Original size 1010x1304

…послание от Аллана Капроу

PROTECT STATUS: not protected
16

Эссе по манифесту Аллана Капроу.

Аллан Капроу — американский художник и теоретик, который в свое время изобрел новую для искусства форму — хэппенинг. В своих эссе он неоднократно писал о работах Джексона Поллока — главного представителя абстрактного экспрессионизма. Капроу, обращаясь к новаторскому жесту подрыва автономии картины и слияния ее с окружающим пространством, говорит о возможности превзойти наследие экспрессионизма, который в тот момент уже отвергался художественным сообществом в связи с его переходом в статус «академического». Художник писал о рассмотрении мира в качестве материала искусства и об отказе от любой медиальной спецификации. В дальнейшем, эта оптика привела к артикулированию более глобальной темы, в рамках которой и развивалась художественная и теоретическая практика Аллана Капроу, а именно — темы размывания границ между искусством и жизнью.

big
Original size 2100x1275

Фото слева: Джексон Поллок за работой, 1950. Фото справа: Аллан Капроу. Внутренний двор, 1961

«Когда-то задачей художника было создавать хорошее искусство; теперь оно состоит в том, чтобы избегать создания произведений искусства любого рода» [Капроу, 2004]

В манифесте 1966 года Капроу пишет о ситуации неопределенности отношений «искусство — жизнь». Слияние этих сред приводит к дискредитации любой попытки определения границ не только в рамках упомянутой пары, но и в рамках самого искусства: «даже вчерашние различия между искусством, антиискусством и неискусством — это псевдоразличия, которые просто тратят наше время».

Тот же парадокс затрагивает и позицию художника — критерии, которые определяют возможность человека считать себя художником, более нерелевантны. Из чего следует, что если искусство становится жизнью, то любое действие, высказывание, мысль можно считать художественным актом.

В то же время, арт-рынок и институции пытаются убедить общественность, что проекты художников — это новый, более совершенный вариант искусства, а потому переносят их в галереи и музеи. Слепое убеждение, что на самом деле граница между искусством и жизнью определена и является дверью в выставочное пространство, вступает в противоречие с реальной ситуацией гибридизации этих сред.

Original size 1920x1080

Аллан Капроу. Внутренний двор, 1961

По мнению Капроу, такое количество парадоксов и бесконечно воспроизводящихся отрицаний, является следствием неправильного формулирования: «искусство и жизнь не просто смешаны, их идентичность неопределена». Терминология потеряла свой объяснительный потенциал и стала исключительно спекулятивной. Художник объясняет это тем, что философия становится «все более бессильной в своих поисках вербального знания», она отстранилась от критики жизни в пользу выполнения «запоздалой роли искусства», а потому стала «философией ради философии», то есть самореферентной. Прежнюю ее задачу взяло на себя искусство — современный художник задается вопросом, каким оно (искусство) может быть. То есть, ключевой задачей является уже не поиск терминов для определения новшеств в искусстве, а его глобальное переопределение, которое невозможно вместить в сравнительную оптику рассмотрения искусства как связанного, развивающегося процесса.

«Современное искусство, склонное „мыслить“ в мультимедиа, интермедиа, наложениях, слияниях и гибридизациях, является более близкой параллелью к современной ментальной жизни, чем мы думаем» [Капроу, 2004]

Новую форму искусства Капроу видит не как оппонирующую ему форму «не-искусства», а как вшитый в жизненные процессы код — «коммуникационное программирование», которое станет частью жизни и будет выполнять «сгущающую функцию», сопровождая мыслительные процессы, а следовательно «раскрывать опыт».

Original size 1200x860

Аллан Капроу. Слова, 1962

Как и многие другие художественные концепции, которые основаны на идее замещения искусства жизнью, видение Аллана Капроу кажется мне слишком утопичным. Вероятнее всего, проблема кроется в его стремлении к абсолютизму и рассмотрении такой стратегии как универсальной. Подобная категоричность, особенно в вопросах автономии искусства, неоднократно приводила к ситуации, при которой, что парадоксально, сама область мышления о жизни и о социальном не расширялась, а наоборот теряла свой критический потенциал.

Original size 1440x969

Аллан Капроу. Домашнее хозяйство, 1964

Капроу критиковал коммерческую составляющую искусства, а также его стремление репрезентировать опыт, вместо того, чтобы предлагать условия для его непосредственного получения. В своих хэппенингах художник, шокируя зрителя и интегрируя его в процесс, стремился вторгнуться в повседневное сознание, чтобы его расширить. Он отбирал для проектов определенные предметы, которые наиболее ярко отображают повседневность и обладают высокой степенью ассоциативности. Все инструменты, к которым обращался Капроу для реализации своих проектов, служили одной цели — активизации зрителя.

Original size 4950x3161

Аллан Капроу. Внутренний двор, 1961

Похожую позицию занимали и художники социального искусства, число которых резко возросло с начала девяностых годов. Партиципаторное искусство в своей основе имело идею, что исключительное ориентирование на социальность делает его автономной практикой, противостоящей современному капитализму. Как Капроу, так и художники социального ангажмента считали своей задачей жизнестроительство через предоставление зрителю роли соавтора. Однако, как пишет Клэр Бишоп, эта практика была часто связана с противоречием [Бишоп, 2005]. Социальные художники ставили цель восстановления утраченных социальных связей. В связи с этим, анализ социального искусства стал возможным только в случае учета этического критерия. Оценка таких проектов как достаточно «социальных» производилась через противопоставление их другим способам художественной практики, а не через сравнение с реальными социальными проектами вне искусства, то есть из жизни.

Original size 1440x809

Йозеф Бойс. Бюро прямой демократии, 1972

Хэппенинги Капроу в том числе выстраивались через негативную самореферентность — они проходили НЕ в привычных пространствах для искусства; зритель занимал любую другую позицию, только НЕ созерцательную; материалы и форматы были любыми, только НЕ принципиально художественными. То есть, несмотря на стремление как социальных художников, так и самого Аллана Капроу заместить искусство жизнью, их проекты, скорее были не-искусством, нежели частью повседневности.

Original size 900x589

Риркрит Тиравания. Без названия (завтра будет новый день), 1996

«<…> практики социализации искусства — его приход в публичное пространство, его переход от объектов к поведению, его вовлеченность в активистские движения и критику институтов — были бы невозможны без политического контекста и политической программы 60-х и 70-х годов» [Чухров, 2014]

Original size 1440x757

Томас Хиршхорн. Схема искусства и общественного пространства, 2016

Как представитель искусства авангарда шестидесятых годов, Капроу рассматривал практику растворения искусства в жизни как способ борьбы с главенствующими в капиталистическом мире иерархиями и системами ценностей. Доступность производства искусства была ориентирована на расширение его политического воздействия, поэтому ключевыми элементами концепции Капроу стали непосредственность и мимолетность. В качестве протеста против повсеместной коммерциализации, характерной для потребительского общества. Однако, такой подход стал причиной критики его проектов. Историк искусства Роберт Хейвуд указал, что художник задел «экономический нерв» в связи с тем, что своими практиками инсценировал корпоративную стратегию «запланированного устаревания», направленную на создание товаров с неоправданно коротким сроком эксплуатации [Фостер Х., Краусс Р., Буа И-А., Бухло Б.Х.Д., 2015]. Сам художник признавал эту стратегию как «яркое свидетельство американской философии и присущей ей молодости» [Фостер Х., Краусс Р., Буа И-А., Бухло Б.Х.Д., 2015]. Эти слова он произнес в период протестов 1968 года.

Original size 1200x798

Аллан Капроу. Жидкости, 1967

По мнению социолога Петера Бюргера, принципиальным условием авангарда была его синхронизация с социально-революционным движением [Чухров, 2014]. Практики Капроу, в связи с их нечувствительностью к экономическому, социальному и политическому контексту, проиграли реальным акциям того времени — протестные движения были гораздо более яростными и обладали куда более шоковым эффектом, нежели хэппенинги с их абсурдистским характером.

Original size 1440x1228

Томас Хиршхорн. Место, где находится произведение искусства, 2022

Таким образом, мне кажется уместным вывести, что концепция Аллана Капроу об искусстве, которое вшивается в жизнь в качестве «коммуникационного программирования» — весьма условна. И дело даже не столько в художественном свойстве самих хэппенингов, сколько в их позиционировании. В рамках практики «социального инжиниринга» Капроу, скорее, всасывает повседневность в событие, используя ее как инструмент воздействия на зрителя, нежели встраивается в жизнестроительство. Категоричный отказ от автономии искусства становится «слабым местом» подобных проектов, так как они в любом случае не имеют достаточного потенциала для прямого изменения реальности, которая оказывается либо гораздо более яркой, чем эти проекты, либо более обыденной в сравнении с ними. На мой взгляд, несмотря на минусы автономности искусства, как, например, конструирование эксклюзивного пространства, она в то же время создает ситуацию, при которой в искусстве образовывается зазор, позволяющий реализовать оппонирующие главенствующим иерархиям практики. Такая возможность возникает в связи с тем, что искусство имеет свою политическую ценность, а потому оно изменяет вещи косвенно.

Original size 1024x710

Сантьяго Сьерра. Стена замыкающая пространство, 2003

Библиография:

1. Kaprow A. 1966 // Manifestos. ubuclassics, 2004

2. Бишоп К. Социальный поворот в современном искусстве // Художественный журнал. 2005. № 58-59 URL: https://moscowartmagazine.com/issue/30/article/509

3. Chukhrow K. Contemporary Art in the Midst of False Democracy and Institutional Policies // Художественный журнал. 2014. № 3 URL: https://moscowartmagazine.com/issue/44/article/885

4. Фостер Х., Краусс Р., Буа И-А., Бухло Б.Х.Д., Джослит Д. Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015

Источники изображений:

1. Обложка. Аллан Капроу. Внутренний двор, 1961 URL: https://www.artforum.com/events/allan-kaprow-yard-188128/ 2. Джексон Поллок за работой, 1950 URL: https://www.moca.org/collection/work/jackson-pollock 3. Аллан Капроу. Внутренний двор, 1961 URL: https://www.artforum.com/events/allan-kaprow-yard-188128/ 4. Аллан Капроу. Внутренний двор, 1961 URL: https://www.hauserwirth.com/artists/2811-allan-kaprow/# 5. Аллан Капроу. Слова, 1962 URL: https://mcachicago.org/exhibitions/1967/pictures-to-be-read-poetry-to-be-seen 6. Аллан Капроу. Домашнее хозяйство, 1964 URL: https://www.tate.org.uk/art/art-terms/h/happening/happening 7. Аллан Капроу. Внутренний двор, 1961 URL: https://mcachicago.org/exhibitions/1967/two-happening-concepts 8. Йозеф Бойс. Бюро прямой демократии, 1972. URL: https://www.sueddeutsche.de/kultur/serie-1972-documenta-harald-szeemann-1.5568563 9. Риркрит Тиравания. Без названия (завтра будет новый день), 1996. URL: https://www.davidzwirner.com/artworks/rirkrit-tiravanija-untitled-1996-tomorrow-is-another-day--88e7b

10. Томас Хиршхорн. Схема искусства и общественного пространства, 2016. URL: https://www.e-flux.com/announcements/57478/thomas-hirschhorn-santiago-sierraradical-democracy/

11. Аллан Капроу. Жидкости, 1967 URL: https://mcachicago.org/exhibitions/1967/two-happening-concepts

12. Сантьяго Сьерра. Стена замыкающая пространство, 2003. URL: https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fsammlung.staedelmuseum.de%2Fen%2Fwork%2Fsantiago-sierra-biennale-venedig&psig=AO2

…послание от Аллана Капроу
16
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more