
Мода последних лет наполнена множеством разнообразных стилей и течений, изобилием дизайнерских предложений, новыми творческими концепциями. Как формируется образ костюма, как в потоке многообразных «ролей повседневности» зритель определяет и соотносит изделие с той или иной стилистикой?
Данная монография является результатом исследовательской работы, посвященной попытке понять, как формируется восприятие зрителя и идентифицируется то или иное изделие, какие знаки и коды считываются им при взгляде на тот или иной костюм.

Дизайн нового времени — игровой дизайн, где костюм живой элемент самовыражения. Цитатность, принцип монтажа, комбинаторика стилей, историческое и культурное заимствование, все это дает множество сложных образований, порой эклектичных. В данной работе мы решились оценить, что является смысловой единицей визуального языка при прочтении зрителем стиля, образа костюма.
Некоторое время считалось, что отдельные предметы одежды уже несут в себе характер и четкое смысловое послание. Например, пиджак сразу дает прочтение классического стиля, декор в виде воланов и рюш соотносят с романтикой. Зачастую это действительно так, однако в ходе исследования удалось установить, что данные предметы работают не в качестве отдельных элементов, а в комплексе, формирующем общий строй костюма.

В результате проведенного анализа мы пришли к выводу, что важнейшей точкой узнавания является обобщенная, схематичная композиционная структура комплекта одежды, она же является идентификационной структурой образа. В ходе работы была произведена попытка представить данные структуры в виде знаков и проследить их присутствие и особенности развития в моде XX — начала XXI века. Нас интересовало, что выступает в качестве базовой фигуры — каков самый значимый элемент восприятия, насыщенный максимальным смыслом.
Знак-символ, знак-схема «зашифрованная» в композиции, отражающий определенный вербальный смысл, «озвучивающий» наиболее важные признаки объекта, позволяющий визуализировать стилистику костюма — цель нашего поиска.
Несомненно, композиционная структура/ идентификационная структура/ знаковая структура не является единственным параметром узнавания. Не менее важными параметрами дополняющими образ или разрушающими его являются цветовое решение, рисунок ткани, декоративная отделка изделия и другие параметры. Однако, информативные структуры, формирующие общий композиционный строй работают на базовое узнавание образа достаточно точно. Изучение воздействия других параметров может послужить базой для дальнейшего исследования.
В результате проведенной работы, были даны рекомендации для проектной практики.
Работа написана в соавторстве с доктором искусствоведения, профессором Петушковой Галиной Ивановной.