Original size 1920x2880

Анализ аудиозаписи стихотворения А. Фета «Я долго стоял неподвижно»

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Оглавление

Оглавление Введение Авторская идея Анализ актерской интерпретации Анализ звукового оформления стихотворения Анализ психоакустических средств Впечатление от данного звукового оформления Библиография

Введение

Выбор темы обусловлен интересом к творчеству Афанасия Фета, в особенности его стремлением к постижению бесконечного космоса в произведении «Я долго стоял неподвижно». Материал для исследования предоставлен в рамках курса «Психоакустика», а визуальный ряд обоснован описательной сущностью материалов по отношению к тексту. Принцип рубрикации обусловлен предоставленным заданием по курсу. Ключевой вопрос и гипотеза не выявлены в силу природу задания, где требуется провести анализ аудиозаписи по стихотворению.

Авторская идея

Начать следует с истории создания стихотворения. Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892) — выдающийся русский поэт, мастер лирической поэзии. Основу его творчества составляет пейзажная лирика, оно так же проникнуто стремлением передать мимолетные эмоциональные состояния. Стихотворение «Я долго стоял неподвижно» отражает характерные для Фета темы созерцания и слияния с природой[2].

big
Original size 1920x1491

1. Фет в Воробьёвке (1890), минималистичная жизнь, наполненная творчеством.

Стихотворение было написано в 1843 г. и вошло в цикл «Мелодии», оно соответствует периоду творчества Фета, когда он уделял особое внимание философским размышлениям и поиску глубинных связей между человеком и вселенной.

Связь с событиями жизни автора так же примечательна. В личной жизни Фета было много испытаний: потеря близких, поиски собственного места в обществе, размышления о смысле жизни. Его интерес к философии и метафизике отразился в поэтических произведениях, где природа служит проводником к пониманию высших истин.

Созерцание звезд в стихотворении может быть связано с личными переживаниями поэта, его стремлением найти гармонию и единство с миром. Звезды символизируют вечность и неизменность, к которым Фет стремился прикоснуться через поэзию.

Потому основная идея стихотворения — ощущение глубокого единения человека с космосом. Лирический герой переживает момент откровения, когда между ним и далекими звездами рождается особая связь. Это символизирует проникновение в тайны бытия, преодоление границ между внутренним миром человека и бесконечностью вселенной.

Original size 1920x1258

2. Космос и его недоступные звуки.

Таинственный хор и дрожание звезд передают ощущение живого присутствия вселенной, ее отклика на внутренние переживания человека. Автор стремится выразить невыразимое — глубокое чувство любви и восхищения перед загадочностью мира.

Можно утверждать что стихотворение «Я долго стоял неподвижно» относится к лирическому роду, так как: во-первых, лирика характеризуется выражением субъективных чувств и эмоций автора или лирического героя. Во-вторых, В произведении отсутствует сюжетная линия, характерная для эпоса, и диалогическое действие, присущее драме. В-третьих, Стихотворение передает мгновенное эмоциональное состояние, интимные переживания и мысли лирического героя. В-четвертых, используются характерные для лирики художественные средства: метафоры, символы, эпитеты. Центральным элементом является внутренний мир героя и его взаимодействие с природой.

Таким образом, по своим признакам и содержанию стихотворение является ярким примером лирического произведения, отражающего глубокие эмоциональные переживания и философские размышления автора.

Анализ актерской интерпретации

Однако любое произведение существует для передачи мыслей и идей автора через слова других людей. В данном случае актер выделяет ключевые моменты текста за счет изменения скорости повествования и интонационных акцентов, путем создания пауз и растяжением слогов. Следует отметить что всё повествование выполняется примерно одной громкостью голоса[1].

Заметим, что автор умело использует замедление, что может сигнализировать о переходе к размышлениям и спокойным раздумьям, например на фрагменте: «Меж теми звездами и мною Какая-то связь родилась». Этот прием поддерживает идею внутреннего диалога и глубокой эмоциональной сосредоточенности.

Original size 1920x1470

3. Космос и его краски.

Обратим внимание на акценты и подчеркнутые мысли. Чтец акцентирует важные мысли, делая переходы от тихих и плавных интонаций к громким и четким моментам. Это создает эффект эмоциональной волны, где каждый подъем подчеркивает значимость очередной мысли или смысла, заложенного автором.

Ощущение кульминации поддерживается через еще большее замедление, которым выделяют драматической точки текста, а именно логическое завершение, выраженное в «любви к звездам».

Original size 1920x2879

4. Космос и его безмерность.

Общее настроение текста, переданное актером, можно охарактеризовать как сосредоточенное и напряженное, с ощущением медленного накопления эмоций, которые подчеркиваются акцентными замедлениями. Такой подход создает атмосферу внутреннего поиска и раскрытия смысла, будто у слушателя возникает желание продолжить говорить вместе с актером.

Обратим внимание на состояние, создаваемое интонацией, тембром и темпом. Интонация: Глубокая интонация, с использованием акцентированных пауз и медленного, почти незаметного, нарастания громкости, придает речи драматизм и глубину, усиливая восприятие каждого слова и фразы.

Original size 3413x1920

5. Космос и его бесконечность.

Тембр голоса актера остается стабильным на протяжении всего произведения. Это позволяет сконцентрироваться на иных приемах и сути текста, позволяя слушателю «услышать» непосредственно задумчивую и стабильно мистическую природу произведения.

Темп чтения — основной инструмент в данном произведении. В самом начале темп медленный, почти задумчивый, создавая атмосферу погружения в размышления. В кульминации темп замедляется, а затем снова ускоряется, но ближе к финалу, повторяется замедленность произведения. Такой метод интерпретации позволяет чтецу выразительно донести авторскую идею и эмоциональное содержание текста, подчеркивая его значимые моменты и создавая плавный звуковой образ. ​

Анализ звукового оформления стихотворения

Перейдем к анализу средств звуковой выразительности. Начнем с музыки, ведь в произведении музыка может служить фоном, добавляя эмоциональную глубину или подчеркивая настроение стихотворения. Музыкальный фон спокойный, но громкий, когда нет текста, это помогает создать ощущение прелюдии, что особенно важно для произведений с философским контекстом, таким как стихи Фета. Нужно заметить что музыка как таковая представлена совокупностью эффектов разного порядка: звуки электричества, звуки циферблата. После прочтения актером стиха, появляются звуки подобно ангельского пения, как бы подводя итог сказанному[1].

Далее о шумах. Присутствуют вариативные шумы, особо ярко выраженные после 22 секунды, вплоть до 55 секунды, уступая место звукам циферблата. Следует заметить, что присутствует чередование шумов, будто по синусоидой функции, один становится тише, другой громче, и так в целом пока яркость обоих не сойдет на нет. Легкие шумы присутствуют после прочтения текста, дополняя звук пения и циферблата.

Original size 2880x1920

6. Космос и его контрасты.

Обратим внимание на эффекты обработки. Описываемые ранее шумы и музыка поддается обработке не столь существенно. У шумов присутствует эффект подобный ревербации, когда приближается черед чтения текста. Так же присутствует после прочтения текста эффект эхо, особенно это слышно во время последующего звонкого пения. При этом следует заметить что голос актера никакой обработки не поддавался.

Относительно смысловой концепции можно выявить что общий тон, создает задумчивость и меланхолию, соответствуя чувству спокойного единения со вселенной, отраженному в стихах. Звуковой фон помогает подчеркнуть внутреннее состояние лирического героя, делая его размышления более глубокими.

Original size 1920x1282

7. Космос и его эстетика.

За этим следует рассмотреть идею звукового оформления. Целью звукового оформления в целом является создание замедленного, созерцательного состояния, которое погружает слушателя в мир философских размышлений и поэтического восприятия природы, где мелодия или звуковые эффекты добавляют ощущение бесконечного цикла и времени.

Развитие звукового образа в целом происходит довольно четко, с небольшим наслоением звуковых элементов. Тут же можно проследить и эмоциональное развитие

Начало: В начале произведения присутствуют попеременные волны, на подобии синусоидной функции сменяющие друг друга. Начало имеет сочетание шума ветра, к которому добавляется вибрирующий гул, и там же подключаются звуки волн и хаотичный шум, с последующим звонким космическим звуком и крайне высоким шумом. В течение композиции добавляются новые звуки или изменяться тональность, но общее состояние остаётся стабильным. Это помогает поддерживать внимание и не выводить из медитативного настроя.

Original size 1920x1281

8. Космос и его пространство.

Середина: Середина четко отделена началом звука маятника или часов, плавно созвучный с голосом читающего. Позже этот звук вернется в конце, как бы напоминая о прослушанном. Так же постепенно добавляются голоса пения, знаменующие о завершении текстовой части. Тут же присутствует кульминация, которая четко выражена на последних строках или ближе к завершению, где интонация или музыкальный акцент придаёт основную мысль. Это придаёт словам большую значимость и завершает философский смысл стихотворения.

Конец: Завершение плавное и медитативным, с продолжением звука хора, плавно затухающим. Далее возвращается звук маятника, вместе со звуком будто пересыпающегося песка, символизирующего утекающее время. Самый конец ознаменован утиханием звука часов. Звуковая композиция завершается плавно, создавая ощущение завершённого медитативного цикла. Всё это создает впечатление завершенности размышлений.

Анализ психоакустических средств

Высота звучания и регистр: В описываемой композиции использован преимущественно средний регистр звучания, с громкостью около -17 дБ и пиковым значением 114. Такой диапазон помогает создать четкость и комфортное восприятие текста без перенапряжения слуха. Средний регистр поддерживает идею доступности и близости к слушателю, делая акцент на содержании, а не на эмоциональной окраске через высокий или низкий регистр. Использование данного регистра помогает воспринимать текст как личный и внутренний, с минимальным отвлечением на частотные эффекты, что подчеркивает авторскую мысль, погружая слушателя в смысловую глубину стихотворения[1].

Далее обратимся к работе с громкостью и динамическому балансу. Динамика: В ходе композиции наблюдается вариативность громкости: более тихие фрагменты подчеркивают моменты размышлений и вводят слушателя в состояние тишины и задумчивости, тогда как более размеренные акценты помогают выделить важные мысли, создавая ощущение кульминации и подчеркивая ключевые моменты.

Original size 1920x1280

9. Космос и его неописуемость.

Далее рассмотрим баланс дорожек. Преимущественно тихие фрагменты и более громкие моменты сбалансированы таким образом, что ни один элемент не перекрывает другой. Такая балансировка способствует плавному переходу между состояниями и делает восприятие текста более целостным. Чередование громкости, особенно до начала чтения текста, усиливает идею внутреннего поиска и делает текст выразительным.

Обратим внимание на инструменты и их тембр. В основном используются записанные звуки подобно природы, либо же сильно искаженные синтетические звуки гудения (яркий тембр), шумы (звонкий тембр) и гула (насыщенный тембр). Представляется что подобное могло быть достигнуто на синтезаторе и с последующей обработкой. А вот звук часов инструментом точно не назовешь.

Заключение. Впечатление от данного звукового оформления

В завершении обратим внимание на то что композиция со стихотворением звучит ясно и проникновенно, создавая атмосферу, которая помогает воспринимать авторскую идею как глубокую и масштабную. Идея, которую пытался передать звуковой художник, довольно читаема — текст и его смысл равноценны звуку, который передает ту же самую историю путем постепенного развития, порой даже громче, чем сам текст, как бы повторяя суть произведения.

Убедительность оформления высока, так как звуковой художник использует яркую динамику и четкие тембры, усиливая проникновенность и эмоциональность текста, не перегружая его излишними звуковыми эффектами, а подкрепляя и дополняя. Это позволяет глубже погрузиться в содержание стихотворения, и слушатель легко чувствует настроение произведения.

Что можно было бы изменить, с моей точки зрения, так это сократить вступительную часть, так как прелюдия может казаться почти самостоятельным произведением. Так же наполнение начала избавить от синтетических шумов. Понятен посыл с космосом, однако звуки волн столь громки, что будто пытаются перебить текст.

Bibliography
1.

Аудиозапись. Стихотворение А. Фета «Я долго стоял неподвижно» (читает Павел Морозов) // Яндекс Диск URL: https://disk.yandex.ru/d/ox5LfBgHJE42JA (дата обращения: 10.11.2024).

2.

Фет А.А. Я долго стоял неподвижно // Фет А. А. Стихотворения и поэмы. — М.: Эксмо, 2018. — С. 123.

Image sources
Show
1.2.

The Horse head Nebula. Photographed from my backyard in Oceanside, California. Bryan Goff // Usplash URL: https://unsplash.com/photos/water-droplets-on-glass-window-_itkYVtDh8w (дата обращения: 10.11.2024).

3.

IC5070 Pelican Nebula. Chen Liu // Usplash URL: https://unsplash.com/photos/blue-brown-and-yellow-abstract-painting-kZH8X0q4Nvo (дата обращения: 10.11.2024).

4.

The Milky Way Over the Sierra Nevada’s. Clarisse Meyer // Usplash URL: https://unsplash.com/photos/photo-of-milky-way-y54gnzC86lw (дата обращения: 10.11.2024).

5.

The Milky Way from Glacier Point in Yosemite National Park. Gary Scott // Usplash URL: https://unsplash.com/photos/the-night-sky-with-stars-and-the-milky-YvRTYzkT6Hs (дата обращения: 10.11.2024).

6.

The dark nightsky. Max Saeling // Usplash URL: https://unsplash.com/photos/trees-under-starry-sky-ef0sXQtnCYU (дата обращения: 10.11.2024).

7.

Oregon Sky. Clint McKoy // Usplash URL: https://unsplash.com/photos/silhouette-of-trees-RtVpWYvjpOY (дата обращения: 10.11.2024).

8.

Night sky. Rishabh Dharmani // Usplash URL: https://unsplash.com/photos/green-trees-under-blue-sky-during-night-time-tMvwl9PPbGY (дата обращения: 10.11.2024).

9.

Night sky. Nathan Anderson // Usplash URL: https://unsplash.com/photos/starry-night-njDePTtXMyU (дата обращения: 10.11.2024).

Анализ аудиозаписи стихотворения А. Фета «Я долго стоял неподвижно»
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more