big

Игры эпох — эксплейнер про настольные игры

Влияние историко-культурного контекста на популяризацию тех или иных настольных игр в XX–XXI вв.

Эксплейнер посвящен исследованию влияния историко-культурного контекста на популяризацию тех или иных настольных игр в XX–XXI вв. В нем исследуется, как ключевое событие эпохи, будь то кризис, война или стабильность, напрямую порождало конкретную игру. Эмпирической основой исследования стали данные портала BoardGameGeek, демонстрирующие связь между сменами исторических эпох и доминирующими типами настольных игр. Вывод ставит в центр работы проблему зависимости игровых форматов от конкретного социально-исторического контекста.

big
Original size 1920x1066

1. Введение 2. 1900-1920-е: Игры как социальный навык и развлечение в салонах 3. 1930-1940-е: Ответ на кризис и потерю экономического контроля 4. 1950-1960-е: Игры — маркер семейного быта и стабильной жизни 5. 1970-е: Уход в воображаемые миры, рождение нишевых фандомов 6. 1980-1990-е: Игры — часть массового досуга, а не гик-культуры 7. 2000-2020-е: Многополярность самой игровой культуры 8. Финал: Главный паттерн: Игры — зеркало коллективных страхов и мечтаний

Loading...

Введение

Тысячелетиями люди атаковали, догоняли и завоевывали — в настольных играх данные аспекты остаются константой уже много лет. Однако формы, в которых проявляется эта жажда соперничества и контроля, меняются вместе с эпохой. Настольные игры довольно чутко реагируют на исторический контекст. Это некий вид эскапизма — желание переиграть реальность символически и безопасно.

Original size 480x270

1900-1920-е

Original size 1920x1066

Если рассматривать двадцатое столетие целиком, то первые двадцать лет задают ритм и структуру всей эпохе. Индустриализация и урбанизация привели к массовому росту городского среднего класса, где часы досуга концентрировались в домашних «салонах» и семейных вечерах, а следовательно, создавался спрос на социальные игры: люди праздновали окончание Первой мировой войны в карточных играх и пати-форматах, а умение играть в популярные игры было частью социальной идентичности.

Original size 1951x1087
Original size 480x270

1930-1940-е

Original size 480x270

Но затем приходит Великая депрессия 30-х, а с ней и первая Монополия («Monopoly») — символический ответ на экономический кризис. Игра Чарльза Дэрроу предлагала контроль там, где он был утрачен в реальной жизни. Путь Монополии («Monopoly») продолжался и в 40-е. В период Второй мировой войны, помимо очевидной популярности карточных игр, таких как покер и дурак, за счёт своей мобильности и простоты, Монополия («Monopoly») сохраняет известность. Более того, британцы использовали модифицированные версии игры для военнопленных — в поля вставляли настоящие карты и деньги.

Original size 1951x1087

1950-1960-е

Original size 1951x1087
Original size 480x270

После Второй мировой войны на Западе формируется идеал «домашнего мира». Игры вроде Скрэббл («Scrabble»), Клуэдо («Cluedo») и Твистер («Twister») становятся частью семейного быта. Реклама и маркетинг стали масштабнее; производители выпускали яркие коробки, а к ним — и простые правила для обывателей. Тренд продолжался и в следующем десятилетии: только теперь игры приобрели не только формат застольного времяпрепровождения, но и активного отдыха. В 1950–1960-х игра становится маркёром стабильности: за столом собирается семья, а игровой процесс символизирует привычный ритм жизни.

Original size 1951x1087

1970-е

Однако в 1970-е годы нарастает тоска по альтернативным сообществам и уход в воображаемые миры. В этом контексте появление Подземелья и Драконы («Dungeons & Dragons») становится революцией, связанной с популяризацией фэнтези и толкинистики. Как отмечали исследователи, рождение Подземелья и Драконов («Dungeons & Dragons») было актом «любительского бунта» против коммерциализированного досуга. Игра рождается не в корпорации, а, буквально, в гараже энтузиастов: игрок получает возможность быть автором, а не лишь участником.

Original size 480x270

1980-1990-е

Original size 1951x1087

Но нет, эта нишевость не продлилась долго. В 1980–1990-е годы игра превращается в часть глобальной поп-культуры. Тривиал Пёрсьют («Trivial Pursuit»), Пикшенери («Pictionary») и Мэджик: Зэ Гэзеринг («Magic: The Gathering») популяризирует коллекционирование. Настольные игры теперь — не часть гик-культуры, как в 70-х, а полноценный досуг. Популярность карточных коллекционных игр в целом связана не только с механикой, но и с духом времени. Обладание редкой картой становится метафорой успеха и статуса; мир постепенно готовится ко вхождению в новую эру.

Original size 480x270
Original size 1951x1087

2000-2020-е

Original size 480x270

Закрывается глава двадцатого века. А что же в современности? Первые два десятилетия XXI века во многом повторяют логику начала прошлого столетия — это снова эпоха поиска. Мир утрачивает прежнюю полярность и переходит в неясное и «жидкое» состояние, где идентичности, системы и ценности постоянно перетекают друг в друга. Снова в играх мы читаем желание контроля: рецессия, новое столетие. Звучит знакомо? В начале 2000-х популяризуются Катан («Catan»), Каркассон («Carcassonne») и Тикет ту Райд («Ticket to Ride»): экономический контроль внутри настольных игр снова становится методом эскапизма.

Original size 1951x1087

Однако уже к 2010–2020-м появляется противоположный импульс: кооперативные проекты вроде Пандемик («Pandemic») или Спирит Айленд («Spirit Island») акцентируют внимание на актуальных проблемах. Одновременно появляются и узконаправленные дизайнерские игры вроде Глумхейвен («Gloomhaven»), Вингспэн («Wingspan») и Коднеймс («Codenames»). Они демонстрируют многополярность самой игровой культуры — сосуществование новых эстетик, логик и способов взаимодействия, таких разных, как и сам современный мир.

Финал: Главный паттерн

Original size 480x270

Прослеживая столетнюю историю настольных игр, можно заметить устойчивый паттерн: в кризисы люди тянутся к играм ради контроля и общности, в стабильность — к соревновательности. Вероятно, в 2030-х маятник качнётся к массовости: на фоне усталости от цифрового перенасыщения появятся простые, социальные форматы, чтобы упорядочить хаос жизни.

Bibliography
Show
1.

Monopoly: Financial Prosperity in the Depression [Электронный ресурс] // Pennsylvania Center for the Book. — 2010. — URL: https://pabook.libraries.psu.edu/literary-cultural-heritage-map-pa/feature-articles/monopoly-financial-prosperity-depression (дата обращения: 10.10.2025)

2.

Dungeons & Dragons. Art & Arcana: Визуальная история игры // Hobby World.– 2018. — URL: https://hobbyworld.ru/dungeons-and-dragons-art-and-arcana-vizualnaja-istorija-igri (дата обращения: 15.10.2025)

3.

The Oxford history of board games // Oxford; New York: Oxford University Press. — 1999. — URL: https://archive.org/details/oxfordhistoryofb0000parl_h4x4 (дата обращения: 11.10.2025)

4.

Playthings: Games and Culture by Miguel Sicart [Электронный ресурс] // Sage Journals. — 2022. — URL: https://doi.org/10.1177/15554120211020380 (дата обращения: 09.10.2025)

5.

BGG [Электронный ресурс] // BoardGameGeek. — 2000. — URL: https://boardgamegeek.com/browse/boardgame (дата обращения: 15.09.2025)

6.

How Monopoly Games Helped Allied POWs Escape During World War II [Электронный ресурс] // The atlantic. — 2013. — URL: https://www.theatlantic.com/technology/archive/2013/01/how-monopoly-games-helped-allied-pows-escape-during-world-war-ii/266996/ (дата обращения: 19.09.2025)

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.

https://www.youtube.com/watch?v=f1o4PD8ynPA (дата обращения: 25.10.2025)

7.8.9.10.11.12.13.14.15.

https://www.boardgamequest.com/carcassonne-board-game-review/ (дата обращения: 12.09.2025)

16.

https://en.wikipedia.org/wiki/Ticket_to_Ride_%28board_game%29 (дата обращения: 07.11.2025)

17.

https://boardgamegeek.com/boardgame/30549/pandemic (дата обращения: 24.09.2025)

18.

https://boardgamegeek.com/boardgame/162886/spirit-island (дата обращения: 16.10.2025)

19.20.

https://tbgd.blog/2019/06/19/wingspan-unboxing/ (дата обращения: 10.09.2025)

21.

https://store.czechgames.com/products/codenames-new (дата обращения: 29.10.2025)

22.

https://boardgamegeek.com/boardgame/19466/trivial-pursuit-1980s (дата обращения: 13.11.2025)

Игры эпох — эксплейнер про настольные игры
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more