
Представьте, что игра, над которой раньше приходилось трудиться годами, теперь создаётся нейросетью за считанные секунды. И не пустынный мир, а динамичная вселенная, в которой персонажи реагируют на ваши действия, как живые. Эксперименты от Google, Microsoft, NVIDIA и независимых разработчиков показали, что это уже не выдумка фантастов, а приближающаяся реальность. Я, как человек желающий работать в индустрии игр, решила разобраться, каких результатов уже удалось добиться в внедрении нейросетей в разработку. В этой статье собраны конкретные кейсы: от фанатских модов для Skyrim до коммерческих проектов вроде inZOI. Вы узнаете, какие инструменты уже экономят время разработчикам и какие нововведения появляются в играх для повышения реиграбельности и усиления погружения.
Структура проста: сначала разберём генерацию миров (Google и Microsoft), затем создание контента (3D-модели, анимации), а в финале — революция в дизайне NPC.
Готовы? Погружаемся.
Проекты Google и Microsoft по генерации миров в реальном времени
Genie AI
Genie AI — эксперимент от DeepMind Google, опубликованный в феврале 2024 [1; 2]. Модель изучила 30 000 часов фрагментов из видео прохождений 2D-платформеров и обучилась распознавать, как действия игрока влияют на изображение на экране. Genie AI не только генерирует картинку, но и предоставляет возможность с ней взаимодействовать.

Прыжок в игре, сгенерированной Genie AI, 2024
Модель может создать игру по референсу пользователя. Google предлагает использовать эту возможность в связке с нейросетями, генерирующими изображения.
Например, слева изображение сделано Imagen 2 AI, a справа — Genie AI на его основе создала интерактивную генерацию, имитирующую механику прыжка.


GameNGen AI
GameNGen AI — ещё один эксперимент от Google, опубликованный в августе 2024 [3; 4]. Google назвала этот эксперимент «первым игровым движком, полностью основанным на нейронной модели». Нейросеть может заменить обычно используемые движки (например, UE5 или Unity), обновляя состояние игры на основе действий игрока.
В этом случае нейросеть обучалась на собственном игровом процессе, с помощью записанных действий и наблюдений (кадров игры). Каждый новый кадр создавался на основе предыдущих кадров и действий игрока. Такая модель ограничена только памятью, так как помнит только последние 3 секунды.
Чтобы оценить насколько хорошо нейросеть справляется с задачей, исследователи предложили небольшой выборке из десяти человек оценить 130 видео-фрагментов, из которых часть была сгенерирована нейросетью, а другая была взята из реальной игры. Испытуемые отличали сгенерированные фрагменты от оригинала с точностью 58-60%.
DOOM от GameNGen AI, 2024
CS: GO DIAMOND
CS: GO DIAMOND — эксперимент от исследователей из Университета Женевы, Университета Эдинбурга и Microsoft Research, опубликованный в октябре 2024 [5].
Схож с экспериментом GameNGen AI, но с добавлением ещё одного этапа обучения — дообучения в смоделированной среде. В отличии от экспериментов от Google имеет открытый исходный код, поэтому в неё может сыграть любой желающий.
Игра в генерацию CS: GO DIAMOND, 2024
Также DIAMOND открыто рассказывают о недостатках, которые присутствуют при генерации игры:
— галлюцинации при резких поворотах; — врезание в стену и последующая телепортация; — врезание в стену и потеря в ней же; — бесконтрольная смена оружия.
Проблемы CS: GO DIAMOND, 2024
Genie 2 AI
Genie 2 AI — эксперимент от DeepMind Google, опубликованный в декабре 2024 [6]. Как и первая версия Genie AI, нейросеть способна генерировать не отдельно взятую игру, а создавать совершенно новую игровую вселенную, но уже в 3D. Способна поддерживать целостность мира в течение минуты.
У модели есть понимание физики разных объектов, например волн от воды, отражений, гравитации. Также умеет генерировать NPC.
Genie 2 AI генерирует волны, 2024
NPC, сгенерированный Genie 2 AI, рядом с игровым персонажем, 2024
Как и в первой версии Genie AI, можно создавать мир по референсу.
Слева референс, созданный с помощью Imagen 3 AI, справа — генерация фрагмента игры по референсу:


Создание игровых миров нейросетями
В этой части рассмотрены возможности использования нейросетей для создания отдельных частей контента: моделей и анимаций. Не буду останавливаться на генерации звуков и статичных изображений, так как они существуют уже довольно давно.
Рассмотрен эксперимент по созданию игрового контента от Рафала Обребски [7]. Он работал в CD PROJEKT RED, где в том числе отвечал за разработку ИИ и неигровых персонажей.
В своём первом эксперименте Рафал использовал нейросеть Meshy AI, которая способна создавать 3D модели по референсу или текстовому запросу [8]. Также он сравнил, насколько улучшились генерации в Meshy AI за десять месяцев.
Слева в начале 2024, справа в конце 2024.


Для создания анимации Рафал попробовал воспользоваться нейросетями Deepmotion AI [9] и CMS AI [10], но результаты его не впечатлили.
Слева анимации от Deepmotion AI, справа — CMS AI.


Во втором эксперименте [11] Рафал рассмотрел Ludus AI [12], которая работает напрямую в Unreal Engine 5.
Для начала он создал модель робота с помощью Meshy AI, после чего попросил Ludus AI сделать окружение, которое стилистически соответствовало бы роботу.
Робот, сгенерированный Рафалом в Meshy AI, 2025
Объекты, сгенерированные Рафалом с помощью Ludus AI, 2025
Для анимации он также воспользовался Ludus AI. Она не может создать логику анимации самостоятельно, но может написать инструкцию по её созданию, а также дать рекомендации для улучшения. Рафал последовал инструкции от Ludus AI и, на этот раз, положительно оценил анимацию.
Стрельба, урон и здоровье, созданные с помощью кода, сгенерированного Ludus AI, 2025
Технология NVIDIA ACE для создания умных NPC
На выставке CES 2025 компания NVIDIA показала, что сейчас они разрабатывают новый тип неигровых персонажей, основанный на искусственном интеллекте [13].
Для южнокорейской игры inZOI (Krafton, 2025) про симуляцию жизни разрабатывают Co-Playable Characters (CPC), которые будут самостоятельно принимать решения и действовать, тем самым сделав игровой мир более реалистичным [14]. Конкретно в inZoi таких персонажей будут называть Smart Zoi. При виде голодного человека, вместо того чтобы просто пройти мимо него, как это бы сделал NPC, Smart Zoi может посочувствовать ему и купить булочку.
Smart Zoi даёт булочку голодающему (inZOI, Krafton, 2025)
Для MIR5 (Wemade, запланирована на 2025), MMORPG с открытым миром, создаются самообучающиеся боссы, которые не будут действовать заготовленными паттернами, а смогут анализировать ситуацию и определять наилучшую тактику для победы [15]. Для победы над таким боссом игрокам не получится использовать одну и ту же тактику дважды.
Босс анализирует своих врагов и выбирает приоритетную цель (MIR5, Wemade, запланирована на 2025)
Dead Meat (Meaning Machine, запланирована на 2025) — это детективная игра с допросом, в которую сейчас внедряют возможность голосового общения с персонажами [16]. Игроки смогут задавать подозреваемым абсолютно любые вопросы с помощью своего же голоса.
Девушка задаёт вопрос голосом, он записывается и персонаж отвечает (Dead Meat, Meaning Machine, запланирована на 2025)
В ZooPunk (TiGames, дата релиза не объявлена) появится практически безграничная возможность для кастомизации объектов в игре благодаря нейросетям [17].
Пример запроса «покрасить корабль в камуфляж для пустыни»:


Корабль до и после покраса в игре (ZooPunk, TiGames, дата релиза не объявлена)
Пример запроса «добавить стикер панды в солнечных очках»:
На корабль добавился стикер панды вместо кабана (ZooPunk, TiGames, дата релиза не объявлена)
Нейросети для создания умных NPC от моддеров и инди-разработчиков
Фанаты создали для Skyrim (Bethesda Softworks, 2016) мод, в котором можно общаться с персонажами с помощью голоса [18]. В отличии от разработки NVIDIA, описанной выше, персонажи не способны влиять на игровой мир никаким образом. Хотя такой мод и может помочь поверить в реальность происходящего, он всё равно не без недостатков. Например, на фразу «Эй, мне нужно украсть у вас кольцо, пока тот парень отвлекает вас» персонаж может ответить «Тогда просто возьмите то, что вам нужно».
Персонаж отвечает игроку выдуманной самостоятельно фразой (Skyrim, Bethesda Softworks, 2016)
Для MiSide (IndieArk, 2024) был создан мод, в котором хоть и нет возможности говорить с персонажем голосом, зато Нейро-Мита может влиять на игровое пространство [19]. Например, выключить свет или призывать манекенов. Также она может изменять выражение лица и позу в зависимости от её настроения и запроса игрока. Это дарит новый опыт игроку, так как в оригинальной игре Мита всячески реагирует на поступки игрока, но всё это только в рамках сценария игры. Мод же даёт возможность узнать, как Нейро-Мита отреагирует на разные действия или фразы.
Нейро-Мита выключила свет, изменила выражение лица и позвала манекен, когда разозлилась (MiSide, IndieArk, 2024)
Выводы и практические рекомендации
Возможности
— Нейросети (Genie AI, GameNGen AI и DIAMOND) демонстрируют потенциал развития создания 2D/3D-миров в реальном времени.
— Инструменты вроде Meshy AI и Ludus AI упрощают создание 3D-моделей, окружения и логики.
— Технологии NVIDIA ACE позволяют создавать NPC с эмоциональным интеллектом, адаптивными боссами и голосовым взаимодействием, для повышения реализма и реиграбельности.
— Фанатские моды показывают потенциал использования нейросетей для базового взаимодействия.
Genie 2 AI, 2024
Ограничения
— Зачастую высокие требования к вычислительным ресурсам.
— Короткая продолжительность целостности генерируемых в реальном времени миров и артефакты (галлюцинации, телепортация).
— Необходимость ручной доработки.
— Риск нарушения сюжета при использовании нейросетей напрямую в игре.
I Made a Game using AI Assets, 2024
Рекомендации
— Внедрение нейросетей в игры для нелинейных сюжетов и адаптивных противников.
— Применение Meshy AI и Ludus AI для быстрого прототипирования с последующей ручной доработкой.
— При разработке сочетать нейросети с ручной доработкой для сохранения художественной ценности.
— Фокусироваться на оптимизации вычислительных ресурсов и устранении артефактов генерации.
Заключение
Нейросети открывают новые горизонты для индустрии: от генерации игровых вселенных в реальном времени до умных NPC, способных принимать реалистичные решения. Хоть они пока и не являются идеальными помощниками для всех задач, но уже сейчас заметно быстрое развитие их способностей.
Если вы мечтаете о реалистичных мирах, созданных за секунду, обратите внимание на эксперименты Genie AI, GameNGen AI и CS: GO DIAMOND. В свою очередь нейросети Meshy AI и Ludus AI могут сильно ускорить вам процесс создания игровых миров и их рабочих прототипов. Если приоритет — повышение реиграбельности и усиление погружения, обратите внимание на NVIDIA ACE и фанатские модификации.
Пусть нейросети станут вашим соавтором — их возможности уже сегодня создают невообразимое ранее будущее, где алгоритмы не заменяют творчество, а расширяют его горизонты до бесконечности.
Genie 2 AI, 2024
Список источников
1. Google. Genie: Generative Interactive Environments // Google Sites. [Электронный ресурс]. 2024. URL: https://sites.google.com/view/genie-2024 (дата обращения: 05.03.2025). 2. Genie: Generative Interactive Environments // arXiv. 23.02.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://arxiv.org/pdf/2402.15391 (дата обращения: 05.03.2025). 3. Google. Diffusion Models Are Real-Time Game Engines // GitHub. 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://gamengen.github.io/ (дата обращения: 05.03.2025). 4. DIFFUSION MODELS ARE REAL-TIME GAME ENGINES // arXiv. 27.08.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://arxiv.org/pdf/2408.14837 (дата обращения: 05.03.2025). 5. Diffusion for World Modeling: Visual Details Matter in Atari // GitHub. 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://diamond-wm.github.io/ (дата обращения: 05.03.2025). 6. Google. Genie 2: A large-scale foundation world model // Google DeepMind. [Электронный ресурс]. 2024. URL: https://deepmind.google/discover/blog/genie-2-a-large-scale-foundation-world-model/ (дата обращения: 05.03.2025)
7. I Made a Game using AI Assets / Rafal Obrebski. 15.11.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=DLY38_vJ0hc (дата обращения: 05.03.2025). 8. Meshy [Электронный ресурс]. — URL: https://www.meshy.ai/ (дата обращения: 05.03.2025). 9. Deepmotion [Электронный ресурс]. — URL: https://deepmotion.com/ (дата обращения: 05.03.2025). 10. CMS [Электронный ресурс]. — URL: https://www.csm.ai/ (дата обращения: 05.03.2025). 11. I Made a Game using Only AI / Rafal Obrebski. 11.01.2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ySqLAayNmaM (дата обращения: 05.03.2025). 12. Ludus AI [Электронный ресурс]. — URL: https://ludusengine.com/ (дата обращения: 05.03.2025).
13. NVIDIA Redefines Game AI With ACE Autonomous Game Characters [Электронный ресурс]. — URL: https://www.nvidia.com/en-us/geforce/news/nvidia-ace-autonomous-ai-companions-pubg-naraka-bladepoint/ (дата обращения: 05.03.2025). 14. NVIDIA ACE | inZOI — Create Simulated Cities with Co-Playable Characters / NVIDIA GeForce. 08.01.2025 [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Pk9z1upOj3U (дата обращения: 05.03.2025). 15. NVIDIA ACE | MIR5 — Wemade Introduces the First AI Boss / NVIDIA GeForce. 07.01.2025 [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=-8XeiZ4djKw (дата обращения: 05.03.2025). 16. NVIDIA ACE | Dead Meat — Bringing AI Characters On Device / NVIDIA GeForce. 08.01.2025 [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=PFwIVnDU8KM (дата обращения: 05.03.2025). 17. NVIDIA ACE | ZooPunk — TiGames Partner Spotlight — New Dimensions for In-Game Customizations / NVIDIA GeForce. 08.01.2025 [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=VEZAYvHIAgw (дата обращения: 05.03.2025).
18. I gave Skyrim NPCs artificial intelligence (Then exploited that AI) / Call Me Kevin. 21.12.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=am2Jl7o3roQ (дата обращения: 05.03.2025). 19. В МИТУ ВСТРОИЛИ ИСКУСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЕКТ | МИСАЙД ИИ AI Miside / Mr. Sub. 09.02.2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=tYSTo4HItJI (дата обращения: 05.03.2025).