Original size 875x1240

Эйджизм в портретах женщин эпохи Барокко

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

РУБРИКАТОР

1. Концепция и гипотеза 2. Анализ изображения молодости 3. Анализ изображения старости 4. Сравнительный анализ портретов молодых и старых женщин 5. Вывод

КОНЦЕПЦИЯ

В данном исследовании я буду рассматривать работы разных художников эпохи барокко. Предметом моего интереса станут портреты пожилых женщин, которые я сравню с изображениями юных дам. Таким образом, я хочу проследить, как с помощью различных живописных приемов, таких как свет, тени, цветовая палитра и многих других, изображалась старость и какое отношение было к женщинам преклонного возраста в то время.

Молодость и красота, особенно женская, — всегда предмет восхищения, подражания, отражение прекрасного и эстетичного. Однако старость, опытность и морщины никого не изумляют; в этом периоде жизни женщина становится неинтересна обществу. Такая проблема существует и в наше время, поэтому интересно проследить, было ли так всегда, с помощью анализа живописи художников барокко, ведь именно они ушли от идеала эпохи Возрождения к отражению реальности и проблем своего времени.

гипотеза

Моя гипотеза заключается в том, что художники эпохи барокко идеализируют женскую молодость и демонизируют старость. Они намеренно используют для этого определенные живописные приёмы: для изображения пожилых женщин применяют более тёмную цветовую палитру, тщательно прорисовывают каждую морщину и наделяют их томным, грустным взглядом. В то же время юные дамы напоминают фарфоровых кукол с безупречной кожей, нежным румянцем и светлым, ясным взором. Таким образом, можно сделать вывод, что художники сознательно использовали эти контрастные приёмы, чтобы подчеркнуть несовершенства и неэстетичность старения.

АНАЛИЗ ИЗОБРАЖЕНИЯ МОЛОДОСТИ

Эпоха барокко — это период надлома старых идеалов и глубокого кризиса. На искусство того времени мощное влияние оказали социальные потрясения. Оно стало прямым отражением происходящего, а стиль претерпел изменения во всех своих проявлениях. Живопись становится более объёмной и реалистичной, запечатлевая моменты жизни так, словно это сцена в театре. Художники используют свет как главный инструмент, цветовая палитра становится разнообразнее, а главной задачей картин становится вызывание сильных эмоций, а не передача рационального посыла.

Original size 1025x1200

Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой (1665-67гг)

Original size 1140x1379

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет молодой женщины (1632г)

Original size 2296x3161

Питер Пауль Рубенс. Женский портрет (1637г)

Original size 3560x4800

Диего Родригес де Сильва. Дама с веером (1635-40гг)

Original size 962x1200

Эль Греко. Сеньора в меховой накидке (1579г)

Original size 1072x1200

Диего Родригес де Сильва. Сивилла с чистой доской

Original size 2527x3068

Рембрандт Харменс ван Рейн. Молодая женщина, примеряющая серьги

Original size 1760x2248

Ян Вермеер. Молодая дама за вирджиналем (1670г)

Рассматривая данные портреты, можно заметить, как художники живо и идеально изображают молодых девушек. Основное внимание приковывают их лица, наполненные нежным румянцем и отражающие живость. Кожа написана без единого изъяна и кажется фарфоровой.

Взгляд каждой девушки выражает свою эмоцию и заставляет посмотреть ей в глаза. Также девушки изображены в красивых нарядах, с украшениями и изящными причёсками, что говорит о том, что им важен их внешний вид.

Свет мягко обволакивает лицо каждой, не подчёркивая изъянов, и создаётся впечатление, будто девушки сияют изнутри. Цветовая палитра подобрана в тёплых тонах для изображения кожи, а фон чаще всего тёмный и однотонный, что создаёт контраст.

Original size 3369x4096

Диего Родригес де Сильва. Кружевница (1640-50гг)

Original size 1200x1600

Питер Пауль Рубенс. Женский портрет (1635-40гг)

Original size 2882x4226

Питера Пауля Рубенс. Портрет Сусанны Фоурмен

Original size 1432x1600

Халс Франс. Цыганка

Здесь мы видим все те же приемы, что были описаны ранее. Но авторы данных картин изображают не только лицо, но и добавляют нотку пикантности в портреты, оголяя бюсты девушек. Внимание привлекает не только глаза и взгляд, но и пышные груди, которые изображены так же, как и лицо: без изъянов, в теплых цветах.

Original size 4500x3075

Диего Родригес де Сильва. Туалет Венеры (1645)

Original size 1600x1038

Питер Пауль Рубенс. Диана с нимфами, застигнутые сатирами

Original size 1582x2000

Питер Пауль Рубенс. Три грации (1630–1635гг)

На данной серии картин художники демонстрируют красоту молодого женского тела. Мы вновь видим идеальную кожу с тёплым подтоном, а на лицах сохраняется румянец. Свет подчеркивает все изгибы тела, огибая все формы девушек. Их тела не опошлены, они красивы и эстетичны, передавая всю свежесть и сочность молодости.

Итог: на всех представленных картинах художники пользуются одними приёмами: рассеянный мягкий свет, тёплые цвета для написания кожи и румянца, фактура кожи — идеальная и гладкая. Можно заметить, как художники восхищаются мимолётной молодостью, красотой юных дам, создавая эстетические идеалы.

АНАЛИЗ ИЗОБРАЖЕНИЯ СТАРОСТИ

Original size 1312x1600

Питер Пауль Рубенс. Голова старушки (1615г)

Original size 2432x3000

Питер Пауль Рубенс. Ноктюрн (1616г)

Original size 1200x1547

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет матери художника (1627-29гг)

Рассматривая данные портреты, можно заметить, что они написаны в тёплых цветах, на лицах женщин виден румянец. Также внимание привлекает детальная прорисовка каждой морщинки; их взгляд скорее пустой и наполнен усталостью от прожитой жизни, при этом в нём сложно выделить какую-либо яркую эмоцию.

Одежды женщин лишены пышности и красоты, на них нет никаких украшений и дополнительных аксессуаров.

Original size 1561x2048

Эберхард Кейль. Старуха за рукоделием (1650г)

Original size 1868x2300

Рембрандт Харменс ван Рейн. Пожилая женщина в белом чепце (1640г)

Original size 3325x4182

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет Ахье Класдр (1634г)

Original size 3900x3323

Диего Родригес де Сильва. Старая повариха

Original size 1200x1539

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет молящейся матери (1629г)

Original size 800x1028

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет пожилой женщины (1655г)

Original size 1200x1505

Рембрандт Харменс ван Рейн. Читающая старушка, возможно пророчица Анна (1631г)

На данной серии картин можно увидеть, как тёплые цвета сменяются холодными оттенками; даже жёлтый цвет вызывает неприятное ощущение. В целом картины получаются мрачными, тёмными за счёт фона, цвета одежды и света. Также очень детально прописаны все морщины на лице, руках. Взгляд пустой, отстранённый, чаще всего не направлен на зрителя.

Эти картины вызывают смешанные чувства: ты как будто сопереживаешь их утрате юности и осознаёшь, что жизнь конечна и эти женщины чувствуют приближение смерти. Их одежды также аскетичны, однотонны; мы не видим волос, а тем более причёсок ни одной, что говорит о том, что они скрывают не идеальную шевелюру.

Итог: не все художники изображают старость по одному шаблону, но в большинстве портретов пожилых женщин мы наблюдаем тёмные, серые, холодные цвета, аскетичные одежды, отсутствие украшений. Свет подчёркивает все неровности кожи, как и фактура изображения.

Картины выглядят грустно, тяжело, удручающе. Во взгляде можно увидеть всю усталость и безжизненность. При этом здесь нет никакой злости или отвращения к старости, скорее — осознание мимолётности жизни.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Рембрандт Харменс ван Рейн. Пожилая женщина в белом чепце (1640г)

Эль Греко. Сеньора в меховой накидке (1579г)

Питер Пауль Рубенс. Голова старушки (1615г)

Питер Пауль Рубенс. Женский портрет (1637г)

Диего Родригес де Сильва. Старая повариха

Диего Родригес де Сильва. Сивилла с чистой доской

Original size 2560x2770

Питер Пауль Рубенс. Юдифь с головой Олоферна (ок 1616г)

Original size 2760x1600

Диего Родригес де Сильва. Христос в доме Марфы и Марии (1618г)

На этих картинах мы видим противопоставление молодой и пожилой женщин. Здесь сразу становится заметно, как художники выделяют юных дам. Свет падает на их лица, подчёркивая достоинства, используются тёплые цвета, кожа выглядит идеальной, на щеках играет румянец. Пожилые женщины остаются в тени, их образы решены в жёлтых, коричневых, сероватых тонах, каждая морщинка тщательно прописана. Также важно, что именно молодые девушки смотрят прямо на зрителя, тем самым приковывая к себе основное внимание.

ВЫВОД

Эпоха барокко была пронизана размышлениями о мимолетности жизни, её смысле и неизбежном конце. Смерть изображали по-разному, но во многом художники стремились передать подлинный страх перед ней и осознание её реальности. Портреты, представленные в моём исследовании, ярко отражают безжалостную силу времени: оно безвозвратно забирает красоту и изящество, принося с собой возраст и морщины.

В этих картинах, безусловно, запечатлена действительность, чья правда порой угнетает, чем и объясняется отсутствие идеализированных изображений пожилых женщин. Однако, на мой взгляд, эти работы созданы не для того, чтобы оскорбить женщин из-за возраста. Скорее, они раскрывают глубокую печаль угасания бытия, то, как безвозвратно уходят со временем былая красота, энергия и живость характера.

Bibliography
Show
1.

Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. — Юрайт, 2018. — 296 с.

2.

Гейзер М. Л., Беленко Д. А. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭПОХ ВОЗРОЖДЕНИЯ И БАРОККО В ИСКУССТВЕ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2021

3.

Степанов А. Чем нам интересно барокко? // Философско-литературный журнал «Логос». — 2018

4.

Ренессанс. Барокко. Классицизм [Текст]: Проблема стилей в зап.-европ. искусстве XV–XVII вв. : [Сборник статей] / [Отв. ред. Б. Р. Виппер и Т. Н. Ливанова]; [АН СССР. Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР]. — Москва: Наука, 1966. — 348 с., 39 л. ил. : 22 см.

5.

Томан Р. Барокко, Архитектура, Скульптура, Живопись. — Konemann, 2000

6.

Локтев В. И. Барокко от Микеланджело до Гварини (проблема стиля). — М.: Архитектура-С, 2004. — 484 с.

7.

Базен Жермен Барокко и рококо. — СЛОВО/SLOVO, 2001. — 283 с.

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.

Bernarda-Kejlya-Staruha-za-rukodeliem-foto-1961

23.24.25.26.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

27.28.
Эйджизм в портретах женщин эпохи Барокко
Confirm your ageProject contains information not suitable for individuals under the age of 18
I am already 18 years old
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more