
Концепция исследования

Илья Машков, Ягоды на фоне красного подноса, 1911 г.
Бубновый валет — одно из самых ярких художественных объединений раннего русского авангарда, что осуществило множество экспериментальных идей и техник. Они внесли невероятный вклад как в мировое, так и в русское искусство, обогатив его множеством произведений и выставок, не имеющих ничего общего со своими предшественниками. Желая всколыхнуть общество своими портретами и композициями, за шесть лет они проделали большой путь от примитивизма к сенаннизму и кубизму. Выступая против идейности искусства и реалистичности в изображении предметов и людей Бубновый валет знаменовал своим появлением новый переворот в русском искусстве, которое отставало от французского и немецкого всего на каких-то пять лет. Но как понять то, что они хотят передать своей уникальной техникой? Как увидеть то же, что видели они при создании своих произведений?
Ярче всего суть авангарда можно понять и проследить в изображении разного рода натюрмортов — по сравнению с классическими изображениями разнообразной утвари и окружения проще всего оценить нестандартную точку рения и видение автора. И если мы не можем знать, как выглядели какие-то модели авангардистов, не всегда имеем возможность без дополнительной информации осмыслить нестандартные множественные ракурсы и композиции, из-за чего судить приходится лишь по видению художника, то в случае с натюрмортом у человека всегда есть понятие о том, как выглядят предметы обихода! За счет именно элемента узнаваемости и достигается эффект наибольшего впечатления и погружения в течение авангарда, без больших потерь смысла и осознания у зрителя, что важно для заинтересованных искусством объединения. Именно поэтому в данном исследовании будет рассмотрен только этот жанр.
Для исследования были отобраны самые яркие примеры авангардного натюрморта, что позволит проследить основные тенденции в изображении реальности среди художников Бубнового валета. Взяты были как и ранние работы объединения, так и те, что созданы совсем незадолго до полного его распада, для возможности рассматривать экспозицию развития натюрморта наиболее полно. Целью исследования является выявление основных внешних черт, присущих именно натюрмортам членов Бубнового валета, прослеживание деталей, что могут объединять художников вне зависимости от самого направления, а также отслеживание взаимосвязи между периодом существования общества и произведениями. Это позволит осмыслить совокупный образ всего искусства бубнововалетовцев и сделать общие выводы о их натюрмортах и творчестве в целом.
I. Композиция
Роберт Фальк, Натюрморт с бутылкой, 1917 г; Александр Куприн, Натюрморт с трубкой, 1917 г; Илья Машков, Натюрморт, 1913 г; Илья Машков, Натюрморт с овощами, 1914 г
Александр Куприн, Натюрморт с трубкой, 1917 г; Роберт Фальк, Натюрмортк с бутлкой, 1917 г
При внимательном рассмотрении композиция в полотнах делится на два вида: устойчивую и неустойчивую. Но большее впечатление всё же отдается последнему виду.
Петр Кончаловский, Татарский натюрморт, 1916 г
Александр Куприн, Натюрморт с синим подносом, 1914 г; Александр Куприн, Натюрморт с тыквой, 1912 г; Роберт Фальк, Бутылки и кувшин, 1912 г
Рассматривая композицию с точки зрения «Правила третей», можно отметить, что наибольший вес расположен по диагонали, противопоставляя верхнюю и нижнюю часть так, чтобы они не казались равновесными.
Илья Машков, Натюрморт с овощами, 1914 г
Натюрморты «Бубнового валета» построены полностью на контрасте: контраст форм, размеров, контраст цветовых пятен.
Илья Машков, Натюрморт с рыбами, 1916 г; Илья Машков, Натюрморт с фруктами, 1908 г.
Несмотря на разницу в расстановке предметов, композиция всегда статична. Топорность и рублённость линий создает ощущение «неловко» замерших на месте предметов, которые, несмотря на это, ощущаются на своём месте.
II. Колорит
Цвета, используемые художниками для передачи настроение и их уникального видения как нельзя лучше дают понять и прочувствовать особенности направления, которое не сосредоточено на том, чтобы рассказать что-то конкретное зрителю.
Александр Куприн, Искусственные цветы на фоне набойки, 1917 г; Огюст Ренуар, Ваза с пионами, 1872 г
Идея отрицания реалистичности хорошо прослеживается именно в колорите — вместо приглушенных тонов у классиков, они используют локальные цвета объектов, минимизируя нюансы и делая акцент именно на контрастности.
Илья Машков, Натюрморт с виноградом, 1910 г
За счет такого выбора цветов и минимизации нюансов достигается плоскостность изображения — осознанный прием ухода от реализма. Из-за неё создается ощущение накренённых плоскостей и объектов, склеенных между собой.
Александр Куприн, Большой натюрморт с тыквой, вазой и кистями, 1917 г
Можно сделать вывод, что в основной массе выбор цвета обусловлен направлением авангарда, но между отдельными авторами четко прослеживаются различия.
III. Изображаемые элементы
Илья Машков, Натюрморт с лошадиным черепом, 1914 г
Одной из наиболее заметных деталей, прослеживаемых в работах сразу нескольких художников «Бубнового валета» является поднос — он всегда размещен на фоне и контрастирует с передним планом. При ближайшем рассмотрении на работах Кончаловского и Машкова даже создается ощущение, что это один и тот же поднос.
Стеклянные предметы на натюрмортах Р.Фалька и П.Кончаловского
Часто в натюрмортах также можно заметить стекло. Передача его текстуры и преломления света и цвета сквозь него явно интересовали авангардистов.
Цветы на натюрмортах А.Куприна, Р.Фалька и И.Машкова
Также прибегают часто к изображению цветов, но по сравнению с классическими натюрмортами авторы часто используют не эстетичные цветы (например, клевер на полотне Фалька, что считается сорняком), а также искусственные цветы, что совсем выбивается из привычного образа.
IV. Время
Илья Машков, Натюрморт с виноградом, 1910 г; Александр Куприн, Большой натюрморт с тыквой, вазой и кистями, 1917 г
Если рассматривать изменения в стилистике натюрмортов в разные отрезки времени, то сказать о разительных изменениях сложно. Видно, что на авторов влияли разные популярные в тот момент направления., но наибольшие изменения заметки при рассмотрении каждого конкретного художника.
Натюрмотры А.Куприна в 1912 и 1917гг.
В творчестве Куприна можно явно проследить переход к более плоскостному изображению и меньшему вниманию к объему и светотени.
Натюрморты И.Машкова в 1913 и 1916гг.
Машков же меняется в плане колорита. Цвета становятся более сочными и контрастными, что как раз и отдалило его от реалистичности, что так не нравилась «Бубновому валету».
Натюрморты П.Кончаловского в 1912 и 1917гг.
Кончаловский изменяет предпочтения в материалах. В поздних натюрмортах чаще появляется стекло и глянцевые предметы, в изображении которых появляется текстурность и некая искаженность.
Натюрморты Р.Фалька в 1912 и 1915гг.
Фальк не изменяет своей любви к стеклу, но добавляет к нему больше других материалов: драпировок, тканей и мелких предметов. Был пройден путь к усложнению и самой композиции.
Вывод
Илья Машков, Фрукты на блюде (Синие сливы), 1910 г.
Таким образом можно сделать вывод, что натюрморт авангардного объединения «Бубновый валет» это крайне необычное и ценное явление современного искусства. Отказываясь от идейности и реализма они получили абсолютно уникальное направление натюрморта, которое проявило себя по разному у каждого из художников объединения.
Но тем не менее среди всех натюрмортов можно проследить такие общие черты как: рубленность форм, отсутствие акцента на объеме предметов, повышенная контрастность и уход от реалистичности. Все эти черты приобретались постепенно за время существования художественного объединения и в разной степени и сочетании развивались у каждого из художников, что делает их творчество особенно ценным.
Авангард — искусство революции [Электронный ресурс] URL: https://arzamas.academy/materials/1369
Краткий учебник по русскому авангарду [Электронный ресурс] URL:https://arzamas.academy/materials/638
Онлайн-энциклопедия русского авангарда [Электронный ресурс] URL: https://rusavangard.ru/online/
Екатерина Бобринская. Русский авангард: границы искусства; 2006
В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда; 2013–2014
https://collections.louvre.fr/en/ (дата обращения 03.05.24)
artchive.ru (дата обращения 03.03.24)
www.wga.hu (дата обращения 05.05.24)
artsandculture.google.com (дата обращения 05.05.24)