Экспериментальный звук: Отказ от мейнстрима on HSE Design
Original size 1240x1750

Экспериментальный звук: Отказ от мейнстрима

10
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

В своём исследовании я постараюсь изучить как можно больше разнообразных авангардных артистов, которые привнесли огромный вклад в историю экспериментальной музыки. Я изучу как концепция экспериментальной музыки менялась с течением времени от 70-х годов до сегодняшнего дня.

Экспериментальная музыка претерпела значительную трансформацию с 1960-х годов, превратившись из нишевого авангардного направления в широкую и влиятельную область, формирующую современную музыкальную сцену. В 1960-х годах такие музыканты, как Джон Кейдж и Карлхайнц Штокхаузен, поставили под сомнение условности традиционной западной музыки, обращаясь к индетерминизму, электронному синтезу и нетрадиционным источникам звука. Эта эпоха положила начало исследованию шумовых и немузыкальных элементов как неотъемлемых компонентов художественного выражения. На протяжении десятилетий экспериментальная музыка постоянно расширяла свои границы, внедряя индустриальные звуки, диктофонные записи и цифровые инновации. Такие группы, как Einstürzende Neubauten, в 1980-х годах возвели индустриальную музыку в разряд искусства, объединив шумы и изобретенные из индустриального мусора инструменты, превратив звуки разрушения в мощную эмоциональную силу. Аналогично, такие исполнители, как Throbbing Gristle, использовали экспериментальную электронику и провокационные темы для критики общественных норм.

По мере того как развивались технологии в музыкальной сфере, развивался и экспериментальный жанр музыки. Появление на музыкальной сцене великого музыканта Aphex Twin в 90-х годах произвело революцию в электронной музыке и привело к её стремительному развитию и появлению новых жанров, а также к новым способам её создания. Музыкальные инсталляции, саундскейпинг, перформативные live выступления, создание музыкальных инструментов из молотков и плюшевых игрушек — все это существовало и существует до сих пор в огромном количестве. Так, музыканты поднимают темы экологии, ментальных расстройств, политики, бунтарства и свободы, выражая свои эмоции и мнения через мелодии и звуки.

В данном исследовании экспериментальной музыки я решила изучить любимых мне артистов и поделиться их творчеством. Я разделила своё исследование на три главные части, которые лучше всего раскрывают данную тему: 1. Переосмысление звука и шума 2. Синтезированное искусство 3. Иммерсивные аудиальные пространства

В каждом разделе я рассказываю о трех разных группах, которые каждая по своему развиваются в этом направлении.

Переосмысление звука и шума

Такие исполнители, как Einstürzende Neubauten, Swans и Throbbing Gristle, были в числе первых, кто по-новому взглянул на роль шума в музыке. Отвергая традиционные понятия о гармонии, мелодии и музыкальных инструментах, они возвели шум на уровень с искусством, превратив его в живой и выразительный медиум.

Original size 1920x1080

Einstürzende Neubauten1

Пионеры индустриальной музыки, Einstürzende Neubauten дали новую жизнь строительным материалам, используя в своей музыке пилы, сверла, трубы и молотки. Они рассматривают индустриальный шум как основной компонент своего звучания, создавая ритмы и текстуры, которые напоминают кричащий скрежет заводских машин или звонкие станки на железной фабрике. Использование найденных и самостоятельно спроектированных предметов в качестве инструментов превращает, казалось бы, немузыкальные звуки — такие как лязг металла или гул машин — в целостный и эмоционально резонирующий опыт. Музыка Neubauten подчеркивает красоту и силу шума, демонстрируя, что звуковые пространства разрушения и тлена могут наиболее точно отразить стиль и эмоциональный порыв, так характеризующие группу.

Einstürzende Neubauten2

Swans, возглавляемые Майклом Гира создают музыку, которая одновременно гипнотизирует и наказывает. В своих композициях они делают акцент на повторении, громкости и интенсивности. Таким образом, шум превращается из фонового элемента во всеобъемлющий, захватывающий опыт. Доводя свои композиции до предела, Swans заставляют слушателей находить красоту в чрезмерности, диссонансе и абразиве. Они выделяют эмоциональный и духовный потенциал звука, когда он лишен привычных ожиданий.

Original size 1758x1035

Swans3

Original size 1024x990

The current Swans members, including Michael Gira, upper left4

Throbbing Gristle считаются основателями индустриальной музыки, их творчество заложило основу для интеграции шумовых и экспериментальных звуков в музыкальные композиции. Для их музыки характерно использование магнитофонных петель и искаженной электроники: шум намеренно используется для разрушения и провоцирования, часто в паре с политически заряженными и подрывными темами.

Original size 1400x934

Throbbing Gristle5

Throbbing Gristle превратили шум в инструмент бунтарства, используя звук для оспаривания культурных норм и социальной критики. Их этика «антимузыки» вдохновила целое поколение музыкантов-экспериментаторов увидеть потенциал немузыкальных звуков как формы художественного выражения.

Original size 1000x716

Throbbing Gristle6

Синтезированное искусство

Original size 736x1016

Aphex Twin7

Создание и использование самодельных музыкальных инструментов становится глубоко художественной деятельностью, сочетающей новаторство, мастерство и исполнение. Такие исполнители, как Aphex Twin, Sonic Youth и Björk изобретали или модифицировали инструменты для создания звуков, демонстрируя таким образом, что дизайн инструментов сам по себе может быть одной из форм творческого выражения.

Aphex Twin8 9

Ричард Д. Джеймс (Aphex Twin) известен созданием кастомного софтвера, а также модификацией аппаратуры и разрабатыванием совершенно новых инструментов в соответствии со своим уникальным композиторским стилем. Его работы служат примером того, что создание инструментов может быть таким же экспериментальным, как и сама музыка. «Я действительно ненавижу идею использования чужого оборудования — я просто немного одержим, я полагаю» — Aphex Twin.

Original size 1200x900

Aphex Twin10

Sonic Youth совершенствовали электрогитару, используя ее как материал для экспериментов. Модифицируя гитары и исследуя нестандартные настройки, они превратили привычный инструмент в авангардный генератор звука.

Original size 630x195

Thurston Moore Yuri Landman DIY Drone Guitar11

Thurston Moore11

Бьорк сотрудничает с инженерами и дизайнерами, создавая инструменты, отвечающие концепции ее проектов. Ее инструменты часто сочетают в себе последние технологии с глубокой связью с природой. Стремление Бьорк создавать инструменты, соответствующие ее видению, подчеркивает, что внедрение технологий может стать глубоко личным и творческим процессом. Ее инструменты расширяют палитру доступных звуков, делая инструменты такой же неотъемлемой частью искусства, как и сама музыка.

Björk12

Гамелесте — это инструмент, представляющий собой гибрид древнего индонезийского гамелана (ансамбля настроенных бронзовых ударных инструментов) и челесты — крошечного пианино с небольшими стальными планками, был создан специально для альбома Бьорк «Биофилия».

Original size 500x283

The Gameleste13

Reactable — это интерактивный цифровой инструмент, который позволяет Бьорк манипулировать звуком зрительно и осязаемо в режиме реального времени.

Original size 600x275

ReacTable Tactile Synth14

Иммерсивные аудиальные пространства

Такие исполнители, как Soundwalk Collective, Брайан Ино и Arca являются примерами артистов работающих с созданием саундскейпов, иммерсивных звуковых пространств, в которых слушатели оказываются погруженными в многомерный звук. Их работы демонстрируют способность звука вызывать эмоции, рассказывать истории и формировать иные отношения между артистом, пространством и слушателем.

Original size 1800x1200

Soundwalk Collective15

Soundwalk Collective сочетает диктофонные записи, природные саундскейпы и абстрактные композиции для создания глубоко погружающего аудиального опыта. Их работы часто зависят от конкретного места, отражая географическое положение и культурное наследие.

Original size 2880x560

Before Music There Is Blood 201716

В работе «Before Music There Is Blood» написанной в сотрудничестве с «бабушкой рокнролла» и поэтэссой Патти Смит, переплетаются поэзия, эмбиентный звук и записи природных звуков, записанные на Амазонке и в Эфиопии.

Original size 1200x941

Brian Eno17

Как создатель музыки Ambient Брайан Ино создает саундскейпы, которые преображают атмосферу и побуждают к самоанализу. В его работах часто сочетаются генеративная музыка, тонкие текстуры и акцент на взаимоотношениях между звуком и пространством.

«Music for Airports» — композиция, созданная как лекарство от стресса, вызванного авиаперелетами, эта вещь превращает хаотичную обстановку в медитативное и спокойное пространство. Многослойные, зацикленные тона и минималистичные мелодии создают ощущение вневременности и погружения

Original size 1000x995

Ambient 1: Music for Airports 197818

«Reflection» — генеративный альбом, который развивается во времени, создавая бесконечный и постоянно меняющийся звуковой ландшафт. Эта работа помещает слушателя в постоянно меняющееся пространство, подчеркивая эфемерные и пространственные качества звука.

Original size 1200x800

Brian Eno, Dieter Moebius, Hans-Joachim Roedelius and Conny Plank in Plank’s studio, 197718

Arca — динамичная, разрушительная и всеобъемлющая. Подход Арки к саундскейпам основан на непредсказуемости. Она сочетает экспериментальную электронику, органические текстуры и эмоциональную интенсивность, создавая окружение, которое настолько же изменчиво, насколько и захватывающе. Ее работы часто играют с контрастами — между хаосом и красотой, звуком и тишиной. Так, её 62-минутный экспериментальный трек «@@@@@» похож на аудиопутешествие по сюрреалистическому миру. Композиция переходит от электронного хаоса к спокойствию, окутывая слушателя непредсказуемыми слоями звука.

Original size 316x316

Arca Studio Album 201719

Заключение

По своей сути экспериментальный звук бросает вызов нашим представлениям о том, что такое музыка. Используя нетрадиционные инструменты, самодельные устройства, звуки городского беспорядка, промышленного окружения или нетронутой природы, он возводит шум в ранг художественного средства, столь же выразительного, как мелодия или гармония. Этос превращает повседневные предметы, от строительных инструментов до диктофонных записей, в сосуды эмоционального резонанса и повествования. Подобные практики не только переосмысливают роль музыканта, но и приглашают слушателей к участию в процессе, где звук становится средой, в которой можно жить, а не просто последовательностью, которую можно потреблять.

Bibliography
Show
Экспериментальный звук: Отказ от мейнстрима
10
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more