
РУБРИКАТОР
1. Концепция и гипотеза 2. Анализ изображения молодости 3. Анализ изображения старости 4. Сравнительный анализ портретов молодых и старых женщин 5. Вывод
КОНЦЕПЦИЯ
В данном исследовании я буду рассматривать работы разных художников эпохи барокко. Предметом моего интереса станут портреты пожилых женщин, которые я сравню с изображениями юных дам. Таким образом, я хочу проследить, как с помощью различных живописных приемов, таких как свет, тени, цветовая палитра и многих других, изображалась старость и какое отношение было к женщинам преклонного возраста в то время.
Молодость и красота, особенно женская, — всегда предмет восхищения, подражания, отражение прекрасного и эстетичного. Однако старость, опытность и морщины никого не изумляют; в этом периоде жизни женщина становится неинтересна обществу. Такая проблема существует и в наше время, поэтому интересно проследить, было ли так всегда, с помощью анализа живописи художников барокко, ведь именно они ушли от идеала эпохи Возрождения к отражению реальности и проблем своего времени.
гипотеза
Моя гипотеза заключается в том, что художники эпохи барокко идеализируют женскую молодость и демонизируют старость. Они намеренно используют для этого определенные живописные приёмы: для изображения пожилых женщин применяют более тёмную цветовую палитру, тщательно прорисовывают каждую морщину и наделяют их томным, грустным взглядом. В то же время юные дамы напоминают фарфоровых кукол с безупречной кожей, нежным румянцем и светлым, ясным взором. Таким образом, можно сделать вывод, что художники сознательно использовали эти контрастные приёмы, чтобы подчеркнуть несовершенства и неэстетичность старения.
АНАЛИЗ ИЗОБРАЖЕНИЯ МОЛОДОСТИ
Эпоха барокко — это период надлома старых идеалов и глубокого кризиса. На искусство того времени мощное влияние оказали социальные потрясения. Оно стало прямым отражением происходящего, а стиль претерпел изменения во всех своих проявлениях. Живопись становится более объёмной и реалистичной, запечатлевая моменты жизни так, словно это сцена в театре. Художники используют свет как главный инструмент, цветовая палитра становится разнообразнее, а главной задачей картин становится вызывание сильных эмоций, а не передача рационального посыла.
Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой (1665-67гг)
Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет молодой женщины (1632г)
Питер Пауль Рубенс. Женский портрет (1637г)
Диего Родригес де Сильва. Дама с веером (1635-40гг)
Эль Греко. Сеньора в меховой накидке (1579г)
Диего Родригес де Сильва. Сивилла с чистой доской
Рембрандт Харменс ван Рейн. Молодая женщина, примеряющая серьги
Ян Вермеер. Молодая дама за вирджиналем (1670г)
Рассматривая данные портреты, можно заметить, как художники живо и идеально изображают молодых девушек. Основное внимание приковывают их лица, наполненные нежным румянцем и отражающие живость. Кожа написана без единого изъяна и кажется фарфоровой.
Взгляд каждой девушки выражает свою эмоцию и заставляет посмотреть ей в глаза. Также девушки изображены в красивых нарядах, с украшениями и изящными причёсками, что говорит о том, что им важен их внешний вид.
Свет мягко обволакивает лицо каждой, не подчёркивая изъянов, и создаётся впечатление, будто девушки сияют изнутри. Цветовая палитра подобрана в тёплых тонах для изображения кожи, а фон чаще всего тёмный и однотонный, что создаёт контраст.
Диего Родригес де Сильва. Кружевница (1640-50гг)
Питер Пауль Рубенс. Женский портрет (1635-40гг)
Питера Пауля Рубенс. Портрет Сусанны Фоурмен
Халс Франс. Цыганка
Здесь мы видим все те же приемы, что были описаны ранее. Но авторы данных картин изображают не только лицо, но и добавляют нотку пикантности в портреты, оголяя бюсты девушек. Внимание привлекает не только глаза и взгляд, но и пышные груди, которые изображены так же, как и лицо: без изъянов, в теплых цветах.
Диего Родригес де Сильва. Туалет Венеры (1645)
Питер Пауль Рубенс. Диана с нимфами, застигнутые сатирами
Питер Пауль Рубенс. Три грации (1630–1635гг)
На данной серии картин художники демонстрируют красоту молодого женского тела. Мы вновь видим идеальную кожу с тёплым подтоном, а на лицах сохраняется румянец. Свет подчеркивает все изгибы тела, огибая все формы девушек. Их тела не опошлены, они красивы и эстетичны, передавая всю свежесть и сочность молодости.
Итог: на всех представленных картинах художники пользуются одними приёмами: рассеянный мягкий свет, тёплые цвета для написания кожи и румянца, фактура кожи — идеальная и гладкая. Можно заметить, как художники восхищаются мимолётной молодостью, красотой юных дам, создавая эстетические идеалы.
АНАЛИЗ ИЗОБРАЖЕНИЯ СТАРОСТИ
Питер Пауль Рубенс. Голова старушки (1615г)
Питер Пауль Рубенс. Ноктюрн (1616г)
Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет матери художника (1627-29гг)
Рассматривая данные портреты, можно заметить, что они написаны в тёплых цветах, на лицах женщин виден румянец. Также внимание привлекает детальная прорисовка каждой морщинки; их взгляд скорее пустой и наполнен усталостью от прожитой жизни, при этом в нём сложно выделить какую-либо яркую эмоцию.
Одежды женщин лишены пышности и красоты, на них нет никаких украшений и дополнительных аксессуаров.
Эберхард Кейль. Старуха за рукоделием (1650г)
Рембрандт Харменс ван Рейн. Пожилая женщина в белом чепце (1640г)
Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет Ахье Класдр (1634г)
Диего Родригес де Сильва. Старая повариха
Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет молящейся матери (1629г)
Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет пожилой женщины (1655г)
Рембрандт Харменс ван Рейн. Читающая старушка, возможно пророчица Анна (1631г)
На данной серии картин можно увидеть, как тёплые цвета сменяются холодными оттенками; даже жёлтый цвет вызывает неприятное ощущение. В целом картины получаются мрачными, тёмными за счёт фона, цвета одежды и света. Также очень детально прописаны все морщины на лице, руках. Взгляд пустой, отстранённый, чаще всего не направлен на зрителя.
Эти картины вызывают смешанные чувства: ты как будто сопереживаешь их утрате юности и осознаёшь, что жизнь конечна и эти женщины чувствуют приближение смерти. Их одежды также аскетичны, однотонны; мы не видим волос, а тем более причёсок ни одной, что говорит о том, что они скрывают не идеальную шевелюру.
Итог: не все художники изображают старость по одному шаблону, но в большинстве портретов пожилых женщин мы наблюдаем тёмные, серые, холодные цвета, аскетичные одежды, отсутствие украшений. Свет подчёркивает все неровности кожи, как и фактура изображения.
Картины выглядят грустно, тяжело, удручающе. Во взгляде можно увидеть всю усталость и безжизненность. При этом здесь нет никакой злости или отвращения к старости, скорее — осознание мимолётности жизни.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Рембрандт Харменс ван Рейн. Пожилая женщина в белом чепце (1640г)

Эль Греко. Сеньора в меховой накидке (1579г)

Питер Пауль Рубенс. Голова старушки (1615г)

Питер Пауль Рубенс. Женский портрет (1637г)

Диего Родригес де Сильва. Старая повариха

Диего Родригес де Сильва. Сивилла с чистой доской

Питер Пауль Рубенс. Юдифь с головой Олоферна (ок 1616г)
Диего Родригес де Сильва. Христос в доме Марфы и Марии (1618г)
На этих картинах мы видим противопоставление молодой и пожилой женщин. Здесь сразу становится заметно, как художники выделяют юных дам. Свет падает на их лица, подчёркивая достоинства, используются тёплые цвета, кожа выглядит идеальной, на щеках играет румянец. Пожилые женщины остаются в тени, их образы решены в жёлтых, коричневых, сероватых тонах, каждая морщинка тщательно прописана. Также важно, что именно молодые девушки смотрят прямо на зрителя, тем самым приковывая к себе основное внимание.
ВЫВОД
Эпоха барокко была пронизана размышлениями о мимолетности жизни, её смысле и неизбежном конце. Смерть изображали по-разному, но во многом художники стремились передать подлинный страх перед ней и осознание её реальности. Портреты, представленные в моём исследовании, ярко отражают безжалостную силу времени: оно безвозвратно забирает красоту и изящество, принося с собой возраст и морщины.
В этих картинах, безусловно, запечатлена действительность, чья правда порой угнетает, чем и объясняется отсутствие идеализированных изображений пожилых женщин. Однако, на мой взгляд, эти работы созданы не для того, чтобы оскорбить женщин из-за возраста. Скорее, они раскрывают глубокую печаль угасания бытия, то, как безвозвратно уходят со временем былая красота, энергия и живость характера.
Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. — Юрайт, 2018. — 296 с.
Гейзер М. Л., Беленко Д. А. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭПОХ ВОЗРОЖДЕНИЯ И БАРОККО В ИСКУССТВЕ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2021
Степанов А. Чем нам интересно барокко? // Философско-литературный журнал «Логос». — 2018
Ренессанс. Барокко. Классицизм [Текст]: Проблема стилей в зап.-европ. искусстве XV–XVII вв. : [Сборник статей] / [Отв. ред. Б. Р. Виппер и Т. Н. Ливанова]; [АН СССР. Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР]. — Москва: Наука, 1966. — 348 с., 39 л. ил. : 22 см.
Томан Р. Барокко, Архитектура, Скульптура, Живопись. — Konemann, 2000
Локтев В. И. Барокко от Микеланджело до Гварини (проблема стиля). — М.: Архитектура-С, 2004. — 484 с.
Базен Жермен Барокко и рококо. — СЛОВО/SLOVO, 2001. — 283 с.
Bernarda-Kejlya-Staruha-za-rukodeliem-foto-1961
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ