
Рассмотрение роли витражей в готической архитектуре, их символическое значение и влияние на восприятие пространства внутри собора

Часовня Сент-Шапель, XIII век


Центральное окно-роза Страсбургского собора, 1318 г.
Рубрикатор
1. Введение в визуальное исследование 2. Материалы и методы исследования 3. Краткая историческая справка 4. Роль витражей в готической архитектуре 5. Символизм и иконография 6. Влияние на восприятие пространства 7. Заключение 8. Список источников

Первая панель витража Доброго самаритянина в Шартрском соборе, Франция, 1190–1220 гг.
//Введение
Витражи — один из наиболее выразительных элементов готической архитектуры, играющий ключевую роль в формировании уникального восприятия внутреннего пространства соборов. Эта тема привлекла меня своей красотой и мистичностью, ведь искусство витража сочетает живописную свободу и техническое мастерство, став неотъемлемым элементом средневековой культовой архитектуры.
Эпоха готики осталась далеко позади, но интерес к витражному искусству продолжает жить и развиваться. Современные архитекторы и дизайнеры используют принципы, заложенные в готике, при проектировании новых сооружений. Уникальность готического стиля заключается в его выразительности и монументальности, где витражи занимают одно из центральных мест. Соборы, такие как Нотр-Дам де Пари, Шартрский собор и Кёльнский собор, славятся своими впечатляющими витражами, которые до сих пор поражают зрителей совершенством исполнения и глубоким символизмом.
Витражные композиции создают эффект перетекания пространства, связывая интерьер здания с внешним миром через большие окна, сквозь которые проникает свет, создавая ощущение единства природы и божественного начала. Цветовая палитра и сюжетные линии витражей помогают художникам выражать сложные богословские идеи, делая их понятными для широкой публики.
Тема витражного искусства обладает значительным научным и культурным значением, а также имеет важное прикладное значение для современных архитектурных и дизайнерских исследований.
Витраж из Нотр-Дам-де-Пари, рыцари, XIII в.
//Материалы и методы исследования
В данном лонгриде мы рассмотрим, каким образом витражи формировали архитектурный облик соборов, какие символы они воплощали и как влияли на восприятие пространства.
Отбор материала для исследования совершался на основе проверенных источников с подходящими темами, исторических справок, научных статей и фотоматериала о витражах средневековья.
Рубрикация составлена таким образом, чтобы по порядку рассказать о роли витражей в готической архитектуре от введения о том, что такое витраж и когда он появился, до его значения и влияния на восприятие пространства.
Для анализа отбирались проверенные источники об истории культуры, такие как Arzamas и Культура.РФ, научные статьи с ресурсов КиберЛенинка и Витражи в России.


Дерево Иессеево/Витраж из жизни святого Юстаса, Собор Парижской Богоматери, XIII век
Деталь витража Дерево Иессеево, Собор Парижской Богоматери, XIII век
//Историческая справка
Готика зародилась в Северной Франции в середине XII века и быстро распространилась по всей Европе. Одной из ключевых особенностей этого стиля стало стремление к вертикальности и легкости конструкции зданий, что достигалось за счет использования стрельчатых арок, ребристых сводов и больших окон. Именно эти окна стали идеальным местом для размещения витражей, благодаря которым внутреннее пространство храмов наполнялось светом и цветом.
Витраж, происходящий от латинского слова vitrum («стекло») и французского vitrage («остекление»), представляет собой декоративную композицию, изготовленную из стекла или иного материала, способного пропускать свет.
Суассонский Кафедральный собор Сен-Жерве-Сен-Проте, Пикардия, XII век
//Роль витражей в готической архитектуре
Витражи выполняли несколько функций в готическом соборе:
1. Архитектурная функция: витражные окна заполняют большие пролеты стен, обеспечивая естественное освещение интерьера. Благодаря этому создается ощущение легкости и воздушности конструкции, что особенно важно для высоких готических сводов.


Батское аббатство Святых Петра и Павла, XVI в./Базилика Сен-Дени, 1140–1144 гг.


Сауссонский Кафедральный собор Сен-Жерве-Сен-Проте, Пикардия, XIV век
2. Декоративная функция: цветные стекла создают игру света и тени, добавляя живописность интерьеру. Разнообразие оттенков и узоров позволяет подчеркнуть богатство убранства храма.


Кафедральный собор св. Петра и Святой Неделимой Троицы, середина XII века — начало XIII века/Монастырь Санта-Мария-да-Витория в Баталья, 1497–1510 гг.
3. Символическая функция: каждый элемент витражной композиции имеет глубокий смысл. Сцены из Библии, образы святых, аллегорические фигуры и гербы — все это было частью сложной системы символов, которая помогала верующим лучше понимать христианское учение.


Витраж в Эдинбургском соборе, 1140–1144 гг. г./Богородица из красивого стекла, Шартрский собор, 1140–1144 гг.
4. Психологическая функция: свет, проходящий через витражные стекла, создает особую атмосферу, способствующую погружению в состояние созерцания и медитации. Это усиливает эмоциональное воздействие богослужений и способствует духовному подъему.


Вашингтонский кафедральный собор, 1906–1912 гг. г./Собор Святого Вита, Прага, 1877–1906 гг.
//Символизм и иконография
Символическое значение витражей было чрезвычайно важно для средневекового общества. Они представляли собой своеобразные «библии для неграмотных», рассказывая истории из Священного Писания и житий святых.


Южная сторона витража-розы Шартрского собора, Франция, начало XIII века


Витражная роза из Нотр-Дам-де-Пари, начало XIII в.


Святая Женевьева приносит еду парижанам/Святая Женевьева кланяется, чтобы набрать воды во время работы Собор Парижской Богоматери, 1872 г.


Святая Женевьева кланяется, чтобы избежать дождя во время сбора урожая/Святая Женевьева возвращает зрение слепому Собор Парижской Богоматери, 1872 г.


Смерть святой Женевьевы/Почитание охоты Святой Женевьевы Собор Парижской Богоматери, 1872 г
Каждый элемент витража имел свое значение: цвета символизировали различные добродетели и пороки, фигуры святых изображались в определенных позах и с определенными атрибутами, чтобы подчеркнуть их святость и духовное превосходство.
Деталь витража, посвященный Всемирному потопу, Шартрский собор, 1210 г.
Например, синий цвет ассоциировался с небом, вечностью и божественной мудростью, красный —кровью Христовой, мученичеством и страстью, зеленый олицетворял надежду, жизнь и возрождение, а желтый был цветом солнца, золота и царской власти.
Кафедральный собор Страсбурга, императоры 1866 г.
Кафедральный собор Страсбурга, витражная роза, 1866 г.
Фигуры Христа, Девы Марии и апостолов занимали центральное место в композиции, окруженные сценами из Ветхого и Нового Заветов.


Собор Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, конец XII века
//Влияние на восприятие пространства
Свет, проходящий сквозь витражные стекла, создавал уникальную игру цветов и теней, превращая интерьер храма в живую картину. Эта игра света и тени усиливала впечатление от архитектуры, делая ее еще более грандиозной и возвышенной. Кроме того, витражи способствовали созданию ощущения сакральности и таинственности, погружая верующих в мир духовных размышлений и молитв.


Церковный витраж/Вашингтонский кафедральный собор, 1906–1912 гг.
Витраж из Нотр-Дам де Пари, начало XIII в.
//Заключение
Таким образом, витражи в готических соборах выполняли множество функций: они были источниками света, элементами декорации и носителями символического значения. Их влияние на восприятие внутреннего пространства было огромным, создавая атмосферу священности и величественности, которую невозможно передать словами. Искусство готического витража остается одним из величайших достижений средневековой культуры, продолжающим вдохновлять художников и архитекторов по всему миру.
Капелла Уэльского собора, 1220–1230 гг.
Кафедральный собор Богоматери, 1210–1220 гг.
Список источников
ВИТРÁЖ // Сайт Культура.РФ. [Электронный ресурс] URL: https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/vitrazh/ (дата обращения 10.11.2024).
Как устроены средневековые витражи // Сайт Arzamas. [Электронный ресурс] URL: https://arzamas.academy/mag/453-vitrazh (дата обращения 10.11.2024).
Королёв М. Ю. Витраж как феномен художественной культуры // Вестник КГУ. 2009. № 2. С. 213-216
Радомский Н. Т. Свет и цвет в стекле витражей // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2013.
Расцвет искусства витража в эпоху Средневековья и Возрождения (XII–XVI вв.) // Сайт Витражи в России. [Электронный ресурс] URL: https://vitroart.ru/articles/articles/166/ (дата обращения 10.11.2024).