
Концепция
Я выбрала данную тему, поскольку люблю путешествовать, и часто на моем пути встречаются здания с различными оптическими иллюзиями. Мне стало интересно разобраться подробнее в этой теме и выяснить несколько моментов: - Что такое оптическое искусство - Когда появился оп-арт - С помощью каких приемов архитекторы добиваются различных иллюзий - Какие самые яркие примеры подобной архитектуры известны на данный момент
В своей работе я пользовалась многими источниками, но главной задачей было показать и передать оригинальность мышления нынешних архитекторов, которые с помощью своей фантазии и навыков способны визуально изменить не только здание, но и окружающую среду.
Визуальное исследование я решила разделить таким образом, что каждый отдельный блок представляет собой новый способ вникания оп-арта в архитектуру зданий.
Что такое оп-арт и когда он появился
Оп-арт, или оптическое искусство, — это направление в искусстве второй половины XX века. Его главная задача — создать иллюзию движения с помощью цветов, контрастов и геометрических фигур.
Одним из первых понятие «оптическое искусство» употребил американский скульптор Дональд Джадд в рецензии на выставку художника Джулиана Станчака «Оптические картины» в 1964 году.
Само направление зародилось еще в 50-е годы внутри геометрической абстракции, но его популяризация относится к 60-м годам двадцатого века.

Научный эксперимент профессора Томпсона, 1889 год
1-е разработки в сфере оп-арта пришлись на конец XIX века. В 1889 году в «Das neue Universum» появилась статья об оптических иллюзиях профессора Томпсона. Он изображал черно-белые круги, создавая видимость движения. Однако все это научные разработки, а не живопись.
Свою известность оп-арт получил в 1965 году после Нью-Йоркской выставки «Чувствительный глаз».
«Шахматная доска» Виктор Вазарели, 1935
«Вега-200» Виктор Вазарели, 1968
«Борей III» Виктор Вазарели, 1964
На выставке «Арте-Фиера-77» 1977 года, которая проходила в Болонье, были показаны работы художников этого направления — Виктора Вазарели, Еннио Финци и других. Сам Вазарели также возглавлял группу по поискам визуального искусства. Это и дало первый толчок к развитию оп-арта.
Сейчас оптические иллюзии часто используются в экстерьере: это эффективный способ создать оригинальный и привлекающий внимание дизайн здания.
Зеркало, как способ полного погружения
«The mirror houses» Peter Pichler Architecture, Альпы
«The mirror houses» Peter Pichler Architecture, Альпы
Фасады облицованы зеркальным стеклом, поэтому в них все отражается, и создается иллюзия полного погружения в окружающую среду. Мне кажется, что современная архитектура должна быть логическим продолжением природы, а не наоборот
Данные дома находятся неподалеку от Альп, поэтому данное архитектурное решение идеально подошло: зеркальное покрытие не отвлекает человеческий глаз от любования природой.


«Pinnacle at Symphony Place», США
Однако даже в многолюдном городе подобная оптическая иллюзия работает отлично. Вершина в Симфоническом месте — небоскрёб, в котором расположены офисы, торговые ряды и залы для симфонической музыки. Небоскрёб спроектирован архитектором Пикардом Чилтоном.
Плавные линии, изгибы и движение
Мне кажется, что в наше время большинство архитекторов стремятся к более «мягким» формам, поскольку серые угловатые многоэтажки мы наблюдаем уже много лет, и современному человеку хочется видеть больше плавных, несимметричных линий, приближающих нас к природе.
«Ribbon Chapel», Ономичи, Хиросима, Япония
Глядя на данную часовню, кажется, что она состоит из бесконечных спиральных лестниц, но это иллюзия. Две белые лестницы обхватывают всё здание, но оканчиваются смотровой площадкой. Проект часовни разработал Хироси Накамура.
«Кривой дом», Сопот, Польша
Это необычное здание спроектировали архитекторы Szotyński Zaleski Studio. В этом доме даже окна и крыша кривые. Создается ощущение, будто мы смотрим на здание через кривое зеркало.
«Танцующий дом», Прага, Чехия
Данное здание действительно напоминает танцующую пару. Обе башни словно опираются друг на друга. Подобная иллюзия усиливается с помощью различных материалов и текстур на каждой башне. Этот шедевр спроектировал архитектор Фрэнк Гери и Владо Милунич.
«Здание Селфриджес», Бирмингем, Великобритания
Плавная форма сооружения кажется бескаркасной и гибкой, словно морская волна. Создается ощущение, что это чудовище из подводного мира, которое вышло погреться под лучами солнца и показать всем свою чешую, сделанную из алюминиевых дисков.
Мягкость форм из твердых материалов
«Gue (ho)st House», Дельм, Франция
Данное здание принадлежит центру современного искусства Synagogue de Delme. Художники Кристоф Бердагё и Мари Пежюс смогли создать иллюзию потекшего фасада. Отделка здания сформирована из блоков полистирола, залитых смолой и покрытых белой краской.
Легкость во всем
Необязательно большие здания должны выглядеть тяжело и громоздко. Многие архитекторы стараются придать своим творениям легкости и воздушности.
Отель «Yas Viceroy Abu Dhabi», Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты
Данное здание спроектировали Asymptote Architecture. Крыша в этом отеле нарушает все мыслимые и не мыслимые законы гравитации. Все это благодаря сложной сети опор, которая скрывается за фасадом. При виде здания возникает ощущение, будто его накрыли одеялом.
«Punjab Kesari Office», Индия
Данное здание создали архитекторы из Studio Symbiosis. Благодаря такому резному фасаду, создается иллюзия легкости и открытости.
Никакой целостности
С помощью эффекта разрозненности или отсутствия каких-либо деталей на фасаде человек с разных углов будет видеть совершенно разное.
«The Opus, Дубай», Объединенные Арабские Эмираты
«The Opus», Дубай, Объединенные Арабские Эмираты
The Opus был создан архитектурным бюро Zaha Hadid Architects. Кажется, что здание должно быть единым целом, если бы не «вырезанная» средняя часть. Несмотря на примитивную форму, данная деталь добавляет изюминку. Игра светотени на неровных поверхностях еще больше усиливает иллюзию.


Концертный зал Уолта Диснея, Лос-Анджелес, США
Этот концертный зал спроектирован архитектором Фрэнком Гери. Здание облицовывают панели из нержавеющей стали. Они изогнуты под произвольными углами, создавая поверхность, которая как будто трансформируется и меняется в зависимости от точки зрения зрителя.
Вывод
В своем визуальном исследовании я выяснила, что главной задачей оп-арта является создание иллюзии. В этом могут помочь геометрические фигуры, контрасты и цвета.
Также могу сказать, что в наше время в архитектуре часто используют зеркальные поверхности, благодаря которым можно создать практически любую форму и любой эффект. Возможностей сейчас очень много и архитекторы буквально подчиняют себе любые материалы. Также хотелось бы добавить, что часто прослеживается тенденция использования плавных линий и «мягких» форм для создания оптической иллюзии.
Оптические иллюзии в архитектуре можно использовать по-разному: корректировать с их помощью несовершенство человеческого восприятия, менять визуально размеры или просто удивлять.