Original size 1140x1600

Деформация человеческого тела в современном российском искусстве

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
big
Original size 2360x1012

Концепция

Образ человека в искусстве играет немаловажную роль, изначально его изображали в наскальной живописи, далее писали множество портретов и бытовых сцен с людьми. Классический образ человека обычно относит зрителя к конкретным фигурам в истории, иконам, божественным сюжетам, в современном искусстве тело видоизменяют, порой оставляя лишь намёк на его присутствие. Основной целью изображения этого видоизменения становится желание изобразить не лицо или тело, а чувства и эмоции, которые они транслируют. Заложили фундамент к видоизменению человека ещё в направлении примитивизма и фовизма, это можно отследить по работам Констанина Бранкузи «Поцелуй», Альберто Джакометти «Указующий человек», Генри Мур «Мать и дитя» и других художников этого временного промежутка. Среди российских художников XIX–XX века можно отметить Наталью Гончарову «Соляные столпы», Анатолия Зверева «Благородный дон» из серии «Дон Кихот».

big
Original size 2480x557

Константин Бранкузи, «Поцелуй», 1912; Альберто Джакометти, «Указующий человек», 1947; Генри Мур, «Мать и дитя», 1931; Наталья Гончарова, «Соляные столпы», 1908; Анатолий Зверев «Благородный дон», 1985

Многих художников направлений примитивизма, фовизма и кубизма привлекали африканские маски, их одновременная простота форм, непривлекательность и магическое воздействие на человека. Так, у Пабло Пикассо, испанского художника, в 1907 году появилась картина «Авиньонские девицы», которая положила начало кубизма. Тела женщин угловато искажены, а лица иногда заменяются масками, создавая отталкивающий эффект.

big
Original size 2998x3102

Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы», 1907

Тогда, в 1907 году, картина Пикассо вызвала шквал негативных комментариев, сейчас подобные искажения не вызывают такую же бурную реакцию непонимания публики. В нынешнее время можно заметить новый виток популярности деформации не только лиц, но и полностью тел людей. Иногда эти деформации становятся настолько сильными, что вызывают страх и неприязнь, как когда-то вызывали неприязнь «Авиньонские девицы». Однако за счёт возросшей популярности картин, объектов, инсталляций с искажёнными телами и перформансов с их повреждением теперь с каждым годом они становятся более привычными.

Гипотезой исследования является тезис, что в современном российском искусстве деформирование создаётся за счёт трёх форматов взаимодействия художника с человеческим телом: подмена, уродование и полное видоизменение.

В рамках исследования рассматриваются работы российских художников, выполненные за период с 2020 года по настоящее время. Целью исследования становится объединение работ художников по общему признаку — наличия деформированного тела, а также структурирование по видам в направлении. Внутри исследования ставится вопрос: всегда ли такое искусство отталкивающее и наводящее ужас? Для чего художник использует эту деформацию?

Материал структурирован следующим образом: чтение перетекает от наименее деструктивного характера видоизменения тела до наиболее выраженного, приближённого к полному разрушению.

Подмена

Первый приём, используемый художниками — подмена. Внутри подмены можно выделить два основных направления, первый — подмена лица маской или другим предметом, выполняющим функцию маски. Чаще всего таким приёмом пользуются для сохранения анонимности персонажа или желания погрузить в эмоциональное состояние через язык тела.

Original size 2480x1844

Муханов Владислав, «PIONEERKA», 2022; Никита Селезнев, объект из проекта «НОРМА», 2024

«Красота написанности, отстраненность изображенных персонажей, их явленная чувственность завораживают и отталкивают, даже отпугивают — через них мы встречаем себя», — на основе текста Лизаветы Матвеевой [2].

Original size 2480x1436

Швецов Петр, «Эмилия», 2021; Швецов Петр «Кристин», 2020

В серии «NATURAL HISTORY» Петра Швецова все персонажи изображены в масках, мешках на головах и прочих материалах, позволяющих скрыть лицо. В данном случае художник этим приёмом позволяет создать интимную обстановку с картиной, в них нет прямого взгляда на зрителя, но он его ощущает. Часто говорят, что лицо — зеркало души, Шевцов показывает, что душа может быть показана и без лица.

Original size 1060x809

Ангелина Ермачкова, «Компрачикосы», 2023

В работе Ангелины Ермачковой лица людей заменены маской уже с другой целью — маска показывает реальную сущность человека. Получается подмена смысла: главные герои воровали детей и уродовали их внешность, художница выворачивает ситуацию в другую сторону, открывая реальное состояние душ при помощи масок.

Original size 2480x1436

Вильгений Мельников, «Адам», 2024; Вильгений Мельников, art-XR «Адам и Ева», 2024

Второй приём в подмене — подмена материала, визуально тело человека не меняется, оно отражает его физическую оболочку. При помощи материалов, которыми не принято изображать тела, художники добиваются особой выразительности чувственности тела и передачи эмоционального состояния. Так, Вильгений Мельников буквально отражает слом библейской Евы совершённым грехом.

Original size 2480x845

Сонин Сергей, Самородова Елена, «Соломенная Артемида», 2020; Сонин Сергей, Самородова Елена, «Ягнёнок», 2020

Сергей Сонин, Самородова Елена и Фатхуллина Антонина так же обращаются к изменению материалов в своих работах. Первые два художника используют те материалы, которые нас относят к мистическим ритуалам, в данном случае они отражают человека и его ритуальное мышление внутри.

Фатхуллина Антонина создаёт характер своим героям через тонкие линии, её персонажи почти прозрачны и воздушны при этом созданы из жёстких материалов.

Original size 2480x1123

Фатхуллина Антонина, «Рисующая девочка», 2022; Фатхуллина Антонина, «Прячется», 2022

Уродование

Вторым приёмом в деформировании тела выступает уродование — незначительные изменения тела, создаваемые разными путями. В данном случае в телах ничего не подменяется, с помощью приёма могут исчезать или появляться повторно части тела, искривляться анатомия. Однако при этом тело человека сохраняется узнаваемым, оно не смешано с животными или неживыми предметами.

Original size 2480x1078

Кирилл Савельев, Без названия (Человек на крыше), год неизвестен; Юлдус Бахтиозина, «Во все уши к титановой лжи», 2021

Можно заметить, что Кирилл Савельев и Юлдус Бахтиозина прибегают к методу минимального уродования. В обоих случаях человек остаётся практически неизменным. Для работ Кирилла характерно изменение натуральных поз человека, люди выступают неживыми за счёт плавучих изгибов и создания эффекта «усталости», как отмечает сам художник, его работы порой «страшные», хотя физически он не прибегает к уродованию.

Original size 2480x1078

Алимова Катерина, «НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК № 3», 2024; Алимова Катерина, «Мастер-класс по керамике: искусство с нуля», 2024

Катерина Алимова в своих работах прибегает к понятию «лепки» человека, в работе «Новый человек № 3» деформация тела — не разрушение, а становление, процесс лепки нового человека. В работе «Мастер-класс по керамике: искусство с нуля» художница создавала своё собственное тело в ходе перформанса, оно оказалось раздробленным, ведь его создавали разные люди. В данном случае можно сказать, что тело создано людьми по кускам.

Original size 2480x464

Кадры перформанса Алимовой Катерины «Мастер-класс по керамике: искусство с нуля», 2024

Original size 4946x3298

Никита Селезнев, объект из проекта «НОРМА», 2024-2025

В проекте Никиты Селезнёва «НОРМА» художник размышляет на тему нормального и ненормального в мире, что именно в моменты отхода от нормы появляются интерпретации, не существовавшие ранее. Так, на представленной работе мы можем обнаруживать новые смыслы, формируемые обществом, именно за счёт появления деформации как отхода от нормы.

«Когда дерево — только материал для стульев и шкафов, то оно не главное. А если я, допустим, замахнусь на него топором, то оно проявит себя, из него полезет суть», — Нестор Энгельке [6].

Original size 4960x2190

Нестор Энгельке, Деревянный Святой Себастьян № 1 из серии «Деревянные св. Себастьяны», 2021; Нестор Энгельке, Деревянный Святой Себастьян № 3, 2021; Нестор Энгельке, Деревянный Святой Себастьян № 1, 2

Нестор Энгельке с помощью особой техники «деревописи», вырубки топором на дереве, создаёт картины с деформированными телами. Как и многие художники ранее, он отмечает, что именно с помощью такого уродования, разрушения первоначальной структуры, появляется суть, тела обретают особый смысл и чувственность.

Серия работ «Деревянные св. Себастьяны» и техника работы является актом протеста академизму, эта серия — авторские интерпретации полотен со Святым Себастьяном.

Original size 2480x1159

Тициан, «Святой Себастьян», ок. 1576; Николо Реньери, «Св. Себастьян», 1629; Гверчино (Джованни Франческо Барбьери), «Святой Себастьян», 1941

Полное видоизменение

Третьим заключительным приёмом деформации тела является полное видоизменение. В этом случае остаётся призрачный намёк на существование человеческого тела. Зрителя погружают в параллельный мир, где мы можем только ощущать присутствие человека, но фактически не видеть его. Люди превращаются в мистические существа, существующие только в мире художника, создавшего их.

Original size 2480x1304

Леонид Пурыгин, «Русский слон», 1987; Леонид Пурыгин, «Зеленый крест», 1980-е

Леонид Пурыгин в своих работах создаёт новые фантастичные миры, связь с человеческим телом — это скорее единственная связь с реальным миром, в котором живёт художник. Леонид пускает зрителя в своё мистическое мировоззрение, где оставляет множество отсылок к народному сознанию и культурным кодам.

Original size 4931x3700

Евгений Антуфьев, без названия, из проекта «Семь подземных королей или краткая история тени», 2015; Евгений Антуфьев, без названия, из проекта «Семь подземных королей или краткая история тени», 2015

Работы Евгения Антуфьева аналогично Леониду Пурыгину посвящены народному искусству и эзотерике. В своей серии «Семь подземных королей или краткая история тени» он представляет идолы-обереги и скифских баб, соединяя древнее и современное. Связь с человеческим телом очевидна, все идолы и обереги создавали издревле по образу и подобию человека.

Original size 2480x1097

Андрей Семенов, «Амстердамский кофешоп 17 века (по Адриану Брауэру)», 2022; Андрей Семенов, «Эсфирь (по Рембрандту)», 2023; Андрей Семенов, «Гойя пожирающий Шагала», 2022

Для работ Андрея Семёнова характерны экспрессивные мазки, яркие цвета и современная манера исполнения людей. Его картины переносят в сказочный мир, где люди превращаются в яркие фигурки и теряют свои первоначальные пропорции и силуэты. В представленном цикле работ художник обращается к известным полотнам и придаёт им современное прочтение. В данном случае деформация — попытка соединения старого и нового.

Original size 2480x905

Брауэр Адриан, «Компания крестьян», 1628–1630; Рембрандт Харменс ван Рейн, «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», 1606-1669; Франсиско Гойя, «Сатурн, пожирающий своих детей», 1823

Original size 2480x874

Пётр Дьяков, «Сидящий», 2023; Пётр Дьяков, «Автопортрет», 2019-2023; Пётр Дьяков, «Аукционист (портрет Г. Ю. Ершова)», 2021

Основной особенностью работ Петра Дьякова является попытка передать касания рук скульптора и художника, которые обычно остаются только в мастерской. Работы чаще всего создаются из фигур его собственных рук, деформация — не попытка передать эмоции или чувства, это попытка показать внутренний процесс работы творца. Его работы экспрессивны и театральны подобно человеческим эмоциям.

«Муха — это что-то обыденное, назойливое, как новостная лента, как реальность, в которой мы живём. Она ужасна, но мы к этому привыкаем и просто отмахиваемся», — Катерина Алимова [7].

Original size 2480x810

Алимова Катерина, «Муха дворовая», 2023; Алимова Катерина, «Муха-Кузьмич», 2023; Алимова Катерина, «Муха обычная», 2023

В серии работ с мухами Катерина Алимова соединяет голову и муху, при этом она сопоставляет по назойливости это насекомое и реальность, в которой мы живём. Она помещает человека в тело назойливой мухи, создавая двусмысленность — человек внутри назойливого мира и есть назойлив, как муха. Деформация тела приводит к созданию новых смыслов, которые формируются у нас в сознании, а не прямо об этом говорят.

Вывод

За короткий период времени (менее 5 лет) в российском художественном сообществе была замечена тенденция на использование человеческих тел в деформированном состоянии, приближённом к сюрреализму. Популярность на данный вид изображения человека можно считывать как ответ более раннему искусству с обилием классических портретов. Однако можно трактовать такую тенденцию и иначе: деформация самого привычного для человека, его собственного тела, воспринимается особо остро. Именно такие работы притягивают взгляд и заставляют содрогнуться и посмотреть на себя и свои чувства с другой стороны, что отсылает нас к ещё одной тенденции — саморефлексии через искусство.

Деформация тел позволяет современным российским художникам не говорить прямо о собственных размышлениях, интерпретации таких разрушений формируются на чувственном и эмоциональном уровнях зрителя.

Bibliography
Show
1.

Гомперц У., Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси // пер. с англ. И. Литвиновой, М: Синдбад, 2023, 10-11 с.

2.

Marina Gisich Gallery. Петр Щвецов. URL: https://www.gisich.com/ru/artists/petr-shvetsov/works/19/ (Дата обращения: 23.05.2025);

3.

Как художники и скульпторы используют VR-технологии: экскурсия по фиджитал-галерее «Охра». URL: https://snob.ru/art/kak-khudozhniki-i-skulptory-ispolzuiut-vr-tekhnologii-ekskursiia-po-fidzhital-galeree-okhra/ (Дата обращения: 23.05.2025);

4.

Abramova Gallery. Фатхуллина Антонина. URL: https://abramovagallery.art/authors/fatxullina-antonina.html (Дата обращения: 23.05.2025);

5.

MITH Gallery. Никита Селезнев. НОРМА. URL: https://mythgallery.art/exibitions/nikita-seleznev.-norma (Дата обращения: 23.05.2025);

6.

Нестор Энгельке. URL: https://www.annanova-gallery.ru/artists/177-/overview/ (Дата обращения: 23.05.2025);

7.

Катерина Алимова. Серия «Musca». URL: https://store.didigallery.com/blog/articles/novye-skulptury-kateriny-alimovoj (Дата обращения: 23.05.2025).

Image sources
Show
1.2.3.

https://www.moma.org/collection/works/81779 (дата обращения: 21.05.2025)

4.5.

https://www.bl-school.com/blog/nataliagoncharova/ (дата обращения: 21.05.2025)

6.

https://vladey.net/ru/artwork/12960 (дата обращения: 21.05.2025)

7.8.

https://store.didigallery.com/catalog/products/pioneerka-2 (дата обращения: 21.05.2025)

9.10.11.12.

https://shift-art.com/gallery/komprachikosy-20238047/ (дата обращения: 21.05.2025)

13.14.15.

https://a-s-t-r-a.ru/product/solomennaya-artemida (дата обращения: 21.05.2025)

16.

https://a-s-t-r-a.ru/product/yagnyonok (дата обращения: 21.05.2025)

17.18.19.

https://deniscollection.com/kirill-savelev/man-on-the-roof/ (дата обращения: 21.05.2025)

20.21.

https://didigallery.com/artist/59 (дата обращения: 21.05.2025)

22.23.

https://www.instagram.com/hudozhniki24/p/C7lb-FxiTPw/?locale=en_US (дата обращения: 22.05.2025) (запрещён на территории Российской Федерации)

24.25.

https://vladey.net/ru/artwork/9693 (дата обращения: 21.05.2025)

26.

https://vladey.net/ru/artwork/8701 (дата обращения: 21.05.2025)

27.

https://vladey.net/ru/artwork/9852 (дата обращения: 21.05.2025)

28.29.

https://didigallery.com/artist/47 (дата обращения: 21.05.2025)

30.

https://vladey.net/ru/artwork/10122 (дата обращения: 21.05.2025)

31.

https://ovcharenko.art/ru/exhibitions/142/works/ca72511b509a9d/ (дата обращения: 21.05.2025)

32.

https://ovcharenko.art/exhibitions/142/works/89a356ee77d4ff/ (дата обращения: 21.05.2025)

33.34.35.36.37.

https://azbyka.ru/art/artakserks-aman-i-esfir/ (дата обращения: 22.05.2025)

38.39.40.41.42.

https://store.didigallery.com/catalog/products/musca-antenna (дата обращения: 21.05.2025)

43.

https://store.didigallery.com/catalog/products/musca-mortalis (дата обращения: 21.05.2025)

44.

https://store.didigallery.com/catalog/products/musca-ordinarius (дата обращения: 21.05.2025)

Деформация человеческого тела в современном российском искусстве
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more