Original size 1140x1600

Экспрессионизм, функционализм, ар-деко

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Экспрессионизм, функционализм, ар-деко. Сравнительный анализ формально-стилевых признаков.

ВВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМ ФУНКЦИОНАЛИЗМ АР-ДЕКО СРАВНЕНИЕ СТИЛЕЙ ВЫВОДЫ

Экспрессионизм, функционализм и ар-деко — это три важных стиля в архитектуре, каждый из которых имеет свои характерные формально-стилевые признаки.

big
Original size 1097x1311

Эрнст Людвиг Кирхнер. Автопортрет.

Экспрессионизм — это стиль, который развивался в Германии в начале 20 века. Он отличается открытым выражением эмоций через архитектурные формы и элементы. Типичные признаки экспрессионизма — это изогнутые линии, кривые формы, неожиданные комбинации материалов и цветов, а также использование архитектурных элементов, например, выступающих карнизов или орнаментов.

Original size 638x466

Башня Эйнштейна, Эрих Мендельсон. Потсдам, Германия, 1919–1922.

Original size 1384x800

Здание Второго Гетеанума, Рудольф Штайнер. Дорнах, Швейцария, 1928.

Original size 468x376

«Схип» (Корабль), жилой комплекс «Эйген Хард», Мишель де Клерк. Амстердам, Нидерланды, 1921.

Функционализм — это стиль, который возник в Европе в 1920–1930 годах. Этот стиль предполагает, что архитектура должна быть прежде всего функциональной и соответствовать потребностям общества, а также должна быть ориентирована на технологический и промышленный прогресс. Типичные признаки функционализма — это четкие геометрические формы, простота и функциональность, минималистический дизайн, использование новых материалов таких, как стекло, бетон и металл, а также использование инновационных технологий.

Original size 1430x956

Дома в поселке Вейссенгоф, Ле Корбюзье. Штутгарт, Германия, 1927.

Original size 468x327

Фабрика «Фагус», Вальтер Гропиус, Адольф Мейер. Альфельд, Германия, 1910–1913.

Ар-деко — это стиль, который был популярен в 1920-1930-х годах. Этот стиль характеризуется высокой степенью декоративности и роскоши, причем архитектура должна быть символом процветания общества и могущества государства. Типичные признаки ар-деко — это использование геометрических узоров, мраморных отделок, резьба по дереву и другим материалам, использование драгоценных камней, богато декорированных фасадов и высокого качества ремонта.

Original size 1430x1148

Салон Павильона коллекционера. Всемирная выставка (1925).

Original size 936x620

Элементы Крайслер-билдинг в Нью-Йорке.

Таким образом, экспрессионизм, функционализм и ар-деко имеют свои характерные формально-стилевые признаки, которые отражают разные концепции и философии. Экспрессионизм выражает эмоции через формы и элементы, функционализм ставит функциональные потребности общества превыше всего, а ар-деко символизирует роскошь и могущество государства.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ

Экспрессионизм — это художественное направление, развивавшееся в первой половине ХХ века и выражавшееся в сильном выражении чувств и эмоций, а также в отказе от реализма в изображении мира. Основные черты экспрессионизма — это преувеличение форм, яркий контраст цветов и форм, выраженность динамизма и динамической напряжённости. В работах экспрессионистов можно найти уклон в провокативный, провокационно-мистический и даже сатанинский образ.

Original size 936x626

Макс Бекманн. «Полдень».

Среди тех, кто повлиял на экспрессионизм, можно выделить французского художника Поля Гогена, немецких художников Эдварда Мунка и Адольфа Мензеля, а также английского художника Вильяма Тернера. Среди авторов экспрессионизма можно выделить Эдварда Мунка, Франца Марка, Кандинского, Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Эрнста, Пабло Пикассо, и других.

Original size 2480x1350
Original size 2480x1350
Original size 936x668

Василий Кандинский. «Летний пейзаж».

В экспрессионизме стоит отметить два важных объединения: «Мост» (основано в 1905 году в Дрездене), куда входил, например, Эрнст Людвиг Кирхнер, и «Синий всадник» (основано в 1911 годув Мюнхене) с такими участниками, как Василий Кандинский и Франц Марк. Оба этих движения были направлены против академической живописи и стремились к новым выражениям и формам изображения. Они также подчеркивали важность индивидуальности и личного опыта художника. «Мост» был более ориентирован на физическую реальность и часто изображал городскую жизнь и неприукрашенные сцены из жизни. Авторы также писали маслом и акварелью, используя разные техники и создавали яркие, насыщенные цветом работы.

Original size 936x1254

Эрнст Людвиг Кирхнер. «Потсдамская площадь в Берлине».

«Синий всадник», с другой стороны, был более абстрактным и часто изображал формы и цвета, которые могут вызывать эмоциональную реакцию у зрителя. Они также были более экспериментальными, использовали новые материалы и техники, и взаимодействовали со стилями, такими как футуризм и кубизм.

Original size 410x634

Франц Марк. Башня синих коней (1913).

Любое новое авангардное направление в живописи начиналось с академизма. Просто в какой-то момент художники понимали, что для выражения своих идей и взглядов этой «базы» им недостаточно, и начинали искать новые средства. Импрессионисты и экспрессионисты были в чем-то похожи: они писали в своих работах впечатление от реальной действительности. В то же время их творчество принципиально отличалось, потому что импрессионисты делали акцент в этой реальности на свете и цвете, а экспрессионисты — на эмоциях. Сравним работы импрессиониста Гюстава Кайботта и экспрессиониста Эрнста Людвига Кирхнера. Оба художника писали город, но делали это по-разному.

Original size 468x395

Гюстав Кайботт. Парижская улица в дождливую погоду.

Гюстав Кайботт был известен своими пейзажами городских улиц, парков и садов. Он использовал яркие цвета и быстрые, мазки для создания чувства движения и энергии в своих картинах. Кайботт прекрасно передавал атмосферу городской жизни: шум, суету и напряженность. Эрнст Людвиг Кирхнер, напротив, создавал более абстрактные городские пейзажи. Он использовал яркие и экспрессивные цвета, но смешивал их так, чтобы создавать эмоциональный эффект. Кирхнер также часто изображал городских людей, демонстрируя свои чувства, настроение и душевные состояния.

Original size 1954x2187

Эрнст Людвиг Кирхнер. Мост у городских ворот.

Таким образом, оба художника использовали яркие и экспрессивные цвета, чтобы передать атмосферу города. Кайботт был более прямолинейным в своем подходе, в то время как Кирхнер использовал более абстрактные формы и приемы, чтобы передавать эмоциональные состояния.

Эрнст Людвиг Кирхнер «Уличная сцена в Берлине», 1914 год — это не просто город, это мегаполис, в котором неуютно и даже страшно.

Original size 468x634

Уличная сцена в Берлине. Эрнст Людвиг Кирхнер. Живопись, 1914.

Оскар Кокошка «Невеста ветра», 1914 год — у экспрессионистов любовь всегда несчастливая, потому что влюбленных в конце обязательно ждёт разочарование.

Original size 468x388

Невеста ветра. Оскар Кокошка. Живопись, 1914.

Франц Марк «Судьбы животных», 1913 год — картина написана за год до начала Первой мировой войны, когда художники уже чувствовали беду (ее и писали на своих полотнах).

Original size 468x335

Судьбы животных. Франц Марк .Живопись, 1913.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

Функционализм — это стиль не только в искусстве, но и в архитектуре и дизайне, основанный на принципах функциональности, удобства и эффективности использования объекта. Функциональный подход предлагает строить форму конструкции и ее оформление в соответствии с её функцией. В искусстве функционализм проявился в конце 1920-х — начале 1930-х годов, в период бурного развития техники, науки и промышленности. Функционализм в изобразительном искусстве отличается строгостью форм, отсутствием декоративности, лаконизмом и ясностью. Композиции должны быть построены так, чтобы форма вытекала из функционального назначения объекта. Взаимосвязь между формой и функцией была главным принципом функционализма.

Original size 2480x1350
Original size 720x1026

Л.Салливен. Гаранти-билдинг в Буффало.

Главным источником влияния на становление функционализма в искусстве были эстетические и духовные принципы баухауса, а также эстетика конструктивизма в России. Функционализм как стиль возник в Германии, в период между двумя мировыми войнами, и затем распространился по всей Европе. К основным представителям функционализма в искусстве относятся креативные коллективы Баухаус и De Stijl, архитекторы Ле Корбюзье и Мис в Германии. В России функциональный подход развивали авангардной художники Лазарь Лисицкий и Владимир Татлин.

Original size 2480x1350

Фабрика «Фагус» (Fabrica Fagus), Walter Gropius (1911–1916) / Pieter Cornelis Mondriaan.

АР-ДЕКО

Ар-деко (Art deco) — стиль в искусстве и архитектуре, который был популярен в Европе и Америке в период между Первой и Второй мировыми войнами, приблизительно с 1920 по 1940 годы.

Original size 373x595

Женщина с мандолиной. Тамара Лемпицка.

Ар-деко характеризуется геометрическими формами, абстрактными узорами, роскошью и блеском. Используются драгоценные материалы, такие как мрамор, золото, хрусталь, перламутр, эмаль, а также новые материалы и технологии, такие как стекло, сталь, пластик. Важными элементами являются перспектива, контрасты и геометрические формы. Стиль ар-деко был вдохновлен многими источниками, в том числе африканским искусством, дизайном автомобилей и самолетов, а также китайской культурой.

Original size 2480x1350
Original size 1387x2080

Мост Hope Memorial, Кливленд.

Original size 1430x1451

Жан Дюпа. «Попугаи». 1925.

Ар-деко был представлен в Париже на выставке «MEUbles et decorations» в 1925 году, но его корни можно отследить в движениях искусства Нуво и Футуризма. Ключевыми авторами стиля ар-деко были архитекторы Ле Корбюзье, Людвиг Мис ван дер Рёе, Эрик Медер и Эмиль-Жак Рульман, дизайнеры Пауль Пуа, Эмилэ Жак Рулман и Эрнест Пэрис. Важная роль была сыграна искусством и дизайном 1920-х и 1930-х годов, таких как Джорджио де Кирико, Тому Джин, Эдгар Дега и Фернан Леже.

СРАВНЕНИЕ СТИЛЕЙ

Экспрессионизм, функционализм и ар-деко являются стилями, характерными для архитектуры и дизайна начала ХХ века. Каждый из них имеет свои формальные и стилевые признаки, определяющие его уникальность и особенности. Экспрессионизм характеризуется свободными формами и экспрессивным стилем, в котором акцент делается на выражении эмоций и чувств. Главным признаком экспрессионизма является органическое сочетание форм и функций, которое проявляется в неожиданных формах зданий и футуристических элементах декора. Также экспрессионизм отличается многогранностью и скругленными формами, тонкой игрой света и теней.

Original size 468x674

«Автопортрет с масками». Джеймс Энсор.

Функционализм сосредоточен на удобстве и современности. Он в первую очередь ориентирован на функциональность объекта, а затем на его эстетические качества. Форма в функционализме определяется функцией здания, поэтому она часто является простой и лаконичной. Основной принцип функционализма — «Форма следует функции» — подразумевает, что форма здания должна соответствовать его назначению и функции. Эстетически функционализм проявляет себя в простых линиях и четком, сдержанном стиле, а также в использовании передовых технологий и материалов.

Original size 964x564

Mies Van Der Rohe. House Lemke, Berlin, 1932.

Ар-деко сочетает в себе элементы традиционных стилей с инновационной функциональностью и современностью. Главная идея стиля — создать ощущение роскоши и благородства, что проявляется в высоком качестве материалов, ярких цветах и богатом декоре. Формы в ар-деко часто геометрические, узнаваемые и симметричные. Здания в стиле ар-деко часто украшаются выгравированными фасадами, стеклянными вставками и живописным орнаментом.

Original size 936x1350

Хосе де Альмада Негрейрос. Double Portrait.

ВЫВОДЫ

Из вышесказанного можно сделать выводы о том, что каждый из стилей имеет свои уникальные характеристики. Экспрессионизм ориентирован на экспрессию и органическое сочетание форм и функций, функционализм — на использование передовых технологий и удобство, а ар-деко — на высокое качество, роскошь и благородство. Сравнивая эти стили, можно сказать, что экспрессионизм и ар-деко имеют более декоративный характер, а функционализм — более строгий и функциональный. Каждый стиль подходит для определенных типов зданий и интерьеров. Уникальность каждого из этих стилей проявляется в индивидуальности и неповторимости каждого объекта, созданного в нем.

Bibliography
Show
1.

Арт-деко в живописи: яркость цветов и плавность линий // [Электронный ресурс] // https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/stil-art-deko-v-zhivopisi-yarkost-cvetov-i-plavnost-linij // (дата обращения 20.05.2023)

2.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ // [Электронный ресурс] // https://sds.uz/funktsionalizm-2.html // (дата обращения 19.05.2023)

3.

Хороший вопрос. Почему Пабло Пикассо — великий художник? // [Электронный ресурс] // https://artchive.ru/publications/3859~Khoroshij_vopros_Pochemu_Pablo_Pikasso_velikij_khudozhnik // (дата обращения 20.05.2023)

4.

Экспрессионизм. Деятельность художественной группы «Мост» и объединения «Синий всадник» // [Электронный ресурс] // https://iskusstvoed.ru/2016/09/20/jekspressionizm-dejatelnost-hudozhe/ // (дата обращения 19.05.2023)

5.

Экспрессионизм: предчувствие катастрофы // [Электронный ресурс] // https://artchive.ru/encyclopedia/39~Expressionism // (дата обращения 20.05.2023)

Image sources
Show
1.

Самых Известных Картин Эрнста-Людвига Кирхнера // [Электронный ресурс] // https://dzen.ru/a/Y-ls6rFcBmIxlaM4 // (дата обращения 19.05.2023)

2.

Ар-деко (арт-деко): особенности стиля в архитектуре и интерьере // [Электронный ресурс] // https://realty.rbc.ru/news/61a649409a79471368fe4362 // (дата обращения 19.05.2023)

3.

История современной архитектуры: 5 ключевых направлений// [Электронный ресурс] // https://losko.ru/5-modern-architecture-styles // (дата обращения 18.05.2023)

4.

Судьбы животных // [Электронный ресурс] // https://artchive.ru/franzmarc/works/2525~Sud'by_zhivotnykh // (дата обращения 21.05.2023)

5.

Функционализм // [Электронный ресурс] // https://www.archandarch.ru/архитектурные-стили/функционализм // (дата обращения 18.05.2023)

6.

Экспрессионизм — шокирующее эмоциональное направление в искусстве XX века // [Электронный ресурс] // https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/ekspressionizm-emocionalnoe-napravlenie-v-iskusstve-xx-veka // (дата обращения 21.05.2023)

Экспрессионизм, функционализм, ар-деко
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more