическую плоскость, а сама пластинка стала событием в кругах любителей инструментальной меланхолии.»

Loading...

Позже, группу подписал лейбл Denovali, который специализируется на темной экспериментальной музыке.

В 2011 вышел альбом «Metamanoir», аранжировки стали прихотливее, влияние кул-джаза — очевиднее, удивительно уместно зазвучал голос Гэль Керриен.

Loading...
Original size 650x393

The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble

The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble — проект голландца Джейсона Кенэна, пожалуй, можно считать одним из самых известных и популярных даркджазовых коллективов, который, к тому же, имеет соответствующую жанру предысторию. Изначально в планах не было ни группы, ни альбомов, но музыка создавалась. Ее цель — фон к старым немым фильмам Фридриха Мурнау и Фрица Ланга, вроде того же легендарного «Носферату».

Так, успешно опробовав себя в роли саундтреков, музыка The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble начала свой собственный путь — без визуальной поддержки. Но только спустя шесть лет с момента основания, в 2006 году, они смогли выпустить дебютный альбом, который был назван в честь самой группы. После этого было еще три альбома, далее — реорганизация и ребрендинг в The Mount Fuji Doomjazz Corporation. Но на сегодняшний день и первый, и второй коллектив прекратили свою деятельность.

Loading...
Loading...

В своей музыке The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble не ограничивались ни стандартной для джаза стилистикой, ни привычными инструментами. Но это и не удивительно, ведь сложно представить себе страшного и ужасного графа Орлока, который крадется в полумраке под бойкий джазовый аккомпанемент.

Здесь ритмика меняется от трека к треку, но минорная атмосфера не устает за ней следовать. Достигается она и за счет применения электронных инструментов, и за счет необычного звучания привычных для жанра скрипок и ударной установки. Откуда-то из мрачных глубин неожиданно возникает вокал, что добавляет акценты, благодаря которым внимание слушателя переключается.

В целом, это все-таки дарк джаз, который лишь изредка намекает на эмбиент. Они умею подстегнуть ритмом, разбавить перкуссией.

Loading...

Дарк джаз в России: Bebopovsky And The Orkestry Podyezdov.

Original size 1280x854

Bebopovsky And The Orkestry Podyezdov

Самым видным представителем дарк джаза в России можно назвать Bebopovsky And The Orkestry Podyezdov. Вольдемар Бибоповский отличается большой продуктивностью, выдавая уже много лет альбом за альбомом. И самое главное, что разнообразие музыки просто ставит в тупик неосведомленного слушателя. Он никогда не зацикливается на одном звучании и постоянно экспериментирует с жанрами, оставляя полюбившуюся эстетику.

По словам Вольдемара, сначала проект задумывался как «возврат джаза от музыки консерваторий и изысканных вечеров к музыке улиц и прокуренных баров». «Россия сама по себе благодатная почва для этого жанра, если подумать. Но все в несколько других временных эпохах. Если для Америки нуар — это гангстеры и брутальные детективы тридцатых, то для России нуар — это рэкетиры девяностых, бандитский Петербург, опера и т. д.» — Бипоповский в интервью.

Также, сначала Бибоповский хотел коллектив с постоянно меняющимся составом, а не как принято наоборот. В итоге так и получилось, единственный постоянный музыкант в этом коллективе — это сам Вольдемар.

«Нуарная атмосфера позволяет достучаться до людей. Но в целом я стараюсь относиться к этому немножечко с юмором и улыбкой. Достаточно посмотреть на названия композиций. Я как бы стараюсь сказать людям: эй, может быть, сейчас тебе хреново, но поверь, это не навсегда; улыбнись и продолжай идти.» — Вольдемар Бибоповский

Конечно, на первых этапах одной музыки мало, и приходилось прибегать к различным уловкам в стиле исконно русского словечка в названии композиции. Но уловка стала традицией, поэтому не стоит удивляться, что в этом тексте не приводятся названия треков. Хотя некоторые озвучить можно.

Например, «Паяльник и клуб правдивых ответов», или «Никогда не разговаривай ночью с девочкой на качелях». В целом, этот трюк работает, потому что каждый трек хочется послушать, и каждый слушатель в этом множестве альбомов может найти такое название композиции, которое, откликнется именно ему. «Помнишь, как ты замерзла и я отдал тебе свою кофту?»

Концептуально музыка Bebopovsky And The Orkestry Podyezdov находится все там же, на темной стороне. И пусть не каждый из треков можно причислить к джазу, и не каждый из них совсем уж нуар, но нужно отдать должное: у Вольдемара получилось вернуть эстетику нуара улиц, только русских.

Релизы, которые принесли известность и полюбились любителям дарк джаза: «The Pink Bird Mental Institute» и «Flamingo’s Dreams». Именно их ценители жанра считают идеальным саундтреком к «Твин Пикс».

Loading...
Loading...

Заключение

На основе анализа групп, которые так или иначе оказывали влияние на развитие дарк джаза, можно заметить, что это достаточно интересный жанр, который открыт к экспериментам и постоянно видоизменяется. Дарк джаз — совершенно противоположен классическому джазу и в этом весь интерес, магия и красота экспериментов, постоянные поиски нового звучания. Также, хочу добавить от себя, что экспериментировать, на мой взгляд, залог успеха развития музыки, только так можно получить что-то совершенно новое и уникальное, а не бесконечное паразитирование на одном жанре.

Источники

Темная сторона джаза: дарк джаз
10
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more