

«Родченко. Личное» в Центре «Зотов», вид экспозиции, 2023
Цель визуального исследования — сравнить две выставки, «Родченко. Личное» в Центре «Зотов» и «Рождение новой архитектуры. СССР на стройке Первой выставки» в галерее «ВХУТЕМАС», раскрывающие тему формирования нового языка искусства в период ранне советской реальности. Задачи — выявить и сравнить инструменты и подходы, с помощью которых кураторы раскрывают эту тему: особенности экспозиции и работы со зрителем.
Обе выставки фиксируют свое внимание на первых годах правления Советской власти, однако говорят об этом совершенно по-разному. В экспозиции, посвященной Родченко, куратор сознательно отсекает глобальный исторический контекст, показывая эпоху, ухваченную глазами одного конкретного человека. Выставка, приуроченная к юбилею Щусева наоборот показывает, как архитектура помогала конструировать новую человеческую идентичность.
«Родченко. Личное» в Центре «Зотов»

«Родченко. Личное» в Центре «Зотов», вид экспозиции, 2023
Кураторами проекта, проходящего в стенах центра «Зотов» с 22 сентября 2023 года по 28 января 2024 года, являются Анна Замрий и Дмитрий Никишов.
Это персональная выставка Александра Родченко, главная цель которой — исследование способов восприятия художником повседневности и пространства.
Центр «Зотов»
Здание центра «Зотов»
Выставка проходит в центре исследования конструктивизма, важной частью которого был сам Родченко — он перенимает идеи течения, используя его инструментарий, чтобы наполнить пространство снимка динамикой.
Первое впечатление
Выставка занимает всего один зал культурного центра. Заходя внутрь, мы не можем охватить взглядом всю экспозицию из-за особенностей застройки. Однако строго расчерченное пространство, красные и черные линии рядом с кураторским текстом, аскетичный дизайн сразу задают нужное настроение.
«Родченко. Личное» в Центре «Зотов», вид экспозиции, 2023
Визуальные параллели
Линия — одно из важнейших понятий в творчестве Александра Родченко, а сформулированное им новое течение беспредметного искусства получило название «линиизм», вступив в противоборство с абстракцией Кандинского и супрематизмом Малевича. Для Родченко линия — главный фактор «построения всякого организма вообще в жизни». Выставочное пространство здесь становится частью его геометрически выверенного мира, подчиняясь строгим и лаконичным правилам.
«Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще» — Александр Родченко.
Александр Родченко, Лестница, 1930
«Родченко. Личное» в Центре «Зотов», вид экспозиции, 2023
Само пространство экспозиции диктует четкий сценарий прохождения выставки по часовой стрелке: от работ молодого фотографа, только что приехавшего в гигантской город до дневниковых записей пожилого человека, рефлексирующего о своем наследии.
Александр Родченко, Шуховская башня (фрагмент), 1929
«Родченко. Личное» в Центре «Зотов», вид экспозиции, 2023
Выставка задает линейный нарратив времени, развития техник и социального контекста, окружающего Александра Родченко.
«Родченко. Личное» в Центре «Зотов», вид экспозиции, 2023
«Родченко. Личное» в Центре «Зотов», вид экспозиции, 2023
Финальным акцентом, фиксирующим пережитый зрителем опыт становится стенд, на котором экспонируется потертое пальто (до этого на протяжении всей экспозиции мы сталкивались по большей части с фотографией). Этот стенд больше других говорит именно о личном Александра Родченко. Он рефлексирует о целях своей работы, сдерживаемой любви и отношениях с дочерью. Подобная тональность скорее присуща кураторским текстам, ведь она задает нужный темп и погружает в контекст, в «Зотове» же это осмысление автором собственной жизни, десятилетий труда, сжатых до пространства одного зала.
«И она (дочь) будет смотреть на мои вещи и думать: „эх, жаль папа не дожил, его уже признают и вещи висят в музеях, неужели он был уверен в этом“, милая будущая Муля, именно не был уверен, и даже совсем» — Александр Родченко.
«Родченко. Личное» в Центре «Зотов», вид экспозиции, 2023
«Рождение новой архитектуры. СССР на стройке Первой выставки»
Открытие выставки «Рождение новой архитектуры. СССР на стройке Первой. выставки» в галерее «ВХУТЕМАС», 2023
Выставка проходила в октябре 2023 года в галерее «ВХУТЕМАС» МАРХИ под кураторством М. А. Костюк, Е. Ю. Баснина и Е. Ю. Желудкова. Архитектурой выставки занимался Алексей Подкидышев. Приурочена к 150-летнему юбилею архитектора Алексея Щусева.
Пространство зала как бы повторяет архитектуру павильона выставки, о которой рассказывает, проводя зрителя от эскизов и чертежей до манифеста о трансформации сознания советского человека через архитектуру.
Галерея «ВХУТЕМАС» при МАРХИ
Московский архитектурный институт
Точно так же, как и на выставке Родченко, здесь само пространство диктует маршрут зрителю. В центре выставочного зала находится доминанта — проектор транслирует документальные кадры сельскохозяйственной выставки. Работы расположены на одной линии и в одинаковых паспарту по стенам.
Контекст
Первая масштабная выставка сельскохозяйственная и промышленная выставка в СССР открылась летом 1923 года. Главная композиционная идея — создание огромного партера, стягивающего вокруг себя павильоны, в центре которого планировали построить фонтан, как символ пробуждения России, однако фонтан так и не был построен. Здесь впервые были опробованы техники архитектурного авангарда.
Сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, 1923
«Придаю очень большое значение выставке, уверен, что все организации окажут ей полное содействие» — Владимир Ленин.
Сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, 1923
Первое впечатление
Галерея расположена на территории архитектурного института, что сразу формирует у зрителя понимание, с какой точки зрения и на каком языке с ним будет говорить выставка. Попадая внутрь, мы сразу же видим равномерно освещенный зал и всю экспозицию.
«Рождение новой архитектуры.СССР на стройке Первой. выставки», галерея «ВХУТЕМАС», вид экспозиции, 2023
Визуальные параллели
Элементы дизайна и архитектурной застройки выставки повторяют архитектурные решения первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года, о которой и рассказывает экспозиция. При этом выполнена эта деталь изящно и ненавязчиво, так, что, если не приглядываться, ее можно пропустить.
Сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, 1923
«Рождение новой архитектуры.СССР на стройке Первой. выставки», галерея «ВХУТЕМАС», вид экспозиции, 2023
Галерея «ВХУТЕМАС» — часть академической среды Московского архитектурного института. Это более консервативная институция, отталкивающаяся от наследия высших художественно-технических мастерских. Галерея в основном нацелена на студентов вуза и профессиональное сообщество архитекторов.
«Рождение новой архитектуры.СССР на стройке Первой. выставки», галерея «ВХУТЕМАС», вид экспозиции, 2023
Выставки объединяет исторический контекст, с которым работают кураторы — время, когда формировалось новое государство и новое искусство. Композиционно выставки построены похожим образом: небольшое помещение с четко выстраиваемой сюжетной линией. Однако проект, посвященный Родченко, используя фотографию, заглядывает внутрь одного человека, который фиксировал реальность вокруг себя, а выставка в МАРХИ дает представление о новых принципах мироустройства, формируемых государством, совмещаю видео-арт, рисунок и инсталляцию.
Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8_%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0 (дата обращения (3.10.2023)
Александр Родченко. Гараж: https://garagemca.org/programs/library/catalogue/L2373 (дата обращения 8.10.2023)
Александр Родченко. Третьяковская Галерея: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/51840 (дата обращения 8.10.2023)
Александр Родченко: краткий путеводитель по жизни и творчеству. Арзамас:https://arzamas.academy/mag/385-rodchenko (дата обращения: 12.10.2023)
Александр Родченко, Варвара Степанова, Будущее — единственная наша цель: https://store.artlebedev.ru/books/art/budushee-edinstvennaya-tsel/ (дата обращения 13.10.2023)
Сайт Центра Зотова: https://centrezotov.ru (дата обращения: 14.10.2023)
Сайт галереи ВХУТЕМАС: https://www.vkhutemas.ru (дата обращения: 15.10.2023)
Сайт МАРХИ: https://marhi.ru (дата обращения: 15.10.2023)
Щусев, Алексей Викторович. Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Щусев, _Алексей_Викторович (дата обращения: 16.10.2023)
Лаврентьев, Лаврентьева: Художники-изобретатели Родченко и Степанова: https://www.labirint.ru/books/486650/ (дата обращения: 17.10.2023)
Третьяков, Родченко: Самозвери: https://www.labirint.ru/books/431379/ (дата обращения: 17.10.2023)
Выставка Родченко. Личное. Афиша: https://www.afisha.ru/exhibition/rodchenko-lichnoe-286191/ (дата обращения: 17.10.2023)
Выставка Родченко. Личное. The Blueprint: https://theblueprint.ru/culture/art/dajdzest-september-25 (дата обращения 20.10.2023)
Посвященная Родченко выставка открылась в Центре Зотов. Фотогалерея. RTVI: https://rtvi.com/lifestyle/posvyashhennaya-rodchenko-vystavka-otkrylas-v-czentre-zotov-fotogalereya/ (дата обращения 21.10.2023)
https://marhi.ru (дата обращения: 2.10.2023)
https://centrezotov.ru (дата обращения: 3.10.2023)
https://www.vkhutemas.ru (дата обращения: 3.10.2023)
https://www.afisha.ru/exhibition/rodchenko-lichnoe-286191/ (дата обращения: 12.10.2023)
https://yandex.ru/images/search?family=yes&from=tabbar&text=родченко%20фото (дата обращения: 15.10.2023)