
Рубрикатор
1. Концепция 1. Трансформация, расчленение, поглощение. 2. Голова: мозг, глаза, рот. 3. Женское тело. 4. Потеря формы. 5. Заключение Библиография Источники изображений

The Long Tomorrow — Dan O’Bannon, Moebius, 1976
1. Концепция
В данном исследовании будет представлен анализ черт боди-хоррора в работах Жана Жиро, а именно те работы, которые были изданы под псевдонимом Мёбиус. Жан Жиро разделил свою творческую карьеру на два основных направления, представленных разными стилями и тематикой. Под своим настоящим именем, Жан Жиро чаще всего работал в более традиционных жанрах комиксов: от вестернов до исторических историй. Под псевдонимом Мебиус, Жиро создавал более экспериментальные и фантастические работы. Эти комиксы можно отнести к жанрам научной фантастики, фентэзи, сюрреализма. Его работы исследуют космические миры, трансформации тела, философские вопросы и мистические аспекты, создавая уникальные сюжеты и миры. Главное на чем будет сосредоточено это исследование — это метаморфозы тела через призму жанра боди-хоррор.

The World of Edena — Moebius, 1985–2001
Для исследования важно определить что такое боди-хоррор и выявить основные его черты. Боди-хоррор (от англ. «body horror») — это поджанр хоррора, фокусирующийся на деформации, мутациях, трансформациях и иных аномалиях человеческого тела. Основная идея заключается в вызове чувства отвращения и страха через представление физических изменений, которые выходят за рамки обычных или нормальных состояний организма. Боди-хоррор подчеркивает уязвимость и непредсказуемость человеческого тела, а также часто связан с темой потери контроля над собственным телом.
The World of Edena — Moebius, 1985–2001
Тема бодихоррора в творчестве Мёбиуса не является основной, но ее исследование помогает понять отношение к телу в научной фантастике, а также в киберпанке, так как творчеством Мёбиуса вдохновлялись основатели этого культурного течения, такие как Уильям Гибсон, который написал одно из главных произведений киберпанка: «то, как „выглядит“ роман „Нейромант“, во многом повлияли некоторые иллюстрации, которые я видел в Heavy Metal. Я предполагаю, что это также верно в отношении „Побега из Нью-Йорка“ Джона Карпентера, „Бегущего по лезвию“ Ридли Скотта и всех других произведений стиля, который иногда называют „киберпанком“. "
The Airtight Garage — Moebius, 1976–1980
Принцип рубрикации исследования строится на движении от общего к частному: от общих черт боди-хоррора в комиксах Мёбиуса к конкретным и, при этом, часто встречающимся темам. Исследование фокусируется на анализе изображения головы и ее частей, женских образов, а также на заключительном этапе — на полной потере формы тела, абстракции. Исследование телесных границ и их разрушения в творчестве Мебиуса позволяет проникнуть в глубину его художественного выражения и проявлений боди-хоррора, взглянуть на них с философской точки зрения и расширить понимание этих визуальных нарративов.
2. Трансформация, расчленение, поглощение.
The Incal — Alejandro Jodorowsky, Moebius, 1981–1988
Первая черта боди-хоррора комиксах Мёбиуса — это трансформация человеческого тела. Иллюстрируя этот аспект в различных произведениях, художник подчеркивает динамизм и изменчивость телесной оболочки, для героев трансформация никогда не бывает чем-то конечным. От трансформации тела под воздействием космических сил, метаморфоз от влияния технологического или даже магического вмешательства — каждая работа предоставляет уникальный взгляд на это явление.
The Incal — Alejandro Jodorowsky, Moebius, 1981–1988
Второй аспект боди-хоррора в комиксах Мёбиуса это изучение расчленения тела. Художник исследует пределы человеческой формы, проводя грани между целостностью и фрагментацией. Акцент на деталях, разделение тела на составные части, создает мистическую атмосферу и вызывает чувство неопределенности. В Комиксе «Инкал» Джон Дифул расчленяется на 4 части: голова, туловище, верхняя и нижняя части ног. Эти части трансформируются в 4 черты самого Джона Дифула. Такое страшный, но одновременно метафоричный ход говорит о связи телесного с духовным, про границы того, что можно назвать человеком. Так же можно сказать что Джон Дифул может являться прототипом киберпанковского героя в контексте отношения к телу в том числе. Основная черта киберпанка «high tech, low live», отражена не только в классовом положении и условий жизни героя, но и в отношении Мёбиуса к его телу: трансформации, расчленение, смерть, воскрешение.
The Incal — Alejandro Jodorowsky, Moebius, 1981–1988
The World of Edena — Moebius, 1985–2001
Серия комиксов The World of Edena представляет собой сочленение миров сна, бреда героя от болезни. Переход между мирами происходит чаще всего трансформацией или распадом материи героя или мира. Удивительный ужас от неясности того что реальное, а что не реальное, и есть ли такие категории вообще передается телесным, метафорическим переходом.
The Incal — Alejandro Jodorowsky, Moebius, 1981–1988
Комикс «It’s a small universe» — трехстраничный боди-хоррор почти в каждом фрейме. Насилие и телесный ужас, тело с оторванной головой которое продолжает бороться за жизнь, жестокость — все заканчивается маленьким алым островком крови, единственным на планете.
«It’s a small universe» — Moebius, 1977
The Incal — Alejandro Jodorowsky, Moebius, 1981–1988
Третий аспект боди-хоррора фокусируется на мотиве поглощения и слияния в произведениях Мёбиуса. Он исследует тему ассимиляции, где тела персонажей поглощаются технологией, окружающей средой, другими сущностями. Этот элемент боди-хоррора подчеркивает фрагментарность и нестабильность границ телесности в мирах, созданных художником. Странное и пугающее переплетение человеческого и нечеловеческого, жидкостей, бурлящей материи других существ и страшная близость человеческого начала и инородного, но так же имеющего телесную осязаемую форму потрясает зрителя особенно в комиксе «Инкал» на контрасте с геометрическими абстрактными сущностями.
The Incal — Alejandro Jodorowsky, Moebius, 1981–1988
В комиксе Is Man Good? Мёбиус задает вопрос о природе человека и его положении в дихотомии «я» и «другой» Лакана. Но «другой» это не человек, а агрессивный разрывающий глаза зверь, поглощающий и обволакивающий, который по той же теории Лакана «отзеркаливается» в человека. В комикс говорит нам о самом феномене ужаса и страха, который «манифестирует беспомощность, парализует волю человека, поскольку его природа находится за гранью человеческой власти.»
Is Man Good? — Moebius, 1976
The Incal — Alejandro Jodorowsky, Moebius
Аспект поглощения технологией так же интересен в работах Мёбиуса, исследуя природу и границы телесной сущности человека, художник изображает уже не человека с имплантом, а имплант в виде человека, соединенный с пистолетом, доводит киборгизацию до апогея.
Metallic Memories — Moebius, 1992
3. Голова: мозг, глаза, рот.
The Airtight Garage — Moebius, 1976–1980
Самый встречающийся боди-хоррор троп комиксах Мёбиуса связан с головой и ее частями, а именно мозгом, глазами, ртом, языком. Голова как цельный объект часто оказывается в разрыве с телом как на литературном уровне так и на уровне визуального описания. Иногда остальная часть тела и не предполагается, голова, летающая, соединенная со зданием, — это все из чего состоит человек (или уже не живое существо).
The Airtight Garage — Moebius, 1976–1980
The World of Edena — Moebius, 1985–2001
Inside Moebius — Moebius, 2000-2006
Мозг — самое загадочное устройство человеческого организма, с «его химическими выделениями, электрическими искрами и активацией со сложной внутренней работой, он был назван машиной, и в некотором смысле он настолько чужд остальному организму, что вдохновил фантастов». Мёбиус часто изображает какие-то невероятные манипуляции с мозгом с помощью трубок приходящих то от машинного создания, то от нечеловеческого организма к голове. Изображение мозга, трепанация черепа самое мерзкое и неприятное для человека, так как представляет нечто, что человек вряд-ли сможет почувствовать находясь живым.
The Incal — Moebius, 1981–1988; Chaos — Moebius, 1991; The World of Edena — Moebius, 1985–2001
The World of Edena — Moebius, 1985–2001; The Long Tomorrow — Dan O’Bannon, Moebius, 1976
Длинный язык-плетка в комиксе The Madwoman of the Sacred Heart устрашает, но одновременно является сексуальным символом, особенно в контексте прочтения этого эротического комикса.
Madwoman of the Sacred Heart — Moebius, Alexandro Jodorowsky, 1992
Inside Mœbius — Moebius, 2000-2006; Chaos — Moebius, 1991; Metallic Memories — Moebius, 1992; Metallic Memories — Moebius, 1992
Странные трубки входящие или выходящие изо рта героев не могут спорить по своей тошнотворности и ужасу, кажется, ни с одним приемом боди-хоррора у Мёбиуса, описанным ранее. Органические формы такого рода могут так же как и язык говорить о сексуальном подтексте, но сама форма такого графического высказывания вызывает отвращение на уровне боязни гастроскопии или других неприятных врачебных вмешательств в целостность формы человека.
Metallic Memories — Moebius, 1992
The Eyes of the Cat — Alexandro Jodorowsky, Moebius, 1978
Глаза — самый главный орган, помогающий нам распознать угрозу извне. Когда мы видим оторванные от своего носителя глаза, как в комиксе Eyes of the Cat, своими глазами, создается очень странное устрашение потери органа чувств, которым ты и воспринимаешь этот комикс. Сразу два близких на первый взгляд чувства рождаются в голове у читателя: страх («мотивирующая эмоция, крайне важная для выживания») и ужас («в ужасе животное замирает в состоянии оцепенения и беспомощности—подчиненное нависающей над ним смерти.»).
Approaching Centauri — Philippe Druillet, Moebius, 1977
4. Женское тело.
Женское тело в комиксах Мёбиуса сочетает в себе сексуальность и угрозу. Процесс зачатия в комиксе The Incal — это соединение человеческой плоти в виде Джона Дифула и жижи с глазом и ртом, которая порождает копии Джона Дифула в количестве 76 миллиардов. Образ жидкости, превращающийся в человека в угоду Дифулу, ужасает своей аморфностью.
The Incal — Alejandro Jodorowsky, Moebius, 1981–1988
Chaos — Moebius, 1991
В комиксе The Long Tomorrow Мёбиус также в процессе соития обнажает нечеловеческую сущность героини, всеми своими частями пытающуюся убить главного героя.
The Long Tomorrow — Dan O’Bannon, Moebius, 1976
Образ доминирующей женщины в комиксе The Airtight Garage создается с помощью обнажения монструозности героини, в жестах и позах мы так же видим элементы устрашения. Ощущения телесного ужаса также как и в случае с The Long Tomorrow передается с помощью вмешательства нечеловеческого «другого» в угрожающей позиции.
The Airtight Garage — Moebius, 1976–1980
5. Потеря формы.
Мёбиус играет с границами тела, растворяя их в абстрактных и неопределенных формах. Извилистые контуры создают эффект неопределенности и таинственности, обостряя черты боди-хоррора на более абстрактном уровне.
Chaos — Moebius, 1991
Chaos — Moebius, 1991
Chaos — Moebius, 1991
Биологические сосуды, совершенно лишенные внешних черт организмов, знакомых обычному человеку, выглядят как телесные сгустки ужаса, совершенно непонятный коллаж из теплых и живых биоформ.
Chaos — Moebius, 1991
В комиксе Inside Mœbius автор не боится искажать самого себя до комочка из ткани одежды и ткани человеческой. Тело трансформируется под действием внешних сил, никак не зависящих от героя.
Inside Mœbius — Moebius, 2000-2006
Inside Mœbius — Moebius, 2000-2006
6. Заключение
Мёбиус, воплощая свой художественный почерк, проводит нас сквозь темные уголки человеческой психики, освещая темы трансформации, потери, и фрагментации телесности, где формы тела теряют свою привычную стабильность, а границы между нормальным и аномальным размываются. Его произведения становятся вызовом для воображения и манящим вызовом к философскому размышлению о природе человеческой сущности.
Таким образом, боди-хоррор Мёбиуса, вобравший в себя эмоциональные переживания, философские концепции и визуальные абстракции, приглашает нас преодолеть страх перед потерей контроля над телом и встретиться с неизведанными аспектами человеческой природы.
Inside Mœbius — Moebius, 2000-2006
Тригг Дилан Нечто. Феноменология ужаса. — HylePress, 2023. — 174 с. (дата обращения 10.11.23)
Cruz, Ronald Allan. (2012). Mutations and Metamorphoses: Body Horror is Biological Horror. Journal of Popular Film and Television. 40. 160-168. (дата обращения 10.11.23)
Ian Conrich, Laura Sedgwick Gothic Dissections in Film and Literature: The Body in Parts Palgrave Gothic. — Springer, 2017. — 296 с. (дата обращения 16.11.23)
Хамис Диана Исследование ужаса // Философско-литературный журнал «Логос». 2019. № 5 (132). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-uzhasa (дата обращения: 23.11.2023). (дата обращения 13.11.23)
Moebius Moebius Library: Inside Moebius Part 1. — Dark Horse, 2018. — 216 с. (дата обращения 10.11.23)
Moebius Moebius Library: Inside Moebius Part 2. — Dark Horse, 2018. — 216 с. (дата обращения 10.11.23)
Moebius Moebius Library: Inside Moebius Part 3. — Dark Horse, 2018. — 216 с. (дата обращения 10.11.23)
Moebius, Alexandro Jodorowsky The Eyes of the Cat: The Yellow Edition. — Humanoids, 2013. — 56 с. (дата обращения 10.11.23)
Moebius, Alexandro Jodorowsky Madwoman of the Sacred Heart. — Humanoids, 2022. — 192 с. (дата обращения 10.11.23)
Moebius, Alexandro Jodorowsky The Incal. — Humanoids, 2020. — 316 с. (дата обращения 10.11.23)
Moebius Moebius Library: The World of Edena. — Dark Horse, 2016. — 344 с. (дата обращения 10.11.23)
Moebius Chaos. — Marvel Enterprises, 1991. — 134 с.
Moebius The Airtight Garage. 2. — Titan Books Ltd, 1990. — 120 с. (дата обращения 10.11.23)
Moebius The Airtight Garage. 1. — Titan Books Ltd, 1990. — 120 с. (дата обращения 10.11.23)
Moebius The Airtight Garage. 3. — Titan Books Ltd, 1990. — 120 с. (дата обращения 10.11.23)
Moebius Metallic Memories: Moebius Artbook. — Marvel Enterprises, 1992. — 135 с. (дата обращения 10.11.23)
Moebius, Dan O’Bannon, Philippe Caza Métal Hurlant N°2. — HUMANOIDES ASS., 1975. — 288 с. (дата обращения 10.11.23)
Mœbius The Long Tomorrow & Other Science Fiction Stories, Marvel/Epic, 1987 — 70 с (дата обращения 10.11.23)