
1980-е годы в Советском Союзе стали временем не только политических и экономических изменений, но и трансформаций в личной и семейной памяти.
В это время фотография продолжала оставаться важным средством сохранения воспоминаний, но кроме традиционных семейных альбомов, появились новые формы визуального повествования, такие как слайд-шоу и фоторамки. Однако традиционный фотоальбом оставался неизменным атрибутом каждой советской семьи, служив своеобразным архивом жизни. Темой данного исследования стало изучение советского фотоальбома как культурного артефакта, в котором документировались важнейшие моменты жизни семьи, а также то, как фотография и другие элементы, такие как билеты, открытки и надписи, создавали определённую структуру памяти и определённый формат хранения воспоминаний не только за счёт прямых запечатлений момента на камеру, но и косвенно связанных с ними вещей.

Фотографии из семейного фотоальбома, найденная на просторах соцсети ВКонтакте.
Тема исследования была выбрана в силу своей актуальности в контексте сохранения культурного наследия. Фотоальбомы часто остаются в тени более крупных культурных достояний и наследств. Интересно понять, как в советский период строилась семейная память, какие моменты считались значимыми для документирования, а также как оформлялись и располагались фотографии. Это исследование призвано не только изучить визуальный ряд, но и понять, как через фотографии и сопутствующие элементы конструировалась память, и что позволяло создать образ «правильной» советской семьи.
Материал для визуального исследования был выбран с учетом наибольшей репрезентативности фотоальбомов. В первую очередь это фотоальбомы, сохранившиеся в частных коллекциях, а также альбомы, предоставленные для исследования в музеях и архивных фондах. Для более глубокого анализа были отобраны альбомы, содержащие как фотографии, так и другие элементы, такие как билетики, открытки, вырезки из газет и журналов. Это позволит создать полную картину того, как конструировалась память семьи, и как фотоальбомы становились средством выражения семейных традиций, ценностей, собираясь в своеобразный коллаж памяти.
Старый семейный архив фотографий с сайта Белгородского государственного музея народной культуры.
Визуальные источники включают фотографии, сделанные в абсолютно разные периоды жизни — будь то свадьба или день рождения, или простая прогулка с друзьями.
Рубрикатор был построен с учётом анализа структуры и содержания советского фотоальбома. В первой части рассматриваются основные типы фотоальбомов, их оформление, типы вставок и использование различных элементов, таких как надписи, вырезки, билеты и открытки. Во второй части исследования проводится анализ хронологического или тематического порядка расположения фотографий в альбоме, а также того, какие события и моменты жизни семьи были важными для их документирования: каких событий больше, чему уделялось больше внимания. В заключительной части проводится анализ того, как фотоальбомы служили не только средством сохранения личных воспоминаний, но и как они отражали идеологические и культурные тренды того времени.
Текстовыми источниками этого исследования послужили в основном тексты личных архивов, сопровождавшие подписи к фотографиям из фотоальбомов, поскольку большинство информации, помимо исторических справок, является моим личным анализом.
Семейный архив 1950-1970-х.
Ключевой вопрос исследования: каким образом через структуру и содержание советского фотоальбома создавалась память о семье и обществе в условиях советского режима и почему фотоальбомы играли большую роль в историях семей?
Гипотеза исследования заключается в том, что советские фотоальбомы, несмотря на их внешний вид как личных артефактов, не были исключительно приватными. Они служили не только для сохранения личных воспоминаний, но и отражали определенные общественные и идеологические установки того времени, что влияло на выбор того, какие моменты жизни семьи были важными для документирования, а какие оставались за пределами фотоальбома. Возможно, структура фотоальбома (хронологическая или тематическая) и присутствие различных сопутствующих элементов (билеты, открытки) также играли роль в конструировании памяти, создавая образ «нормальной» советской жизни и соответствуя идеологическим стандартам.
Глава 1: Что такое фотоальбом и почему это важно?


Пара. Белоруссия, 1923. Архив Елены Медведевой // Охотничьи собаки. Юрьевец, Ивановская обл, 1923-1926. Архив Татьяны Масловой.
Фотоальбом — это не просто собрание снимков, а визуальный рассказ, структурирующий воспоминания о прошлом. В советское время альбом выполнял не только функцию хранения семейных воспоминаний, но и становился своеобразным культурным документом. Он отражал не только личную историю, но и дух времени, в котором эта история происходила.
В условиях ограниченного доступа к средствам архивирования, фотоальбом был важным способом оставить след в истории — пусть и лишь внутри собственной квартиры. Он лежал на полке и мог быть показан гостям, соседям, родственникам. Таким образом, альбом выполнял и функцию представления семьи: как она живёт, как растёт, где отдыхает и работает.
Гости. 1960е.
Школьное фото. 1940 год.
Советский фотоальбом был одновременно очень личным и в то же время подчинённым общественным нормам. И в этом двойственном статусе он становится особенно интересным для анализа: каким образом через него сохранялась и транслировалась память?
Все фотоальбомы были организованы примерно одним образом и строились по одной структуре, показывая и семейную личную сторону, и сторону «правильного» гражданина.


Вдвоем. 1923. Архив Алексея Иванова // Детский сад завода «Мосэлектрик» на демонстрации. Май 1931.
Глава 2: Как строился фотоальбом?
Советский фотоальбом, как правило, строился по достаточно узнаваемому шаблону. На первых страницах обычно размещались самые значимые события: свадьба, рождение ребёнка, крупные семейные праздники. Далее следовали школьные и рабочие этапы жизни, путешествия, будничные дни. Некоторые альбомы строились хронологически, а другие — тематически.
Регистрация брака. 1960 год.
Детство во дворе Советской пятиэтажки. 1970е.


Детский сад. Киев, 1926. Архив Александра Яворского // 4Б школы 112 города Москвы. 1971.
Похороны. 1958 год.
За столом. 1935 год.


Моя мама и дед. Одесса, 1922. Архив Ларисы Вороницкой // С медвежонком в руках. Петропавловск-Камчатский. 1971.
День рождения. 1967 год.
Фотографии часто сопровождались подписями от руки в максимально будничном и простом стиле: «Маша — 1-й класс», «Наш отпуск в Крыму», «Папа на даче». Эти подписи придавали снимкам голос, делали их более личными. Довольно часто такие подписи содержали даты, когда фото было сделано. Просто так, чтобы не забыть. Периодически между страницами вклеивались открытки, билеты из театра, кино или поезда, приглашения, телеграммы, вырезки из газет, копии писем и награждений — всё, что могло дополнить образ события и передать атмосферу момента.
Таким образом, альбом превращался в коллаж из визуальных и текстовых элементов, фиксирующих важные эпизоды жизни семьи. Интересно, что за счёт включения сопутствующих предметов, память о событии становилась более осязаемой — она выходила за рамки фотографии и закреплялась через физические следы: событие буквально можно было потрогать.


Фото альбома, найденного на сайте ДарюДар.
Прабабушка. 1925–1935 год.
Занятия в испанской школе. 1930е. Архив Сергея Струнникова.


Фото домой с фронта. 1943-1945. Архив Петра // Пионеры-физкультурники. 15 июля 1935.
Купание детей на левом берегу Иртыша. 27 июля 1928.
Глава 3: Важна ли хронология?
Как я уже сказала раннее, не все советские фотоальбомы были выстроены строго по датам. Однако хронологический порядок часто соблюдался. Он помогал организовать визуальный рассказ, создавая ощущение непрерывности жизни и помогая не теряться в событиях. Всё шло довольно логично: от раннего детства — к юности, затем — к взрослой жизни и, наконец, к моментам зрелости.
Завтрак. 1932 год.


Чаепитие с игрушечным самоварчиком. Юрьевец Ивановской обл., 1923-1935. Архив Татьяны Масловой. // Дети. 1978 год.
На Гоголевском бульваре. 1936 год.
Младшие со старшими. 1937 год.


Свидание. 1923. Архив Стеллы Васильевой // Семья командира. 1923. Архив Алексея Иванова.
Кабинет естествознания. Ташкент, школа Чернышевского, 1923-1929. Архив Виталия Соколова
Компания. 1937 год.
Светлые дни. Пермь, 1922. Архив Ксении Фроловой.
И, несмотря на то, что этот принцип структурирования событий использовался чаще всего, он не был единственным. Иногда снимки группировались по темам: это могли быть путешествия, праздники, поездки на дачу или к семье, и тогда важным становился не временной отрезок, а атмосфера и тип события.
У ресторана на горе Ахун. 9 августа 1960.
Застолье. 1935 год.
На грядках. 1962 год.
Деревня. 1970 год.
Глава 4: Отдельное место для важных событий
Некоторые же события получали отдельное, специальное, место в альбоме. Это могли быть свадьбы, юбилеи, выпускные, поездки в Москву или Ленинград (что действительно было значимым событием для семьи), рождение детей, первый поход ребёнка в школу. Такие развороты оформлялись с особой заботой: фотографии наклеивались аккуратнее, сопровождались более развёрнутыми подписями, иногда — даже стихами или рисунками и дополнялись различными вещами с тех дней — билетами, письмами.
«Юная смена строителей социализма». 1930е.


Занятия в школе. 1935 год // Пионеры на отдыхе в саду Дворца пионеров в Ташкенте. 31 июля 1935.
Школьники на каникулах. Пионеры 2-й школы ФЗУ в Виннице на реке Буг. 31 июля 1935.
Важными моментами могли считаться как поездки в лагеря


Групповой портрет актива сектора технической пропаганды завода «Электроприбор». 1932 // «Заявление А. И. Филипповой <…> об увольнении по собственному желанию». 1931.
Ефремовская средняя школа № 1, 3-й класс. 1937 год.
Так и события по типу рабочих встреч, школьных фотографий, увольнений и новых назначений, когда в фотоальбом в дополнение к фотографиям вставляли письма и подробно расписывали события тех дней.
На заводе № 8 в Москве. 1931 год.
Спортсмены в Красной Армии. 1931–1937 года.
Выделение важных моментов — это не просто форма визуального акцента, это отражение той ценностной системы, в которой жила семья. Через структуру альбома можно понять, что именно считалось важным и достойным памяти.
Глава 5: Идеология и культура через фото


Пионеры. Август 1934. Архив Василия Бухарова // Краснофлотцы. 1939 год.
Фотоальбом в СССР был не только местом семейной памяти, но и своего рода социальным документом. На фотографиях часто присутствовали визуальные коды времени: демонстрации, портреты Ленина и Гагарина, красные галстуки, флаги, лозунги, школьные и трудовые коллективы.
Эти элементы не были чужды семье — они были частью повседневности, а значит и частью памяти. По таким мелким деталям повседневности можно проследить отношение семьи к культуре, политике и прочему. И тогда фотоальбом буквально становится отражением личности семьи.


В пионерском лагере имени Зои Космодемьянской московского завода «Борец». 1960 год.
Пионерки. Пионерлагерь под Солнечногорском. 1976.


Столярная мастерская. Ташкент, школа Чернышевского, 1923-1929. Архив Виталия Соколова // Уголок естествоиспытателя. Ташкент, школа Чернышевского, 1923-1929. Архив Виталия Соколова.
Первомай. 1 мая 1960.


Незачем играть, лучше ПРАВДУ почитать. 1965 год // Комбриг Петр Михайлович Параделов и Валентина Петровна Захарова (Параделова). 1 ноября 1942. Архив Алексея Владимировича
Советская культура проникала в личную память, оформляя её в соответствии с общественными нормами и представляясь идеальными гражданами своей страны. Но при этом альбом оставался живым пространством, где идеология и частная жизнь сосуществовали. Иногда — гармонично, иногда — дистанцированно и косвенно.
Таким образом, визуальный язык альбома отражал и официальную культуру, и способы её адаптации в семейной повседневности, что делает советский фотоальбом уникальным источником для изучения культурной памяти.
Заключение
В пионерском лагере имени Зои Космодемьянской московского завода «Борец». Поход по окрестностям. 1960 год.
Советский фотоальбом, на первый взгляд, кажется чисто личным артефактом. Однако исследование показывает, что это не просто средство сохранения воспоминаний, но и инструмент конструирования памяти. Пролистывая фотоальбом мы можем узнать о человеке всю его жизнь: кем он был, каких идеологий придерживался, с кем дружился и общался, куда ездил и какие были его отношения с семьёй и обществом. Некое резюме в красивой оболочке и с минимумом слов.
Через структуру альбома, выбор тем, оформление разворотов и включение дополнительных элементов (открыток, билетов, подписей) создавался визуальный образ «нормальной» советской жизни. Альбом помогал зафиксировать не только частную, но и социально одобряемую версию памяти. Он был и личным архивом, и средством представления семьи перед другими.
Студенты Школы-студии МХАТ. 1961 — 1965. Архив Рогволда Суховерко.
В заключение можно сказать, что советский фотоальбом — это не просто визуальная хроника, а культурный документ, в котором сплетаются память, идеология, быт. Его изучение позволяет по-новому взглянуть на то, как в советское время формировалась и сохранялась семейная история, и почему этот формат памяти оказался таким устойчивым, проходящим сквозь десятки лет, и значимым как для всей истории, так и для истории отдельных лиц.
Family Archive: личные архивы пользователей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://familyarchive.ru (дата обращения: 16.04.2025).
Prozhito.org: база данных дневников и частных воспоминаний [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://prozhito.org/ (дата обращения: 16.04.2025).
Лежнина Е. В. Фотография как способ сохранения культурной и исторической памяти // Культура и образование. — 2019. — № 3. — С. 112–118.
Фонд личных коллекций и советских семейных альбомов // Музей Москвы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://museum.mos.ru/fondy/ (дата обращения: 16.04.2025).
3-й отряд имени С. М. Кирова. 1930-е. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1925-1999/?page=12&paginate_page=12&index=4&tag_tree_ids=18671 (дата обращения: 16.04.2025).
«Юная смена строителей социализма». 1930-е. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1925-1999/?page=6&paginate_page=6&index=4&tag_tree_ids=18671 (дата обращения: 18.04.2025).
Берта Раутенштейн (дочь И. И. Раутенштейна) и женщина в комнате. 1928. Архив семьи Раутенштейнов. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1925-1999/?page=2&paginate_page=2&index=5&tag_tree_ids=18671 (дата обращения: 18.04.2025).
Вадим Вячеславович Куликов среди одноклассников — учеников 6 класса школы Приморского района Ленинграда. 1941 год. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1925-1999/?page=28&paginate_page=28&index=9&tag_tree_ids=18671 (дата обращения: 16.04.2025).
Вдвоем. 1923. Архив Алексея Иванова. URL: https://rusalbom.ru/photo/default/492?date1=1923&date2=1957&order=shooted&direct=asc&location=&onpage=25&show=�������� (дата обращения: 16.04.2025).
Веселая компания. Германия. Город Валк, 1923. Архив Екатерины Шишловой. URL: https://rusalbom.ru/photo/default/8425?date1=1923&date2=1957&order=shooted&direct=asc&location=&onpage=25&show=�������� (дата обращения: 16.04.2025).
Гости. 1960-е. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1960-1999/?tag_tree_ids=18854&index=6&page=32&paginate_page=32 (дата обращения: 16.04.2025).
Групповой портрет актива сектора технической пропаганды завода «Электроприбор». 1932. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1931-1999/?tag_tree_ids=18854&index=1&page=28&paginate_page=28 (дата обращения: 16.04.2025).
Дети. 1978. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1978-1999/?tag_tree_ids=18854&index=8&page=1&paginate_page=1 (дата обращения: 16.04.2025).
Детский сад завода «Мосэлектрик» на демонстрации. Май 1931. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1931-1999/?tag_tree_ids=18854&index=9&page=21&paginate_page=21 (дата обращения: 16.04.2025).
Детский сад. Киев, 1926. Архив Александра Яворского. URL: https://rusalbom.ru/photo/ualb/a3daf43eac57fc7973d3763daabf406c/39982 (дата обращения: 16.04.2025).
Ефремовская средняя школа № 1, 3-й класс. 1927. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1925-1999/?tag_tree_ids=18671&index=5&page=17&paginate_page=17 (дата обращения: 16.04.2025).
Занятия в испанской школе. 1930-е. Архив Сергея Струнникова. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1925-1999/?page=5&paginate_page=5&index=3&tag_tree_ids=18671 (дата обращения: 18.04.2025).
Занятия в испанской школе. 1930-е. Архив Сергея Струнникова. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1925-1999/?page=5&paginate_page=5&index=3&tag_tree_ids=18671 (дата обращения: 18.04.2025).
Занятия в школе. 1935. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1925-1999/?tag_tree_ids=18671&index=5&page=11&paginate_page=11 (дата обращения: 18.04.2025).
Заявление А. И. Филипповой заведующей производственным отделом типографии ГОЗНАК об увольнении по собственному желанию. 1931. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1931-1999/?page=24&paginate_page=24&index=2&tag_tree_ids=18854 (дата обращения: 16.04.2025).
Купание детей на левом берегу Иртыша. 27 июля 1928. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1925-1999/?page=2&paginate_page=2&index=6&tag_tree_ids=18671 (дата обращения: 18.04.2025).
Курортный проспект. 22 июня 1960. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1960-1999/?tag_tree_ids=18854&tag_tree_ids=17893&tag_tree_ids=12757&index=9&page=31&paginate_page=31 (дата обращения: 16.04.2025).
Моя мама и дед. Одесса, 1922. Архив Ларисы Вороницкой. URL: https://rusalbom.ru/photo/default/5910?date1=1922&date2=1957&order=shooted&direct=asc&location=&onpage=25&show=�������� (дата обращения: 16.04.2025).
На заводе № 8 в Москве. 1931. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1931-1999/?page=9&paginate_page=9&index=6&tag_tree_ids=18854 (дата обращения: 16.04.2025).
Охотничьи собаки. Юрьевец, Ивановская обл. Фото А. В. Цареградского, 1923-1926. Архив Татьяны Масловой. URL: https://rusalbom.ru/photo/default/6369?date1=1923&date2=1957&order=shooted&direct=asc&location=&onpage=25&show=�������� (дата обращения: 16.04.2025).
Пара. Белоруссия, 1923. Архив Елены Медведевой. URL: https://rusalbom.ru/photo/default/660?date1=1923&date2=1957&order=shooted&direct=asc&location=&onpage=25&show=�������� (дата обращения: 16.04.2025).
Первомай. 1 мая 1960. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1960-1999/?tag_tree_ids=18854&tag_tree_ids=17893&tag_tree_ids=12757&index=3&page=55&paginate_page=55 (дата обращения: 16.04.2025).
Пионеры на отдыхе в саду Дворца пионеров в Ташкенте. 31 июля 1935. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1925-1999/?tag_tree_ids=18671&paginate_page=11&page=11&page_size=10&index=10 (дата обращения: 18.04.2025).
Пионеры после первомайской демонстрации. 1930-е. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1925-1999/?page=6&paginate_page=6&index=1&tag_tree_ids=18671 (дата обращения: 16.04.2025).
Пионеры ФЗУ на реке Буг. 31 июля 1935. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1925-1999/?tag_tree_ids=18671&paginate_page=11&page=12&page_size=10&index=1 (дата обращения: 18.04.2025).
Пионеры-физкультурники. 1930-е. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1925-1999/?tag_tree_ids=18671&index=6&page=11&paginate_page=11 (дата обращения: 16.04.2025).
Пионеры. Август 1934. Архив Василия Бухарова. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1925-1999/?page=10&paginate_page=10&index=3&tag_tree_ids=18671 (дата обращения: 18.04.2025).
Регистрация брака. 1960. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1960-1999/?page=13&paginate_page=13&index=8&tag_tree_ids=18854&tag_tree_ids=17893&tag_tree_ids=12757 (дата обращения: 16.04.2025).
Светлые дни. Пермь, фотография В. Н. Казанцева, 1922. Архив Ксении Фроловой. URL: https://rusalbom.ru/photo/default/5756?date1=1922&date2=1957&order=shooted&direct=asc&location=&onpage=25&show=�������� (дата обращения: 16.04.2025).
Свидание. 1923. Архив Стеллы Васильевой. URL: https://rusalbom.ru/photo/default/264?date1=1923&date2=1957&order=shooted&direct=asc&location=&onpage=25&show=�������� (дата обращения: 16.04.2025).
Семейный портрет. 1960-е. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1960-1999/?tag_tree_ids=18854&tag_tree_ids=17893&tag_tree_ids=12757&index=6&page=29&paginate_page=29 (дата обращения: 16.04.2025).
Семья командира. 1923. Архив Алексея Иванова. URL: https://rusalbom.ru/photo/default/92?date1=1923&date2=1957&order=shooted&direct=asc&location=&onpage=25&show=�������� (дата обращения: 16.04.2025).
Спортсмены в Красной Армии. 1931-1937. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1931-1999/?page=18&paginate_page=18&index=10&tag_tree_ids=18854 (дата обращения: 16.04.2025).
У ресторана на горе Ахун. 9 августа 1960. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1960-1999/?tag_tree_ids=18854&tag_tree_ids=17893&tag_tree_ids=12757&index=2&page=29&paginate_page=29 (дата обращения: 16.04.2025).
Фото домой с фронта. 1943-1945. Архив Петра. URL: https://russiainphoto.ru/exhibitions/412/#18 (дата обращения: 18.04.2025).
Фотография в пионерском лагере имени Зои Космодемьянской московского завода «Борец». Девочки чистят картошку. 1960 год. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1960-1999/?tag_tree_ids=18854&tag_tree_ids=17893&tag_tree_ids=12757&paginate_page=55&page=58&page_size=10&index=3 (дата обращения: 16.04.2025).
Фотография в пионерском лагере имени Зои Космодемьянской московского завода «Борец». Поход по окрестностям. 1960 год. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1960-1999/?tag_tree_ids=18854&tag_tree_ids=17893&tag_tree_ids=12757&paginate_page=55&page=57&page_size=10&index=6 (дата обращения: 16.04.2025).
Фотография в пионерском лагере имени Зои Космодемьянской московского завода «Борец». Поход по окрестностям. 1960 год. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1960-1999/?tag_tree_ids=18854&tag_tree_ids=17893&tag_tree_ids=12757&paginate_page=55&page=57&page_size=10&index=6 (дата обращения: 16.04.2025).
Фотография в пионерском лагере имени Зои Космодемьянской московского завода «Борец». Привал во время похода. 1960 год. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1960-1999/?tag_tree_ids=18854&tag_tree_ids=17893&tag_tree_ids=12757&paginate_page=55&page=58&page_size=10&index=4 (дата обращения: 16.04.2025).
Чаепитие с игрушечным самоварчиком. Юрьевец Ивановской обл. Фото А. В. Цареградского, 1923-1935. Архив Татьяны Масловой. URL: https://rusalbom.ru/photo/default/3049?date1=1923&date2=1957&order=shooted&direct=asc&location=&onpage=25&show=�������� (дата обращения: 16.04.2025).
Школьники на каникулах. Пионеры 2-й школы ФЗУ в Виннице на реке Буг. 31 июля 1935. URL: https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1925-1999/?tag_tree_ids=18671&paginate_page=11&page=12&page_size=10&index=1 (дата обращения: 18.04.2025).