
Темой исследования я выбрала взаимодействие модернизма западного мира с традиционными формами древней японской архитектуры в экстерьере и интерьере зданий. Интересно проследить, как визуально и функционально перекликаются образы созданных строений. Наиболее известным и влиятельным архитектором, занимавшимся объединением двух этих на первый взгляд во многом несочетающихся и противоречащих стилей был Кензо Танге. В большинстве своём на примерах именно его проектов в сравнении с постройками французского модерниста Ле Корбюзье, у которого учились и на стиль которого ориентировались японские мастера, основано исследование.

Административное здание префектуры Кагава, Кензо Танге, Япония, 1959 // Дом Танге (Вилла Сейджо), Кензо Танге, Токио, Япония, 1953 // Олимпийский комплекс, Кензо Танге, Токио, Япония, 1961-1964
Примечательно, что японцы не стремились сохранить в первозданном виде и неизменно продолжать устоявшиеся архитектурные традиции. Ровно так же, как и не хотели радикально обратиться к западной модели строительства. Для них было в приоритете грамотное и гармоничное сочетание этих направлений для создания функциональной и современной, но при этом аутентичной архитектуры, подчеркивающей исторические особенности и самобытность страны. «Современная архитектура Японии XX века отражает попытки примирить собственную культурную традицию и западные архитектурные принципы» (Сытник, 2012).
Экстерьер
Для внешнего устройства зданий характерно сочетание исконно японских архитектурных элементов с жесткой системностью западного модернизма. Так или иначе авторы создавали отсылки к традиционному национальному стилю, обращаясь к привычным глазу геометрии и пластике прошлого. Могут присутствовать как чуть заметные намёки на традиционность, так и более яркие, выраженные с помощью обращения к конкретным элементам и деталям древних японских домов и храмов. Такими элементами являются опоры, на которых стоят здания, поперечные балки, черепичная кровля, пластика изгибов крыши, многоярусность, выступающие веранды и навесы. Создавая знакомые образы, архитекторы выполняют их из современных материалов, в основном это железобетон, беря пример с западных построек, выполненных в интернациональном стиле.

Мэрия Курасики, Кензо Танге, Япония, 1960 // Музей Эдо-Токио, Киёнори Кикутакэ, Токио, Япония, 1993
Используются элементы и принципы, взятые из работ Ле Корбюзье и других модернистов: плоская крыша, чистые геометричные формы, ленточное остекление, столбы-опоры, видимость конструкции, утилитарность. Выполненные из грубого бетона традиционные элементы придают постройкам особое звучание и характер. Объединение западных и восточных принципов конструкции и их переосмысление, преподносит как более функциональные решения, так и совершенно экспериментальные.
Конкурсный проект здания Дворца Советов в Москве, Ле Корбюзье, 1931 // Проект мемориального парка мира в Хиросиме, Кензо Танге, 1950
Создавая проект мемориального парка Кензо Танге во многом вдохновлялся образом здания Ле Корбюзье: композиционное расположение, конструкция, арка.
Дом Ханива периода Кофун, Япония, 300–700 // Мемориальный парк мира в Хиросиме, Кензо Танге, 1954
В итоговом проекте конструкция арки была создана с отсылкой на традиционные японские формы.
Вилла Савой, Ле Корбюзье, Франция, 1931 // Мемориальный парк мира в Хиросиме, Кензо Танге, 1954 // Дом Танге (Вилла Сейджо), Кензо Танге, Токио, Япония, 1953
Заметно использование как традиционных элементов (опоры, поперечные балки), так и модернистских (плоская крыша, статичный геометричный силуэт зданий).
Сокровищница Сёсоин в Наре, Япония, около 800 // Мэрия Курасики, Кензо Танге, Япония, 1960
Подражание деревянной фактуре и форме в бетонных элементах, намеренное выделение выступающих деталей как в традиционных японских постройках.
Здание секретариата, Ле Корбюзье, Чандигарх, Индия, 1952 // Мэрия Курасики, Кензо Танге, Япония, 1960
Схожий четкий ритм элементов, монолитность и монументальность конструкции.
Храм Исэ, Япония, 400–500 // Административное здание в Идзумо, Киёнори Кикутакэ Япония, 1963
Обращение к характерным чертам древних храмов, имитация деревянных поверхностей.
Здание международных конференций в городе Киото, Сатио Отани, Япония, 1963
Центр прессы и радиокоммуникаций префектуры Яманаси, Кензо Танге, Япония, 1967
Метрополитен-Фестиваль-холл в Токио, Кунио Маэкава, Япония, 1961
Комплекс Пасадэна, Киёнори Кикутакэ, Токио, Япония, 1974
Музей Эдо-Токио, Киёнори Кикутакэ, Токио, Япония, 1993
Современная трактовка формы многоярусных японских храмов, сильно выступающий навес, строгая модернистская геометрия.
Административное здание префектуры Кагава, Кензо Танге, Япония, 1959 // Небесный дом, Киёнори Кикутакэ, Япония, 1958
Пагода храма Хорю-дзи, Япония, около 700 // Гостиница «Софитэл», Киёнори Кикутакэ, Токио, Япония, 1994
Дворец Ассамблеи, Ле Корбюзье, Чандигарх, Индия, 1951-1962 // Спортарена в Такамацу, Кензо Танге, Япония, 1962-1964
Эксперименты с пластикой бетонных форм, упор на скульптурность, обращение к принципам брутализма.
Гольф-клуб в Тацуки, Кензо Танге, Япония, 1963
Ганди Бхаван, Пьер Жаннере, Чандигарх, Индия, 1962 // Кафедральный собор Св. Марии, Кензо Танге, Токио, Япония, 1962-1964
Павильон Philips — «Электронная поэма», Ле Корбюзье, Брюссель, Бельгия, 1958 // Олимпийский комплекс, Кензо Танге, Токио, Япония, 1961-1964
Интерьер
В интерьере архитектуры этой эпохи гармонично соединяются местные традиции устройства пространства и модернистские веяния. Четкое деление, межкомнатные перегородки, сочетание дерева и бетона, пересечение природного и лёгкого с грубым и техничным определяют облик современного японского интерьера XX века. Европейская мебель гармонично вписывается в сохранившее восточные традиции пространство, делая его по-своему уникальным. Интерьер получается логичным, просторным, чистым, наполненным светом и по-настоящему функциональным. Японским архитекторам удается умело сочетать разнородные материалы и формы, находя в этом соединении новые образы, олицетворяющие прогрессивное развитие страны, идущее в ногу с сохранением национальных ценностей и идей.
Замок белой цапли в Химедзи, Химэдзи, Япония, 1333-1346 // Вилла Савой, Ле Корбюзье, Франция, 1931 // Дом Танге (Вилла Сейджо), Кензо Танге, Токио, Япония, 1953
Пустота и гармоничное взаимодействие между внутренним и внешним пространством.
Капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане, Ле Корбюзье, Франция, 1955 // Мэрия Курасики, Кензо Танге, Япония, 1960
Монастырь Сент-Мари-де-ла-Туретт, Ле Корбюзье, Франция, 1954-1961 // Гольфклуб в Тацуки, Кензо Танге, Япония, 1963
Дом Фарнсуорт, Людвиг Мис ван дер Роэ, Иллинойс, США, 1945-1951 // Небесный дом, Киёнори Кикутакэ, Япония, 1958
Дом Маэкавы, Кунио Маэкава, Токио, Япония, 1942
Модернистская строгость разбавляется наличием деревянных элементов и традиционных японских объектов (перегородки, оконные проёмы).
Административное здание префектуры Кагава, Кензо Танге, Япония, 1959
Жилая единица Ле Корбюзье, Марсель, Франция, 1945-1952 // Многоквартирный дом Харуми, Кунио Маэкава, Токио, Япония 1957
Заключение
Взаимодействие западного модернизма и японской традиционной культуры привело к возникновению новаторского и индивидуального подхода японских архитекторов к развитию национального домостроения и градостроительства. Интерпретировав на свой лад западные принципы и переосмыслив существующие традиционные каноны, японские мастера создали уникальную и самобытную архитектуру, отражающую особенности культуры страны, которая следует по собственному пути развития. Внешний облик построек удивляет новаторскими решениями, необычными визуальными находками, интересными сочетаниями образов прошлого и современного.
Небесный дом, Киёнори Кикутакэ, Япония, 1958 // Муниципалитет в Кураёси, Кензо Танге, 1956
Заметно и обратное влияние традиций Японии на западную архитектуру. А также становится понятно, что особенно в решениях интерьера японская традиция и модернизм имели много общего стремились к простоте и лаконичности форм, поэтому они гармонично соединились, найдя общий язык. Можно сказать, что сотрудничество японских и западных мастеров было полезным и плодотворным для обеих сторон, каждая из которых нашла для себя удачные решения и дополнила ими существующие идеи и взгляды.
Японским авторам удалось переплести западную утилитарность с японской метафоричностью, создав функциональные пространства, сохраняющие в себе традиционную эстетику.
Библиография
1. Удо Культерман (сост.) «Кензо Танге. 1949-1969. Архитектура и градостроительство», 1978
2. Сытник В. М. Особенности развития японской архитектуры в двадцатом столетии, 2012
3. Phil Brown, The Relationship Between Japanese and Modernist Architecture, 2016
4. Коновалова Н. А. Современная архитектура Японии. Традиции восприятия пространства, 2017
5. Лекция Анны Броновицкой «Кэндзо Тангэ (Япония, 1913–2005)»
6. Лекция Каёко Оты «Одиссея города и дома. Японская архитектура (1945–2017)»