Original size 1559x2048

Древнеегипетские мотивы в ар-нуво и ар-деко

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

1. Введение

2. История и символика древнеегипетских мотивов 2.1. Обзор истории Древнего Египта 2.2. Описание основных мотивов и символов в древнеегипетском искусстве

3. История и характеристики стилей ар-нуво и ар-деко 3.1. Ар-нуво 3.2. Ар-деко

4. Применение древнеегипетских мотивов в ар-нуво и ар-деко 4.1. Анализ и примеры использования мотивов в ар-нуво 4.2. Анализ и примеры использования мотивов в ар-деко

5. Заключение 5.1. Выводы исследования

6. Источники изображений

Концепция

Стили модерн и ар-деко были популярны в начале и середине XX века. Для них характерны геометрические формы, новые технологии и новаторский подход к дизайну. Оба эти стиля предлагали совершенно новые архитектурные и дизайнерские решения, полностью отличающиеся от традиционных и классических форм.

big
Original size 2480x1350

Антонио Гауди. Каса Мила. Барселона, Испания. 1906-1910 / Джон Уолтер Кросс, Элиот Кросс. Дженерал-Электрик-билдинг. Нью-Йорк, США. 1929-1931

Выбор темы о влиянии древнеегипетских мотивов в модерне и ар-деко обоснован тем, что искусство модерна и ар-деко является одним из наиболее ярких и важных направлений в истории дизайна и архитектуры. Важным представляется также изучение источников вдохновения, влияния культурных традиций на формирование новых стилей и направлений в искусстве. Цель исследования — рассмотреть, как древние египетские мотивы были переосмыслены и интегрированы в современное искусство, а также выявить особенности их использования в контексте этих двух стилей.

Original size 3648x2736

Рисунок на папирусе. Древний Египет

Так, древнеегипетская культура и искусство оказали большое влияние на них. Мотивы мифологии, религии, архитектуры, костюмов и украшений часто использовались в элементах искусства ар-нуво и ар-деко.

Original size 735x1028

Эмиль Присс. Литография из коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки. 1878

Прежде всего, древнеегипетская символика, такая как пирамиды, солнце, лотос, змеи, скарабеи и фараоны, являлась важным элементом дизайна обоих стилей. Эти мотивы использовались в виде витражей, узоров на стенах и мебели, а также в костюмах и украшениях. Декоративные элементы, такие как эмблемы, узоры и геометрические фигуры, также были вдохновлены древнеегипетским искусством. Использование плавных линий, треугольников и кубических форм позволило создать абстрактные образы, напоминающие геометрические узоры и мозаики на стенах древних храмов.

Цветовая палитра, использовавшаяся в ар-нуво и ар-деко, также перекликалась с древнеегипетскими мотивами. Яркие и насыщенные оттенки золотого, синего, зеленого, красного и черного были извлечены из древних стен, скульптур и фресок и использованы в дизайне мебели, предметов декора и одежды.

Для проведения исследования будут использованы такие источники информации, как искусствоведческая литература, Интернет, исторические исследования, коллекции фотографий. Основной метод — сравнение и анализ визуальных характеристик ар-нуво, ар-деко и влияние древнеегипетского искусства на них.

Для полной и всесторонней оценки древнеегипетских мотивов в модерне и ар-деко были отобраны материалы из различных областей, включая скульптуру, живопись, архитектуру, и другие дизайнерские проекты. Это позволит увидеть вариативность мотивов в различных областях искусства. При анализе текстовых источников было уделено внимание тому, какие именно древнеегипетские мотивы вошли в модерн и ар-деко, их значению и роли в искусстве и дизайне этого периода.

(1) Введение

Искусство всегда отражало культуру и историю народа, его верования и ценности. Одной из наиболее захватывающих эпох в истории искусства является период ар-нуво и ар-деко, который процветал в начале XX века. В этом периоде дизайнеры и художники искали новые формы и стили, и одним из вдохновений для них стали древнеегипетские мотивы. Они были широко использованы в ар-нуво и ар-деко, придавая работам особую элегантность и экзотическую привлекательность. Это исследование предоставит нам возможность глубже понять, как древнее Египетское искусство оказало влияние на художественные направления начала XX века.

(2) История и символика древнеегипетских мотивов

(2.1.) Обзор истории Древнего Египта

Original size 1000x492

Египетский жрец молится богу неба Хонсу. С. В. Бакалович

Древний Египет — одна из самых удивительных исторических эпох, которая продолжалась более 3000 лет. Египетская цивилизация процветала в Нижнем и Верхнем Египте и оставила уникальное наследие, которое продолжает восхищать исследователей и любителей истории искусства. Религия играла огромную роль в жизни древних египтян. Они верили в богов, которые контролировали природные явления и обеспечивали процветание и безопасность страны. Очень важно было сохранять баланс и гармонию с природой, что отразилось в обрядах и культе, таких как мумификация и почитание умерших.

Original size 2480x1350

Комплекс пирамид в Гизе. Египет. XXVI–XXIII века до н. э. / Гробница фараона Рамсеса III. Египет

Египетские искусство, архитектура и литература считаются одними из самых узнаваемых и величественных в истории человечества. Пирамиды Гизы и роскошные гробницы фараонов являются впечатляющими свидетельствами мастерства и эстетического вкуса древних египтян.

(2.2.) Описание основных мотивов и символов в древнеегипетском искусстве

Original size 1200x1486

Древнеегипетские орнаменты. Зарисовка

Древнеегипетское искусство часто использовало геометрические формы, такие как треугольники, прямоугольники и круги, для создания архитектурных структур и узоров.

Original size 2480x1350

Розеттский камень. Древний Египет. 196 г. до н. э. / Стела Хоремхеба. Древний Египет. Третья четверть XIV в. до н. э.

Original size 4000x2670

Книга мёртвых. Древний Египет. Ок. 1050 г. до н. э.

Иероглифическое письмо — это символическая система записи, которая была разработана в Древнем Египте. Эти символы не только использовались для письма, но и в качестве декоративных элементов в искусстве, отображая различные божества, животных и предметы.

Original size 1132x1755

Древнеегипетский Бог солнца Ра. Схематичное изображение

Original size 2480x1350

Бастет, держащая систр (отсутствует). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США. Ок. 664-630 гг. до н. э. / Фаянсовая статуэтка Исиды. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. 332-330 гг. до н. э.

Религиозные верования играли важную роль в древнеегипетском искусстве. Многие скульптуры и росписи изображали богов и богинь, таких как Ра, Исида, Осирис, Гор и другие. Каждое божество имело свои особенности и атрибуты. Например, бог солнца Ра изображался с солнечным диском и змеёй урея на голове, Бастет — покровительница беременности и деторождения — часто изображалась с головой кошки, а Исида — богиня материнства и плодородия — часто изображается с крыльями и анкхом.

Original size 2480x1350

Древнеегипетская скульптура быка. Григорианский Египетский музей, Ватикан / Гор-сокол. Храм Эдфу, Египет / Священный жук-скарабей. Рельеф Древнеегипетского храма

Многие животные имели особое значение в древнеегипетской мифологии и были часто изображены в искусстве. Например, бык изображал плодородие, а сокол — символ бога Ра и власти фараонов. Косметические и ювелирные украшения, такие как амулеты в виде жука-скарабея, использовались для изображения бессмертия, возрождения загробной жизни.

(3) История и характеристики стилей ар-нуво и ар-деко

(3.1.) Ар-нуво

Original size 1410x918

Йозеф Мария Ольбрих. Дом сецессиона. Вена, Австрия. 1897

Original size 4592x3448

Пьетро Фенольо. Фрагмент Дома Фенолио-Лафлер. Турин, Италия. 1902

Ар-нуво (или модерн) возник в конце XIX века и процветал до начала XX века. Он зародился в Бельгии и быстро распространился по всей Европе, оказав влияние на различные виды искусства, такие как архитектура, дизайн интерьеров, мебель, ювелирные изделия и изобразительное искусство.

Original size 2000x1200

Отто Вагнер. Фрагмент Майоликового дома. Вена, Австрия. 1898

Это движение стало реакцией на промышленную революцию, которая привела к массовому производству и потере индивидуальности в дизайне. Ар-нуво стремился вернуть творчество, красоту и мастерство в повседневную жизнь. Для него характерны органичные и плавные линии, часто навеянные природой и человеческой формой, а также сложные детали и замысловатые орнаменты. Но, по некоторым причинам, начало Первой мировой войны и появление более строгих и функциональных направлений дизайна, таких как ар-деко, способствовали упадку ар-нуво.

(3.2.) Ар-деко

Original size 1284x900

Ирвин Чейнин. Фрагмент Чейнин-билдинг. Нью-Йорк, США. 1927-1929

Ар-деко — стиль, возникший в начале XX века, характеризующийся смелыми геометрическими формами, роскошными материалами и элегантной простотой. Этот стиль воспевал красоту и элегантность, стремился создать ощущение роскоши и богатства.

Original size 1500x1000

Археолог Говард Картер изучает третий золотой саркофаг Тутанхамона. 1925

Ар-деко черпал вдохновение в самых разных источниках, включая древнеегипетское искусство. Это направление объединило в себе различные художественные дисциплины, включив в себя элементы архитектуры, дизайна интерьера, изобразительного искусства, моды и даже графического дизайна. Большое влияние на стиль оказали быстрые социальные и технологические изменения той эпохи, например, ажиотаж вокруг открытия гробницы царя Тутанхамона.

Original size 1332x888

Григорий Захаров и Зинаида Чернышева. Метро Курская. Москва, Россия. 1950

Популярность ар-деко упала во время Второй мировой войны. В послевоенные годы произошел сдвиг в сторону более минималистичного и функционального дизайна. Однако в 1960–1970-е годы стиль пережил возрождение, вызванное ностальгией и новым интересом к геометрической и гламурной эстетике.

(4) Применение древнеегипетских мотивов в ар-нуво и ар-деко

(4.1.) Примеры использования мотивов в ар-нуво

Original size 2176x3264

Египетский дом. Франц Шнайдер. Страсбург, Франция. Нач. XX в.

Так называемый «Египетский дом» демонстрирует использование древнеегипетских мотивов в своем фасаде. На входе особого внимания заслуживает полихромная фреска с изображением двух египтян. Нельзя не заметить египетские растительные и геометрические орнаменты.

Original size 2480x1350

Алессандро Кастеллани. Брошь и ожерелье из фаянсовых фигурок скарабеев и микромозаики. 1860 / Корсажное украшение в стиле Египетского возрождения. Ок. 1900

Original size 1200x742

Рене Лалик. Брошь в стиле модерн с египетским маскароном. Ок. 1900

Древнеегипетское искусство повлияло не только на архитектурные сооружения модерна, но и на многочисленные ювелирные украшения. На них часто можно встретить животные и растительные символы — жука-скарабея, цветы лотоса.

Original size 2480x1350

Рене Лалик. Ожерелье со скарабеями в стиле модерн. 1908-1910 / Жорж Фуке. Гребень для волос из золота, черепахового панциря, опала и эмали. 1905-1908

Михаил Сонгайло. Доходный дом А. И. Нежинской. Главный фасад с ул. Захарьевская. Санкт-Петербург, Россия. 1911-1913

Здание на Захарьевской улице было спроектировано архитектором Михаилом Сонгайло по заказу Ларисы Ивановны Нежинской, жены действительного статского советника и адвоката А. С. Нежинского. По желанию хозяйки в проекте была концепция, использующая в архитектуре древнеегипетские мотивы.

Original size 1200x900

Михаил Сонгайло. Доходный дом А. И. Нежинской. Фрагмент парадной. Санкт-Петербург, Россия. 1911-1913

Статуи Бога солнца Ра, расположенные у главных входов в парадные, выглядят так, будто они охраняют эти входы подобно входам в древнеегипетские гробницы.

Original size 900x1200

Михаил Сонгайло. Доходный дом А. И. Нежинской. Фрагмент парадной. Санкт-Петербург, Россия. 1911-1913

Original size 2480x1350

Михаил Сонгайло. Доходный дом А. И. Нежинской. Фрагменты ворот и арки. Санкт-Петербург, Россия. 1911-1913

В центре расположена величественная арка, которая ведет во внутренний двор. Потолок и стены арки изображениями летящих птиц и солнечных дисков. Внутренний двор оформлен причудливыми узорами, включающими стилизованных жуков-скарабеев, лотосов.

Original size 2400x1800

Михаил Сонгайло. Доходный дом А. И. Нежинской. Вид со двора. Санкт-Петербург, Россия. 1911-1913

Original size 5184x3456

Михаил Сонгайло. Доходный дом А. И. Нежинской. Фрагмент. Санкт-Петербург, Россия. 1911-1913

Фасад украшен многочисленными барельефами, на которых изображены древнеегипетские боги, змеи и различные символы мифологии.

(4.2.) Примеры использования мотивов в ар-деко

Original size 4288x2848

Элмер Ф. Бернс. Египетский театр. Декалб, США. 1928-1929

Архитектор, Элмер Ф. Беренс спроектировал Египетский театр с одной центральной темой — темой Рамзеса II. Его часто считают самым великим, самым знаменитым и самым могущественным фараоном Египетской империи. Фасад здания покрыт терракотой светло-шафранового цвета и украшен витражом высотой 20 футов, на котором изображен древний священный скарабей, держащий в руках бога солнца Ра, стоящего на земле.

Original size 2748x3530

Элмер Ф. Бернс. Египетский театр. Декалб, США. 1928-1929

Original size 655x943

Элмер Ф. Бернс. Египетский театр. Фрагмент. Декалб, США. 1928-1929

С каждой стороны витража расположены два огромных фараона, охраняющих вход в театр. Фасад театра по форме напоминает ворота большого храма. Нынешний витраж — четвертый по счету, украшающий театр. Он был введен в эксплуатацию в 1982 году во время последней масштабной реконструкции театра.

Original size 1304x952

Томас Лэмб. Пифийский храм. Нью-Йорк, США. 1927

Девятиэтажное неоегипетское здание было спроектировано Томасом В. Лэмбом, известным своими роскошными дворцами в кино. Внешний облик здания украшен шумерскими, ассирийскими и египетскими мотивами, полихромными дорическими колоннами, сидящими фараонскими фигурами и вавилонскими кренами.

Original size 1280x959

Грифоны, позолоченные иероглифы, восемь колонн с головами фараонов, а над входом в здание надпись «Вавилонские чудовища», которая гласит: «Если бы братская любовь связывала всех людей, как прекрасно было бы это место».

Original size 1200x418
Original size 768x875

Шкатулка в виде египетского саркофага. Золото, платина, слоновья кость, сапфиры, изумруды, бриллианты, оникс, эмаль. Cartier. Франция. 1925

Мебель, стены, коврики и аксессуары были украшены различными орнаментами, включая прямые линии, окружности, треугольники, прямоугольники и зигзаги. Один из наиболее популярных узоров того периода был египетский полукруг, который символизировал восходящее солнце.

(5) Заключение

(5.1.) Выводы исследования

Таким образом, следует отметить, что в данном исследовании было рассмотрено влияние древнеегипетских мотивов на два значительных художественных направления — ар-нуво и ар-деко. В результате анализа различных произведений искусства стало очевидно, что культура Древнего Египта в конце XIX — начале XX вв. оказало значительное влияние на эстетику и принципы дизайна этих направлений. Использование египетской символики, такой как иероглифы, растительность, изображения фараонов, не только придавало экзотичность, но и свидетельствовало о переходе к более обтекаемому и геометрическому стилю.

Это исследование позволило отобразить взаимосвязь культур и долговечность и влиятельность древнеегипетского искусства. Кроме того, оно показало преобразующую силу исторических мотивов, которые продолжают вдохновлять и формировать современное художественное творчество. В целом исследование способствует более глубокому пониманию исторического контекста и художественного наследия ар-нуво и ар-деко, а также демонстрирует непреходящую привлекательность и вечную красоту древнеегипетского искусства.

Image sources
Show
1.

http://archi-story.ru/ar_nuvo/?ysclid=lpfbzhfqdd958774890 (дата обращения: 26.11.2023)

2.

https://realty.rbc.ru/news/61a649409a79471368fe4362 (дата обращения: 26.11.2023)

3.4.5.6.7.8.

https://www.worldhistory.org/trans/ru/1-15434/ (дата обращения: 26.11.2023)

9.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0 (дата обращения: 26.11.2023)

10.11.12.13.

https://structurae.net/en/media/116980-chanin-building (дата обращения: 26.11.2023)

14.15.

https://dzen.ru/a/Y6ivM9FhpR2WKpaS (дата обращения: 26.11.2023)

16.17.18.

https://dzen.ru/a/X3GDsv3mKXzjGleG (дата обращения: 26.11.2023)

19.20.

https://wiki5.ru/wiki/Pythian_Temple_(New_York_City) (дата обращения: 27.11.2023)

21.

https://hmn.wiki/ru/Pythian_Temple_(New_York_City) (дата обращения: 27.11.2023)

22.

https://interior.lv/ru/art-deco-egiptomanija/ (дата обращения: 27.11.2023)

Древнеегипетские мотивы в ар-нуво и ар-деко
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more