Original size 736x1175

Искусство готического витража: свет и цвет в архитектуре соборов

PROTECT STATUS: not protected
24
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рассмотрение роли витражей в готической архитектуре, их символическое значение и влияние на восприятие пространства внутри собора

big
Original size 2560x1707

Часовня Сент-Шапель, XIII век

Центральное окно-роза Страсбургского собора, 1318 г.

Рубрикатор

1. Введение в визуальное исследование 2. Материалы и методы исследования 3. Краткая историческая справка 4. Роль витражей в готической архитектуре 5. Символизм и иконография 6. Влияние на восприятие пространства 7. Заключение 8. Список источников

big
Original size 1140x1104

Первая панель витража Доброго самаритянина в Шартрском соборе, Франция, 1190–1220 гг.

//Введение

Витражи — один из наиболее выразительных элементов готической архитектуры, играющий ключевую роль в формировании уникального восприятия внутреннего пространства соборов. Эта тема привлекла меня своей красотой и мистичностью, ведь искусство витража сочетает живописную свободу и техническое мастерство, став неотъемлемым элементом средневековой культовой архитектуры.

Эпоха готики осталась далеко позади, но интерес к витражному искусству продолжает жить и развиваться. Современные архитекторы и дизайнеры используют принципы, заложенные в готике, при проектировании новых сооружений. Уникальность готического стиля заключается в его выразительности и монументальности, где витражи занимают одно из центральных мест. Соборы, такие как Нотр-Дам де Пари, Шартрский собор и Кёльнский собор, славятся своими впечатляющими витражами, которые до сих пор поражают зрителей совершенством исполнения и глубоким символизмом.

Витражные композиции создают эффект перетекания пространства, связывая интерьер здания с внешним миром через большие окна, сквозь которые проникает свет, создавая ощущение единства природы и божественного начала. Цветовая палитра и сюжетные линии витражей помогают художникам выражать сложные богословские идеи, делая их понятными для широкой публики.

Тема витражного искусства обладает значительным научным и культурным значением, а также имеет важное прикладное значение для современных архитектурных и дизайнерских исследований.

Original size 1900x1267

Витраж из Нотр-Дам-де-Пари, рыцари, XIII в.

//Материалы и методы исследования

В данном лонгриде мы рассмотрим, каким образом витражи формировали архитектурный облик соборов, какие символы они воплощали и как влияли на восприятие пространства.

Отбор материала для исследования совершался на основе проверенных источников с подходящими темами, исторических справок, научных статей и фотоматериала о витражах средневековья.

Рубрикация составлена таким образом, чтобы по порядку рассказать о роли витражей в готической архитектуре от введения о том, что такое витраж и когда он появился, до его значения и влияния на восприятие пространства.

Для анализа отбирались проверенные источники об истории культуры, такие как Arzamas и Культура.РФ, научные статьи с ресурсов КиберЛенинка и Витражи в России.

Дерево Иессеево/Витраж из жизни святого Юстаса, Собор Парижской Богоматери, XIII век

Original size 1596x846

Деталь витража Дерево Иессеево, Собор Парижской Богоматери, XIII век

//Историческая справка

Готика зародилась в Северной Франции в середине XII века и быстро распространилась по всей Европе. Одной из ключевых особенностей этого стиля стало стремление к вертикальности и легкости конструкции зданий, что достигалось за счет использования стрельчатых арок, ребристых сводов и больших окон. Именно эти окна стали идеальным местом для размещения витражей, благодаря которым внутреннее пространство храмов наполнялось светом и цветом.

Витраж, происходящий от латинского слова vitrum («стекло») и французского vitrage («остекление»), представляет собой декоративную композицию, изготовленную из стекла или иного материала, способного пропускать свет.

Original size 1152x712

Суассонский Кафедральный собор Сен-Жерве-Сен-Проте, Пикардия, XII век

//Роль витражей в готической архитектуре

Витражи выполняли несколько функций в готическом соборе:

1. Архитектурная функция: витражные окна заполняют большие пролеты стен, обеспечивая естественное освещение интерьера. Благодаря этому создается ощущение легкости и воздушности конструкции, что особенно важно для высоких готических сводов.

Батское аббатство Святых Петра и Павла, XVI в./Базилика Сен-Дени, 1140–1144 гг.

Сауссонский Кафедральный собор Сен-Жерве-Сен-Проте, Пикардия, XIV век

2. Декоративная функция: цветные стекла создают игру света и тени, добавляя живописность интерьеру. Разнообразие оттенков и узоров позволяет подчеркнуть богатство убранства храма.

Кафедральный собор св. Петра и Святой Неделимой Троицы, середина XII века — начало XIII века/Монастырь Санта-Мария-да-Витория в Баталья, 1497–1510 гг.

3. Символическая функция: каждый элемент витражной композиции имеет глубокий смысл. Сцены из Библии, образы святых, аллегорические фигуры и гербы — все это было частью сложной системы символов, которая помогала верующим лучше понимать христианское учение.

Витраж в Эдинбургском соборе, 1140–1144 гг. г./Богородица из красивого стекла, Шартрский собор, 1140–1144 гг.

4. Психологическая функция: свет, проходящий через витражные стекла, создает особую атмосферу, способствующую погружению в состояние созерцания и медитации. Это усиливает эмоциональное воздействие богослужений и способствует духовному подъему.

Вашингтонский кафедральный собор, 1906–1912 гг. г./Собор Святого Вита, Прага, 1877–1906 гг.

//Символизм и иконография

Символическое значение витражей было чрезвычайно важно для средневекового общества. Они представляли собой своеобразные «библии для неграмотных», рассказывая истории из Священного Писания и житий святых.

Южная сторона витража-розы Шартрского собора, Франция, начало XIII века

Витражная роза из Нотр-Дам-де-Пари, начало XIII в.

Святая Женевьева приносит еду парижанам/Святая Женевьева кланяется, чтобы набрать воды во время работы Собор Парижской Богоматери, 1872 г.

Святая Женевьева кланяется, чтобы избежать дождя во время сбора урожая/Святая Женевьева возвращает зрение слепому Собор Парижской Богоматери, 1872 г.

Смерть святой Женевьевы/Почитание охоты Святой Женевьевы Собор Парижской Богоматери, 1872 г

Каждый элемент витража имел свое значение: цвета символизировали различные добродетели и пороки, фигуры святых изображались в определенных позах и с определенными атрибутами, чтобы подчеркнуть их святость и духовное превосходство.

Original size 817x859

Деталь витража, посвященный Всемирному потопу, Шартрский собор, 1210 г.

Например, синий цвет ассоциировался с небом, вечностью и божественной мудростью, красный —кровью Христовой, мученичеством и страстью, зеленый олицетворял надежду, жизнь и возрождение, а желтый был цветом солнца, золота и царской власти.

Original size 2844x3800

Кафедральный собор Страсбурга, императоры 1866 г.

Original size 2400x1852

Кафедральный собор Страсбурга, витражная роза, 1866 г.

Фигуры Христа, Девы Марии и апостолов занимали центральное место в композиции, окруженные сценами из Ветхого и Нового Заветов.

Собор Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, конец XII века

//Влияние на восприятие пространства

Свет, проходящий сквозь витражные стекла, создавал уникальную игру цветов и теней, превращая интерьер храма в живую картину. Эта игра света и тени усиливала впечатление от архитектуры, делая ее еще более грандиозной и возвышенной. Кроме того, витражи способствовали созданию ощущения сакральности и таинственности, погружая верующих в мир духовных размышлений и молитв.

Церковный витраж/Вашингтонский кафедральный собор, 1906–1912 гг.

Original size 645x1024

Витраж из Нотр-Дам де Пари, начало XIII в.

//Заключение

Таким образом, витражи в готических соборах выполняли множество функций: они были источниками света, элементами декорации и носителями символического значения. Их влияние на восприятие внутреннего пространства было огромным, создавая атмосферу священности и величественности, которую невозможно передать словами. Искусство готического витража остается одним из величайших достижений средневековой культуры, продолжающим вдохновлять художников и архитекторов по всему миру.

Original size 1152x605

Капелла Уэльского собора, 1220–1230 гг.

Original size 3672x4896

Кафедральный собор Богоматери, 1210–1220 гг.

Список источников

Bibliography
Show
1.

ВИТРÁЖ // Сайт Культура.РФ. [Электронный ресурс] URL: https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/vitrazh/ (дата обращения 10.11.2024).

2.

Как устроены средневековые витражи // Сайт Arzamas. [Электронный ресурс] URL: https://arzamas.academy/mag/453-vitrazh (дата обращения 10.11.2024).

3.

Королёв М. Ю. Витраж как феномен художественной культуры // Вестник КГУ. 2009. № 2. С. 213-216

4.

Радомский Н. Т. Свет и цвет в стекле витражей // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2013.

5.

Расцвет искусства витража в эпоху Средневековья и Возрождения (XII–XVI вв.) // Сайт Витражи в России. [Электронный ресурс] URL: https://vitroart.ru/articles/articles/166/ (дата обращения 10.11.2024).

Искусство готического витража: свет и цвет в архитектуре соборов
24
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more