Original size 1716x2370

Эволюция технологий для создания монстров в фильмах про Годзиллу

22
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

С момента своего появления в 1954 году Годзилла стал не просто культовым кинематографическим монстром, но и живой иллюстрацией технологического прогресса в области визуальных эффектов. От человека в костюме, топчущем картонные макеты Токио, до полностью цифрового титана, сражающегося с Конгом среди разрушенных небоскребов, — образ Годзиллы трансформировался параллельно с развитием спецэффектов. Это делает франшизу идеальным объектом для изучения эволюции технологий создания киночудовищ.

Целью данного исследования является анализ того, как менялись методы визуализации Годзиллы на протяжении нескольких десятилетий, и какие творческие и технические вызовы стояли за каждым этапом этой эволюции.

post

Для исследования были отобраны пять ключевых фильмов, представляющих разные технологические эпохи:

➤ «Годзилла» 1998 года — любопытный, хотя и спорный эксперимент с ранним CGI и аниматрониками; ➤ «Годзилла» 2014 года от Legendary Pictures, где монстр впервые обрел по-настоящему реалистичную цифровую форму; ➤ «Годзилла 2: Король монстров» (2019), демонстрирующий современные возможности CGI в композитинге и симуляциях; ➤ «Годзилла: Минус один» (2023) — пример стилизации цифрового монстра под эстетику классических фильмов.

Такой подбор позволяет охватить все основные этапы технологического развития, избегая при этом излишнего дублирования похожих методов.

Слева: кадр из фильма «Годзилла: минус один» (2023)

Вместо хронологического подхода исследование будет структурировано по трем ключевым визуальным моментам, повторяющимся во франшизе: 1. «Из глубин: эволюция появления Годзиллы из воды», 2. «Механика разрушения: как Годзилла взаимодействует с объектами», 3. «Годзилла на улицах города». Такой подход позволяет сравнить, как одни и те же сцены реализовывались с помощью принципиально разных технологий.

Ключевой вопрос исследования можно сформулировать так: как изменение технологий создания визуальных эффектов повлияло на восприятие образа Годзиллы и его место в поп-культуре? Гипотеза состоит в том, что каждый технологический переход не просто менял «внешность» монстра, но и трансформировал его характер и символическое значение: от устрашающего олицетворения ядерной угрозы в ранних фильмах до сложного, почти героического персонажа в современных блокбастерах. При этом интересно проследить, как даже в эпоху фотореалистичного CGI создатели сознательно сохраняют отсылки к практическим эффектам прошлого — будь то характерные движения или «атомное дыхание», визуальная подача которого эволюционировала, но никогда не теряла связи с оригиналом 1954 года.

Original size 1230x515

Кадр из фильма «Годзилла» (2014)

Это исследование не только проследит техническую эволюцию, но и попытается ответить на более широкий вопрос: как новые технологии переосмысляют классические кинообразы, и где проходит грань между ностальгией по «аналоговым» эффектам и возможностями цифровой эры. Годзилла в этом смысле — идеальный объект для изучения, ведь за почти 70 лет существования она успела побывать и аниматроником, и костюмом, и CG-персонажем, не переставая при этом быть узнаваемым культурным феноменом.

Из глубин: эволюция появления Годзиллы из воды

Я считаю, что первое появление Годзиллы из глубин является серьезной частью сюжета, поэтому так важно уделить этому внимание и проанализировать, как разные режиссеры подошли к проблеме визуализации такого масштабного момента.

«Годзилла» (1998), реж. Роланд Эммерих

Визуальные и специальные эффекты: студия дизайна Патрика Татопулоса, Cinnabar, Sight Line Productions, Centropolis Effects, VisionArt & Design, Sony Pictures Imageworks, Digiscope.

Original size 1920x778

Фрагмент из фильма «Годзилла» (1998)

Годзилла из фильма 1998-го года стремительно приближается к берегу, разрушая пирс. Выглядит это достаточно реалистично, единственный недочет, который бросается в глаза — на втором кадре, когда камера находится на уровне глаз, видно, что человек добавлен на видео уже в постобработке, т. к. он слишком темный и его силуэту не хватает ощущения воздушной перспективы.

Original size 1920x444

Первое появление Годзиллы за кадром

Original size 2480x797

На съемочной площадке «Годзиллы» (1998), Джо Вискоцил — супервайзер по миниатюрам

На самом же деле в этой сцене пирс был выполнен в масштабе 1:6. Для создания эффекта последовательного разрушения команда под руководством Джо Вискоцила разработала специальную систему: уменьшенная модель головы монстра перемещалась по подводным направляющим, синхронизируясь с контролируемым разрушением пирса. Сцену дополнили несколькими тщательно детализированными миниатюрными лодками. После чего фигура убегающего актера и его отражение были добавлены в миниатюрную сцену в процессе постпродакшена, что позволило добиться эффекта масштаба и реалистичности.

«Годзилла» (2014), реж. Гарет Эдвардс

Визуальные эффекты: MPC — все битвы Годзиллы, DNEG — цифровое дополнение локаций, Scanline — эпизод с цунами.

Original size 1280x496

Фрагмент из фильма «Годзилла» (2014)

В данном случае Годзилла постепенно приближается к кораблю. Мы видим монстра как бы в замедленной съемки, что по сравнению с людьми на переднем плане, сразу сигнализирует нам о внушительности его размеров. Взаимодействие тела ящера с водой тоже выглядит реалистично. Единственное, что может смущать в этом фрагменте — Годзилла слишком четкий для такого расстояния, учитывая, что военные не находятся в расфокусе.

Original size 2480x558

За кадром «Годзиллы» (2014), Джим Райджел — супервайзер производства визуальных эффектов

В фильме 2014 года Годзилла в воде выглядит особенно внушительно благодаря продуманной композиции и многослойному постпродакшену. Годзиллу полностью анимировали на компьютере, тщательно прорабатывая движение в воде — появление из глубины, обязательно сопровождалось расходящимися волны.

«Годзилла 2: Король монстров» (2019), реж. Майкл Догерти

Визуальные эффекты: MPC (630 кадров), DNEG, Ollin VFX (более 400 кадров), Method Studios (110 кадров) и Rodeo VFX (120 кадров).

Original size 1660x728

Кадр из фильма «Годзилла 2: Король монстров» (2019), MPC

Original size 1920x782

Фрагмент из фильма «Годзилла 2: Король монстров» (2019)

Эти кадры появления Годзиллы из воды выглядят очень реалистично. Вода естественно стекает с его шипов и работа композитинга выполнена на высоком уровне — нет ощущения искусственности происходящего в отрывке или не соответствующего освещения монстра.

Original size 1280x518

Процесс создание сцены Годзиллы в воде, Гийом Рошерон — супервайзер визуальных эффектов MPC

Большая часть работы студии MPC проходила на платформе Autodesk Maya, которая служила основой производственного конвейера. Для рендеринга изображений использовалась 21-я версия программного обеспечения RenderMan, а финальный композитинг выполнялся в программе Nuke от компании Foundry.

«Годзилла: Минус один» (2023), реж. Такаси Ямадзаки

Визуальные эффекты: Shirogumi

Original size 2160x876

Кадр из фильма «Годзилла: Минус один» (2023)

Этот кадр выглядит весьма убедительно. От Годзиллы расходятся волны, поднимается пена. По детализированности существа по сравнению с окружением тоже вопросов не возникает.

Original size 1280x512

Процесс создания Годзиллы в воде (2023), Такаси Ямадзаки — супервайзер производства визуальных эффектов

В составе команды по визуальным эффектам был молодой специалист композитинга, который в свободное время увлекался созданием VFX. Он разработал несколько реалистичных симуляций воды и продемонстрировал их режиссеру, который в свою очередь, восхитившись его качественной работой, добавил в фильм больше сцен в океане.

Механика разрушения: как Годзилла взаимодействует с объектами

Все же Годзилла напрямую связан с катаклизмами и разрушениями, поэтому я считаю, что в исследовании обязательно нужно разобрать как специалисты по визуальным и специальным эффектам добились реалистичного взаимодействия вымышленного существа с физическими объектами.

«Годзилла» (1998)

Original size 640x268

Кадр из фильма «Годзилла» (1998)

В этой сцене монстр почти что разгрызает грузовик пополам. Кожный покров ящера характерно болтается под шеей, а челюсти плотно сжимают транспорт. Этот фрагмент очень реалистичный и снят снизу вверх, будто мы, как зрители, находимся рядом с Годзиллой и смотрим на него.

Original size 2480x969

Аниматронная кукла Годзиллы в масштабе 1:6, Патрик Татопулос — дизайнер спецэффектов для существа

Хотя в большинстве сцен Годзилла представлял собой полностью цифрового персонажа, созданного с помощью CGI-анимации, в отдельных эпизодах использовалась гигантская аниматронная модель в масштабе 1:6, которая применялась преимущественно для съёмок взаимодействия монстра с другими объектами. Команда Cinnabar разработала уменьшенные в шесть раз модели грузовика и прицепа, которые затем были помещены в массивные челюсти 9-метрового аниматроника Годзиллы. Этот впечатляющий механический монстр был создан под руководством известного дизайнера Патрика Татопулиса и его команды.

«Годзилла»(2014)

Original size 1280x512

Фрагмент из фильма «Годзилла» (2014)

В целом эта сцена выполнена очень качественно, однако некоторые детали все же выдают в ней компьютерную графику. Я бы сказала, что движения монстра здесь не очень убедительные, ему не хватает ощущения реального физического веса и силы.

Original size 1170x490

За кадром сцены на мосту в фильме «Годзилла» (2014)

Original size 1920x392

Брейкдаун сцены на мосту, Гийом Рошерон — супервайзер визуальных эффектов MPC

Для создания этой сцены актеров и часть декораций снимали на фоне зеленого хромакея. На этапе постпродакшена это делало возможным замену фона, добавление 3д-модели Годзиллы и дорисовку различных разрушений. Все, с чем взаимодействовал Годзилла, тоже было сделано с помощью компьютерной графики.

«Годзилла 2: Король монстров» (2019)

Original size 1920x782

Фрагмент из фильма «Годзилла 2: Король монстров» (2019), Эрик Фрейзер — супервайзер SFX

Создание цифровой Годзиллы потребовало комплексного подхода к производству визуальных эффектов. Основной массив анимации и моделирования специалисты MPC выполнили в программе Houdini, известной своими мощными возможностями для создания симуляций. Для финального рендеринга использовался промышленный стандарт — RenderMan. Дополнительные технологические решения включали: Mari, Substance, Katana.

Благодаря таким симуляциям разрушений и огня, а также качественному композитингу кадры, где Годзилла наносит городу какой-либо ущерб выглядят очень убедительно.

«Годзилла: Минус один» (2023)

Original size 1918x778

Фрагмент из фильма «Годзилла: Минус один» (2023)

В этом фрагменте сами движения Годзиллы выглядят не слишком убедительно, он больше похож на человека в костюме. Однако при этом его соприкосновения с землей и разрушение дома выглядят очень реалистично.

Original size 2480x660

Этапы создания Годзиллы (2023)

Аниматоры сознательно отошли от привычных подходов в создании этого персонажа. Перед ними стояла двойная задача: с одной стороны, подчеркнуть монументальность существа, значительно превосходящего по размерам предыдущие версии, с другой — сохранить узнаваемую эстетику классического Годзиллы. Вместо того чтобы детально прорабатывать мышечную структуру (стандартный прием в современной анимации существ), они выбрали стилизацию под культовый «резиновый костюм» из оригинальных фильмов.

Годзилла на улицах города

Именно среди небоскрёбов монстр выглядит наиболее впечатляюще, а масштаб его силы становится очевиден. Исследование технологий, с помощью которых создавали эти сцены, позволяет понять, как кинематограф учился делать катастрофу реалистичной — и почему образ Годзиллы, шагающего через разрушенный город, остаётся одним из самых узнаваемых в истории кино.

«Годзилла» (1998)

Original size 1672x678

Фрагмент из фильма «Годзилла» (1998)

Несмотря на то, что окружение убедительно трясется от поступи Годзиллы, а из-под ноги монстра разлетаются брызги воды, я бы сказала, что в данной сцене все равно можно с легкостью определить, что это было сделано с помощью компьютерной графики. Текстуры ящера выглядят немного плоскими и им явно не хватает эмбиент оклюжена, также отличается освещение на лапе и машинах — на транспорте оно значительно тусклее.

Original size 1920x598

Кадры 3д моделирования Годзиллы, Фолькер Энгель — супервайзер визуальных эффектов

На этапе превизуализации команда аниматоров и моделлеров провела масштабные исследования рептилий, анализируя их кожный покров, мускулатуру и биомеханику движений для создания анатомически достоверной 3д модели Годзиллы. В итоге система рига включала в себя продвинутые настройки инверсной кинематики, где подъем конечности автоматически активировал реалистичное сведение пальцев, имитирующее естественное поведение крупных ящеров.

Original size 2480x656

Кадр из фильма «Годзилла» (1998) и фото со съемок этой сцены, Дон Бейкер — супервайзер визуальных эффектов, миниатюр

В сцене разрушения Бруклинского моста использовалась уменьшенная в 24 раза модель опорной башни, которая была соединена с зеленой каркасной конструкцией, имитирующей тело Годзиллы. Эту конструкцию механически протягивали через мостовые опоры, создавая эффект их обрушения под воздействием монстра. На этапе постпродакшена цифровую модель Годзиллы с помощью композитной съемки наложили на отснятый материал с макетом, заменив ею зеленый каркас.

Этот отрывок непроизвольно вызывает ощущение миниатюрности Годзиллы. В основном это происходит из-за размера кирпичной кладки на опорной башне и недостаточной детализированности текстур в целом.

«Годзилла» (2014)

Original size 1920x750

Фрагмент из фильма «Годзилла» (2014)

Команда аниматоров студии MPC разработала уникальную систему движений для Годзиллы. За основу взяли документальные кадры из жизни медведей и комодских варанов. Также для достижения органичного вписывания Годзиллы в среду специалисты создавали сложную систему динамических эффектов — туман, дым, летящие обломки и разрушения, которые должны были естественно взаимодействовать с движением существа в городе. Каждый кадр требовал многодневных расчетов и обработки, что делало процесс сбора анимации в единую последовательность чрезвычайно трудоемкой задачей.

И в целом это заметно. Лапа монстра идеально сочетается с окружением по свету и цветокоррекции. Детализированность тоже соответствует размерам существа.

Original size 1920x776

Фрагмент из фильма «Годзилла» (2014)

И вправду, у Годзиллы заметно некоторое сходство с медведем в его движениях. Это делает его образ близким и понятным для зрителей даже на подсознательном уровне. В этом кадре также чувствуется воздушная перспектива, а отражения на здании играют только на руку убедительности.

Original size 1890x774

3д модель Годзиллы, Джим Райджел — супервайзер производства визуальных эффектов

Создание фотореалистичного образа Годзиллы стало для художников MPC семимесячным марафоном кропотливой работы. Они скрупулезно моделировали каждую анатомическую деталь — от скелета и мышечного каркаса до мельчайших чешуек, учитывая даже распределение жировой ткани. Особую сложность представляла необходимость детализации крупных планов — гигантские размеры монстра требовали проработки невероятного количества элементов, чтобы добиться полного эффекта присутствия на экране.

«Годзилла 2: Король монстров» (2019)

Original size 1920x776

Фрагмент из фильма «Годзилла 2: Король монстров» (2019)

Годзилла хорошо вписан в кадр. Вновь здесь чувствуется работа с воздушной перспективой, а его замедленные движения показывают размер.

Original size 1920x804

Процесс создания сцены Годзиллы в городе, Спенсер Кук — старший супервайзер по анимации, MPC

При разработке персонажей команда сознательно избегала излишнего антропоморфизма, придерживаясь принципа «95% звериной сущности и лишь 5% человеческих черт». Перед художниками стояла сложная творческая задача — наделить существ способностью к осмысленным действиям и эмоциональной выразительностью, сохранив при этом их принципиально нечеловеческую природу.

«Годзилла: Минус один» (2023)

Original size 1918x772

Фрагмент из фильма «Годзилла: Минус один» (2023)

Этот фрагмент сильно напоминает мне старые фильмы о Годзилле, т. к. нога монстра будто не до конца вписывается в кадр, выглядя при этом очень реалистично. Думаю, что в данном случае все дело в некорректном освещении.

Original size 640x560

Процесс создания сцены Годзиллы в городе (2023)

Модельер проделал выдающуюся работу над визуальным обликом Годзиллы, особенно в проработке кожи. При ближайшем рассмотрении становится видно, что его окрас — не просто черный, а сложный коричневатый оттенок с замысловатым узором. Такая детализация, включая микрорельеф и цветовые переходы, придает монстру больше реалистичности. Также над многими кадрами отдельно работали специалисты по симуляциям разрушений.

Заключение

Проведенное исследование наглядно демонстрирует удивительную трансформацию визуального образа Годзиллы — от первых неуклюжих попыток компьютерной анимации до современных фотореалистичных технологий. Каждая эпоха вносила свой уникальный вклад в развитие этого культового персонажа.

Ключевые выводы по фильмам: ➤ «Годзилла» (1998) — ранний CGI выглядит несовершенно, но некоторые кадры (например, разрушение моста) остаются впечатляющими для своего времени.

➤ «Годзилла» (2014) — прорыв в реализме: детализированная текстура кожи, физика воды и теней делают монстра по-настоящему живым.

➤ «Годзилла: Король монстров» (2019) — возможно, самый убедительный образ: сочетание мощной анимации, динамичного света и разрушений создает идеальный баланс между фантастикой и реализмом.

➤ «Годзилла: Минус один» (2023) — технически безупречная работа, но сознательная стилизация движений (отсылка к классическим фильмам) немного снижает ощущение достоверности.

Эволюция Годзиллы — это не просто история развития спецэффектов. Это путь от простого монстра к сложному, многогранному образу, который продолжает захватывать воображение зрителей. Современные технологии позволяют создавать невероятно реалистичные изображения, но истинная магия этого персонажа заключается в том, что даже спустя десятилетия он остается тем же самым Годзиллой — могучим, загадочным и неудержимым символом природы, бросившей вызов цивилизации.

Bibliography
Show
1.

Godzilla Attacks! Special Effects Secrets Revealed! (SyFy Channel 1998) // URL: https://youtu.be/rYB33stwQR0?si=OpJxyMRkrQBiAf7y (дата обращения: 17.05.2025).

2.

Godzilla (1998) with VFX Supervisor Volker Engel | VFX Notes Podcast Ep 28 // URL: https://www.youtube.com/watch?v=Bt-1NgidTUA (дата обращения: 17.05.2025).

3.

GODZILLA // VFX HQ Visual Effects Headquarters URL: https://www.vfxhq.com/1998/godzilla.html (дата обращения: 18.05.2025).

4.

Godzilla 1998 // Model Ships in the Cinema URL: https://www.modelshipsinthecinema.com/2019/04/godzilla-1998.html (дата обращения: 18.05.2025).

5.

GODZILLA: Jim Rygiel — Production VFX Supervisor // ART of VFX URL: https://www.artofvfx.com/godzilla-jim-rygiel-production-vfx-supervisor/ (дата обращения: 19.05.2025).

6.

MPC Vancouver set new standards for creature feature VFX in Godzilla // MPC URL: https://www.mpcvfx.com/en/filmography/godzilla-gareth-edwards/ (дата обращения: 19.05.2025).

7.

Godzilla: King of the Monsters // fxguide URL: https://www.fxguide.com/fxfeatured/godzilla-king-of-the-monsters/ (дата обращения: 19.05.2025).

8.

GODZILLA — KING OF THE MONSTERS: Guillaume Rocheron — Overall VFX Supervisor — MPC // ART of VFX URL: https://www.artofvfx.com/godzilla-king-of-the-monsters-guillaume-rocheron-overall-vfx-supervisor-mpc/ (дата обращения: 20.05.2025).

9.

How the 'Godzilla Minus One' VFX Team Took the Titan to Terrifying New Heights (Exclusive) // URL: https://newsletter.oscars.org/news/post/godzilla-minus-one-visual-effects-interview (дата обращения: 20.05.2025).

10.

Godzilla Minus One // ART of VFX URL: https://www.artofvfx.com/godzilla-minus-one/ (дата обращения: 20.05.2025).

11.

How a Small Team of Visual Effects Artists Pulled Off 'Godzilla Minus One' // no film school URL: https://nofilmschool.com/godzilla-minus-one-vfx-breakdown (дата обращения: 20.05.2025).

Image sources
Show
1.2.

Кадр из фильма «Годзилла: минус один» (2023) https://www.imdb.com/title/tt23289160/mediaviewer/rm3642716161/?ref_=ttmi_mi_11

3.

Кадр из фильма «Годзилла» (2014) https://www.imdb.com/title/tt0831387/mediaviewer/rm3369053953/?ref_=ttmi_mi_106

4.

Фрагменты из фильма «Годзилла» (1998) — https://rutube.ru/video/83bec1cb93328ea20676b35ba9f94e56/

5.

Первое появление Годзиллы за кадром — https://youtu.be/rYB33stwQR0?si=OpJxyMRkrQBiAf7y

6.

На съемочной площадке «Годзиллы» (1998) — https://www.modelshipsinthecinema.com/2019/04/godzilla-1998.html

7.

Аниматронная кукла Годзиллы в масштабе 1:6 — https://www.modelshipsinthecinema.com/2019/04/godzilla-1998.html

8.

Кадры 3д моделирования Годзиллы — https://youtu.be/8OM1xQ6j4uo?si=VLQMzru4bPOIMOXP

9.

Кадр из фильма «Годзилла» (1998) и фото со съемок этой сцены — https://www.modelshipsinthecinema.com/2019/04/godzilla-1998.html

10.

Фрагменты из фильма «Годзилла» (2014) — https://rutube.ru/video/fd4cd7b5dc0f685182de932d09daf3d4/

11.

Брейкдаун сцены на мосту — https://youtu.be/DjQYnlJj27I?si=5ZVLaPKdtVtMYdfh

12.

За кадром сцены на мосту в фильме «Годзилла» (2014) — https://www.mpcvfx.com/en/filmography/godzilla-gareth-edwards/

13.

3д модель Годзиллы — https://youtu.be/DjQYnlJj27I?si=5ZVLaPKdtVtMYdfh

14.

За кадром «Годзиллы» (2014) — https://www.mpcvfx.com/en/filmography/godzilla-gareth-edwards/

15.

Фрагменты из фильма «Годзилла 2: Король монстров» (2019) — https://rutube.ru/video/9f1b14049374e5f879c03a9e2c5b0fe8/

16.

Процесс создание сцены Годзиллы в воде — https://youtu.be/rCwuqy2dpLE?si=L2RNNOYEbR_J99vw

17.

Процесс создания сцены Годзиллы в городе — https://youtu.be/rCwuqy2dpLE?si=L2RNNOYEbR_J99vw

18.

Процесс создания сцены Годзиллы в городе (2023) — https://youtu.be/PS8dy98HumY?si=ECsb3wkRGX9DaFx6

19.

Процесс создания Годзиллы в воде (2023) — https://youtu.be/GqnnmtrW6TM?si=MN5u3AKJRIqq9T_C

20.

Этапы создания Годзиллы (2023) — https://youtu.be/GqnnmtrW6TM?si=MN5u3AKJRIqq9T_C

21.

Фрагмент из фильма «Годзилла: Минус один» (2023) — https://rutube.ru/video/361de384118ad81582fc3039b7bb9b61/

Эволюция технологий для создания монстров в фильмах про Годзиллу
22
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more