
Рубрикатор
1. Введение
2. История и символика древнеегипетских мотивов 2.1. Обзор истории Древнего Египта 2.2. Описание основных мотивов и символов в древнеегипетском искусстве
3. История и характеристики стилей ар-нуво и ар-деко 3.1. Ар-нуво 3.2. Ар-деко
4. Применение древнеегипетских мотивов в ар-нуво и ар-деко 4.1. Анализ и примеры использования мотивов в ар-нуво 4.2. Анализ и примеры использования мотивов в ар-деко
5. Заключение 5.1. Выводы исследования
6. Источники изображений
Концепция
Стили модерн и ар-деко были популярны в начале и середине XX века. Для них характерны геометрические формы, новые технологии и новаторский подход к дизайну. Оба эти стиля предлагали совершенно новые архитектурные и дизайнерские решения, полностью отличающиеся от традиционных и классических форм.

Антонио Гауди. Каса Мила. Барселона, Испания. 1906-1910 / Джон Уолтер Кросс, Элиот Кросс. Дженерал-Электрик-билдинг. Нью-Йорк, США. 1929-1931
Выбор темы о влиянии древнеегипетских мотивов в модерне и ар-деко обоснован тем, что искусство модерна и ар-деко является одним из наиболее ярких и важных направлений в истории дизайна и архитектуры. Важным представляется также изучение источников вдохновения, влияния культурных традиций на формирование новых стилей и направлений в искусстве. Цель исследования — рассмотреть, как древние египетские мотивы были переосмыслены и интегрированы в современное искусство, а также выявить особенности их использования в контексте этих двух стилей.
Рисунок на папирусе. Древний Египет
Так, древнеегипетская культура и искусство оказали большое влияние на них. Мотивы мифологии, религии, архитектуры, костюмов и украшений часто использовались в элементах искусства ар-нуво и ар-деко.
Эмиль Присс. Литография из коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки. 1878
Прежде всего, древнеегипетская символика, такая как пирамиды, солнце, лотос, змеи, скарабеи и фараоны, являлась важным элементом дизайна обоих стилей. Эти мотивы использовались в виде витражей, узоров на стенах и мебели, а также в костюмах и украшениях. Декоративные элементы, такие как эмблемы, узоры и геометрические фигуры, также были вдохновлены древнеегипетским искусством. Использование плавных линий, треугольников и кубических форм позволило создать абстрактные образы, напоминающие геометрические узоры и мозаики на стенах древних храмов.
Цветовая палитра, использовавшаяся в ар-нуво и ар-деко, также перекликалась с древнеегипетскими мотивами. Яркие и насыщенные оттенки золотого, синего, зеленого, красного и черного были извлечены из древних стен, скульптур и фресок и использованы в дизайне мебели, предметов декора и одежды.
Для проведения исследования будут использованы такие источники информации, как искусствоведческая литература, Интернет, исторические исследования, коллекции фотографий. Основной метод — сравнение и анализ визуальных характеристик ар-нуво, ар-деко и влияние древнеегипетского искусства на них.
Для полной и всесторонней оценки древнеегипетских мотивов в модерне и ар-деко были отобраны материалы из различных областей, включая скульптуру, живопись, архитектуру, и другие дизайнерские проекты. Это позволит увидеть вариативность мотивов в различных областях искусства. При анализе текстовых источников было уделено внимание тому, какие именно древнеегипетские мотивы вошли в модерн и ар-деко, их значению и роли в искусстве и дизайне этого периода.
(1) Введение
Искусство всегда отражало культуру и историю народа, его верования и ценности. Одной из наиболее захватывающих эпох в истории искусства является период ар-нуво и ар-деко, который процветал в начале XX века. В этом периоде дизайнеры и художники искали новые формы и стили, и одним из вдохновений для них стали древнеегипетские мотивы. Они были широко использованы в ар-нуво и ар-деко, придавая работам особую элегантность и экзотическую привлекательность. Это исследование предоставит нам возможность глубже понять, как древнее Египетское искусство оказало влияние на художественные направления начала XX века.
(2) История и символика древнеегипетских мотивов
(2.1.) Обзор истории Древнего Египта
Египетский жрец молится богу неба Хонсу. С. В. Бакалович
Древний Египет — одна из самых удивительных исторических эпох, которая продолжалась более 3000 лет. Египетская цивилизация процветала в Нижнем и Верхнем Египте и оставила уникальное наследие, которое продолжает восхищать исследователей и любителей истории искусства. Религия играла огромную роль в жизни древних египтян. Они верили в богов, которые контролировали природные явления и обеспечивали процветание и безопасность страны. Очень важно было сохранять баланс и гармонию с природой, что отразилось в обрядах и культе, таких как мумификация и почитание умерших.
Комплекс пирамид в Гизе. Египет. XXVI–XXIII века до н. э. / Гробница фараона Рамсеса III. Египет
Египетские искусство, архитектура и литература считаются одними из самых узнаваемых и величественных в истории человечества. Пирамиды Гизы и роскошные гробницы фараонов являются впечатляющими свидетельствами мастерства и эстетического вкуса древних египтян.
(2.2.) Описание основных мотивов и символов в древнеегипетском искусстве
Древнеегипетские орнаменты. Зарисовка
Древнеегипетское искусство часто использовало геометрические формы, такие как треугольники, прямоугольники и круги, для создания архитектурных структур и узоров.
Розеттский камень. Древний Египет. 196 г. до н. э. / Стела Хоремхеба. Древний Египет. Третья четверть XIV в. до н. э.
Книга мёртвых. Древний Египет. Ок. 1050 г. до н. э.
Иероглифическое письмо — это символическая система записи, которая была разработана в Древнем Египте. Эти символы не только использовались для письма, но и в качестве декоративных элементов в искусстве, отображая различные божества, животных и предметы.
Древнеегипетский Бог солнца Ра. Схематичное изображение
Бастет, держащая систр (отсутствует). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США. Ок. 664-630 гг. до н. э. / Фаянсовая статуэтка Исиды. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. 332-330 гг. до н. э.
Религиозные верования играли важную роль в древнеегипетском искусстве. Многие скульптуры и росписи изображали богов и богинь, таких как Ра, Исида, Осирис, Гор и другие. Каждое божество имело свои особенности и атрибуты. Например, бог солнца Ра изображался с солнечным диском и змеёй урея на голове, Бастет — покровительница беременности и деторождения — часто изображалась с головой кошки, а Исида — богиня материнства и плодородия — часто изображается с крыльями и анкхом.
Древнеегипетская скульптура быка. Григорианский Египетский музей, Ватикан / Гор-сокол. Храм Эдфу, Египет / Священный жук-скарабей. Рельеф Древнеегипетского храма
Многие животные имели особое значение в древнеегипетской мифологии и были часто изображены в искусстве. Например, бык изображал плодородие, а сокол — символ бога Ра и власти фараонов. Косметические и ювелирные украшения, такие как амулеты в виде жука-скарабея, использовались для изображения бессмертия, возрождения загробной жизни.
(3) История и характеристики стилей ар-нуво и ар-деко
(3.1.) Ар-нуво
Йозеф Мария Ольбрих. Дом сецессиона. Вена, Австрия. 1897
Пьетро Фенольо. Фрагмент Дома Фенолио-Лафлер. Турин, Италия. 1902
Ар-нуво (или модерн) возник в конце XIX века и процветал до начала XX века. Он зародился в Бельгии и быстро распространился по всей Европе, оказав влияние на различные виды искусства, такие как архитектура, дизайн интерьеров, мебель, ювелирные изделия и изобразительное искусство.
Отто Вагнер. Фрагмент Майоликового дома. Вена, Австрия. 1898
Это движение стало реакцией на промышленную революцию, которая привела к массовому производству и потере индивидуальности в дизайне. Ар-нуво стремился вернуть творчество, красоту и мастерство в повседневную жизнь. Для него характерны органичные и плавные линии, часто навеянные природой и человеческой формой, а также сложные детали и замысловатые орнаменты. Но, по некоторым причинам, начало Первой мировой войны и появление более строгих и функциональных направлений дизайна, таких как ар-деко, способствовали упадку ар-нуво.
(3.2.) Ар-деко
Ирвин Чейнин. Фрагмент Чейнин-билдинг. Нью-Йорк, США. 1927-1929
Ар-деко — стиль, возникший в начале XX века, характеризующийся смелыми геометрическими формами, роскошными материалами и элегантной простотой. Этот стиль воспевал красоту и элегантность, стремился создать ощущение роскоши и богатства.
Археолог Говард Картер изучает третий золотой саркофаг Тутанхамона. 1925
Ар-деко черпал вдохновение в самых разных источниках, включая древнеегипетское искусство. Это направление объединило в себе различные художественные дисциплины, включив в себя элементы архитектуры, дизайна интерьера, изобразительного искусства, моды и даже графического дизайна. Большое влияние на стиль оказали быстрые социальные и технологические изменения той эпохи, например, ажиотаж вокруг открытия гробницы царя Тутанхамона.
Григорий Захаров и Зинаида Чернышева. Метро Курская. Москва, Россия. 1950
Популярность ар-деко упала во время Второй мировой войны. В послевоенные годы произошел сдвиг в сторону более минималистичного и функционального дизайна. Однако в 1960–1970-е годы стиль пережил возрождение, вызванное ностальгией и новым интересом к геометрической и гламурной эстетике.
(4) Применение древнеегипетских мотивов в ар-нуво и ар-деко
(4.1.) Примеры использования мотивов в ар-нуво
Египетский дом. Франц Шнайдер. Страсбург, Франция. Нач. XX в.
Так называемый «Египетский дом» демонстрирует использование древнеегипетских мотивов в своем фасаде. На входе особого внимания заслуживает полихромная фреска с изображением двух египтян. Нельзя не заметить египетские растительные и геометрические орнаменты.
Алессандро Кастеллани. Брошь и ожерелье из фаянсовых фигурок скарабеев и микромозаики. 1860 / Корсажное украшение в стиле Египетского возрождения. Ок. 1900
Рене Лалик. Брошь в стиле модерн с египетским маскароном. Ок. 1900
Древнеегипетское искусство повлияло не только на архитектурные сооружения модерна, но и на многочисленные ювелирные украшения. На них часто можно встретить животные и растительные символы — жука-скарабея, цветы лотоса.
Рене Лалик. Ожерелье со скарабеями в стиле модерн. 1908-1910 / Жорж Фуке. Гребень для волос из золота, черепахового панциря, опала и эмали. 1905-1908
Михаил Сонгайло. Доходный дом А. И. Нежинской. Главный фасад с ул. Захарьевская. Санкт-Петербург, Россия. 1911-1913
Здание на Захарьевской улице было спроектировано архитектором Михаилом Сонгайло по заказу Ларисы Ивановны Нежинской, жены действительного статского советника и адвоката А. С. Нежинского. По желанию хозяйки в проекте была концепция, использующая в архитектуре древнеегипетские мотивы.
Михаил Сонгайло. Доходный дом А. И. Нежинской. Фрагмент парадной. Санкт-Петербург, Россия. 1911-1913
Статуи Бога солнца Ра, расположенные у главных входов в парадные, выглядят так, будто они охраняют эти входы подобно входам в древнеегипетские гробницы.
Михаил Сонгайло. Доходный дом А. И. Нежинской. Фрагмент парадной. Санкт-Петербург, Россия. 1911-1913
Михаил Сонгайло. Доходный дом А. И. Нежинской. Фрагменты ворот и арки. Санкт-Петербург, Россия. 1911-1913
В центре расположена величественная арка, которая ведет во внутренний двор. Потолок и стены арки изображениями летящих птиц и солнечных дисков. Внутренний двор оформлен причудливыми узорами, включающими стилизованных жуков-скарабеев, лотосов.
Михаил Сонгайло. Доходный дом А. И. Нежинской. Вид со двора. Санкт-Петербург, Россия. 1911-1913
Михаил Сонгайло. Доходный дом А. И. Нежинской. Фрагмент. Санкт-Петербург, Россия. 1911-1913
Фасад украшен многочисленными барельефами, на которых изображены древнеегипетские боги, змеи и различные символы мифологии.
(4.2.) Примеры использования мотивов в ар-деко
Элмер Ф. Бернс. Египетский театр. Декалб, США. 1928-1929
Архитектор, Элмер Ф. Беренс спроектировал Египетский театр с одной центральной темой — темой Рамзеса II. Его часто считают самым великим, самым знаменитым и самым могущественным фараоном Египетской империи. Фасад здания покрыт терракотой светло-шафранового цвета и украшен витражом высотой 20 футов, на котором изображен древний священный скарабей, держащий в руках бога солнца Ра, стоящего на земле.
Элмер Ф. Бернс. Египетский театр. Декалб, США. 1928-1929
Элмер Ф. Бернс. Египетский театр. Фрагмент. Декалб, США. 1928-1929
С каждой стороны витража расположены два огромных фараона, охраняющих вход в театр. Фасад театра по форме напоминает ворота большого храма. Нынешний витраж — четвертый по счету, украшающий театр. Он был введен в эксплуатацию в 1982 году во время последней масштабной реконструкции театра.
Томас Лэмб. Пифийский храм. Нью-Йорк, США. 1927
Девятиэтажное неоегипетское здание было спроектировано Томасом В. Лэмбом, известным своими роскошными дворцами в кино. Внешний облик здания украшен шумерскими, ассирийскими и египетскими мотивами, полихромными дорическими колоннами, сидящими фараонскими фигурами и вавилонскими кренами.
Грифоны, позолоченные иероглифы, восемь колонн с головами фараонов, а над входом в здание надпись «Вавилонские чудовища», которая гласит: «Если бы братская любовь связывала всех людей, как прекрасно было бы это место».
Шкатулка в виде египетского саркофага. Золото, платина, слоновья кость, сапфиры, изумруды, бриллианты, оникс, эмаль. Cartier. Франция. 1925
Мебель, стены, коврики и аксессуары были украшены различными орнаментами, включая прямые линии, окружности, треугольники, прямоугольники и зигзаги. Один из наиболее популярных узоров того периода был египетский полукруг, который символизировал восходящее солнце.
(5) Заключение
(5.1.) Выводы исследования
Таким образом, следует отметить, что в данном исследовании было рассмотрено влияние древнеегипетских мотивов на два значительных художественных направления — ар-нуво и ар-деко. В результате анализа различных произведений искусства стало очевидно, что культура Древнего Египта в конце XIX — начале XX вв. оказало значительное влияние на эстетику и принципы дизайна этих направлений. Использование египетской символики, такой как иероглифы, растительность, изображения фараонов, не только придавало экзотичность, но и свидетельствовало о переходе к более обтекаемому и геометрическому стилю.
Это исследование позволило отобразить взаимосвязь культур и долговечность и влиятельность древнеегипетского искусства. Кроме того, оно показало преобразующую силу исторических мотивов, которые продолжают вдохновлять и формировать современное художественное творчество. В целом исследование способствует более глубокому пониманию исторического контекста и художественного наследия ар-нуво и ар-деко, а также демонстрирует непреходящую привлекательность и вечную красоту древнеегипетского искусства.
http://archi-story.ru/ar_nuvo/?ysclid=lpfbzhfqdd958774890 (дата обращения: 26.11.2023)
https://realty.rbc.ru/news/61a649409a79471368fe4362 (дата обращения: 26.11.2023)
https://foxford.ru/wiki/istoriya/iskusstvodrevnegoegipta?ysclid=lpfd7sptjz195195176&utm_referrer=https%3A%2F%2Fya.ru%2F (дата обращения: 26.11.2023)
https://digitalcollections.nypl.org/items/510d47d9-684e-a3d9-e040-e00a18064a99 (дата обращения: 26.11.2023)
https://foxford.ru/wiki/istoriya/religiya-drevnih-egiptyan?ysclid=lpfgku4b1g701204524&utm_referrer=https%3A%2F%2Fya.ru%2F (дата обращения: 26.11.2023)
https://bookegypttours.com/tours/kingdom-of-thebes-4-days-3-nights-in-luxor (дата обращения: 26.11.2023)
https://triptonkosti.ru/foto/egipetskij-ornament-risunki-83-foto.html (дата обращения: 26.11.2023)
https://www.worldhistory.org/trans/ru/1-15434/ (дата обращения: 26.11.2023)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0 (дата обращения: 26.11.2023)
https://www.trinova.ru/blog/view/koncern-zumtobel-novoe-reguliruemoe-osveschenie-zalov-doma-venskogo-secessiona---obedineniya-hudozhnikov-wiener-secession-1897/ (дата обращения: 26.11.2023)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Torino_Casa_Fenoglio-Lafleur_15.jpg (дата обращения: 26.11.2023)
https://artchive.ru/artists/5998~Otto_Koloman_Vagner/works/517648~Majolikovyj_dom_Linke_Vintsajle_40 (дата обращения: 26.11.2023)
https://structurae.net/en/media/116980-chanin-building (дата обращения: 26.11.2023)
https://bangkokbook.ru/zametki/metro-stanciya-kurskaya-86-foto.html (дата обращения: 26.11.2023)
https://dzen.ru/a/Y6ivM9FhpR2WKpaS (дата обращения: 26.11.2023)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%94%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D0%BC_%D0%90.%D0%98._%D0%9D%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-5.jpg (дата обращения: 26.11.2023)
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%94%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D0%BC_%D0%90.%D0%98._%D0%9D%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-4.jpg (дата обращения: 26.11.2023)
https://dzen.ru/a/X3GDsv3mKXzjGleG (дата обращения: 26.11.2023)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:The_Egyptian_Theatre_DeKalb.jpg (дата обращения: 27.11.2023)
https://wiki5.ru/wiki/Pythian_Temple_(New_York_City) (дата обращения: 27.11.2023)
https://hmn.wiki/ru/Pythian_Temple_(New_York_City) (дата обращения: 27.11.2023)
https://interior.lv/ru/art-deco-egiptomanija/ (дата обращения: 27.11.2023)