Смех в фильмах Гарольда Ллойда 1920-х годов on HSE Design
Original size 1140x1600

Смех в фильмах Гарольда Ллойда 1920-х годов

PROTECT STATUS: not protected
32
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

1. Концепция

Как вызвать смех без слов? Ответ, с одной стороны, может быть достаточно простым, ведь клоуны или неловкие падения на кожуре от банана могут быть смешными. С другой стороны, если речь идет о немом кино, где можно использовать широкий спект визуальных приемов, ответ не всегда лежит на поверхности. Мое визуальное исследование посвящено тому, как в фильмах, в которых играл Гарольд Ллойд, строится юмор.

post

Анализ проводится на пяти самых известных фильмах, в которых играл Гарольд Ллойд в 1920-х годах: «Безопасность прениже всего» (1923), «Застенчивый» (1924), «Первокурсник» (1925), «Гонщик» (1928) и «Младший брат» (1927). Центральными визуальными приемами, рассматриваемыми в исследовании, являются контраст, эффект неожиданности, ритм монтажа, взаимодействие с пространством и физический юмор и трюки (слэпсис), которые рассматриваются с точки зрения того, как они формируют комическое, понятное широкому зрителю. Важно отметить, что режиссеры исследуемых фильмов тесно сотрудничали с Ллойдом, как с продюссером, в процессе создания произведения, поэтому отрицать больше влияние актера как на исполнение своего персонажа, так и на финальный вид картины, нельзя.

В качестве текстовых источников рассматриваются в первую очередь тексты, посвященные формированию юмора и его восприятию зрителем, как в случае с различным видами искусств (поэзией, изобразительным искусством), так и в случае с кино. Выбор обусловлен тем, что целью исследования является именно выявление универсальных приемов, работающих до сих пор, а не на тех, которые могли бы работать только в контексте того времени и только на зрителях, близких ко времени, когда создавал свои фильмы Гарольд Ллойд.

Гипотеза визуального исследования заключается в том, что контраст, эффект неожиданности, ритм монтажа, взаимодействие с пространством и физический юмор и трюки создают в фильмах Гарольда Ллойда 1920-х годов понятный и даже универсальный юмор, который понятен разному зрителю. Кроме того, реализацию этих приемов можно наблюдать на примере разных фильмов, на почве которых можно собрать в общих чертах некий комический язык режиссера, из-за которого он приобрел популярность.

Более того, важно отметить, что специфика немого делает его идеальным объектом для анализа визуальной составляющей комедии, где каждая деталь — от выражения лица до пространственной композиции кадра — становится значимым элементом повествования, ведь у режиссера нет возможности опереться на язвительные шутки, голосовые манеры актера и игру слов.

Таким образом, данное исследование отвечает на вопрос: какие визуальные приемы делают комедию Ллойда универсальной? Анализ сосредоточен на их ключевых сценах его фильмов 1920-х годов, где эти приемы проявляются наиболее ярко.

2. Визуальные приемы

Original size 1788x1212

«Первокурсник» (The Freshman, реж. С. Тейлор, Ф. С. Ньюмейер, 1925).

2.1. Контраст

Прежде чем затрагивать этот аспект фильмов Ллойда, важно разобрать, как образуется комическое.

Н. Гартман в «Эстетике» упоминает, что с позиции философии комическое появляется, простыми словами, на контрасте между целью того, что мы наблюдаем, и упущением этой самой цели в процессе реализации. То есть, если применить это в контекте кино, смех возникает тогда, когда есть противопоставление между тем, что мы ожидаем увидеть на экране и тем, что на самом деле вдруг произошло. В какой-то степени это разрушение ожиданий зрителя.

Данная концепция будет важна для анализа не только контраста, но и эффекта неожиданности в визуальном исследовании.

В контексте данного исследования контраст рассматривается не как разница тонов и цветов, а как противоречие между персонажем и окружением, внутренним состоянием героя и внешними обстоятельствами, а также ожиданием и реальностью.

«Безопасность прениже всего!» (Safety Last! , реж. С. Тейлор, Ф. С. Ньюмейер, 1923).

В данном фрагменте контраст между чувствами героя и толпой. Герой боится, еле-еле взбирается по зданию, а толпа ликует, радуется и подталкивает его забираться дальше. В этот момент персонаж собирает волю в кулак и приподнимает шляпу, выражая благодарность толпе и показывая, что ему вовсе не страшно. Дополнительно, в этой сцене есть противопоставление зрителя толпе. Так как зритель видит переживания героя, его страх, который он пусть и пытается скрыть, но его попытки не совсем успешны. А толпа полностью игнорирует любые признаки того, что человеку страшно.

Это рождает одновременно и некое переживание за героя, не упадет ли он, и в то же время вызывает смех.

«Безопасность прениже всего!» (Safety Last! , реж. С. Тейлор, Ф. С. Ньюмейер, 1923).

Ситуация разрушения ожиданий зрителя. Может показаться, что в ситуации, когда постучали в дверь, герои возьмут свои пальто и выйдут через какой-нибудь запасный выход или спрячутся в шкаф. Но тут действие уходит в иную сторону, так как герои претворяются верхней одеждой, которая висит на вешалке. И именно из-за некой неожиданности и необычности данного решения сюжет выглядит очень комичным. В данной сцене именно герои разрушают наши ожидания, и поэтому ощущения зрителя противопоставлены действиям героев.

Original size 1668x1212

«Младший брат» (The Kid Brother, реж. Т. Уайлд, 1927).

Очень ёмкая и смешная сцена с обезьяной, когда герою нужно спрятаться, и вдруг она выбирает из-за двери. И герой, как и зритель, ожидает, что она, может быть, укусит его или начнет шуметь, но обязьяна приходит ему на помощь и помогает ему спрятаться, заботливо поправляя одеяло.

В данной ситуации герой находится в том же положении, что и зритель. Он не знает, что будет. И контраст рождается между нашим общим с героем страхом и ожиданием какого-то типичного для обезьяны поведения и между реальностью, которую создает для нас животное. Именно это делает сцену комичной.

Кроме того, стоит подчеркнуть ее универсальность, так как для сцены было выбрано животное, которое достаточно экзотическое для всех людей, поэтому любой зритель не знал бы, можно ли ожидать чего-то хорошего.

В фильмах Ллойда контраст используется как ключевой инструмент для создания комических ситуаций. Он противопоставляет внешние обстоятельства и внутренние стремления героя, делает очевидным разрыв между ожиданиями и реальностью, а также играет на контрасте масштабов и эмоций. Этот прием делает сцены смешными, понятными и эмоционально насыщенными. При этом он используется достаточно разнообразно, так как зритель может ощущать как единство эмоций с героем, так и полное противоречие. И любой из этих вариантов все равно вызывает смех, так как все равно сохраняется противопоставление.

2.2. Эффект неожиданности

Данный прием вынесен в отдельный раздел, несмотря на свою частичную схожесть с контрастом по принципу образования юмора. Причина заключается в том, что по мере исследования было обнаружено, что эффект неожиданности гораздо более гиперболизированная форма контраста.

Original size 1844x1212

«Первокурсник» (The Freshman, реж. С. Тейлор, Ф. С. Ньюмейер, 1925).

В контексте этой сцены зритель заранее видит, что за воротником у героя сидит котёнок. И комичное создается в тот момент, когда этот котёнок оказывается неожиданным поворотом для героя. И нас, как зрителей, смешит реакция. А особенным образом то, что сначала герой реагирует на эмоции толпы и только потом на саму ситуацию. Мы получаем комичное двумя частями, сначала нарастанием, а потом уже полным раскрытием сути шутки.

Original size 1668x1212

«Застенчивый» (Girl Shy, реж. С. Тейлор, Ф. С. Ньюмейер, 1924).

Пример неловкости, вызывающей смех. В данном случае то, что произошло, неожиданно как для нас, так и для героя, только узнаем мы об этом по очереди. Сначала зрителю становится очевидно, что девушка сейчас столкнется с лодкой, а потом подскакивает герой. Зритель полностью разделяет удивление героя в данной сцене, может посопереживать ему. Кроме того, простота этого приема делает сцену универсальной и смешной или как минимум забавной для широкого круга зрителей.

Original size 1844x1212

«Безопасность прениже всего!» (Safety Last! , реж. С. Тейлор, Ф. С. Ньюмейер, 1923).

Неожиданный поровот, который удивляет одновременно и героя, и зрителя. Никто не ожидал такого исхода событий, поэтому в первую очередь возникает испуг (из-за резкого появления предмета), а потом смех, так как этот неожиданный поворот перекликается с контрастом, появление деревяшки разрушает ожидание зрителей, которые уже несколько минут наблюдают, как герой взбирается по стене.

Ллойд создает ситуации, которые сначала кажутся предсказуемыми, но затем неожиданно развиваются в абсурдные и комические сцены. Этот прием не только вызывает смех, но и поддерживает динамику повествования, делая каждую сцену захватывающей и увлекательной.

И важно отметить, что данный прием, как и контраст, тоже работает достаточно разнообразно. Зритель может знать заранее о повороте и наблюдать реакцию героя, может на доли секунд узнать о событиях раньше, а может столкнуться с неожиданным поворотом вместе с персонажем, одновременно, и полностью разделить его эмоции. Так или иначе неожиданные поворты создают юмор произведения и вызывают смех у зрителя.

2.3. Ритм монтажа

В контексте ритма монтажа условие разрушения ожиданий зрителя критично, так как именно этот визуальный прием усиливает комичное, управляет вниманием зрителя так, чтобы юмор был понятен. Поэтому сцены рассмотрены в связке с комичным контрастом, заложенным в них.

«Безопасность прениже всего!» (Safety Last! , реж. С. Тейлор, Ф. С. Ньюмейер, 1923).

Последовательный монтаж, в котором сцена падением персонажа куда-то вне взора камеры и зрителя. В следующем кадре персонаж летает из стороны в сторону на веревке, привязанной к ноге. Данный случай использования монтажа работает достаточно интересным образом, так как он гиперболизирует уже задуманный контраст. То есть зритель ожидает, когда разрешится ситуация, упадет герой или нет, и вдруг он падает, но не показывают, куда и как. Зритель пугается, а следующим кадром видит героя, летающего на веревке, и возникает чувство облегчения, и это заставляет смеяться. Монтаж создал такой накал, пик переживания для зрителя, чем усилил комическое в сцене.

Original size 1668x1212

«Младший брат» (The Kid Brother, реж. Т. Уайлд, 1927).

Это вариант обмана ожиданий зрителя с помощью монтажа. Сначала один персонаж чешет шею, следом кадр насекомого, которое залезает по шее под рубашку какого-то человека, и третьим кадром наступает развязка, когда, наконец, становится известно, к кому заползло насекомое. По сути режиссер играет со зрителем в игру и в момент, когда становится понятно, что насекомое залезло не к тому персонажу, о котором все думали, ситуация становится смешной. Зритель смеется над тем, что его одурачили.

0

«Первокурсник» (The Freshman, реж. С. Тейлор, Ф. С. Ньюмейер, 1925).

Данный пример похож на предыдущий, однако здесь немного иначе используется монтаж. Включены не только сцены, но и интертитры. И как раз на этом строится комическое. Это один из примеров написанной шутки в фильмах с Ллойдом, когда большая доля юмора доносится до нас через текст. Однако монтаж усиливает комическое, так как выстраивает порядок восприятия информации зрителем.

Ритм монтажа — это не просто средство технической организации сцены, но и важный инструмент создания комического эффекта. Быстрая смена кадров, чередование разных ракурсов и фокусов усиливают динамику сцены, делают ее насыщенной и смешной. Монтаж используется как способ управления вниманием зрителя, усиливая эффект неожиданности и подчеркивая контрасты, заложенные в самой сцене.

2.4. Взаимодействие с пространством

Использование пространства может создавать особенно интересные комические ситуации, так как, следуя принципу разрушения ожиданий, оно позволяет создавать необычное и неожиданное столкновение героя и предметов, окружения.

Original size 1668x1212

«Гонщик» (Speedy, реж. Т. Уайлд, 1928).

Взаимодействие с пространством в данной сцене создает комический эффект из-за того, что есть противопоставление того, как выглядит карета с внешней стороны и внутренней. Кадры, где герои едут по дороге выглядят интригующе, захватывающе, в них есть экшн, но как только появляется кадр с тем, что происходит внутри кареты, как разрушаются ожидания зрителя, и это вызывает смех. Так как со стороны сцена кажется одной, а при более близком рассмотрении оказывается совсем другой.

Original size 1668x1212

«Младший брат» (The Kid Brother, реж. Т. Уайлд, 1927).

Пространство работает в тесной связке с тем, что герой не замечает происходящего. Только зритель видит, что другой человек пытается дотянуться до героя через отверстие, и ему не хватает длины руки, чтобы достать. И в данном контексте связка пространства и поведения героя рождают комическое, в котором зрителю смешно от того, что он видит всю ситуацию, а герой не может с ней столкнуться из-за ограничений, накладываемых пространством.

Original size 1668x1212

«Застенчивый» (Girl Shy, реж. С. Тейлор, Ф. С. Ньюмейер, 1924).

Сцена, которая отчасти схожа с падением девушки в лодку, однако в данной ситуации зрителя больше смешит именно взаимодействие с окружением. И это происходит на нескольких уровнях Во-первых, зритель вовлечен в сцену погони и то, как карета избегает столкновений, во-вторых, возникает контраст между бешено несущейся каретой и спокойным мужчиной, который что-то делает со своим мопедом, а в-третьих, кульминация наступает в момент, когда эти две противоположности сталкиваются. Это и рождает комическое.

2.5. Физический юмор и трюки (слэпстик)

Данный аспект исследования фокусируется целиком на самом Ллойде, как средстве визуальной выразительности его фильмов. Используя свое тело, он создает свой особенный язык юмора.

Слэпстик — это жанр комедии, характеризующийся грубым физическим юмором, включающим падения, столкновения и другие формы физической комедии. Слэпстик Ллойда исследовал Уолтер Керр в «Тихих клоунах». Керр отмечает, что Ллойд, в отличие от своих современников, Чарли Чаплина и Бастера Китона, создавал образ «обычного человека», чьи комические ситуации возникали из повседневных обстоятельств.

Original size 1844x1212

«Безопасность прениже всего!» (Safety Last! , реж. С. Тейлор, Ф. С. Ньюмейер, 1923).

Гарольд Ллойд выстраивает слэпстик далеко не только на каких-то широких жестах и сложных акробатических трюках. В данной сцене выразительно не только то, что герой взбирается по зданию, но и то, как он это делает. Постукивания ножкой по кирпичам сопровождают весь фрагмент фильма, связанный со зданием. И это внимательность к деталем создает комичного персонажа, у которого есть какие-то необычные повадки, который двигается не так, как ожидает зритель.

Original size 1844x1212

«Первокурсник» (The Freshman, реж. С. Тейлор, Ф. С. Ньюмейер, 1925).

Ллойд всегда помещает свои трюки в контекст окружения. И во многом в этом кроется успех комичности сцен с ним. В данном примере герой упал на землю из-за того, что у него убрали точку опоры, и он не растерялся и сделал вид, что упал, чтобы отжаться. Это интуитивное и импровизационное использование обычного пространства (пола) рождает индивидуальный стиль Ллойда, в котором он показывает обыденные, жизненые ситуации для зрителя.

Original size 1844x1212

«Безопасность прениже всего!» (Safety Last! , реж. С. Тейлор, Ф. С. Ньюмейер, 1923).

Легендарная сцена с часами оставлена на последок, так как в ней, безусловно, есть самые разные приемы для создания комического. Но самым главным является сам Гарольд Ллойд и его слэпстик, без которого такой уровень юмора был бы невозможен. Его эмоции, язык тела и взаимодействие со всем, что находится вокруг него, создает огромное количество разрушений ожиданий зрителя сразу. У него спокойное лицо, и зритель ожидает, что все будет хорошо, но вдруг ломаются часы, и герой ведет себя уже совсем иначе. Вся сцена, когда он пытается выбраться из сложившейся ситуации пронизана контрастами, которые рождает сам Ллойд во многом за счет языка тела.

Слэпстик Гарольда Ллойда отличается сочетанием физической ловкости, реализма и уникального взаимодействия с пространством. Его трюки, выполненные самостоятельно, добавляли реализма, а также создавали напряжение, которое усиливало комический эффект.

Ключевая особенность слэпстика Ллойда — использование пространства и реквизита как активных элементов повествования.

3. Вывод

Визуальные приемы, такие как контраст, эффект неожиданности, монтаж и физический юмор, являются ключевыми элементами комического языка Гарольда Ллойда.

Контраст является основой для всего комического в фильмах. Эффект неожиданности, возникающий через нарушение зрительских ожиданий, усиливает юмористическое воздействие сцен. Ритм монтажа становится важным инструментом построения сцен, создавая эффект накопления юмористических ситуаций. Пространство становится не только фоном, но и активным элементом повествования. Однако самой главной составляющей комического в фильмах Ллойда является сам актер, который сочетает в себе эти приемы и возвозит их в абсолют благодаря своему стилю физического юмора.

Original size 1844x1212

«Безопасность прениже всего!» (Safety Last! , реж. С. Тейлор, Ф. С. Ньюмейер, 1923).

Bibliography
1.

Гартман Н. Эстетика. М: Издательство иностранной литературы. 1958.

2.

Kerr W. The Silent Clowns. New York: Alfred A. Knopf, 1975.

Image sources
1.

«Безопасность прениже всего!» (Safety Last! , реж. С. Тейлор, Ф. С. Ньюмейер, 1923).

2.

«Застенчивый» (Girl Shy, реж. С. Тейлор, Ф. С. Ньюмейер, 1924).

3.

«Младший брат» (The Kid Brother, реж. Т. Уайлд, 1927).

4.

«Первокурсник» (The Freshman, реж. С. Тейлор, Ф. С. Ньюмейер, 1925).

5.

«Гонщик» (Speedy, реж. Т. Уайлд, 1928).

Смех в фильмах Гарольда Ллойда 1920-х годов
32
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more