
Оглавление
1. Концепция исследования 2. Исторический контекст 3. Человеческий образ 4. Система жестов 5. Интерпретация сюжетов 6. Заключение
Концепция исследования
Жестикуляция как форма невербального общения играет важную роль в человеческом взаимодействии. Она может передавать эмоции, усиливать смысл сказанного и создавать глубокую связь между изображением и зрителем. В контексте изобразительного искусства жестикуляция становится мощным инструментом повествования, позволяя художнику передать не только сюжет, но и внутренние переживания персонажей.
В этом свете творчество Джотто ди Бондоне (1266/67-1337), одного из величайших мастеров раннего Ренессанса, представляет собой уникальный объект исследования. Его фрески, наполненные выразительными жестами, служат ярким примером того, как визуальный язык может обогатить повествование и углубить понимание изображаемых сцен.
Я выдвигаю гипотезу, что «Джотто разработал собственную систему жестов персонажей, которая работает как визуальный язык, позволяющий понимать сюжет даже без знания библейских текстов».
Система жестов, разработанная Джотто, является ключевым компонентом его художественного языка. В отличие от предшествующих ему мастеров, которые часто использовали статичные позы и абстрактные выражения, Джотто стремился к реалистичности и эмоциональной выразительности. Его персонажи не просто изображены в определённой позе; они живут, чувствуют и взаимодействуют друг с другом. Жесты, которые они используют, становятся неотъемлемой частью повествования, помогая зрителю лучше понять сюжет и эмоциональное состояние героев.
В сценах, изображающих библейские события, жесты становятся своеобразными «подсказками», направляющими зрителя в понимании происходящего. Они создают динамику и напряжение, позволяя глубже погрузиться в контекст изображаемых событий.
В рамках этого исследования я ставлю перед собой несколько задач: анализ композиции и использования жестов в работах Джотто, выявление закономерностей в появлении жестов в нарративе, а также оценка возможности понимания сюжетов без знания текста. Визуальный ряд исследования будет подобран по специальной структуре, отображающей системность языка жестов Джотто, что позволит глубже понять его художественные намерения и влияние на зрителя.
Исторический контекст
Время жизни Джотто было насыщено событиями, изменившими общественную жизнь, культуру и искусство.


«Осмеяние Христа», Чимабуэ, ок. 1280 г. / «Распятие», Джотто ди Бондоне, 1330-е гг.
До Джотто в живописи царствовала плоскость, у него пространство картины стало объемным.
Система ценностей, существовавшая веками, пошатнулась: после смерти Фридриха II в 1250 году распалась «Священная Римская империя», а династия Гогенштауфенов исчезла с исторической арены. Римский папа потерял авторитет и был вынужден бежать в Авиньон, что способствовало росту еретических течений, но одновременно укрепило церковь через влияние францисканцев и доминиканцев.


«Маэста (Величание Мадонны)», Чимабуэ, ок. 1290 г. / «Бегство в Египет», Джотто ди Бондоне, ок. 1305
До Джотто персонажи фресок носили скорее символический характер, у него персонажи приобрели индивидуальные черты.
Появилась новая концепция христианства, объединяющая зримый и незримый миры, что обновило литературу, музыку и изобразительное искусство. Художники начали изображать природу и человека более реалистично, признавая их автономное существование в единстве с сверхъестественным. Итальянские мастера конца XIII века черпали вдохновение из античного искусства, что отразилось в творчестве таких художников, как Каваллини, Дуччо и Джотто.


«Бичевание Христа», Чимабуэ, ок. 1280 г. / «Воскрешение Лазаря», Джотто ди Бондоне, ок. 1306 г.
До Джотто живопись была строго функциональна, у него же атмосфера наполнилась разнообразными эмоциями.
Слава Джотто была велика уже при его жизни, и в следующем столетии его признали величайшим преобразователем искусства. Хотя он не изучал анатомию и научную перспективу, его работы были сосредоточены на человеке и его чувствах. Для передачи этих деталей в работах мастера использовался новаторский образ человека.
Человеческий образ
«Поклонение волхвов», 1304–1306 гг.
Джотто не только ввел в живопись ощущение трехмерного пространства и объемности фигур, но и глубоко понимал человеческую природу. Его персонажи выражают душевные переживания, которые находятся в гармонии с человеческими чувствами, что требует особой наблюдательности и внимания от художника.


«Иоаким среди пастухов», ок. 1304 г. / «Жертвоприношение Иоакима», ок. 1304 г.
Каждая фигура Джотто становится монументом человеку, будь то святой или простой пастух. Образы мастера собираются вокруг самого человека и его поступков, — герои проявляют природу всем видом через свои жесты, мимику, поведение.
«Страшный суд», ок. 1306 г., фрагменты
«Сцены из жизни святого Франциска», 1290–1300 гг., фрагменты
Тем не менее, даже Джотто не смог полностью избавиться от схематизации. Многие лица его персонажей имеют общий тип, и иногда им не хватает жизненности. Тут вступает в работу особый язык жестов художника, который помогает вдохнуть больше жизни в картины и объединить их композиционно.
Система жестов


«Сон Иоакима», ок. 1304 г. / «Сретение Господне», ок. 1306 г.
Изучая работы художника, мне показалось важным выделить определенную типологию жестов, которая, несмотря на многообразие форм, продолжает идейно отслеживаться в его живописи.
Типология жестов: — Нарративные — Эмоциональные — Литургические
Нарративные жесты создают визуальный диалог, продвигающий повествование.
«Благовещение Святой Анне. Сцены из жизни Иоакима», ок. 1305 г.
В «Благовещении Святой Анне» Джотто демонстрирует пример нарратива: жест ангела, указывающего на Анну, словно передавая весть.
«Рождение Христа. Сцены из жизни Христа.», ок. 1306 г.
В сцене «Рождение Христа» ангел, который указывает на младенца Христа, символизирует его божественное происхождение, а другой ангел с правого края доносит известие народу, ознаменовывая важность события.
«Женихи передают первосвященнику свои жезлы», ок. 1305 г.
В этой сцене нарратив передается напрямую, отображая сюжет происходящего: на фреске Женихи передают первосвященнику свои жезлы.
Эмоциональные жесты придают изображениям чувственную окраску.
«Оплакивание Христа», ок. 1306 г.
«Оплакивание Христа» представляет богатый репертуар эмоциональных жестов: Мария, держащая тело Христа — жест материнской скорби, фигуры, заламывающие руки, склоненные позы других персонажей.
«Взятие Христа под стражу», или «Поцелуй Иуды», ок. 1306 г.
В сцене «Поцелуй Иуды» острые оружия и указывающие руки, направленные на Христа, создают эмоциональное напряжение, позволяя зрителю ощущать неукротимый гнев персонажей.
«Бичевание Христа», ок. 1306 г.
В этой сцене Христос изображен в кругу врагов, бьющих и смеющихся над ним. Все жесты отображают не только прямое применение физической силы, но и пренебрежительное указание, что дает осознать высмеивание даже без слов.
Литургические жесты подчеркивают ритуальность и обрядность момента.
Серия «Сцены из жизни Святого Франциска», «Экстаз Святого Франциска» / «Проповедь птицам», 1297–1300 гг.
Композиция сцены «Экстаз Святого Франциска» обращает наше внимание сразу на несколько важных жестов: Святой Франциск, раскинувший руки в порыве молитвы, Иисус, протянувший руку благословения, а так же один из монахов с его раскрытой ладонью праведника к зрителю, отображающей чистоту помыслов. Повторение этих жестов в «Проповеди птицам» только подтверждает их намеренное применение.


«Благовещение», 1304–1306 гг., фрагменты
Руки сложены на груди крестом, правая поверх левой — то знак смирения, благоговения, а также покаяния. Именно это передает нам Джотто в образе Девы Марии из «Благовещения».
«Святой Франциск отказывается от имущества», 1297–1300 гг.
В этой сцене взгляд первым делом падает на одухотворенный образ Франциска, который, подняв лицо и молитвенно сложенные руки к небу просит помочь ему пережить испытываемое потрясение и быть достаточно твердым, чтобы выполнить принятое им решение посвятить себя Божьему призванию.
Интерпретация сюжетов
Топология определена, остается проверить интерпретацию работ Джотто без знания сюжетов, что в данном случае я попробую сделать на примере 10 сцены Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе под названием «Въезд в Иерусалим».
«Въезд в Иерусалим», 1304–1306 гг.

Мы видим, как Христос, сидя на осле, символизируя близость к человеку, вступает в ворота города и литургическим жестом обозначает свое намерение благословлять, как вестник мира. За ним сгрудились Апостолы, будто бы продолжающие его движение.

Восторженные лица, выглядывающие со стороны города, падают ниц, чтобы покланяться, и, кажется, снимают с себя одежды к ногам Иисуса — этот знак почитания до сих встречается в восточных странах. Такую жестикуляцию сложно не отнести к категории «эмоциональной».

Тем временем, два ребенка на заднем плане влезли на деревья и склоняют или обламывают ветви, направляя их к центру внимания этой фрески. Благодаря таким нарративным жестам, становится возможным в полной мере оценить торжество и радость события.
«На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо»
После прочтения отрывка текста из «Евангелие от Иоанна 12:12-18.» отчетливо прослеживается взаимосвязь первоисточника с жестикуляцией действующих лиц Джотто на этой фреске.
Заключение
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что система жестов в творчестве Джотто, хотя и не является его основной заслугой или новаторским открытием, тем не менее, обладает яркими и значительными чертами для своего времени. Эти выразительные жесты не только дополняют визуальный ряд, но и служат мощным инструментом для передачи эмоций, создания динамики и акцентирования ключевых моментов повествования.
Джотто мастерски использовал язык жестов, чтобы усилить выразительность своих фресок, позволяя зрителям, даже не знакомым с библейскими сюжетами, лучше понимать и воспринимать содержание его работ. Благодаря четкости и эмоциональной насыщенности своих жестов, зритель может интуитивно уловить основные идеи и настроения сцен, что делает искусство Джотто доступным и понятным даже в настоящее время.
Иоахим Пешке. Монументальная живопись эпохи Джотто в Италии 1280-1400 (подарочное издание). — Белый город, 2003. — 456 с.
Норберт Вольф. Джотто. — Арт-Родник, Taschen, 2007. — 96 с.
Татьяна Пономарева. Джотто. — Белый город, 2009. — 48 с.
Елена Марченко. Мастера мировой живописи. От Джотто до Малевича (подарочное издание). — Аврора, Янтарный сказ, 2010. — 512 с.
Анджело Тартуфери. Джотто. Сокровищница мировых шедевров. — БММ, 2011. — 160 с.
А. Н. Ходж. История искусства. Живопись от Джотто до наших дней. — Кучково поле, 2018. — 208 с.
https://artchive.ru/giotto/works/238477~Voskreshenie_Lazarja_Stseny_iz_zhizni_Khrista#show-work://238477 (Дата обращения: 17.11.2024)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Осмеяние_Христа#/media/Файл: Cimabue_Christ_Mocked.jpg (Дата обращения: 17.11.2024)
https://gallerix.ru/pic/_UNK/3598920208/4983.jpeg (Дата обращения: 17.11.2024)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Чимабуэ#/media/Файл: Cimabue_Trinita_Madonna.jpg (Дата обращения: 17.11.2024)
https://gallerix.ru/pic/G/146947004/9759.jpeg (Дата обращения: 17.11.2024)
https://artchive.ru/artists/9639~Chimabue_Chenni_di_Pepo/works/595648~Bichevanie_Khrista (Дата обращения: 17.11.2024)
https://gallerix.ru/pic/G/146947004/1663.jpeg (Дата обращения: 17.11.2024)
https://gallerix.ru/pic/G/146947004/4725.jpeg (Дата обращения: 17.11.2024)
https://gallerix.ru/pic/G/146947004/1410.jpeg (Дата обращения: 17.11.2024)
https://gallerix.ru/pic/G/146947004/6503.jpeg (Дата обращения: 17.11.2024)
https://artchive.ru/giotto/works/238471~Strashnyj_sud#show-work://238471 (Дата обращения: 17.11.2024)
https://artchive.ru/giotto/works/238363~Strashnyj_sud_Fragment#show-work://238363 (Дата обращения: 17.11.2024)
https://artchive.ru/giotto/works/389445~Strashnyj_sud_Fragment#show-work://389445 (Дата обращения: 17.11.2024)
https://artchive.ru/giotto/works/238424~Strashnyj_sud_Fragment#show-work://238424 (Дата обращения: 17.11.2024)
https://artchive.ru/giotto/works/389440~Strashnyj_sud_Fragment#show-work://389440 (Дата обращения: 17.11.2024)
16.https://gallerix.ru/pic/G/146947004/5534.jpeg (Дата обращения: 17.11.2024)
https://gallerix.ru/pic/G/146947004/7807.jpeg (Дата обращения: 17.11.2024)
https://gallerix.ru/pic/G/146947004/5581.jpeg (Дата обращения: 17.11.2024)
https://gallerix.ru/pic/G/146947004/9387.jpeg (Дата обращения: 17.11.2024)
https://gallerix.ru/pic/G/146947004/1056416377.jpeg (Дата обращения: 17.11.2024)
https://gallerix.ru/pic/G/146947004/2474.jpeg (Дата обращения: 17.11.2024)
https://gallerix.ru/pic/G/146947004/1254.jpeg (Дата обращения: 17.11.2024)
https://gallerix.ru/pic/G/146947004/7062.jpeg (Дата обращения: 17.11.2024)
https://artchive.ru/giotto/works/238391~Blagoveschenie_Svjatoj_Anne_Stseny_iz_zhizni_Ioakima#show-work://238391 (Дата обращения: 17.11.2024)
https://artchive.ru/giotto/works/238377~Rozhdenie_Khrista_Stseny_iz_zhizni_Khrista_Fragment#show-work://238377 (Дата обращения: 17.11.2024)
https://gallerix.ru/pic/G/146947004/9697.jpeg (Дата обращения: 17.11.2024)
https://artchive.ru/giotto/works/18570~Oplakivanie_Khrista_Stseny_iz_zhizni_Khrista#show-work://18570 (Дата обращения: 17.11.2024)
https://artchive.ru/giotto/works/381315~Vzjatie_Khrista_pod_strazhu_Potseluj_Iudy_Stseny_iz_zhizni_Khrista#show-work://381315 (Дата обращения: 17.11.2024)
https://gallerix.ru/pic/G/146947004/9125.jpeg (Дата обращения: 17.11.2024)
https://gallerix.ru/pic/G/146947004/1056416377.jpeg (Дата обращения: 17.11.2024)
https://gallerix.ru/pic/G/146947004/8712.jpeg (Дата обращения: 17.11.2024)
https://gallerix.ru/pic/G/146947004/7273.jpeg (Дата обращения: 17.11.2024)
https://gallerix.ru/pic/G/146947004/4032.jpeg (Дата обращения: 17.11.2024)
https://gallerix.ru/pic/G/146947004/7807.jpeg (Дата обращения: 17.11.2024)
https://gallerix.ru/pic/G/146947004/4308.jpeg (Дата обращения: 17.11.2024)
https://www.art-giotto.ru/txt/05arh102.shtml (Дата обращения: 17.11.2024)
https://www.art-giotto.ru/txt/05arh104.shtml (Дата обращения: 17.11.2024)
https://www.art-giotto.ru/txt/05arh103.shtml (Дата обращения: 17.11.2024)