
Образовательное направление «Фотография» проводит открытый конкурс, в котором могут принять участие студенты Школы дизайна и независимые фотографы. Тема конкурса обозначена как «Своя тема». Рассказываем подробнее о том, что стоит за этим обозначением.


Ведь очевидно, что какое-то время назад начался 21 век. Не календарный — настоящий. Когда все совсем не так, как было раньше. Любые аналогии с прошлым больше не помогают в выборе корректных решений. А из прогностических моделей могут быть использованы разве что отобранные по принципу «хуже не будет». Нам остается полагаться на собственную интуицию да сиюминутно конкретную логику. Действовать наново, жить, как выразился один литературный герой прошлого века, «всегда вперед и в темноту».
Темнота, сamera obscura, она же «темная комната» — и есть натальная зона фотографии. И когда вновь настает пора сингулярно-личных траекторий и частных сюжетов, возвращается и время фотографии. Время за пределами как студийной постановки с тотальной цифровой редактурой, так и скомпрометированной непосредственности репортажа. Сегодняшняя фотокамера обновляет функцию расширения тела — уже скорее органического, чем технического — что восстанавливает разорванную сеть первичных связей с миром, утерянным в сумерках. Соблазняет авантюрой несчетно дискретных опытов, из которых никогда не сложится единой картины мира.






Всякая картина — целое, функция процесса, доведенного до логического конца. А завершенная целостность вне горизонта фотографии, которая только фрагмент и момент, в крайнем случае, «решающий момент», если она озабочена безапелляционной статикой вечности. Потому-то, в отличие от Анри Картье-Брессона, Джефф Уолл говорит, что предпочитает фотографию как раз за потенциал смысловой неопределенности, за отсутствие в ней начал, а главное, окончаний — совсем не как в moving pictures. Те, впрочем, тоже «несчастливы по-своему»: еще будучи кино, вечно мыкаются с концами, а сегодня, переделавшись в сериалы, из сезона в сезон откладывают финал, который, когда наконец наступает, выглядит обломом их естественного формата.
Символический отказ от финала размывает границу между сериалом и реальностью уже просто потому, что сюжет в нем развивается практически всё в том же, что и жизнь, долгом, реальном времени. Благодаря чему сериал и выигрывает у реальности конкуренцию в предложении потребителю более интересного, захватывающего формата экзистенциальной длительности. Собственно, и сама жизнь способна к максимальной эффективности всего более в перспективе интереса/таланта ее обладателей. Именно так она становится своей жизнью.
Хорошие снимки служат зримой констатацией того, что снявшие их люди живут наполненной интересом к миру, той самой своей жизнью. В которой интерес — исходный элемент ее состава, а интересное становится объектом съемки, чтобы затем, отразившись в «зеркале с памятью», стать красивым в фотоизображении. Такая, фотографическая, красота никак не общее клише стиля — более всего физический спазм полного обращения далекого общего в близкое свое. Бессубъектного контекста — в свою тему.