Визуальное исследование: сравнение двух выставок on HSE Design
Original size 3400x4800

Визуальное исследование: сравнение двух выставок

PROTECT STATUS: not protected
75
big
Original size 4800x3092

«Родченко. Личное» в Центре «Зотов», вид экспозиции, 2023

Цель визуального исследования — сравнить две выставки, «Родченко. Личное» в Центре «Зотов» и «Рождение новой архитектуры. СССР на стройке Первой выставки» в галерее «ВХУТЕМАС», раскрывающие тему формирования нового языка искусства в период ранне советской реальности. Задачи — выявить и сравнить инструменты и подходы, с помощью которых кураторы раскрывают эту тему: особенности экспозиции и работы со зрителем.

Обе выставки фиксируют свое внимание на первых годах правления Советской власти, однако говорят об этом совершенно по-разному. В экспозиции, посвященной Родченко, куратор сознательно отсекает глобальный исторический контекст, показывая эпоху, ухваченную глазами одного конкретного человека. Выставка, приуроченная к юбилею Щусева наоборот показывает, как архитектура помогала конструировать новую человеческую идентичность.

«Родченко. Личное» в Центре «Зотов»

big
Original size 1600x1067

«Родченко. Личное» в Центре «Зотов», вид экспозиции, 2023

Кураторами проекта, проходящего в стенах центра «Зотов» с 22 сентября 2023 года по 28 января 2024 года, являются Анна Замрий и Дмитрий Никишов.

Это персональная выставка Александра Родченко, главная цель которой — исследование способов восприятия художником повседневности и пространства.

Центр «Зотов»

Original size 1920x1667

Здание центра «Зотов»

Выставка проходит в центре исследования конструктивизма, важной частью которого был сам Родченко — он перенимает идеи течения, используя его инструментарий, чтобы наполнить пространство снимка динамикой.

Первое впечатление

Выставка занимает всего один зал культурного центра. Заходя внутрь, мы не можем охватить взглядом всю экспозицию из-за особенностей застройки. Однако строго расчерченное пространство, красные и черные линии рядом с кураторским текстом, аскетичный дизайн сразу задают нужное настроение.

Original size 4096x2731

«Родченко. Личное» в Центре «Зотов», вид экспозиции, 2023

Визуальные параллели

Линия — одно из важнейших понятий в творчестве Александра Родченко, а сформулированное им новое течение беспредметного искусства получило название «линиизм», вступив в противоборство с абстракцией Кандинского и супрематизмом Малевича. Для Родченко линия — главный фактор «построения всякого организма вообще в жизни». Выставочное пространство здесь становится частью его геометрически выверенного мира, подчиняясь строгим и лаконичным правилам.

«Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще» — Александр Родченко.

Original size 1756x1192

Александр Родченко, Лестница, 1930

Original size 2064x1862

«Родченко. Личное» в Центре «Зотов», вид экспозиции, 2023

Само пространство экспозиции диктует четкий сценарий прохождения выставки по часовой стрелке: от работ молодого фотографа, только что приехавшего в гигантской город до дневниковых записей пожилого человека, рефлексирующего о своем наследии.

Original size 3584x3112

Александр Родченко, Шуховская башня (фрагмент), 1929

Original size 4800x3200

«Родченко. Личное» в Центре «Зотов», вид экспозиции, 2023

Выставка задает линейный нарратив времени, развития техник и социального контекста, окружающего Александра Родченко.

Original size 4800x3196

«Родченко. Личное» в Центре «Зотов», вид экспозиции, 2023

Original size 4800x3200

«Родченко. Личное» в Центре «Зотов», вид экспозиции, 2023

Финальным акцентом, фиксирующим пережитый зрителем опыт становится стенд, на котором экспонируется потертое пальто (до этого на протяжении всей экспозиции мы сталкивались по большей части с фотографией). Этот стенд больше других говорит именно о личном Александра Родченко. Он рефлексирует о целях своей работы, сдерживаемой любви и отношениях с дочерью. Подобная тональность скорее присуща кураторским текстам, ведь она задает нужный темп и погружает в контекст, в «Зотове» же это осмысление автором собственной жизни, десятилетий труда, сжатых до пространства одного зала.

«И она (дочь) будет смотреть на мои вещи и думать: „эх, жаль папа не дожил, его уже признают и вещи висят в музеях, неужели он был уверен в этом“, милая будущая Муля, именно не был уверен, и даже совсем» — Александр Родченко.

Original size 4800x3200

«Родченко. Личное» в Центре «Зотов», вид экспозиции, 2023

«Рождение новой архитектуры. СССР на стройке Первой выставки»

Original size 4800x2656

Открытие выставки «Рождение новой архитектуры. СССР на стройке Первой. выставки» в галерее «ВХУТЕМАС», 2023

Выставка проходила в октябре 2023 года в галерее «ВХУТЕМАС» МАРХИ под кураторством М. А. Костюк, Е. Ю. Баснина и Е. Ю. Желудкова. Архитектурой выставки занимался Алексей Подкидышев. Приурочена к 150-летнему юбилею архитектора Алексея Щусева.

Пространство зала как бы повторяет архитектуру павильона выставки, о которой рассказывает, проводя зрителя от эскизов и чертежей до манифеста о трансформации сознания советского человека через архитектуру.

Галерея «ВХУТЕМАС» при МАРХИ

Original size 2400x1600

Московский архитектурный институт

Точно так же, как и на выставке Родченко, здесь само пространство диктует маршрут зрителю. В центре выставочного зала находится доминанта — проектор транслирует документальные кадры сельскохозяйственной выставки. Работы расположены на одной линии и в одинаковых паспарту по стенам.

Контекст

Первая масштабная выставка сельскохозяйственная и промышленная выставка в СССР открылась летом 1923 года. Главная композиционная идея — создание огромного партера, стягивающего вокруг себя павильоны, в центре которого планировали построить фонтан, как символ пробуждения России, однако фонтан так и не был построен. Здесь впервые были опробованы техники архитектурного авангарда.

Original size 4800x2584

Сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, 1923

«Придаю очень большое значение выставке, уверен, что все организации окажут ей полное содействие» — Владимир Ленин.

Original size 4800x3040

Сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, 1923

Первое впечатление

Галерея расположена на территории архитектурного института, что сразу формирует у зрителя понимание, с какой точки зрения и на каком языке с ним будет говорить выставка. Попадая внутрь, мы сразу же видим равномерно освещенный зал и всю экспозицию.

Original size 4096x3072

«Рождение новой архитектуры.СССР на стройке Первой. выставки», галерея «ВХУТЕМАС», вид экспозиции, 2023

Визуальные параллели

Элементы дизайна и архитектурной застройки выставки повторяют архитектурные решения первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года, о которой и рассказывает экспозиция. При этом выполнена эта деталь изящно и ненавязчиво, так, что, если не приглядываться, ее можно пропустить.

Original size 4096x2816

Сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, 1923

Original size 4800x3600

«Рождение новой архитектуры.СССР на стройке Первой. выставки», галерея «ВХУТЕМАС», вид экспозиции, 2023

Галерея «ВХУТЕМАС» — часть академической среды Московского архитектурного института. Это более консервативная институция, отталкивающаяся от наследия высших художественно-технических мастерских. Галерея в основном нацелена на студентов вуза и профессиональное сообщество архитекторов.

Original size 4096x3072

«Рождение новой архитектуры.СССР на стройке Первой. выставки», галерея «ВХУТЕМАС», вид экспозиции, 2023

Выставки объединяет исторический контекст, с которым работают кураторы — время, когда формировалось новое государство и новое искусство. Композиционно выставки построены похожим образом: небольшое помещение с четко выстраиваемой сюжетной линией. Однако проект, посвященный Родченко, используя фотографию, заглядывает внутрь одного человека, который фиксировал реальность вокруг себя, а выставка в МАРХИ дает представление о новых принципах мироустройства, формируемых государством, совмещаю видео-арт, рисунок и инсталляцию.

Bibliography
Show
1.2.

Александр Родченко. Гараж: https://garagemca.org/programs/library/catalogue/L2373 (дата обращения 8.10.2023)

3.

Александр Родченко. Третьяковская Галерея: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/51840 (дата обращения 8.10.2023)

4.

Александр Родченко: краткий путеводитель по жизни и творчеству. Арзамас:https://arzamas.academy/mag/385-rodchenko (дата обращения: 12.10.2023)

5.

Александр Родченко, Варвара Степанова, Будущее — единственная наша цель: https://store.artlebedev.ru/books/art/budushee-edinstvennaya-tsel/ (дата обращения 13.10.2023)

6.

Сайт Центра Зотова: https://centrezotov.ru (дата обращения: 14.10.2023)

7.

Сайт галереи ВХУТЕМАС: https://www.vkhutemas.ru (дата обращения: 15.10.2023)

8.

Сайт МАРХИ: https://marhi.ru (дата обращения: 15.10.2023)

9.

Щусев, Алексей Викторович. Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Щусев, _Алексей_Викторович (дата обращения: 16.10.2023)

10.

Лаврентьев, Лаврентьева: Художники-изобретатели Родченко и Степанова: https://www.labirint.ru/books/486650/ (дата обращения: 17.10.2023)

11.

Третьяков, Родченко: Самозвери: https://www.labirint.ru/books/431379/ (дата обращения: 17.10.2023)

12.

Выставка Родченко. Личное. Афиша: https://www.afisha.ru/exhibition/rodchenko-lichnoe-286191/ (дата обращения: 17.10.2023)

13.

Выставка Родченко. Личное. The Blueprint: https://theblueprint.ru/culture/art/dajdzest-september-25 (дата обращения 20.10.2023)

14.

Посвященная Родченко выставка открылась в Центре Зотов. Фотогалерея. RTVI: https://rtvi.com/lifestyle/posvyashhennaya-rodchenko-vystavka-otkrylas-v-czentre-zotov-fotogalereya/ (дата обращения 21.10.2023)

Визуальное исследование: сравнение двух выставок
75
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more