The Cure и их влияние на русский рок on HSE Design
Original size 834x1200

The Cure и их влияние на русский рок

14
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

Первого ноября, впервые за шестнадцать лет, группа The Cure выпустила новый альбом. «Songs Of A Lost World» отражает дух времени, когда знакомый мир претерпевает своего рода исчезновение; когда в одну минуту человек и все, что он любит, здесь, а в следующую нет ничего; когда все становится бессмысленным к концу жизни. Пластинка об осознании смертности, потерях и горе напоминает распадающийся воздух и следующую за ним пустоту. Стилистика альбома возвращается к творчеству The Cure в мрачные периоды группы, вызывая ассоциации с «Bloodflowers», «Disintegration» и «Pornography».

По словам Роберта Смита, размышляя о возрасте и разрушающемся мире, он всегда возвращался к одним и тем же вопросам: «Куда пропал тот старый мир, и куда пропал я?»[1]

1. Роберт Смит

«This is the end of every song that we sing».[2]

2. The Cure «Alone»

слева направо: Роберт Смит, концерт The Cure на Уэмбли Арене. 2022; обложка «Songs Of A Lost World» The Cure. 2024

Loading...

The Cure — британская группа, единственным бессменным участником которой остается Роберт Смит. История коллектива начинается в Кроули в 1978 году и продолжается по сей день: The Cure все еще выступают с концертами и даже выпустили новый альбом.

The Cure считается одной из групп, оказавших наибольшее воздействие на музыкальную индустрию. Так, музыка группы повлияла на многие коллективы: The Smashing Pumpkins, Pixies, Interpol. Гитарист Red Hot Chili Peppers в интервью говорил о том, что гитарный риф «Carnage Visors» The Cure вдохновил его на музыку для «Californication». Помимо музыки, Эдвард Руки-ножницы Тима Бертона — герой, вдохновленный образом Роберта Смита, о чем открыто говорил режиссер и даже хотел, чтобы Роберт Смит написал музыку к его фильму.

В контексте русского рока влияние The Cure практически формирует целый жанр. В медиа-пространстве заимствования элементов звучания зарубежных групп часто характеризуют как плагиат, несмотря на то, что таковым они не являются.

слева направо: Роберт Смит, концерт The Cure в Pine Knob Music Theatre. 2023; Роберт Смит, концерт The Cure в Мэдисон-сквер-гарден. 2016.

В визуальном исследовании я расскажу о The Cure и их влиянии на феномен русского рока. Такая тема была выбрана в связи с выходом «Songs Of A Lost World», а также, потому что группа является одной из наиболее влиятельных в музыкальной индустрии — The Cure оказали воздействие на развитие новых жанров и направлений. Музыка группы существует вне времени и остается актуальной спустя 46 лет после образования коллектива. Для многих исполнителей и людей, не связанных с музыкальной индустрией, группа является источником вдохновения и привлекает новых фанатов, несмотря на течение времени.

Сначала я выделю основные черты The Cure, затем проанализирую их влияние на значимые коллективы русского рока, рассмотрев различия концепции плагиата и вдохновения в музыкальной индустрии, а также расскажу об источниках воздействия на сценический имидж и музыку самих The Cure. В качестве материалов были выбраны статьи и ролики музыкальных критиков, а также интервью с Робертом Смитом и участниками групп русского рока.

The Cure. 80-е

Основные элементы стиля The Cure

Звучание

Loading...

Запись песни «A Forest» стала поворотным событием в истории The Cure, позволив группе прийти к новому, психоделически «размытому» звучанию. В работе над альбомом «Seventeen Seconds» принимал участие продюсер Майкл Хеджес. Под влиянием эйфории от появления и распространения звуковых эффектов он стал использовать их повсюду: во время записи «A Forest» он экспериментировал со звучанием гитары Смита, накладывая на нее новые тогда chorus и flanger — повторяющие и зацикливающие звук эффекты; во время сведения песни Хеджес вышел за пределы привычного — обработке подвергся и вокал, и ритм-секция песни.

Сейчас подобное использование звуковых эффектов привычно слушателям, но тогда это было новшеством. Так или иначе, звучание «A Forest», отсылающее слушателя к чему-то потустороннему, переняли многие другие исполнители.

Еще одна отличительная черта The Cure — характерный вокал Роберта Смита. Своей небрежной манерой, использованием вибрато, динамикой темпа и выделением-«вырыванием» слов лирики вокалист манипулируют эмоциями слушателя.

Контраст и ирония

слева направо: The Cure, обложка «Kiss Me Kiss Me Kiss Me»; обложка «Pornography»

Потустороннее звучание инструментала и живой, динамичный вокал Роберта Смита поддерживают баланс полярных альбомов The Cure, расположенных в диапазоне между эйфорией и декадансом: ориентированные на поп-сцену альбомы «Kiss Me, Kiss Me, Kiss Me» и «Wish» контрастируют с готическими пластинками, репрезентирующими мрак и саморазрушение, например, «Disintegration», «Pornography» и «Faith».

Loading...

Настроение альбомов The Cure менялось несколько раз в истории группы: когда фанаты ожидают окончательного падения в паутину тлена и мрака после выхода альбома «Pornography», Роберт Смит записывает сингл «Let’s Go To Bed» и следующую за ним череду ориентированных на поп-сцену альбомов; после приобретения новых фанатов и большого коммерческого успеха The Cure выпускают «Disintegration», возвращаясь к концепции безысходности.

Стирая рамки стиля, The Cure никогда не изменяли себе: к жанру популярной музыки некоторые альбомы группы можно отнести только на контрасте с мрачными пластинками прошлых лет. Рассматривая такие периоды творчества The Cure отдельно, заметно иронию в интонации вокала Роберта Смита, добавляющуюся к привычному печальному оттенку звучания группы. Так, «Lovecats» Роберт Смит задумывал, как ироничную песню, а в клипе на «Close To Me» за юмором и «дурачеством» скрываются клаустрофобия и навязчивые идеи.

Роберт Смит во время записи клипа «Lovecats». 1983

Loading...

Сценические образы

Фин Костелло. Роберт Смит и Лол Толхерст. 1983

The Cure считают одной из самых значимых групп в истории готик-рока, но Роберт Смит отрицал принадлежность The Cure к готической субкультуре. При этом, помимо музыки, мрачный имидж группы оказал прямое влияние на музыкантов, в частности многих российских исполнителей.

Влияние на успех The Cure, помимо музыки, оказала визуальная работа. С «Let’s Go To Bed» группа начала сотрудничество с режиссером Тимом Поупом, снявшем для них 37 клипов.

Влияние на русский рок

«The Cure — это про ширь, неторопливую, несуетливую волну. Их лучшие проявления — это длинные истории, с большой долей трагизма, безысходности. Ну а это, в общем-то, и есть Россия-мать — с ее просторами, медленной скоростью и абсолютно четкой непредопределенностью».[3]

3. Олег Нестеров, лидер группы Мегаполис

В советское время, когда происходит формирование русского рока как самостоятельного жанра, начинают распространяться пластинки зарубежных групп. Это не могло не оказать непосредственное влияние на становление советских исполнителей. The Cure называют одной из наиболее значимых групп среди повлиявших на русский рок.

В современном медиа-пространстве есть тенденция обвинять исполнителей в плагиате The Cure, к чему ведет нечеткость этого понятия в массовом сознании. Однако, с плагиатом не стоит путать идейную или художественную преемственность, получившую свое развитие и интерпретацию в творчестве.

Далее речь пойдет о влиянии и переосмыслении музыки The Cure в контексте русского рока.

Кино

Loading...

Довольно распространено мнение о совпадении музыки Кино с The Cure. В этом случае заимствования слышны скорее в аранжировках. Если послушать голос Виктора Цоя под гитару, сходство с The Cure будет минимальным. Так, в некоторых песнях Кино ведение гармонии и эффект от звучания инструментала действительно схожи со стилем The Cure, но мелодия песен разная. Это распространяется на куплеты песен — припевы Цоя независимые и самобытные.

Например, песню Кино «Пачка сигарет» часто сравнивают с «In Your House» The Cure. Если послушать обе песни, заметно, что гармонически они схожи. Можно сказать, что в «Пачке сигарет» заимствована басовая линия, однако подобные басовые партии используются довольно часто, а мелодических совпадений в «In Your House» и голосе Цоя, мелодиях припева и куплета практически нет.

Loading...
Loading...

Сходство между песнями Кино «Закрой за мной дверь, я ухожу» и «Play For Today» The Cure выражаются в полном ритмическом совпадении куплетов — при наложении их друг на друга будет заметно, что начало и конец строчек песен совпадает. Однако песня Кино лишь выдержана в похожей стилистике и, несмотря на то, что действительно могла быть навеяна The Cure, остается осмысленной по своему.

Ритмические совпадения заметны также между песнями «Видели ночь» и «Boys Don’t Cry», «Электричка» и «Seventeen Seconds».

Стилистические параллели прослеживаются между песнями «Спокойная ночь» Кино и «Faith» The Cure: в композициях совпадает размер, тональность, похоже общее звучание гитары и эмоциональный характер песен. Ритмически и гармонически песни накладываются друг на друга, однако мелодия «Спокойной ночи» видоизменена.

Loading...

Агата Кристи

Ассоциацию с британской группой вызывает как тематика многих песен Агаты Кристи — отчаяние в саморазрушении, — так и звуковые решения: наложенные эффекты, небрежно-искренняя манера пения вокалиста и сценические образы братьев Самойловых.

Гудящий тревожный звук в первых секундах песни «Корвет уходит в небеса» Агаты Кристи отсылает слушателя к «Fascination Street» The Cure. Перегруженные поверх сильной, «размывающей» реверберации гитары создают ощущение колючего эха.

Loading...

Кроме того, в музыке Агаты Кристи отзываются и отголоски «поп-периода» The Cure. Так, в «Lovecats» гармонию одиноко ведет бас, на фоне которого выстраиваются хаотичные, контрастные ему мелодии. Динамичные партии синтезаторов обрамляют композицию. Похожий контраст отчетливой басовой партии с яркой пиано-дорожкой, осознанная игра с ритмом и наивность звучания прослеживается в песне Агаты Кристи «Шпала».

Нельзя сказать, что Агата Кристи копировала The Cure — несмотря на то, что между стилями репрезентации групп есть сходство, а британская группа заметно оказала влияние на звучание Агаты Кристи, прямых заимствований в их творчестве нет.

Loading...
Loading...

Алиса

Loading...

Константин Кинчев написал «Театр теней» как свою версию «Kyoto Song», которая казалась ему интереснее оригинала. Музыкант никогда не скрывал, что идею песни, мелодию и гармонию он позаимствовал у The Cure.

«Ну, это моё тогдашнее увлечение группой The Cure, я не устоял от соблазна использовать гармонию и мелодию известного коллектива. Соответственно, выносы делаю и по сей день, что автор музыки я и группа The Cure. Почему я? Потому что вторая часть развития этой песни, это уже моя додумка, потому что оттолкнулись от The Cure, а дальше меня понесло, так скажем».[4]

4. Константин Кинчев

Элементы поп-периода The Cure заметны в нетипичном для Алисы альбоме «Энергия».

Так, песня Алисы «Мы вместе» напоминает «Close To Me» The Cure — в обеих композициях можно выделить черты свинга. Намеренно неровный ритм и целенаправленное игнорирование сочетаемости звуков создают уникальное звучание.

Би-2

Loading...

Влияние The Cure на Би-2 наиболее заметно в звучании их первого альбома. По словам Шуры из Би-2, он учился играть на гитаре «именно по кьюровским ходам, по их моделям, даже звук, примочки подбирал, как у них. Конечно, на Би-2 они повлияли очень сильно. Особенно в первом альбоме это слышно».[5]

«Модели» можно отследить на примере песен Би-2 «Шамбала» и «Lullaby» The Cure: песни написаны в близких тональностях и используют похожие гармонические конструкции. В обеих песнях прослеживается ощущение статичности — ключевыми ступенями композиций становятся минорная тоника и субдоминанта параллельного мажора, что значит, что промежуточные аккорды не так выраженно стремятся к разрешению, не требуют незамедлительных перемен.

Однако настроение песен значительно различается. Стабильная меланхоличность и спокойствие в «Шамбале» подчеркивается минорно-мажорным балансом и тянущимися, «размазанными» мелодиями. Тревожная «Lullaby» на протяжении всей песни играется стаккатно — отрывисто — чем контрастирует с единой неразрывной мелодией скрипки в глубине трека.

5. Шура, Би-2

Loading...
Loading...

Смысловые Галлюцинации

«Понятно, что The Cure на нас очень сильно повлияли, это слышно невооруженным ухом»[6] — Сергей Бобунец сам отмечает влияние The Cure на Смысловые Галлюцинации, говоря о том что, постоянно слушая чью-то музыку, ты непроизвольно начинаешь копировать ее манеру, что заметно в песнях группы. Характерная черта, которую Смысловые Галлюцинации переняли у The Cure — использование свойственных популярной музыке мелодий в сочетании c мрачными текстами.

Так, в звучании песни «Вечно молодой» Смысловые Галлюцинации используют те же ритм-секции, что и The Cure во многих песнях.

6. Сергей Бобунец

Loading...

Миф о плагиате

слева направо: «The Cure»; «Кино»

«Мне кажется, та звуковая модель постпанка, которой придерживались не только The Cure, но и The Sisters of Mercy, Joy Division, New Order, прижилась в России, в частности, благодаря Алисе и группе Кино. Если в России сейчас играют в постпанк, это все равно звучит, как Кино, а не как The Cure. А секрет, я думаю, в мрачных минорных аккордах. Они очень хорошо легли на петербургскую погоду». [7]

7. Шура, Би-2

Конечно, перечисленные группы — это далеко не все, на кого в той или иной степени повлияли The Cure; выделяют также Мегаполис, Последние Танки В Париже, Мумий Тролль, АукцЫон и многие другие. Одна из причин, почему The Cure оказали ключевое воздействие на русский рок в том, что элегантно-печальная музыка группы хорошо ложится на тексты песен русского рока, в котором важную роль играет поэзия, а под мелодии The Cure стихи особенно красиво звучат. Кроме того, многие музыканты схожи с The Cure и сценическими образами — те же Кино или Агата Кристи.

Возвращаясь к теме плагиата, стоит отметить, что человеку свойственна особая восприимчивость ко всему, что его окружает. В музыкальной индустрии неизбежно, что одна группа влияет на другую, вторая на третью, и так может продолжаться бесконечно. Поэтому говорить о плагиате в таком контексте бессмысленно.

Источники вдохновения the Cure

Siouxsie And The Banshees, 1983

Когда The Cure поехали в тур с Siouxsie And The Banshees, где играли у них на разогреве, Роберту Смиту пришлось внезапно заменить гитариста второй группы. После сотрудничества с Siouxsie And The Banshees он не скрывал, что позаимствовал аудиовизуальные готические элементы у Сьюзи Сью.

Роберт Смит также отмечал, что на The Cure повлияли элементы звучания Joy Division. Кроме того, песня «The Walk» очень напоминает «Blue Monday» New Order. В творчестве The Cure есть еще одна отсылка к этой песне — «Friday I’m In Love» начинается со слов «I don’t care if Monday’s blue».

Loading...
Loading...

Заключение

The Cure по праву считается одной из наиболее влиятельных групп. Их музыка менялось от контркультурных и задумчивых песен об отчаянии и смерти до мейнстримных и ироничных композиций, в которых все так же ощущается тревожная и психоделическая интонация. Стиль группы объединяет элементы постпанка, готического и альтернативного рока. Разносторонним творчеством The Cure не только привлекли большое количество фанатов, но и повлияли на разножанровых музыкантов.

Несмотря на тяжелые периоды в их истории, смены состава и течение времени, The Cure остаются не только в сердцах фанатов, но и на сцене — недавно они выпустили новый альбом и все еще выступают с концертами.

Loading...
Bibliography
Show
1.

Jeff Apter. Never Enough: The Story of The Cure. 2009.

2.

The Cure. The Cure — Robert Smith Interview — Songs of A Lost World URL: https://youtu.be/bLFA1BlTeUE?si=XEtCNb9EAs1vkg27 (дата обращения: 19. 11. 2024)

3.

Антипова Ю.В. К проблеме плагиата в отечественной массовой музыке. Cyberleninka // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-plagiata-v-otechestvennoy-massovoy-muzyke/viewer (дата обращения: 19. 11. 2024)

4.

Афиша Daily. Александр Горбачев // URL: https://daily.afisha.ru/archive/volna/archive/the_cure_vs_russian_rock/ (дата обращения: 19. 11. 2024)

5.

Лонгплей. THE CURE — легенды, изменившие мир // URL: https://youtu.be/WFV0UVW8gus?si=x1Ex92EVXX30IU4m (дата обращения: 19. 11. 2024)

Image sources
Show
1.2.

CBC. Janet Jackson, Def Leppard, The Cure join Rock Hall of Fame URL: HTTPS://WWW.CBC.CA/NEWS/ENTERTAINMENT/ROCK-HALL-INDUCTEES-1.4944123 (дата обращения: 19. 11. 2024)

3.

Forbes. The Cure Delivers A Set For The Ages At Madison Square Garden Show URL: https://www.forbes.com/sites/davidchiu/2023/06/23/the-cure-delivers-a-set-for-the-ages-at-madison-square-garden-show/?ss=diversity-inclusion (дата обращения: 19. 11. 2024)

4.

HeavyPop. Promise You’ll Be With Me in the End: The Cure URL: https://www.heavypop.at/promise-youll-be-with-me-in-the-end-the-cure/ (дата обращения: 19. 11. 2024)

5.

Last.fm. Все песни, треки и музыка исполнителя The Cure: слушать онлайн URL: https://www.last.fm/ru/music/The+Cure/_/все+песни, +треки+и+музыка+исполнителя+The+Cure: +слушать+онлайн (дата обращения: 19. 11. 2024)

6.

NME. The Cure’s 10 most outrageous moments (and one heart-warmer) URL: https://www.nme.com/photos/the-c-2378287?amp (дата обращения: 19. 11. 2024)

7.

Pipoca Moderna MÚSICA SHOWS CLÁSSICOS: VEJA 18 VÍDEOS COM BAUHAUS, THE CURE, SIOUXIE AND THE BANSHEES, ECHO & THE BUNNYMEN, ETC URL: https://www.gazeta.ru/culture/photo/the-cure-drummer-passed-away.shtml?p=main&photo_num=6 (дата обращения: 19. 11. 2024)

8.

RollingStone. SEE THE CURE REVIVE ‘A THOUSAND HOURS, ’ ‘SIX DIFFERENT WAYS’ LIVE FOR FIRST TIME SINCE 1987 URL: https://www.rollingstone.com/music/music-news/the-cure-live-rarities-1234733522/ (дата обращения: 19. 11. 2024)

9.

Yahoo! life «A similar genesis»: The Cure’s Lol Tolhurst honors goth and its (spider)web of artistic connections URL: https://www.yahoo.com/lifestyle/similar-genesis-cures-lol-tolhurst-145902687.html?fr=sycsrp_catchall (дата обращения: 19. 11. 2024)

The Cure и их влияние на русский рок
14
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more