Original size 1140x1600

Архетипы персонажей

18

Архетипы

Многие ранние формы театра, поэзии и сторителлинга фокусировались вокруг хорошо знакомых зрителю персонажей — богов, героев и реальных исторических фигур. Очень часто такие персонажи переходили из пьесы в пьесу и из сказания в сказание, создавая единый пантеон. Зрители же узнавали персонажей по характерному костюму и маске.

Таким образом авторы упрощали свою работу и освобождали сюжеты от ненужной экспозиции. В зависимости от эпохи типы персонажей менялись, но стремление к узнаванию осталось.

В своей «Поэтике» Аристотель разделяет персонажей по их моральному качеству относительно зрителя на три категории:

big
Original size 1408x768

Персонажи лучше нас — герои, боги. В трагедии они сталкиваются с жестоким миром и обстоятельствами.

Персонажи хуже нас — злодеи, дураки. В комедии они попадают в нелепые ситуации.

Персонажи такие же, как мы — простые смертные. В обоих жанрах они становятся свидетелями происходящего.

COMMEDIA DELL’ARTE

big
Original size 1408x768

Дословно «комедия профессий». Ранняя Итальянская форма импровизационного театра. Актеры облачались в костюмы и маски определенных персонажей и действовали на сцене в соответствии с их характерами. Иногда у представления были частичные сценарии или наборы предустановленных сцен, как правило, тоже максимально шаблонные.

Персонажи базировались на профессиях и региональных особенностях, в том числе смешных акцентах.

Хотя в комедии дель арте суммарно меж различными ее формами более ста различных масок-ролей, все они разделены на три типа.

Original size 1408x768

INNAMATORI

Влюбленные. Вокруг их любви и разлуки строится основной сюжет. Влюбленные — элегантная высокородная пара в идеальных нарядах.

VECCHIO

Веччио. Представитель власти или знати. Злодей, желающих разлучить влюбленных.

  • Панталоне — жадный купец, старый, хворый и хромой
  • Доктор — образованный, но безнравственный представитель интеллигенции, как правило врач
  • Капитан — хвастливый воин, скрывающий свою трусость за лживой бравадой
  • Скарамуш — молодой повеса, подлец и забияка
Original size 1408x768

Дзанни. Слуга, родом из провинции. Хитрец и обманщик. Дзанни иногда мешают влюбленным быть вместе, но чаще пытаются им помочь.

  • Арлекино — добродушный юный дурак
  • Коломбина — простая и порядочная девушка
  • Бригелла — свободолюбивый вор и манипулятор
  • Скрапино — непостоянный и забывчивый трус
  • Пульчинелла — обжора и увалень
  • Пьеро — безвольная жертва насмешек всех остальных персонажей

Комедия Дель Арте все еще применяется в современной индустрии. Она лежит в основе пяти архетипов персонажей ситкомов (ситуационный комедий)


  • Шутник (Wisecracker) — Арлекин
  • Задира (Bully) — Капитан
  • Зануда (Square) — Колумбина
  • Умник (Dork) — Доктор
  • Придурок (Goofball) — Скарамуш
Original size 1408x768

Ситком «Как я встретил вашу маму»

По Митте

Советский режиссер и сценарист Александр Митта, автор фильма «Экипаж» и книги «Кино между Адом и Раем», различал персонажей не по их профессии или происхождению, а по манере справляться с трудностями.

Митта разбивал персонажей на четыре категории.

Наши знакомые

Original size 1280x720

«Это мы с вами, наши друзья, наши сослуживцы, наши соседи по улице, городу, стране и по всем пяти континентам.»

Наши Знакомые — обычные люди, попавшие в необычную ситуацию. Нам интересно смотреть за тем, как они из нее выберутся, ведь наш жизненный опыт близок к ним.

История про Наших Знакомых может быть обыденной, вроде молодежной мелодрамы или невероятной, вроде остросюжетной приключенческой комедии.

Андердог

Термин пришел из собачьих боев и означает собаку, придавленную противником. Как и это несчастное животное, наш герой находится на самом дне, и для того, чтобы оттуда выбраться — ему предстоит проявить недюжую силу воли.

Нам особо интересны андердоги, потому что они не просто разделяют наши ценности, но и борются за них с несправедливым миром.

Истории про андердогов могут быть печальными и веселыми. Главное в них — путь главного героя от самых тяжелых обстоятельств к счастью.

Потерянные души

Эти герои могли быть такими же как мы, но по своей воле или воле случая они потеряли свои моральные ориентиры и выбрали неправильный путь.

Потерянные и обреченные. Мы наблюдаем за ними, потому что падение в пропасть имеет сладкий оттенок соблазна.

Потерянные души становятся главными героями криминальных драм и черных комедий. Чаще всего они не доживают до финала или доходят до него неузнаваемыми чудовищами. Очень редко можно увидеть искупление потерянной души.

Идолы

Original size 2000x2887

Герои без страха и упрека. Идолы справляются со всеми испытаниями не моргнув и глазом. Вся опасность на их пути — лишь повод в очередной раз проявить себя.

Идолы — персонажи, которыми мы хотели бы быть. Истории про идолов могут быть и боевиками, и комедиями. Главное в них, что героя ничто не может остановить.

Метод «Телефонной книги»

То, как раньше появлялись фамилии и то, как мы записываем контакты людей в телефоне — один и тот же процесс.

У человека есть имя и есть описание: профессия, яркая отличительная черта или особые обстоятельства. В английском языке часто используется «The …».

По такому принципу вы можете категоризировать и характеризовать любого своего персонажа, чтобы он был максимально сфокусирован.

Главное правило — персонаж должен быть понятен кому угодно в одно слово.

Примечание

Некоторые изображения сгенерированы при помощи Google ImageFX.

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more