Original size 2474x3500

Взрослый взгляд. Детское творчество в практиках и исследованиях

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

C начала XX века вокруг детского творчества формируется определенный дискурс, в котором детский взгляд приобретает свои, отличные от взрослых, образы и коннотации окружающего мира. Обращаясь к нему в данном исследовании, автор отвечает на вопрос: существует ли детское искусство в поле художественных практик и легитимно ли оно? Целью ставится изучение изменения дискурса детской деятельности: результатом анализа визуального материала стало определение двух форм восприятия «детского», от исключительно как «творчества» к формированию понятия «детского искусства».

big
Original size 4000x2250

Швейцарская брошюра, клапаны с обеих сторон. Отсылка к альбому для рисования 176 полос, формат блока: 170 × 255 мм

big
Original size 4000x2250
Original size 4000x1667

Концепция

Original size 4000x2250
Original size 4000x2250
Original size 4000x2250
Original size 4000x1667

Разворот с пояснениями и визуальный ряд с «детским» текстом

0
Original size 4000x2250
0

Визуальный ряд: свободное расположение изображений в духе детского альбома

Original size 4000x2250
Original size 4000x2250
Original size 4000x2250
Original size 4000x2250
Original size 4000x1667

Визуальный ряд с «детским» текстом

0
Original size 4000x2250
Original size 4000x2250
0

(1) Вход в главу (2) Визуальный ряд

Original size 4000x2250
Original size 4000x2250
Original size 4000x2250
Original size 4000x2250
Loading...

Анализ визуального материала позволил подтвердить выдвинутую гипотезу, основанную на четырех типах взаимодействия «взрослого» и «детского» в художественном поле.

Деятельность коллекционеров и исследователей легитимизирует детское творчество в искусствоведческом дискурсе, помещает его в контекст истории культуры и музейных практик. Концептуализация, к которой прибегают кураторы, наравне с коллаборациями художников и детей, в свою очередь, стали поверхностями возникновения нового понятия — детского искусства. Оно подчеркивает не только признание ценности детских работ, но и открывает новые способы взаимодействия между ребенком и взрослым: диалог и совместное создание смыслов.

Original size 4000x2250
Bibliography
Show
1.

Фомина Н. Н. Изучение детского рисунка как явления художественной культуры // Национальный психологический журнал. — 2023. — Т. 18, № 3(51). — С. 156–165. — DOI https://doi.org/10.11621/npj.2023.0315.

2.

Суворова А. А. Аутсайдерское искусство и философия ХХ века: дискурсивные сближения // Международный журнал исследований культуры. — 2021. — № 1(442). — С. 94–108. — DOI https://doi.org/10.52173/2079-1100_2021_1_94.

3.

Шустаскевич И. Расширение возможностей детей и оживление архитектуры через партисипаторное искусство: проект «Что это за животное?» Изы Рутковской (Empowering Children and Revitalising Architecture through Participatory Art: The What Animal Is It? Project by Iza Rutkowska) // Arts. — 2023. — № 12(3). — 107 с. — DOI https://doi.org/10.3390/arts12030107.

4.

Стамлер Х. Детские вещи: почему художников так привлекают детские книги? (Kid Stuff: Why Have Artists Been So Drawn to Children’s Books?) [Электронный ресурс] // Art in America. Режим доступа: https://www.artnews.com/art-in-america/features/kid-stuff-artists-childrens-books-1234635235/ (дата обращения: 06.10.2025).

5.

Кандинский В. В. О духовном в искусстве. — 288 с. — ISBN 978-5-389-18275-2. — (Серия «Азбука-классика. Non-Fiction»).

6.

Центр эстетического воспитания «Мусейон» [Электронный ресурс] // // ГМИИ им. А. С. Пушкина. Режим доступа: https://pushkinmuseum.art/education/museyon/index.php?lang=ru (дата обращения: 27.09.2025).

7.

А. Е. Крученых. Собственные рассказы и рисунки детей [Электронный ресурс] // Читальня Будетлянина. Собрание книг русских футуристов. Режим доступа: https://traumlibrary.ru/fx/kruchenih-risunki-detey.html#s018 (дата обращения: 08.10.2025).

8.

Постоянная коллекция [Электронный ресурс] // Музей детского искусства в Нью-Йорке (Children Museum of the Arts New York). Режим доступа: https://www.cmany.org (дата обращения: 27.09.2025).

9.

Детские рисунки из терезинского гетто (Children’s Drawings from the Terezin Ghetto) [Электронный ресурс] // Еврейский музей в Праге. Режим доступа: https://www.jewishmuseum.cz/en/collection-research/collections-funds/visual-arts/children-s-drawings-from-the-terezin-ghetto/ (дата обращения: 25.10.2025).

10.

Детские рисунки из Терезинского гетто включены в реестр ЮНЕСКО (Children’s drawings from Terezín ghetto added to UNESCO register) [Электронный ресурс] // Международное радио Прага. Режим доступа: https://english.radio.cz/childrens-drawings-terezin-ghetto-added-unesco-register-8855957 (дата обращения: 25.10.2025).

11.

Дети авангарда. К 100-летию Государственной академии художественных наук: Сборник материалов проекта. / под ред. Ю. И. Малыгиной. — 2022. — 210 с.

12.

Фомина Н. Н. Коллекция детского рисунка института художественного образования и культурологии РАО — база исследования исторического опыта художественного образования и эстетического воспитания // Педагогика искусства. — 2016. — № 1. — С. 89–96. — ISSN 1997-4558.

13.

Фомина Н. Н. Деятельность А. В. Бакушинского в Государственной академии художественных наук // Дети авангарда. К 100-летию Государственной академии художественных наук: Сборник материалов проекта. — 2022. — С. 21–39.

14.

История коллекции [Электронный ресурс] // Международная коллекция детского рисунка. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20220703123614/https://childrens-art-collection.com/istoriya/ (дата обращения: 10.10.2025).

15.

Фомина Н. Н. Избранные произведения из международной коллекции детского рисунка института художественного образования и культурологии РАО // Проблемы педагогики искусства. — 2017. — № 4 (39). — С. 12–16.

16.

Музей детского рисунка [Электронный ресурс] // Институт художественного образования РАО. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20090608093843/http://www.art-education.ru/museum/index.htm#trudschool (дата обращения: 10.10.2025).

17.

Музей и дети. Воспитание поколений. Опыт ГМИИ им. А. С. Пушкина в эстетическом воспитании детей / под ред. О. А. Антоновой. — Москва: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2010. — 224 с. — ISBN 978-5-904855-01-7. — (Серия «ZEYTZ. Коллекция „Пушкинский музей“»).

18.

Павлова И. Е. Первое детство Нины Чекрыгиной // Дети авангарда. К 100-летию Государственной академии художественных наук: Сборник материалов проекта. — 2022. — С. 40–45.

19.

Ульрике Мюллер и Эми Зайон. «Конференция животных» (Ulrike Müller and Amy Zion. The Conference of the Animals) [Электронный ресурс] // Музей Квинса (Queens Museum). Режим доступа: https://queensmuseum.org/exhibition/conference-of-animals/ (дата обращения: 16.10.2025).

20.

«Конференция животных», Музей Квинса (The Conference of the Animals, Queens Museum) [Электронный ресурс] // Эми зайон (персональное портфолио). Режим доступа: https://amyzion.com/The-Conference-of-the-Animals-Queens-Museum (дата обращения: 16.10.2025).

21.

Марковски М. Война глазами ребёнка: польские рисунки 1946 года в списке ЮНЕСКО [Электронный ресурс] // Mad White magazine. Режим доступа: https://www.whitemad.pl/en/war-through-the-eyes-of-a-child-polish-drawings-from-1946-on-the-unesco-list/ (дата обращения: 10.11.2025).

22.

Рисунки и тексты детей во время войны в Европе: 1914–1950 (Drawings and writings of children during wartime in Europe: 1914-1950) [Электронный ресурс] // ЮНЕСКО. Режим доступа: https://www.unesco.org/en/memory-world/drawings-and-writings-children-during-wartime-europe-1914-1950 (дата обращения: 10.11.2025).

23.

Робинсон Н. Да, ваш ребёнок мог бы создать современное искусство (Yes, Your Child Could Make Modern Art) [Электронный ресурс] // Current Affairs. F Magazine of Politics and Culture. Режим доступа: https://www.currentaffairs.org/news/2024/03/yes-your-child-could-make-modern-art (дата обращения: 22.10.2025).

24.

Студия ДЭЗ № 5. Компактное убежище для любимого занятия: Каталог выставки. — 2005. — 128 с.

25.

Студия ДЭЗ № 5. Место встречи: Каталог проекта. — 2011. — 200 с.

26.

Студия ДЭЗ № 5. Что делать? Аудиовизуальная инсталляция глаголов повелительного наклонения: Каталог выставки. / под ред. М. Нефедова. — 2023. — 224 с.

27.

Что делать? Аудиовизуальная инсталляция глаголов повелительного наклонения [Электронный ресурс] // Галерея на Солянке. Режим доступа: https://solyankagallery.ru/what (дата обращения: 10.11.2025).

28.

Егоршина Л. Как организованы мастерские в «ГЭС-2», «ДЭЗ № 5» и в Rybakov PlaySchool [Электронный ресурс] // EdDesign Mag. Режим доступа: https://eddesignmag.com/remeslennaya-masterskaya-vne-shkoly/ (дата обращения: 21.10.2025).

29.

Пуспита В. Мобильное искусство ради мира (MAP): Влияние на национальную образовательную программу и молодежную политику в области построения мира в Кыргызстане, Руанде, Индонезии и Непале (Mobile Arts for Peace (MAP): Informing the National Curriculum and Youth Policy for Peacebuilding in Kyrgyzstan, Rwanda, Indonesia and Nepal) [Электронный ресурс] // UK Research and Innovation. Режим доступа: https://gtr.ukri.org/projects?ref=AH%2FT008164%2F1&pn=1&fetchSize=10&selectedSortableField=firstAuthorName&selectedSortOrder=ASC#/tabOverview (дата обращения: 05.11.2025).

30.

Рутковская И. Что это за животное? (What Animal is This?) [Электронный ресурс] // Iza Rutkowska. Режим доступа: http://izarutkowska.com/en/what-animal-is-it/ (дата обращения: 23.10.2025).

31.

Викторино С. Риванe Нойеншвандер: «Имя страха» [Электронный ресурс] // Tate. Режим доступа: https://www.tate.org.uk/research/research-centres/tate-research-centre-learning/the-name-of-fear (дата обращения: 05.11.2025).

32.

Выставка SEA «The Name of Fear» Риване Нойеншвандер открывается в Рио-де-Жанейро [Электронный ресурс] // Obras de Arte. Режим доступа: https://www.tate.org.uk/research/research-centres/tate-research-centre-learning/the-name-of-fear (дата обращения: 05.11.2025).

33.

Детский художественный коллектив (Kids Art Collective) [Электронный ресурс] // A4 Arts Foundation. Режим доступа: https://www.a4arts.org/projects/recHzGbMBqskJ3yJW-kids-art-collective (дата обращения: 14.10.2025).

34.

Детский художественный коллектив. Radical Library (Kids Art Collective. Radical Library) [Электронный ресурс] // A4 Arts Foundation. Режим доступа: https://www.a4arts.org/projects/recbIuBS7ai0OAu1z-kids-art-collective-radical-library (дата обращения: 14.10.2025).

35.

Франческо Нассимбени (Francesco Nassimbeni) [Электронный ресурс] // A4 Arts Foundation. Режим доступа: https://www.a4arts.org/projects/recY1FqPiTpGLwRqV-francesco-nassimbeni (дата обращения: 14.10.2025).

36.

Остерман Р. Коллаборации с моим малышом (Collaborations with My Toddler) [Электронный ресурс] // Ruth Oosterman. Режим доступа: https://www.ruthoosterman.com/collaborations-with-my-toddler (дата обращения: 20.10.2025).

37.

Остерман Р. «Объятие матери» — совместная работа с моим малышом («A Mother’s Embrace» — Collaborations with my Toddler) [Электронный ресурс] / Р. Остерман, Т. Остерман // The Mischievous Mommy. Режим доступа: https://themischievousmommy.blogspot.com/2017/01/a-mothers-embrace-collaboration-with-my.html (дата обращения: 20.10.2025).

Image sources
Show
1.

А. Е. Крученых. Собственные рассказы и рисунки детей [Электронный ресурс] // Читальня Будетлянина. Собрание книг русских футуристов. Режим доступа: https://traumlibrary.ru/fx/kruchenih-risunki-detey.html#s018 (дата обращения: 08.10.2025).

2.

Постоянная коллекция [Электронный ресурс] // Музей детского искусства в Нью-Йорке (Children Museum of the Arts New York). Режим доступа: https://www.cmany.org (дата обращения: 27.09.2025).

3.

https://www.wikiart.org/ru/yasuo-kuniyosi/i-m-tired (дата обращения: 13.11.2025).

4.

https://arthive.com/markrothko/works/235934~No_10 (дата обращения: 13.11.2025).

5.

Детские рисунки из терезинского гетто (Children’s Drawings from the Terezin Ghetto) [Электронный ресурс] // Еврейский музей в Праге. Режим доступа: https://www.jewishmuseum.cz/en/collection-research/collections-funds/visual-arts/children-s-drawings-from-the-terezin-ghetto/ (дата обращения: 25.10.2025).

6.

Детские рисунки из Терезинского гетто включены в реестр ЮНЕСКО (Children’s drawings from Terezín ghetto added to UNESCO register) [Электронный ресурс] // Международное радио Прага. Режим доступа: https://english.radio.cz/childrens-drawings-terezin-ghetto-added-unesco-register-8855957 (дата обращения: 25.10.2025).

7.

Фомина Н. Н. Деятельность А. В. Бакушинского в Государственной академии художественных наук // Дети авангарда. К 100-летию Государственной академии художественных наук: Сборник материалов проекта. — 2022. — С. 21–39.

8.

История коллекции [Электронный ресурс] // Международная коллекция детского рисунка. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20220703123614/https://childrens-art-collection.com/istoriya/ (дата обращения: 10.10.2025).

9.

Фомина Н. Н. Избранные произведения из международной коллекции детского рисунка института художественного образования и культурологии РАО // Проблемы педагогики искусства. — 2017. — № 4 (39). — С. 12–16.

10.

Музей и дети. Воспитание поколений. Опыт ГМИИ им. А. С. Пушкина в эстетическом воспитании детей / под ред. О. А. Антоновой. — Москва: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2010. — 224 с. — ISBN 978-5-904855-01-7. — (Серия «ZEYTZ. Коллекция „Пушкинский музей“»).

11.

Павлова И. Е. Первое детство Нины Чекрыгиной // Дети авангарда. К 100-летию Государственной академии художественных наук: Сборник материалов проекта. — 2022. — С. 40–45.

12.

Ульрике Мюллер и Эми Зайон. «Конференция животных» (Ulrike Müller and Amy Zion. The Conference of the Animals) [Электронный ресурс] // Музей Квинса (Queens Museum). Режим доступа: https://queensmuseum.org/exhibition/conference-of-animals/ (дата обращения: 16.10.2025).

13.

«Конференция животных», Музей Квинса (The Conference of the Animals, Queens Museum) [Электронный ресурс] // Эми зайон (персональное портфолио). Режим доступа: https://amyzion.com/The-Conference-of-the-Animals-Queens-Museum (дата обращения: 16.10.2025).

14.

Марковски М. Война глазами ребёнка: польские рисунки 1946 года в списке ЮНЕСКО [Электронный ресурс] // Mad White magazine. Режим доступа: https://www.whitemad.pl/en/war-through-the-eyes-of-a-child-polish-drawings-from-1946-on-the-unesco-list/ (дата обращения: 10.11.2025).

15.

Студия ДЭЗ № 5. Компактное убежище для любимого занятия: Каталог выставки. — 2005. — 128 с.

16.

Студия ДЭЗ № 5. Место встречи: Каталог проекта. — 2011. — 200 с.

17.

Студия ДЭЗ № 5. Что делать? Аудиовизуальная инсталляция глаголов повелительного наклонения: Каталог выставки. / под ред. М. Нефедова. — 2023. — 224 с.

18.

https://map.lincoln.ac.uk/2024/03/06/portfolio-vinapuspita/ (дата обращения: 6.11.2025)

19.

Шустаскевич И. Расширение возможностей детей и оживление архитектуры через партисипаторное искусство: проект «Что это за животное?» Изы Рутковской (Empowering Children and Revitalising Architecture through Participatory Art: The What Animal Is It? Project by Iza Rutkowska) // Arts. — 2023. — № 12(3). — 107 с. — DOI https://doi.org/10.3390/arts12030107.

20.

Рутковская И. Что это за животное? (What Animal is This?) [Электронный ресурс] // Iza Rutkowska. Режим доступа: http://izarutkowska.com/en/what-animal-is-it/ (дата обращения: 23.10.2025).

21.

Викторино С. Риванe Нойеншвандер: «Имя страха» [Электронный ресурс] // Tate. Режим доступа: https://www.tate.org.uk/research/research-centres/tate-research-centre-learning/the-name-of-fear (дата обращения: 05.11.2025).

22.

Выставка SEA «The Name of Fear» Риване Нойеншвандер открывается в Рио-де-Жанейро [Электронный ресурс] // Obras de Arte. Режим доступа: https://www.tate.org.uk/research/research-centres/tate-research-centre-learning/the-name-of-fear (дата обращения: 05.11.2025).

23.

Детский художественный коллектив (Kids Art Collective) [Электронный ресурс] // A4 Arts Foundation. Режим доступа: https://www.a4arts.org/projects/recHzGbMBqskJ3yJW-kids-art-collective (дата обращения: 14.10.2025).

24.

Детский художественный коллектив. Radical Library (Kids Art Collective. Radical Library) [Электронный ресурс] // A4 Arts Foundation. Режим доступа: https://www.a4arts.org/projects/recbIuBS7ai0OAu1z-kids-art-collective-radical-library (дата обращения: 14.10.2025).

25.

Франческо Нассимбени (Francesco Nassimbeni) [Электронный ресурс] // A4 Arts Foundation. Режим доступа: https://www.a4arts.org/projects/recY1FqPiTpGLwRqV-francesco-nassimbeni (дата обращения: 14.10.2025).

26.

Остерман Р. Коллаборации с моим малышом (Collaborations with My Toddler) [Электронный ресурс] // Ruth Oosterman. Режим доступа: https://www.ruthoosterman.com/collaborations-with-my-toddler (дата обращения: 20.10.2025).

27.

Остерман Р. «Объятие матери» — совместная работа с моим малышом («A Mother’s Embrace» — Collaborations with my Toddler) [Электронный ресурс] / Р. Остерман, Т. Остерман // The Mischievous Mommy. Режим доступа: https://themischievousmommy.blogspot.com/2017/01/a-mothers-embrace-collaboration-with-my.html (дата обращения: 20.10.2025).

28.
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more