
В рамках фестиваля «Архитектон» 2025 я принимала участие в летне-осенней программе «Область», проходившей в шести районах Ленинградской области. В составе группы в августе я отправилась в архитектурную экспедицию в Кингисеппский район, а результаты исследования мы представили на открывшейся 23 октября выставке в «Манеже».
Кингисеппский район, август 2025 г.
Наше хорографическое исследование было направлено на выявление и фиксацию взаимного влияния портовых и сельских территорий, проникновения одних элементов и характеристик в другие. Полевое исследование проходило в границах Усть-Лужского и Вистинского поселений.
Темой моего исследования стали «Изгнанники»,
однако сущность их проявилась значительно позже.Кингисеппский район, август 2025 г.
Автор рисунка Юлия Романова
Для фестиваля наша группа подготовила оформление экседры на втором этаже выставочного пространства, в которой были представлены итоги личных размышлений. Концептуально она освобождена от всех лишних элементов и приглашает к вдумчивому осмыслению территории, представляя из себя лаконично оформленный натуральной тканью стол с зинами по индивидуальным темам исследований. Каждому зину соответствует свой стул, образно концентрирующий в себе философию его автора. Экспозиция буквально «пронизана» стежками, изображающими отложившуюся в памяти ментальную карту района.
Для своей части экспозиции я выбрала туристический стул. Текст моего исследования посвящен ответу на вопрос, почему единственные, кого можно бы было назвать изгнанниками на протяжении всей поездки — были мы сами. Наше нахождение в Кингисеппском районе было строго «регламентировано» с первого дня: талоны на еду, справки об участии в экспедиции, пропуска в порт. Временное пребывание ограничивалось строгими правилами, выстроенными как портовыми работниками, так и жителями деревней. Нас прогоняли, но это не задевало. Мы оставались сторонними наблюдателями, старающимися запечатлеть как можно больше деталей. Мы как должное воспринимали законы портовой зоны и пренебрегали распорядком, установленным местными жителями, остро ощущающими свое право на землю. Мы были самыми настоящими туристами, ищущими ответы на вопросы, которые там не считали целесообразным задавать. Такими же туристами я хотела заставить почувствовать себя посетителей «Архитектона», читающих достаточно претенциозные тексте о месте, где они не были.
Открытие фестиваля «Архитектон» 23.10.2025
Зин наполнили линогравюры, посвященные линиям Кингисеппского района. Сама специфика изображения стирает явные текстуры, сохраняя только геометричность. А она едина: традиционные ижорские узоры, конструкции детских качелей, придуманные местными жителями и своим устройством напоминающие леса и коридоры в порту, фермы скита Кирконмяки. Таким образом, стирается грань между композициями, найденными в деревнях и на территории порта. Постепенно, с каждым новым отпечатком изображение и само исчезает, и остается только догадываться, всматриваясь в растворяющиеся очертания, где порт, а где деревня…
Открытие фестиваля «Архитектон» 23.10.2025