
Йоаким Триер
Йоаким Триер — современный норвежский кинорежиссёр, известный по картинам «Осло, 31-го августа» (2011), «Худший человек на свете» (2021) и «Сентиментальная ценность» (2025). Его работы отличаются тонкой созерцательностью, психологичностью и деликатным погружением внутрь сознания героя.

РУБРИКАТОР
ВВЕДЕНИЕ КРУПНЫЙ ПЛАН ДАЛЬНИЙ ПЛАН РАСФОКУС ДОРОГА
Триер родился в семье кинематографистов в третьем поколении, что однозначно предопределило его профессиональный путь. Отец режиссёра, Якоб Триер, был звукорежиссёром мультфильма «Большие гонки» (1975), дед Эрик Лёхен — сценарист и режиссёр, а Ларс фон Триер, соавтор манифеста «Догма 95», — его дальний родственник. Как Триер говорит сам о себе, он научился снимать до того, как научился писать, снимая на камеру Super-8 и интуитивно понимая, что делать. [1]
Закончив учебу в датской киношколе European Film College и Национальной школе кино и телевидения в Великобритании, Йоаким Триер начал свою карьеру кинорежиссёра с короткометражных фильмов Pietà (2000) и Still (2001). Затем вышел его третий короткометражный фильм «Проктер» (2002) — триллер о мужчине, который смотрит на видеозапись самоубийства и пытается разгадать тайну произошедшего. Премьера состоялась на Эдинбургском международном кинофестивале, где он получил премию за лучший британский короткометражный фильм.
В 2006 году выходит дебютный полнометражный фильм Триера «Реприза», за который он получил главные кинопремии Норвегии, а следующий его фильм «Осло, 31-го августа» (2011), премьера которого состоялась в секции «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале, становится работой, принесшей ему признание. На данный момент Йоаким Триер создал семь полнометражных фильмов, включая единственный его документальный фильм о художнике Эдварде Мунке «Другой Мунк» (2018).
В своем исследовании я рассматриваю несколько полнометражных художественных работ Триера, а именно: «Реприза» (2006), «Осло, 31-го августа» (2011), «Громче, чем бомбы» (2015) и «Худший человек на свете» (2021), на примере которых выделю основные стилистические приемы, которые использует режиссёр, а также основные темы и вопросы его творчества, тем самым отвечая на вопрос, как в фильмах Триера, созданных с 2006 по 2025 год, отражается эволюция «портрета поколения» и его проблем в меняющемся обществе.
Отбор конкретных визуальных примеров проводился по принципу репрезентативности, то есть для анализа в каждом разделе были выбраны наиболее показательные и яркие сцены, которые не просто иллюстрируют тот или иной прием, но и раскрывают его смыслообразующую функцию в раскрытии авторского замысла и ключевых тем его творчества. В качестве текстовых источников в первую очередь используются интервью с режиссёром, а также русскоязычные и англоязычные статьи кинокритиков.
Это путешествие внутрь сознания человека, который не в ладу с самим собой. Именно в этом ужас. Не в монстре. Ужас — в непонимании себя и самоподавлении, которое растет из него.
Изначально Триер не планировал создавать трилогию, она образовалась уже впоследствии, когда постоянный актер главной роли этих фильмов Андерс Даниэльсен Ли, прочитав сценарий «Худший человек на свете», отметил, что чувствует этот фильм продолжением истории, которую Триер рассказывает в «Репризе» и «Осло, 31-го августа».
Сюжетно картины никак не связаны между собой, однако их связывает общее ощущение, который друг и коллега Триера Майк Миллс назвал забавной контаминацией OS-LOneliness. [2]


«Реприза» (2006)
Один из наиболеее бросающихся в глаза приемов визуального стиля Йоакима Триера является настойчивое, почти навязчивое использование крупных планов лиц своих героев. Режиссёр в буквальном смысле старается приблизить нас к герою, камера заглядывает прямо в глаза персонажу, выискивая в них малейшие отблески эмоций: мимолетную дрожь сомнения, застывшую боль, проблеск иронии или тоски. Крупный план у Триера становится порталом во внутренний мир человека, позволяя нам не просто увидеть историю, а прочувствовать ее изнутри, разделив с героем его одиночество, растерянность и надежду.


«Реприза» (2006)
«Осло, 31-го августа»


«Реприза» (2006)
Мне важно приблизиться как можно ближе к человеку. И расширить границы зрительской эмпатии. Ты словно вынужден сидеть в кинозале и переживать ту эмоцию, но вместе с другими людьми. Я нахожу это интересным в кино. [4]
«Осло, 31-го августа» (2011)
«Осло, 31-го августа» (2011)


«Громче, чем бомбы» (2015)
«Худший человек на свете» (2021)
«Громче, чем бомбы» (2015)


«Осло, 31-го августа» (2011)
«Осло, 31-го августа» (2011)
В противовес интимным крупным планам, Йоаким Триер использует дальний план как инструмент, помещающий человека в контекст большего — города, природы, безличной архитектуры. Если крупный план заставляет заглянуть в душу героя, то дальний позволяет увидеть его одиночество со стороны. Этот прием работает на контрасте: внешний мир может быть величественным и спокойным, в то время как внутренний мир персонажа разрывается от тревоги. Всё вокруг продолжает существовать в своем неторопливом ритме, становясь молчаливым свидетелем невидимой драмы.


«Осло, 31-го августа» (2011)
«Осло, 31-го августа» (2011)
Мир — это жестокое место. И, может быть, нам нужно, знаете, быть уязвимыми. [4]


«Громче, чем бомбы» (2015)
Я человек, который удивительно ясно помнит многие вещи из своего детства… И это странныс образом оставило отпечаток меланхолии во мне.
«Громче, чем бомбы» (2015)
«Худший человек на свете» (2021)
Еще один прием, который Триер использует для усиливания эмоциональной вовлеченности зрителя это расположение героя на переднем плане в расфокусе. Основное действие происходит за ним, однако присутствие героя в кадре напоминает о субъективности взгляда, направляя к мысли не о том, что сейчас происходит, а что герой чувствует от происходящего. Кроме того эффект блюра, сам по себе отражает внутреннее состояние героя — потерянное, смазанное.
«Громче, чем бомбы» (2015)


«Худший человек на свете» (2021)
«Худший человек на свете» (2021)
«Худший человек на свете» (2021)
Мотив дороги, пути становится у Йоакима Триера ключевой пространственной метафорой внутреннего поиска и экзистенциальной неопределенности его героев. Камера фиксирует не столько изменение локации, сколько течение времени и мысли. Дорога становится физическим воплощением внутреннего состояния героев: блуждания в поисках себя, попытки убежать от прошлого или, напротив, мужественного движения навстречу ему. В конечном счете, для героев Триера путь важнее пункта назначения, а сама дорога превращается в ландшафт их души — открытый, нелинейный.


«Реприза» (2006)


«Осло, 31-го августа» (2011)
«Громче, чем бомбы» (2015)
Меня интересуют истории, где зритель вовлекается во внутреннюю жизнь героя. Я стараюсь строить драму без необходимости в злодеях. Правда в том, что во многих жизненных ситуациях, в трагической сути жизни, все мы ходим поступать правильно, но у нас не всегда получается.
Слова Йоакима Триера с пресс-конференции Каннского кинофестиваля 2025
«Реприза» (2006)
«Осло, 31-го августа» (2011)
«Громче, чем бомбы» (2015)
«Худший человек на свете» (2021)