Original size 1225x1929

Визуальный язык в комиксе Бидструпа: как рисовать так, чтобы понимали все?

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

(1) Концепция (2) Стиль Бидструпа (3) Эмоции в комиксе (4) Метафора в комиксе (5) Выводы (6) Источники

Концепция

В далеком 2006-м году, когда я гостила у бабушки, а родители закупали мне, первоклашке, канцтовары и цветы к 1-му сентября, я нашла нечто удивительное. На полке среди самых разных сочинений стояла она — громоздкая, серая, тяжёлая книга. Вытащив кое-как новую для меня вещь, я рассмотрела обложку. На ней было много текста, но смогла я прочитать лишь «зарисовки». Еще были изображены мужички, идущие куда-то. Эти же мужички затем шли по красному форзацу и ускользали на следующие страницы. Невероятная игра для ребёнка! Ну а дальше были разные рисунки и комиксы, умещавшиеся в страницу: без слов, без лишнего дизайна — просто последовательные картинки, как маленький фильм. Я не помню, но уверена, что тогда изучила каждую страницу, возможно, с перерывами на обед. А их там по меньшей мере 500. Сейчас мне 24, и, конечно, я помню каждую страницу. С тех пор каждый приезд к бабушке включал ещё один обязательный пункт (помимо чаепития и просмотра «Следствие вели») — взять в руки собрание комиксов Херлуфа Бидструпа и убедиться, что все в порядке: все страницы на месте, а любой из комиксов все так же великолепен.

big
Original size 5199x1852

Развороты издания «Бидструп Херлуф. Избранное», выпущенного в Советском Союзе в 1982

Естественно, когда пришло время писать исследование по комиксу, я приехала в свой городок, заглянула к бабуле на привычную программу, нашла любимый сборник и на время забрала его. Из этого советского сорокалетнего собрания я и взяла все материалы для исследования. Надеюсь, мне удалось максимально приближенно отразить страницы через фотоматериалы, и вы почувствуете старые и тонкие листы, через которые проглядывают чернила других комиксов.

big
Original size 2551x1929

Портрет и подпись Бидструпа в издании «Бидструп Херлуф. Избранное», 1982

Херлуф Бидструп — один из самых известных карикатуристов прошлого века. Он — датчанин, переживший Первую мировую войну, а затем Вторую. Херлуф начал рисовать ещё ребёнком, и уже тогда понял, что у него отлично получается производить комичное впечатление своим рисунком. Позже он поймёт, что бессознательно рисовал карикатуру — нечто преувеличенное, нарочито смешное. После окончания Академии художеств, Бидструп постепенно начал рисовать для газет. Он делал политические и бытовые зарисовки для разных изданий. В более мирное для Дании время его карикатуры печатали большие газеты, а в тяжёлые времена он уходил в подполье или печатался только в коммунистической газете «Ланд ог фольк». Большинство комиксов и карикатур появились благодаря этой газете, так как Бидструп мог свободно высказываться только в ней.

Да, Бидструп был коммунистом и социалистом, презирающим и буржуазное общество, и капитализм с его материальными ценностями, и, конечно, смеялся над бюрократией. Но больше всего он ненавидел фашизм, и это отображено на каждой третьей странице любого из собраний его комиксов. Помимо политической карикатуры он рисовал и самые простые бытовые вещи: смеялся над жизненными проблемами и над самим собой. Так получился контраст: на одной страничке мы видим комикс про Гитлера или Геббельса, на другой — про собачку, что нагадила господину в шляпу. Именно это, на мой взгляд, не даёт заскучать читателю любого возраста. Здесь мы испытываем массив эмоций: презрение, радость, умиление, гнев, смущение, снова радость. И первый ответ на вопрос почему Бидструпа знает так много людей по всему миру — это то, что он охватывает множество институтов и интересов большинства людей. Для увлечённых политикой — социализм, антифашизм, антирасизм. Для других — возможность заглянуть в культуры других стран через зарисовки, разглядеть обнаженных нарисованных чернилами девушек или просто увидеть смешной жизненный комикс.

Карикатуры и комиксы нарисованы почти всегда одинаково: чёрной тушью, без слов, без декоративных и навигационных элементов. Минимализм. А понимают все. И дело не только в максимальном охвате аудитории. Есть кое-что ещё. Итак, главный вопрос, на который в ходе исследования я постараюсь дать ответ: почему комиксы Херлуфа Бидструпа — для всех? Каким образом устроен его комикс? Как, с помощью каких приемов работает его визуальный язык?

Стиль Бидструпа

Феномен его комиксов, как я уже заметила выше, в том, что их понимают все: люди разных национальностей и возрастов. Изучив материалы о Бидструпе и пристально разглядев все его комиксы, я пришла к выводу: есть некая формула визуального языка, на основе которой построен комикс карикатуриста. Состоит она, как правило, из 1) стиля повествования, 2) эмоции и 3) метафоры.

Комикс Бидструпа — это стиль. Стиль художественный, стиль изложения, стиль комикса. Здесь хочется рассмотреть, как сложился его визуальный язык, как он пришёл к искусству карикатуры, и ответить на вопрос: почему так?

В основном Херлуф рисовал в трёх направлениях: одностраничный комикс, рисунок-карикатура и иногда плакат. Причём комикс тоже можно назвать карикатурой — на политику или на человеческий порок. Любая его работа легко узнается по стилю рисунка и подаче. Его художественный стиль — это простой минималистичный рисунок, грамотно передающий утрированные эмоции персонажей. Персонаж же не может быть просто бездумно изображённым. Если Бидструп рисует толстого самодовольного политика, то на самом деле он отображает не просто его самого, а Политику — буржуазную, «разжиревшую» за счёт избирателей. Если изображён худой и хитрый политик — его политика приводит к обнищанию народа. Такую аналогию проводит Бидструп в своём интервью.

Также он рассказывал, что научился изображать людей не в Академии, часами рисуя неподвижные статуи, а в течение дня: на улице или в трамвае. Чтобы научиться карикатуре, чтобы верно донести эмоции и мимику, нужно рисовать людей в движении, быстро, подхватывая все это в моменте. Таким образом он научился в комиксе показывать движение, время, эмоцию.

Original size 2550x3301

Коммунистический плакат, 1960

Original size 2936x1852

Слева: комикс «Карикатура"/ Справа: политические карикатуры

Интересный факт: Херлуф менял свой художественный стиль во время Второй мировой, в самые опасные времена. К тому времени он был уже вполне узнаваем, и, чтобы его не нашли и не судили, он попытался изменить стиль. Это хорошо видно в карикатурах 1943 года «Стражи культуры в Дании» и «Те, с кем надо будет рассчитаться», сделанных в подполье. Он менял нажим пера, штриховку и способ передачи черт лиц, мимики, но все равно был узнаваем. Конечно, экспериментировать дальше он не стал, и вернулся к привычному стилю. Такой ход только подтвердил факт: у Бидструпа очень узнаваемый и яркий стиль. И складывается он не только из сочетания плавных и резких линий, нарисованных чёрной тушью на белой бумаге, но и из стиля комбинирования рисунков в комикс.

Original size 2936x1852

Слева: карикатура «Стражи культуры Дании», 1943 / Справа: карикатура «Те, с кем надо будет рассчитаться», 1943

Original size 2936x1852

Слева: комикс «Бюрократ"/ Справа: комикс «Манера говорить»

Несложно заметить, что комикс карикатуриста всегда умещается в одну страницу и читается, как книга, построчно и слева направо. Это удачная форма для рассказа небольшой истории — похоже на последовательные кадры киноленты. Как и в фильме, в комиксе Бидструпа обычно есть структура: начало, завязка, развязка…необычный финал. Или художественной структуры нет, но есть метафора, есть цель рассказать, показать отличия.

Интересно у Бидструпа построены «линейные» комиксы. Обычно это 4 строки, и в каждой из них отдельная история. При рассмотрении всех 4-х складывается симфония, и сразу ясно, что хотел сказать автор. Так можно передать противопоставление, показать одинаковость разных поколений, как в комиксе «Отцы и дети» или разность темпераментов, как в комиксе «Четыре разных темперамента». Такие визуальные приемы идеальны для понимания и даже изучения некоторых тем: недаром картинки карикатуриста часто используют в учебниках по психологии. Такое изложение понятно и детям, и взрослым.

Original size 2936x1852

Линейность в комиксе. Слева: комикс «Четыре разных темперамента"/ Справа: комикс «Отцы и дети»

В зарисовке «Первый школьный день» мы можем увидеть структуру построения комикса. Мама провожает дочь в школу, мы чувствуем ее любовь, и всего за 6 небольших рисунков проникаемся мирным бытом их семьи. Финальная полоска комикса даёт другие эмоции: во-первых, она построена по-другому, как яркая и главная развязка фильма, во-вторых, из-за возникшего контраста и противопоставления на фоне неожиданности, читатель приживает эмоции ещё ярче. Или комикс «Зеркало», который рассказывает историю не одного дня, как прошлый комикс, а целой жизни. И снова игра со структурой и эмоцией: к финальной картинке читатель снова испытывает весь спектр чувств и эмоции: интерес, страх, сожаление. И снова Бидструп просто и красиво добивается цели: дать читателю пищу для размышлений, немного погрузить его в философские рассуждения, подарить различные ощущения.

Original size 2936x1852

Слева: комикс «Первый школьный день"/ Справа: комикс «Зеркало»

Эмоции в комиксе

Не зря мы заговорили об эмоциях. Мы читаем их на каждой странице сборника, они строят любой комикс и «делают» каждого персонажа Бидструпа.

Карикатура — это визуально и есть эмоция. Как я уже отмечала выше, Бидструп не использует текстовые блоки в комиксе. Он передаёт смысл и сюжет через эмоции персонажей. Под этим я понимаю внешний вид персонажа, его костюм, его мимику и жесты, как он контрастирует с другими персонажами. Все это читается на подсознательном уровне старым мозгом, новым додумывать ничего не нужно. Именно поэтому люди разных национальностей и возрастов понимают комикс и могут подсознательно считать цель создания этого комикса. Открытые эмоции персонажей ярко показаны в комиксах «Оратория» (первый подобный комикс Бидструпа) и «Оратор».

Original size 2937x1853

Слева: комикс «Оратория», 1936, первый комикс Бидструпа / Справа: комикс «Оратор»

Интересным образом построены комиксы, использующие для сюжета только эмоции персонажей. Например, в комиксах «Импрессионизм» и «Леда и лебедь» мы можем увидеть лишь реакции разных героев на загадочную картину. Забавно, что картина так и не раскрывается: сюжет держат лишь невербальные коммуникации персонажей с неизвестным объектом. Хотя, подсказки автор все же оставляет в самих названиях комиксов. Бидструп любил изобразить карикатурное поведение консервативных буржуазных господ и тут же молодых прогрессивных людей. На сложившемся эмоциональном контрасте и строится его юмор.

Original size 2937x1853

Эмоции в комиксе. Слева: комикс «Импрессионизм"/ Справа: комикс «Леда и лебедь»

Original size 2937x1853

Сюжет в эмоциях. Слева: комикс «У обезьянника"/ Справа: комикс «Зеркало души»

Бидструп умел построить комикс не только на полноразмерных одушествленных человеческих образах, но и на каких-то фрагментах предметов или событий. В комиксе «Ботинки весной» мы не видим лиц персонажей и окружающий мир. Есть только ноги в ботинках, совершающие какие-то движения. Нам не нужны слова или дополнительные предметы, чтобы понять, что художник нарисовал историю любви.

Или комикс «Сапоги», где главный персонаж нам неизвестен (на самом деле известен, но это не человек, а метафорический образ: фашизм, переходящий в капитализм), зато мы узнаём его историю, но лишь через символы. Далее я еще затрону метафору и символизм в комиксе Бидструпа.

Похожий приём есть в комиксе «Зеркало души». Мы видим скучающего мужичка, глаза которого находят интересный объект. Лишь с помощью мимики мы можем понять, что происходит у него на душе. Для изображения его эмоций Бидструпу не нужны ни слова, ни жесты, лишь только несколько морщинок и специальный приём цикличности комикса, показывающий безысходность ситуации и скуку.

Original size 2936x1852

Слева: комикс «Ботинки весной"/ Справа: комикс «Сапоги»

Также хочется заметить: Херлуф рисует не только эмоции персонажей, но строит и эмоции читателя.

Original size 2936x1852

Слева: комикс «Обезоружила"/ Справа: карикатура «Порнографическая волна», 1966

Вызвать бурю чувств у читателя Бидструп способен не только смешными персонажами, но и долей эротики. Это, на мой взгляд, привлекает внимание, опять же, и самой молодой аудитории, как нечто запретное, и взрослой, как что-то приятное глазу. Обнаженных и привлекательных девушек в карикатурах много. Это используется для создания ещё более неловких и забавных сюжетов в комиксах, и, возможно, как высмеивание пороков многих людей. В комиксе «Обезоружила» раздевшаяся героиня одурманивает вора, что создаёт комичную ситуацию. А за ней и мораль: женские чары могут победить любое оружие.

Или в «Молитве» — разоблачается религиозный, борющийся со своими низменными желаниями, по мнению церкви, бедный монах, который склонился в итоге перед красивой женщиной.

Эти зарисовки по структуре и юмору, а также по вызываемым у читателя эмоциям, ведут себя, как некий комикс-анекдот.

Original size 2551x3300

Комикс как анекдот. Комикс «Молитва»

Original size 2936x1852

Комикс как анекдот. Слева: комикс «В кругу героев"/ Справа: комикс «Успех»

Действительно, многие комиксы Бидструпа можно сравнить с анекдотами. И в тех, и в других есть история и изюминка в виде неожиданного, вызывающего смех, финала.

Original size 2551x3300

Комикс «Примостился»

Метафора в комиксе

И, наконец, метафора.

Это очень важный двигатель комикса Бидструпа. На первый взгляд может показаться, что все комиксы карикатуриста довольно банальны. Быт, политические деятели, неловкие ситуации, забавные животные. На этом все? На самом деле все совсем не так. Забывая о том, в Какое время жил и работал Херлуф Бидструп, и Каким ярым противником политической ситуации в родной Дании и соседней Германии он был, мы упускаем многие скрытые детали. Так как Бидструп постоянно насмехался над старыми и «праведными» датчанами, занимавшими то фашистскую, то антифашистскую стороны, подстраиваясь под новую власть и ее порядки, он частенько изображал их на бумаге. Не только общество, но и политику, и политических деятелей. В более мирное время это можно было сделать открыто. Но в тяжёлые для творчества и жизни времена приходилось немного маскироваться и прятать персонажей за образами.

Original size 2936x1852

Метафора в комиксе. Слева: комикс «Плата за мир"/ Справа: комикс «Моралист»

Один из таких комиксов он нарисовал как раз в 1938 году для демократической газеты. В «Плате за мир» мальчик очень хочет разбить часы и закатывает истерику, после которой взрослые разрешают ему это сделать для общего успокоения. Но за мальчиком Бидструп спрятал Гитлера, за взрослым дядей — старика Чемберлена, а за разбитыми часами — Чехословакию. Не все, но многие смогли прочитать здесь сюжет Мюнхенского соглашения. И таких двусмысленных комиксов Бидструп нарисовал немало.

Original size 2936x1852

Метафора в комиксе. Слева: комикс «Жизненное пространство"/ Справа: комикс «Гуманизм»

В комиксе «Гуманизм» 1954 года снова привычный и простой для понимания сюжет: злой бульдог набрасывается на мальчика, а оказавшаяся рядом пожилая дама спешит ругать мальчика и жалеть покалеченного пса. Молодому читателю интересно будет рассмотреть живые картинки, а более искушённому придёт понимание образов. За дамочкой прячется известный радикальный политический и культурный деятель Дании, который сначала занимал антифашисткую позицию, а позже, когда ему стало неудобно, передумал.

Original size 2136x1866

Метафора. Карикатура «Расстилают коврик», 1949

Бидструп часто рисовал политические карикатуры, метафорично отображая события его времени. Изображение политики было бы плоским и скучным без метафоры. Даже, скорее, неправдоподобным. По мнению Бидструпа, хоть карикатура и является гиперболизированным рисунком, это не значит, что она врет и сильно приукрашивает. У автора есть только белая бумага и чернила. Передать трагедию события, не потеряв при этом эмоцию, можно исключительно в виде карикатуры и метафоры.

Original size 2062x1857

Метафора. Карикатура «Девальвация», 1949

Original size 2384x1604

Метафора. Карикатура «Понятливые ученики», 1956

Original size 2936x1852

Политические фигуры в комиксе. Слева: карикатуры «Соперничество», «Фашистская мораль» / Справа: комикс «Эхо»

Помимо метафоры, есть ещё несколько приемов — символизм, синоним и противопоставление, гипербола.

Приём сравнения (синонима) мы можем увидеть в комиксе «Приметы вёсны» или в карикатуре «Взаимное уважение». Сразу можно догадаться, что через такую метафору Херлуф смеётся над поведением и повадками людей и других видов живых организмов.

Original size 2936x1852

Метафора-синоним в комиксе. Слева: комикс «Приметы весны"/ Справа: карикатура «Взаимное уважение»

Original size 2551x3301

Гипербола. Комикс «Человек и бюрократия»

Гипербола красиво ложится на политический и социальный комикс. Как отобразить бюрократию так, чтобы понял даже ребёнок? Ответ в комиксе «Человек и бюрократия».

Лишь только потом и символом строится комикс про мнимую свободу: рабочим не быть свободными, находясь в ловушках нацизма и капитализма.

Original size 2550x3301

Символизм. Комикс «Борьба за свободу»

А противопоставление отлично играло всегда и везде — и в литературе, и в фильме, и в комиксе. Таким приемом лучше всего показать разницу между бедным солдатом и его командиром. Или рабочим и его начальником. Вообще, контраст, построенный на судьбе людей или разности их темпераментов, как считает Бидструп, отличный повод для шутки.

Original size 2936x1852

Противопоставление в комиксе. Слева: комикс «Жена джазбандиста"/ Справа: комикс «Безработные»

Original size 2936x1852

Противопоставление в комиксе. Слева: комикс «Фирма-2"/ Справа: комикс «На фронте и дома»

«В рецензиях двадцатилетней давности, помещавшихся в буржуазной печати, я с радостью обнаруживаю, что мои рисунки характеризовались как типично датские. А ведь типично датское зачастую — типично человеческое, и, может быть, именно потому, что я создавал типично датские рисунки, их понимали и в других странах. Популярность моих рисунков в Советском Союзе я воспринимаю как доказательство того, что мы — люди — не так различны, как нам пытаются внушить политики холодной войны. Если и в Дании, и в Советском Союзе одинаково смеются над одними и теми же человеческими слабостями, то можно не сомневаться, что мы сумеем помешать возникновению новой войны, не допустим того, чтобы улыбки и смех исчезли с нашей земли.» Херлуф Бидструп, [2]

Выводы

Original size 2936x1852

Слева: комикс «Туда и обратно"/ Справа: комикс «Положение в Африке»

Визуальный язык Херлуфа Бидструпа — это целый организм из метафор, приемов, структур, жестов и, конечно, эмоций. Поэтому его могут читать и понимать и в Москве, и в Берлине. У людей есть много объединяющих моментов, и это — не слова. Это невербальное, древнее, понятное всем-всем.

Мне семилетней было интересно разглядывать смешные комиксы Бидструпа и его улыбающихся полуобнажённых женщин. Моей бабушке нравится Бидструп, потому что ей также нравится Советский Союз и не нравится фашизм.

Каждый находит в комиксах Херлуфа что-то своё: юмор, идеологию, нравоучение или самого себя.

Как Тарантино в фильме «Однажды в Голливуде», где Шерон Тейт мочит преступников, или в моём любимом «Бесславные ублюдки», где всех фашистов вместе с Гитлером загоняют в горящий кинотеатр… или, простите мне ещё один пример, в «Джанго освобождённый», где пара влюблённых рабов мочат расистов. Как и Тарантино, Бидструп, не оставляет своих читателей без счастливого и справедливого финала — все негодяи получают по заслугам. Это всегда нужно было людям. Чтобы хотя бы на страницах было так, как они хотят.

Original size 2703x3301

Коммунистический плакат к 1 Мая, 1960

Bibliography
1.

Бидструп Херлуф. Избранное: Полит. карикатуры, Юморист. рис. Путевые зарисовки.–2-е изд., испр.–М.: Искусство, 1982.–502 с., рис.

2.

«ХЕРЛУФ БИДСТРУП О СЕБЕ И СВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ», статья. Перевод с датского М. Косова. Редакция перевода Н. Крымовой, 1986.

Image sources
1.

Бидструп Херлуф. Избранное: Полит. карикатуры, Юморист. рис. Путевые зарисовки.–2-е изд., испр.–М.: Искусство, 1982.–502 с., рис.

Визуальный язык в комиксе Бидструпа: как рисовать так, чтобы понимали все?
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more