
Нижний Тагил

Нижний Тагил — крупный промышленный центр Урала
Год основания: 1722
Площадь: 297 км²
Население: 328 157 человек

Нижний Тагил.

Тагил (для тагильчанина):
— Серость «хрущёвок»
— Холод
— Уральская природа: горы, реки и леса
— Граница Европы и Азии
— Тагильские подносы
— ЗАВОДЫ
Ведущая роль в социально-экономическом развитии города традиционно принадлежит промышленному комплексу, что обусловлено не только главенствующей долей данной отрасли в структуре экономики города, но и преобладающей численностью занятых в ней — треть занятого в экономике населения города Нижний Тагил.
Всего в Нижнем Тагиле 16 крупных промышленных предприятий.
Обоснование выбора темы
«Я родилась в Нижнем Тагиле и все мои родственники работали на Уралвагонзаводе. Мои детские воспоминания — это рассказы о цехах, танках, военных машинах, звуках, которые сопровождают производственные процессы.»
«Сейчас я замечаю, что мои родные начинают хуже слышать, из-за обилия механических звуков на работе. И я задумалась: а как же на самом деле звучит Нижний Тагил?»
Фотографии из личного архива.
Голос завода
Для каждого тагильчанина завод — ценность, гордость, память. У каждого из нас там работали родители, бабушки и дедушки. Молодому поколению сложно понять, что они чувствовали.
Какого это каждый день слышать завод?
Уралвагонзавод.
Звуки завода — исследование
Выставка «Цех шума». Художник: Юрий Марин. Калуга. 2020.
Предметы из бывших заводских цехов ожили и превратились в шумовые машины. Как гласит Манифест выставки, «ассортимент включает более пяти наименований скрежетов, широкую линейку скрипов, а также шорохи, шелесты, воркования и трескотню различных сортов». Зритель сможет увидеть, потрогать, извлечь звуки из 13 электрических и механических машин.
Выставка «Цех шума». Художник: Юрий Марин. Фестиваль современного искусства «Мост». Калуга. 2020.
Выставка «Цех шума». Художник: Юрий Марин. Фестиваль современного искусства «Мост». Калуга. 2020.
Фестиваль «Inversia». Мурманск. 2017-2022 (в России).
Фестиваль «Inversia». Мурманск. 2017-2022 (в России).
Аудиовизуальный фестиваль за Полярным кругом, переворачивающий представления о географической удаленности и культурной изоляции северных регионов. Саунд-художники курируют гипнотическое путешествие сквозь грохочущее индустриальное наследие Севера. Живое выступление собирается в реальном времени с использованием предварительно подготовленных аудио и видео полевых записей, собранных в моногородах Крайнего Севера.
Фестиваль «Inversia». Мурманск. 2017-2022 (в России).
Выставка «ЗЗЗ / Запахи Звуки Заводы». Пермь. 2017.
Выставка состоит из трёх частей. Первая из них — «библиотека звуков», состоящая из уникальных «звуковых портретов» каждого завода, которые были записаны Петром Айду, Олегом Макаровым и Игорем Вязаничевым прямо на производстве. Вторая посвящена свету: по уникальной авторской технологии Ксения Ланикина воссоздала «световые слепки» заводских цехов. А для третьей части, посвящённой запахам, Фёдор Додонов сконструировал специальные агрегаты с моторами и вентиляторами, которые позволят обонять как конкретные запахи с того или иного завода, так и целые композиции.
Выставка «ЗЗЗ / Запахи Звуки Заводы». Музей современного искусства PERMM. Пермь. 2017.
Выставка «ЗЗЗ / Запахи Звуки Заводы». Музей современного искусства PERMM. Пермь. 2017.
Выводы:
— Тема заводских, механических звуков актуальна среди художников.
— Проекты в основном концентрируются на заводских звуках, однако отдельно от городского шума.
— Присутствует интерактивность, но нет действия, которое закрепило бы опыт прослушивания.
Концепция мероприятия
ЭХО — аудио-визуальная прогулка по Нижнему Тагилу, которая позволит не только рассмотреть город, но и услышать, что происходит за стенами зданий, прочувствовать город по-новому.
Варианты нейминга:
СЛУШАЯ ТАГИЛ — надевая наушники мы словно погружаемся в своего рода «подкаст» завода, рассказывающего нам о Нижнем Тагиле и его жителях.
ГОЛОСА — каждая механическая неживая машина на заводе обладает голосом, который рассказывает живые истории.
ЭХО — звуки завода, которые мы обычно можем слушать лишь отдалённо, во время прогулки полностью наполняют наше сознание.
Формат
Длительность: 3 часа (прогулка — 1 час 40 минут, коллаж — 1 час 20 минут).
Частота проведений мероприятий: 2 раз в месяц летом (примерно 6 мероприятий в год).
Количество участников: 10-15 человек.
Билет: 1000 рублей.
Конкуренты

«Малахитовая линия»
— пешеходный маршрут Нижнего Тагила, который объединил в себе ключевые исторические, культурные и архитектурные объекты прошлого и настоящего, обозначенный специальной разметкой на асфальте.
Черты:
— Посещение памятников
— Наличие аудиогида (записанного), рассказывающего историю города
— Бесплатно

«100-летие отечественного танкостроения»
— Обзорная экскурсия по городу и посещение Выставочного комплекса завода, где посетителей познакомят с его историей.
Черты:
— Наличие живого гида
— Основной фокус на истории танкостроения
— Платно (зависит от выбора группа обеда, доп мест для посещения)
Основная проблема конкурентов:
— устаревшие форматы знакомства с культурой города. В Нижнем Тагиле есть несколько видов экскурсий, которые не привлекают современную аудиторию.
А что у нас?
1 часть: Прогулка.
Люди ходят по городу, останавливаются в важных и нежных для души тагильчан местах, включая в обозначенных на карте местах аудио-дорожки, воспроизводящие заводские звуки.
Таким образом, фокус внимания постоянно сменяется с обыденных звуков тихого города на громкие механические.
Карта.
Тайминг (1 час 40 минут):
Встреча в кофейне Безповода, где участники могут купить спешл-напиток «Назводе» со скидкой 30%. Сопровождающий встречает пришедших, раздаёт карту и объясняет, как включать аудио-записи.
Далее гостей ждёт 9 локаций, являющиеся важными для каждого тагильчанина, и аудио-записей, которые длятся в среднем от 1 до 3 минут. Прогулка от одной точки до другой, а также прослушивание города занимает от 4 до 9 минут.
2 часть: Создание коллажа «Моя прогулка».
По окончании прогулки люди собираются вместе, чтобы из заготовленных вырезок, текстур, цветов, красок составить индивидуальные портреты своего опыта прогулки по Тагилу.
Локация: Лисья гора Организатор: Мастерская Panorama
(1) Локация: Лисья гора. (2) Организатор: мастерская Panorama.
Тайминг (1 час 20 минут):
По прибытии на локацию гостям будет предложены угощения: фильтр-кофе от кофейни «Безповода» и выпечки от «Тагилхлеба».
Метод коллажирования позволит заякорить аудио-визуальный опыт, который люди получили, при этом не требующий каких-то специальных навыков. В случае трудностей, мастер-художник от студии Panorama поможет.
Промо-события
(1) Закрытая презентация прогулки для блогеров и фуршет от Тагил-хлеба в кофейне Безповода.
Гости: (1)@naurale_nastya; (2)@art_plomber; (3)@alexandraposnova.
Гости: (1) @naurale_nastya Самый популярный блогер в Нижнем Тагиле. Обозревает новые места в городе, в поисках интересного и необычного.
(2) @art_plomber Дирижер современного хора в Екатеринбурге. В блоге рассказывает о русской культуре, об Урале и арт-событиях.
(3) @alexandraposnova Популярный блогер из Екатеринбурга, однако родилась в Нижнем Тагиле и очень нежно о нём рассказывает.
(2) Перформанс на набережной.
Человек на набережной на скамейке включает магнитофон со звуками завода. Рядом стоит доска с qr-кодом на телеграм-канал.
(1) Плакат. (2) Перформанс.
Коммуникация с ЦА
Целевая аудитория:
— Молодые люди от 16 до 35
— Ценят искусство и творчество
— Любят посещать новые места, путешествовать и исследовать города и свои ощущения
— Живут в Нижнем Тагиле или в близлежащих городах Урала.
— Устали от рутины, ищут вдохновение.

Настя, 17 лет
Заканчивает школу, занимается творчеством, любит ходить в новые молодежные места города, мечтает переехать в большой город.
Посты для неё:
— про приобщенность к артовому сообществу. — что в конце ты получишь свое произведение.

Андрей, 23 года
Занимается операторской работой, часто гуляет по городу в поисках новых интересных локаций, постоянно нуждается во вдохновении.
Посты для него:
— про чувственный опыт. — про вдохновение. — про расширение своих границ восприятия.

Катя, 29 лет
Занимается развитием блога про путешествия, исследует Урал, следит за новостями, чтобы посещать новые мероприятия.
Посты для неё: — про новый взгляд на город. — про Урал в целом. — про историю Урала и уральских городов.
Посты для разных ца.
Лендинг.
Кто с нами?

Партнёры:
— Тагил-хлеб: выпечка любимая всеми тагильчанами. — Творческая мастерская Panorama: проведение мастер-класса по коллажу по окончании прогулки. — Кофейня Безповода: напитки (спешл: «Назаводе» бамбл с березовым соком). — Саунд-художники из HSE Design School.
Спонсоры: — Администрация города Нижнего Тагила. — Личные финансы.
Пресс-релиз и коммерческое предложение
Смета
Вывод
По подсчётам аудио-визуальная прогулка «ЭХО» принесёт за первый сезон скромный доход, однако для меня он имеет особую ценность. Это не просто художественная инициатива — это личное высказывание о родном городе, о его звуках, истории и настроении.
Нижний Тагил — мой дом, и «ЭХО» стало способом переосмыслить и поделиться его образом с другими.
В будущем я рассматриваю возможность увеличить цену за билет, но на данный момент она остаётся максимально доступной и комфортной для тагильчан, ведь важно, чтобы проект оставался открытым для молодёжи.