Original size 1140x1600

Дионисийский бунт: тактика распада индивидуации в искусстве Флюксуса

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор:

// Концепция

I. Растворение формы как метод Флюксус II. Хор как модель коллективного действия зрителя III. Техника телесного включения в акциях Флюксус IV. Возвращение к до-вербальному V. Становления как основа перформативности VI. Разрушение//рождение

//Вывод

Концепция

Тема данного визуального исследования — анализ дионисийского начала в практике художников движения Флюксус (Fluxus) 1960-1970-х годов. Если у Ницше дионисийское воплощалось в синтезе с аполлоническим в рамках высокого искусства (трагедии), то Флюксус, отвергая традиционные институции и категории, обращается к «низкому», повседневному, телесному и хаотическому как к прямой тактике освобождения от диктата разума, логики и буржуазного порядка — того, что можно считать воплощением «сократизма» 1960-1970-х.

Фридрих Ницше в своем раннем труде «Рождение трагедии из духа музыки„проходит путь исследования греческого мироощущения, анализируя два противоборствующих, но взаимосвязанных художественных начала — аполлоническое и дионисийское. Аполлоническое начало олицетворяет порядок, меру, иллюзию прекрасных форм и принцип индивидуации, то есть обособления индивида от мирового хаоса. Дионисийское же начало — это опьяняющий, хаотичный прорыв мировой воли, ведущий к разрушению индивидуальных границ и слиянию с первоосновой бытия, что сопряжено с экстазом и ужасом. Ницше приходит к выводу, что величайшее достижение греков — трагедия — родилась из синтеза этих начал: дионисийская музыка и хор порождали аполлонические образы героев на сцене. Однако, трагедия погибла от „сократического“ или „эстетического сократизма“ — рационалистического духа, воплощенного в пьесах Еврипида, а также философии Сократа, который потребовал от искусства сознательности, разумности и оптимизма, тем самым умертвив его иррациональную, инстинктивную, дионисийскую основу.

Original size 1600x1061

Джордж Мачюнас, Дик Хиггинс, Вольф Фостелл, Бенджамин Паттерсон и Эмметт Уильямс исполняют фортепианные выступления Филипа Корнера, перформанс 1962

Движение Флюксус, основанное Джорджем Мачюнасом, представляло собой не просто художественный протест, в котором возраждается дионисийское начало. Стратегия «анти-искусства» стала художественным эквивалентом дионисийского бунта против аполлонического порядка застывших форм. Само название «Флюксус» (от лат. fluxus, часто интерпретируется как «поток жизни») раскрывает его суть — искусство как стихийный процесс, противопоставленный статичным музейным ценностям. Принцип интермедиальности, стирающий границы между видами искусства, напрямую соотносился с дионисийским разрушением принципа индивидуации.

I. Растворение формы как метод Флюксус

Original size 0x0

Джордж Мачюнас; Манифест Флюксуса; 1963

Манифест Флюксуса, написанный Джорджем Мачюнасом в 1963 году, провозглашает «очищение мира от заразы буржуазной болезни, „интеллектуализма“, профессионализма и коммерциализации в искусстве». Мачюнас призывал к «слиянию искусства и жизни» через коллективные, анонимные и анти-коммерческие практики. Манифест распространялся в виде листовок на фестивалях Fluxorum, который берет свое начало в 1962.

«Очистите мир от буржуазной болезни, интеллектуальной, профессиональной и коммерциализированной культуры, очистите мир от мертвого искусства, имитации, искусственного искусства, абстрактного искусства, иллюзионистического искусства, математического искусства, — очистите мир от европанизма!»

Проект связан с тезисом о критике рационализма. Проблема, которую решает Мачюнас, — гипер-индивидуализм в искусстве. Его манифест переосмысляет на сократический принцип в искусстве, а фестивали Флюксуса становятся пространством, где дионисийский коллективный опыт противопоставляется рациональному, индивидуалистическому подходу к творчеству. Анонимность и коллективность выступают как орудие против культа авторства.

Эта тактика напрямую воплощает ницшеанское растворение индивидуации. Художник Флюксуса отказывается от своего «Я» в пользу коллективного творческого субъекта. «Человек уже больше не художник: он сам стал художественным произведением». Фестиваль становится тем пространством, где «разбиты все неподвижные и враждебные границы, установленные между людьми нуждой, произволом и „дерзкой модой“» Индивидуальное мастерство и уникальный стиль приносятся в жертву ради общего, почти ритуального действа, направленного на взлом привычных представлений об искусстве. Проблема, с которой работает художник, — это гипертрофия авторского эго в модернистском искусстве.

II. Хор как модель коллективного действия зрителя

Original size 780x422

Йоко Оно. Перформанс «Отрежь кусок», 1964

В перформансе «Отрежь кусок» Йоко Оно неподвижно сидела на сцене в своей лучшей одежде. Рядом с ней лежали ножницы. Зрителям предлагалось подходить по одному и отрезать от ее одежды любой понравившийся кусок, унося его с собой. Перформанс продолжался до тех пор, пока у Оно не оставалось практически ничего на теле.

Original size 654x484

Йоко Оно. Перформанс «Отрежь кусок», 1964

В искусствоведческом ключе «Cut Piece» рекомендуется читать на трёх уровнях: (а) политико-социальном — вопрос власти над телом (гендер, контроль, насилие/сострадание); (б) этическом — дилемма ответственности публики и границ публичного участия; (в) эстетическом — переосмысление объекта искусства: от материального произведения к временному, уязвимому событию. Иными словами, работа одновременно демаскирует и предъявляет: она показывает, как быстро социальная нейтральность превращается в соучастие.

Ницше подробно обсуждает «принцип индивидуации» и то, как дионисийское ведёт к временному «растворению» индивидуума в хоре. Cut Piece буквально и метафорически реализует ницшеанскую картину: художница теряет внешнюю оболочку (одежду) по коллективному решению — таким образом теряется «индивидуация» в пользу «поля» группы.

Ницше описывал опьянение как механизм, через который субъект теряет свою отдельность и входит в общую стихию; здесь же процесс социально-институированный: публичная сцена и инструмент (ножницы) становятся средствами «хорового» воздействия. Сопоставляя с текстом, видим прямую реализацию гипотезы: дионисийское не только психологическое состояние, но и социотехнический процесс, вызывающий растворение «я».

Original size 1024x769

Йоко Оно. Перформанс «Отрежь кусок», 1964

В «Рождении трагедии из духа музыки» зачастую говорится о дионисийском в контексте коллективного культового экстаза; Оно же переводит это в современную ситуацию, где «ритуал» инициируется аудиторией — и это смещает фокус: дионисийское здесь раскрывается как эффект социальных отношений и ответственности (а не чистой природной стихии), что позволяет видеть Флюксус как модернистскую технологию ницшеанского опьянения.

III. Техника телесного включения в акциях Флюксус

Original size 750x499

Бен Паттерсон; Перформанс «Инструкция N°2 (Пожалуйста, вымойте ваше лицо)»; 1962

Произведение представляет собой простую директиву: «Пожалуйста, вымойте ваше лицо». В контексте галереи это бытовое повеление превращается в художественную партитуру, призванную вывести на поверхность телесный и ритуальный аспекты повседневности.

На внешнем уровне работа лишена зрелищной драматургии; её сила в семантическом «перекодировании» акта гигиены в акт искусства. Инструкция одновременно аполлоническая (структурирует действие словом) и дионисийская (внутренне включает тело в переживание). Форма — строка текста — задаёт форму, но не её эмоциональное наполнение: то, как субъект выполнит требование, зависит от контекста, стиля, интенсивности и отношения публики. Это типовой приём Флюксус: с помощью словесной партитуры искусство возвращается к телу через ритуализированное действие чаще бытового характера. Работа вызывает эффект деавтоматизации: привычный моторный паттерн становится предметом сознательной рефлексии. Зритель/участник получает возможность пережить свое тело как художественное «поле», наблюдаемое и оцениваемое.

Инструкция «вымой лицо» производит ритмическое, телесное включение: мытьё лица — простейший ритуал с ритмом (руки, вода, движение, дыхание).

В ницшеанской логике именно ритм и музыка способны нарушить иллюзию обособленности и вывести человека на прямое телесное переживание. Паттерсон «музыкализирует» бытовой жест: вместо мелодии или гармонии — ритм телесного; вместо слова-представления — действие, ритм как непосредственная «музыка» дионисийского. Таким образом работа проверяет ницшеанскую гипотезу о первичности музыкально-ритмической структуры по отношению к словесной форме. Однако Ницше думал о музыкальности в масштабах хорового экстаза; Паттерсон делает «хоровость» индивидуальным ритуалом, который может быть коллективно выполнен множественными агентами. Это может восприниматься как некая адаптация ницшеанской идеи к повседневной постиндустриальной среде, где «музыка» может возникнуть даже из санитарного акта.

IV. Возвращение к до-вербальному

Original size 750x1001

Йозеф Бойс; Перформанс «Как объяснять картины мертвому зайцу»; 1965

Бойс идёт по выставке, неся мёртвого зайца, «объясняя» ему картины; лицо художника закрыто пастообразным покрытием (часто золотистым), голос — приглушён. Перформанс сопровождается символическими знаками (мех, золото, шепот), что приближает действие к ритуалу.

Композиционно здесь — контраст между рациональным дискурсом (объяснение, вербализация смысла) и иррациональным полем действия (мертвый зверь, покрытие лица, тишина). Бойс ставит под сомнение способность языка объяснить художественную сущность: «объяснение» зверю демонстрирует бессмысленность практики институционального риторического контроля. На месте рационального диалога возникает ритуал — связь художника с «иными» формами жизни и иными способами значения. Бойс апеллирует к первородным формам символизации, в том числе к практикам шаманизма или же мистерий, претендуя на то, чтобы вернуть искусству функцию сокрального медиума. Это одновременно и критика института музея (разрыв привычной коммуникации), и эстетическая провокация: кто вообще вправе говорить о произведении?

Original size 650x431

Йозеф Бойс; Перформанс «Как объяснять картины мертвому зайцу»; 1965

Бойс делает эксперимент: «говорит» об искусстве не людям, а мёртвому животному; он использует маску и шёпот — техники, которые подчёркивают акт медиативности и шаманизации. Если использовать ницшеанскую оптику, то это — возвращение искусства к ритуалу, в котором смысл не передаётся через речь, а скорее через само действие, звук и мистический образ. Следовательно Бойс воссоздаёт ницшеанское видение: язык институции бессилен перед «музыкально-ритуальной» сутью художественного опыта. Однако, если у Ницше ритуал возникает в контексте коллективной религиозной практики, то у Бойса ритуал — это инсценировка личной ответственности художника перед предметом искусства и миром; он не столько воссоздаёт мистерию, сколько демонстрирует, что современная институция лишила искусства этой функции, и возвращение этой функции — акт критики.

V. Становления как основа перформативности

Original size 1861x1440

Джордж Брехт; Перформанс «Капельная музыка»; 1962

Художником создается акустическая ситуация: капающая вода генерирует звук. Композитор конструирует условия, звук появляется «сам по себе» — как результат физических параметров (высота сосуда, плотность воды, расстояние от сосуда до емкости с водой).

Эстетика Брехта — радикальная редукция музыки до физического процесса. Композиция исчезает как форсированный акт воли автора; она коллективно «выплавляется» из материи. Такой приём деконструирует авторство и укрепляет идею мира как источника звучания: музыка перестаёт быть продуктом субъекта и становится характеристикой материального мира.Одна и та же партитура порождала бесконечное количество уникальных вариаций события: перфоманс повторялся в различных местах, а физические факторы (высота сосуда, плотность воды, расстояние от сосуда до емкости с водой) менялись. Искусство переставало быть статичным объектом и становилось процессом, событием или даже самой жизнью.

Джордж Брехт; Перформанс «Капельная музыка»; 1962 // Джордж Брехт; Перформанс «Капельная музыка» в исполнении Джорджа Мачюнаса на фестивале Fluxorum; 1963

Ницше подчёркивал первичность музыки как способа непосредственного выражения мировой воли, противопоставляет музыкальную силу аполлоническому слову. Брехт иллюстрирует это: звук капли — непосредственное проявление природного ритма, сущностной музыкальности мира, не зависящей от человеческого замысла.

Брехт переводит ницшеанскую идею в радикальный эксперимент: звук не создаёт композитор, звук рождается физическими обстоятельствами, пусть и спровоцированными человеком. Композитор тем самым проверяет ницшеанскую границу: если музыка — первична, то её проявления могут возникать и без человеческого замысла; слушатель должен научиться воспринимать звук как самостоятельный акт. Минималистичная партитура с простой инструкцией — «капать» — также может быть интерпритирована как аполлоническая форма, структура, с четкими вербализованными рамками. Однако само исполнение, процесс, всегда останется непредсказуемым, хаотичным, дионисийским по своей сути.

VI. Разрушение//рождение

Original size 2000x1241

Нам Джун Пайк; «Один для соло со скрипкой»; 1964

Пайк медленно поднимает скрипку, создает напряжённое ожидание, затем разрушает инструмент — разбивает его о поверхность. Сама динамика построена на паузе: ожидание продлевается, и разрушение становится кульминацией.

Original size 750x1125

Нам Джун Пайк; «Один для соло со скрипкой»; 1962

Композиция построена на драматургии паузы и разрушения. Скрипка — культовый объект музыкальной традиции, её разламывание служит актом символического «жертвоприношения» в отказе от устоявшейся эстетики. На контрасте со сценой разрушения обретает важность и ее прелюдия: медленное поднятие инструмента создает напряжение, делая аудиторию соавтором: ожидание «собирает» эмоции, напряжение и смысл. Пайк превращает разрушение в эстетический акт, поэтизирую и наделяя его сокральным смыслом, где разрушение воспринимается как обрядовое очищение от традиции и ее трансформации в клективный опыт.

В «Рождении трагедии» Ницше объясняет, что аполлоническая форма (образ, маска, скульптурная ясность) нужна, чтобы «одеть» дионисийское; но нередко форма начинает упразнять энергию. Исходя из этого для возрождения искусства требуется очищающее разрушение форм. Пайк разбивает скрипку — символ аполлонической музыкальной традиции. Его художественный жест будто ритуал очищения: уничтожение инструмента как страховки формы, чтобы открыть пространство для иной, неканонической музыкальности или для дионисийского импульса. Таким образом действие соответствует ницшеанской логике жертвоприношения формы ради нового рождения.

Вывод

Сопоставление Флюксус с ницшеанскими идеями показывает, что их связь не сводится лишь к духовной близости: каждое из рассмотренных действий Флюксуса можно напрямую соотнести с конкретными тезисами Ницше из «Рождения трагедии из духа музыки» — принципом индивидуации, первичностью музыки, ритуально-экстатическим началом и разрушением формы. Эти блоки, выделенные в тексте Ницше, в практиках Флюксус получают своеобразную современную «проверку на прочность»: художественные жесты становятся способами реконструкции дионисийско-аполлонической динамики в условиях модерна.

Однако совпадение не лишено напряжённости: Ницше указывал на опасности дионисийского начала, и Флюксус остро сталкивается с этими рисками. Вовлечение зрителей в жесты уязвимости, разрушения или непредсказуемости вызывает этические вопросы ответственности — те самые, что у Ницше фигурируют как предупреждение: творящая сила должна уметь владеть дионисийским, не скатываясь в разрушение ради разрушения.

Флюксус неизбежно адаптирует ницшеанские мотивы к иной среде — массовой аудитории, институциональному контексту, камерности авангардного действия. Дионисийское здесь перестаёт быть масштабным культом и становится локальным экспериментом, но по сути сохраняет способность вскрывать иллюзорность аполлонических форм.

Bibliography
Show
1.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / пер. Г. Рачинского. — СПб.: Азбука-Аттикус, 2014. — (Азбука-классика. Non-Fiction).

2.

Вечное искусство радикального жеста: Fluxus // The Art Newspaper Russia. — URL: https://www.theartnewspaper.ru/posts/261/ (дата обращения: 19.11.2025).

3.

Флуксус в Московском музее современного искусства // ММОМА. — URL: https://di.mmoma.ru/news?mid=2298&id=913 (дата обращения: 19.11.2025).

4.

Флуксус (Fluxus) // АртУзел. — URL: https://artuzel.com/content/fluksus-fluxus (дата обращения: 19.11.2025).

5.

Fluxus // Tate. — URL: https://www.tate.org.uk/art/art-terms/f/fluxus (дата обращения: 19.11.2025).

6.

What Is Fluxus? // Artsper Magazine. — URL: https://blog.artsper.com/en/a-closer-look/what-is-fluxus/ (дата обращения: 19.11.2025).

7.

The Crux of Fluxus // Walker Art Center Publications. — URL: https://walkerart.org/collections/publications/art-expanded/crux-of-fluxus/ (дата обращения: 19.11.2025).

Image sources
Show
1.

Флюксус интернешнл фестивал / Fluxus International Festival [Изображение] // Veryimportantlot. — URL: https://veryimportantlot.com/cache/thumbed/750x0/0c7924de34fe89721deadf91f3dace77_width_q60.webp (дата обращения: 19.11.2025).

2.

Флюксус интернешнл фестивал / Fluxus International Festival [Изображение] // Veryimportantlot. — URL: https://veryimportantlot.com/cache/thumbed/750x0/23de8d6ae66e327af0dc043d48ac42d6_width_q60.webp (дата обращения: 19.11.2025).

3.

Брехт, Д. Капельная музыка (Drip Music). Event-Score [Изображение] // New Now. — 2019. — URL: https://newnow.art.blog/wp-content/uploads/2019/04/893v770f83.jpg (дата обращения: 19.11.2025).

4.

Пайк, Н. Д. Один для скрипки соло (One for Violin Solo). Перформанс [Изображение] // Depth of Reality: livejournal. — URL: https://ic.pics.livejournal.com/depthofreality/11598080/58976/58976_original.jpg (дата обращения: 19.11.2025).

5.

Пайк, Н. Д. Один для скрипки соло (One for Violin Solo). Перформанс [Изображение] // Veryimportantlot. — URL: https://veryimportantlot.com/cache/thumbed/750x0/3240439490cf9460e99575d40c3d0c37_width_q60.webp (дата обращения: 19.11.2025).

6.

Оно, Й. Отрежь кусок (Cut Piece). Перформанс [Изображение] // Veryimportantlot. — URL: https://veryimportantlot.com/cache/thumbed/750x0/607509267d31b93371426283c2db9355_width_q60.webp (дата обращения: 19.11.2025).

7.

Оно, Й. Отрежь кусок (Cut Piece). Перформанс [Изображение] // Veryimportantlot. — URL: https://veryimportantlot.com/cache/thumbed/750x0/79bb6e762a378e5fe0bf809c41a1906c_width_q60.webp (дата обращения: 19.11.2025).

8.

Бойс, Й. Как объяснять картины мертвому зайцу (How to Explain Pictures to a Dead Hare). Перформанс [Изображение] // Homsk. — 2022. — URL: https://homsk.com/upload/media/entries/2022-04/14/42355-entry-20-1649962843.jpg (дата обращения: 19.11.2025).

9.

Брехт, Д. Капельная музыка (Drip Music). Event-Score [Изображение] // The Museum of Modern Art (MoMA). — URL: https://www.moma.org/collection/works/127313 (дата обращения: 19.11.2025).

10.

Брехт, Д. Капельная музыка (Drip Music). Event-Score [Изображение] // The Museum of Modern Art (MoMA). — URL: https://www.moma.org/media/W1siZiIsIjIxNjE4OSJdLFsicCIsImNvbnZlcnQiLCItcXVhbGl0eSA5MCAtcmVzaXplIDIwMDB4MjAwMFx1MDAzZSJdXQ.jpg?sha=0a0c7d35b956f169 (дата обращения: 19.11.2025).

11.

Бойс, Й. Как объяснять картины мертвому зайцу (How to Explain Pictures to a Dead Hare). Перформанс [Изображение] // Pinterest. — URL: https://i.pinimg.com/1200x/4b/67/d6/4b67d6a1e5a156cc44a49cc7eb4452c4.jpg (дата обращения: 19.11.2025).

12.

Бойс, Й. Как объяснять картины мертвому зайцу (How to Explain Pictures to a Dead Hare). Перформанс [Изображение] // The Museum of Modern Art (MoMA). — URL: https://www.moma.org/media/W1siZiIsIjE4OTk2NSJdLFsicCIsImNvbnZlcnQiLCItcXVhbGl0eSA5MCAtcmVzaXplIDIwMDB4MTQ0MFx1MDAzZSJdXQ.jpg?sha=03eeb92640543201 (дата обращения: 19.11.2025).

13.

Флюксус интернешнл фестивал / Fluxus International Festival [Изображение] // Veryimportantlot. — URL: https://veryimportantlot.com/cache/thumbed/750x0/91357be6bf09f943447a93dde2c80a3f_width_q60.webp (дата обращения: 19.11.2025).

Дионисийский бунт: тактика распада индивидуации в искусстве Флюксуса
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more