Original size 1140x1600

Фотокнига как инструмент: феномен «Evidence»

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

концепция

Фотокнига — это инструмент для создания смысла и идей, самостоятельное медиа, влияющее на природу фотографий, задающее им новый контекст. Из этого следует, что куратор издания имеет власть создать новую реальность из уже существующих фотографий и архивов.

Ярким доказательством этой власти является судьба архивов, с которым работали Ларри Султан и Майк Мэндел. В 1977 году они выпустили фотокнигу «Evidence» («Доказательство»), в неё вошли снимки из «местных корпораций, правительственных учреждений и исследовательских институтов». (Сандра С. Филлипс, 2017) Отобрав 59 изображений из нескольких тысяч и разместив их в издание без единой подписи, они совершили радикальный художественный жест: лишили служебные фотографии их первоначальной функции, превратив их в серию загадочных «улик», лишённых конкретного преступления, а то-есть в некоторой степени и преступления как такового. Этот акт деконструкции породил не просто книгу, а мощный прецедент, открывший архиву путь к новым мыслям.

Данное визуальное исследование ставит своей целью рассмотреть три фотокниги: ключевую и её два современных аналога, которые стали самостоятельными произведениями, тонко протягивающими нить к первоисточнику, «Доказательству» 1977 года. При том что во всех изданиях используется один и тот же архив служебных снимков, каждая книга предлагает уникальную, новую оптику прочтения.

В 2022 году Джеймс Уайт представил собственную версию «Evidence», которая не является переизданием, а оказывается новой интерпретацией, где через иную последовательность, ритм, масштаб и форму переосмысляется оригинал. Он продолжает вести диалог с культовой книгой, пропуская ее через призму современного визуального опыта, сформированного цифровыми архивами и соцсетями.

Трилогию замыкает проект «Accidental Evidence» («Случайная улика») 2025 года Майка Мэндела и Шанталь Закари, в котором соавтор оригинального издания (Майк Мэндел) возвращается к архиву почти спустя 50 лет, словно раскрывая процесс кураторского отбора. Эта книга — акт рефлексии, диалог между прошлым и настоящим, раскрывающий не только «улики», но и сам метод работы с ними. Если в 1977 году зрителю был предъявлен лишь итог — выверенный и лаконичный набор образов, — то новая книга погружает в пространство мыслей, по средствам компиляций, наложений, будто впуская в сам процесс создания.

Раздел визуального исследования «Сходства и различия изданий» — пространство, где возникает самый яркий диалог между тремя фотокнигами. Прямое сопоставление помогает проследить, как один и тот же визуальный материал может порождать множество разных смыслов.

рубрикатор

(1) «Evidence / Доказательство» (1977) Ларри Султан и Майк Мэндел

(2) «Evidence / Доказательство» (2022) Джеймс Уайт

(3) «Accidental Evidence / Случайная улика» (2025) Майк Мэндел и Шанталь Закари

(4) Сходства и различия изданий

Original size 1813x800

«Accidental Evidence» (2025) Майк Мэндел и Шанталь Закари «Evidence» (1977) Ларри Султан и Майк Мэндел «Evidence» (2022) Джеймс Уайт

(1) «Evidence / Доказательство» (1977) Ларри Султан и Майк Мэндел

В издание фотографии существуют в отрыве от своих первоначальных контекстов. Лишённые подробных объяснений и подписей, действия, запечатлённые на снимках, приобретают загадочность и теряют связь с конкретными происшествиями. Это погружает изображения в иную реальность, где предметом исследования становится сама природа фотографии, освобождённая от обстоятельств. Однако внешняя форма сохраняет черты строгости и холодности, имитируя официальный отчёт. Этому способствуют чёрно-белые тона, которые превращают кадры в артефакты — безличные, почти археологические свидетельства.

«…„Доказательство“ — это произведение искусства, посвящённое периоду после Вьетнама и Уотергейта, затрагивающее тему утраты веры, вызванной той эпохой, и исследование возникшего в результате этого неоднозначного отношения людей к новым машинам.» (Сандра С. Филлипс, 2017)

Фотокнига имеет множество переизданий разных лет, за счет своей нашумешей популярности, указанная дата 1977 год — это первое издание.

суперобложка / обложка «Evidence» (1977) Ларри Султан и Майк Мэндел

Original size 2776x1275

оборот суперобложки «Evidence» (1977) Ларри Султан и Майк Мэндел

Первое изображение в книге — следы, оставленные на плитке, примерное понимание масштабов дает карандаш, лежащий рядом со следом.

«Evidence» (1977) Ларри Султан и Майк Мэндел

Original size 2286x1600

«Evidence» (1977) Ларри Султан и Майк Мэндел

«Облечённая в сдержанную интеллектуальную концепцию, эта книга стала презентацией безудержного безумия фотографии.» (Дэвид Кэмпэни, 2022)

Original size 2286x1600

«Evidence» (1977) Ларри Султан и Майк Мэндел

«Evidence» (1977) Ларри Султан и Майк Мэндел

Визуальный строй книги сознательно статичен. Динамика заключена не в монтаже, а в сюжетах отдельных кадров. Эта внутренняя напряжённость изображений, объединённых единой цветокоррекцией и приведённых к общему тональному знаменателю, позволяет нивелировать разность авторских почерков и создать целостный, монолитный нарратив.

0

«Evidence» (1977) Ларри Султан и Майк Мэндел

(2) «Evidence / Доказательство» (2022) Джеймс Уайт

Джеймс Уайт, не являясь создателем оригинала, работает с ним как художник-интерпретатор. Он не просто перекомпоновывает архив, а переснимает его, создавая новое пространство и иной, замедленный ритм. Его взгляд проникает внутрь кадров, парадоксальным образом удаляя из них главных действующих лиц и кульминационные моменты. В результате этот жест не просто останавливает время — он растворяет саму возможность «преступления», оставляя лишь его безлюдную, застывшую сцену.

«Поначалу кажется, что это ремикс картин Султана и Манделя. Те же фотографии, но разрезанные пополам, перевёрнутые или обрезанные. Каждая частично скрыта непрозрачной или полупрозрачной монохромной полосой: чёрной, белой, серой, серебристой.» (Дэвид Кэмпэни, 2022)

240 × 320 мм обложка / оборот обложки «Evidence» (2022) Джеймс Уайт

Original size 1280x976

«Evidence» (2022) Джеймс Уайт

«Его подход исходит не столько от иллюзий фотореализма, процветавшего в 1970-х годах, сколько от желания отстранить каждый материал настолько, чтобы сделать его приятным, но при этом сухим и понятным.» (Дэвид Кэмпэни, 2022)

«Evidence» (2022) Джеймс Уайт

0

«Evidence» (2022) Джеймс Уайт

Все изображения в издании расположены строго на правой полосе. Такое решение насыщает развороты большим количеством белого пространства, а изоляция каждой фотографии на отдельном развороте концентрирует внимание зрителя на одном-единственном кадре.

Джеймс Уайт, изображение из «Evidence» (2022) «Evidence» (2022) Джеймс Уайт

(3) «Accidental Evidence / Случайная улика» (2025) Майк Мэндел и Шанталь Закари

Это издание представляет собой своего рода авторскую ретроспективу — соавтор первого проекта Майк Мэндел возвращается к тому же материалу, но уже в сотрудничестве с Шанталь Закари и с новой оптикой. Книга становится рефлексивным путешествием вглубь архива, исследуя не только сами «доказательства», но и метод работы с ними. В неё вошли отвергнутые кадры, контактные листы и указания на источники изображений, что создаёт диалог между прошлым и настоящим и приоткрывает внутренний процесс работы над проектом.

Original size 2000x539

обложка с клапанами «Accidental Evidence» (2025) Майк Мэндел и Шанталь Закари

Original size 1500x1115

обложка в раскрытом виде «Accidental Evidence» (2025) Майк Мэндел и Шанталь Закари

«В результате получается визуальный палимпсест, в котором содержание накладывается, сталкивается и частично перекрывается, создавая страницы одновременно темные, запутанные и богато текстурированные.» (Шон Буш, 2025)

Original size 1000x750

«Accidental Evidence» (2025) Майк Мэндел и Шанталь Закари

«Accidental Evidence» (2025) Майк Мэндел и Шанталь Закари

«Изображения нападают друг на друга, безжалостно утверждая своё присутствие, и приглашают зрителя разобраться в отношениях между передним и задним планами, а также между вертикальными и горизонтальными плоскостями.» (Шон Буш, 2025)

Original size 1000x750

«Accidental Evidence» (2025) Майк Мэндел и Шанталь Закари

Фотокнига обретает динамику за счёт композиционных наслоений. Сохраняя ритмику и баланс между заполненными разворотами и белым пространством, характерные для «Evidence» 1977 года, новое издание усложняет визуальный язык: теперь разворот строится не на паре отдельных фотографий, а на целых компиляциях. Помимо дополнительных изображений, создающих эффект случайного контекста, в композицию включаются текстовые элементы. Текст не просто поясняет визуальный ряд, но становится самостоятельной фактурой, добавляя новые смысловые слои и обогащая общее восприятие.

Original size 1000x750

фрагмент «Accidental Evidence» (2025) Майк Мэндел и Шанталь Закари

(4) Сходства и различия изданий

Эти три издания не просто формируют разные мнения об одних и тех же фотографиях — они демонстрируют, насколько радикально могут отличаться контексты, в которые они помещены. Однако ключевой момент заключается в том, что эти контексты не существуют изолированно, они вступают в сложные отношения взаимовлияния: более поздние книги ведут прямой диалог с первоисточником, оспаривая, развивая или переосмысляя его, в то время как сам оригинал «Evidence» 1977 года задаёт отправную точку для этого диалога.

Сравнение фотокниги «Evidence» (1977) Ларри Султан и Майк Мэндел с «Evidence» (2022) Джеймс Уайт

«Evidence» (1977) Ларри Султан и Майк Мэндел (слева) «Evidence» (2022) Джеймс Уайт (справа)

Original size 2480x618

«Evidence» (1977) Ларри Султан и Майк Мэндел (по центру) «Evidence» (2022) Джеймс Уайт (слева, справа)

«Evidence» (2022) Джеймс Уайт (слева) «Evidence» (1977) Ларри Султан и Майк Мэндел / Фотография из книги (справа)

«Evidence» (1977) Ларри Султан и Майк Мэндел (слева) «Evidence» (2022) Джеймс Уайт (справа)

Сравнение фотокниги «Evidence» (1977) Ларри Султан и Майк Мэндел с «Accidental Evidence» (2025) Майк Мэндел и Шанталь Закари

«Evidence» (1977) Ларри Султан и Майк Мэндел (слева) «Accidental Evidence» (2025) Майк Мэндел и Шанталь Закари / Случайные улики, стр. 21, смещение, 2025 (справа)

Несмотря на сохранение классической центрированной композиции разворотов, динамика издания 2025 года (Майк Мэнделя и Шанталя Закари) кардинально меняется за счёт наложений. Эти наслоения изображений создают визуальную сложность, намеренно затрудняя мгновенное распознавание и заставляя зрителя погружаться в дешифровку нового, многомерного пространства.

«Accidental Evidence» (2025) Майк Мэндел и Шанталь Закари (слева) «Evidence» (1977) Ларри Султан и Майк Мэндел (справа)

«Evidence» (1977) Ларри Султан и Майк Мэндел (слева) «Accidental Evidence» (2025) Майк Мэндел и Шанталь Закари / Страница из книги «Случайная улика» (справа)

Сравнительный анализ разворотов наглядно демонстрирует радикальные различия между изданиями, несмотря на использование одного и того же фотографического материала. Фотокнига Джеймса Уайта 2022 года стремится к минимализму: изображения становятся тише, спокойнее, словно очищенными от визуального шума актов, присутствующего в оригинальном «Evidence» 1977 года. Издание 2025 года идет по пути усложнения — наслоения изображений и текстов, создавая плотную визуальную фактуру, порождающую ощущение хаоса и смысловой многомерности.

вывод

На примере трёх интерпретаций одного материала, исследование демонстрирует фундаментальный принцип: значение фотографии не зафиксировано, а рождается на стыке оформления, монтажа, культурного контекста и кураторского взгляда. Фотокнига здесь выступает как мощное медиа, способное трансформировать документальные свидетельства в художественные высказывания.

Все три фотокниги начинают обретать и развивать собственные идеи и художественные реальности, используя различные дизайн-приемы и визуальные методы. Четкий ритм и монохромная строгость оригинала, тонкая минимализация Уайта и сложные наслоения издания 2025 года — каждый из этих подходов работает как самостоятельный язык. Таким образом, архивные снимки, изначально лишенные авторства, становятся не просто иллюстрациями, а пластическим материалом, из которого кураторский замысел создает новые интеллектуальные и эстетические конструкции.

Bibliography
Show
1.

Сандра С. Филлипс. «История доказательств». 2017. (https://www.theparisreview.org/blog/2017/05/03/a-history-of-the-evidence/ Просмотрено: 20.11.25)

2.

Дэвид Кэмпэни. «„Доказательства“ Джеймса Уайта — это трактат художника о фотографии». 2022. (https://www.frieze.com/article/james-white-evidence-photobook Просмотрено: 20.11.25)

3.

Шон Буш. «СЛУЧАЙНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА: МАЙК МАНДЕЛЬ И ШАНТАЛЬ ЗАКАРИ.» 2025 (https://lenscratch.com/2025/10/accidental-evidence-mike-mandel-and-chantal-zakari/ Просмотрено: 20.11.25)

4.

«Майк Мэндел и Шанталь Закари: Случайные улики». 2025. (https://www.kingstongallery.com/center-mandel-zakari-2025 Просмотрено: 20.11.25)

Image sources
Show
1.

Обложка, развороты. «Доказательства» Ларри Султан и Майк Мэндел. (https://saintpage.com/products/mike-mandel-larry-sultan-evidence?srsltid=AfmBOopa7QqHfzAoHlmKSAkYYLgQOF-Uf7LbFplY21Di06dVwVIRWYRM&variant=41519633596555 Просмотрено: 20.11.25)

2.

Развороты. «Доказательства» Ларри Султан и Майк Мэндел. (https://www.kindredblack.com/products/evidence-larry-sultan-and-mike-mandel Просмотрено: 20.11.25)

3.

Книга, развороты. «Доказательства» Ларри Султан и Майк Мэндел. (https://twelve-books.com/products/evidence-by-larry-sultan-mike-mandel?srsltid=AfmBOoo-Q2myco2MH7W_KVFXPChjb5SIqIe0tYJh8lHTbBA_GJfRc1GP Просмотрено: 20.11.25)

4.

Развороты. «Доказательства» Ларри Султан и Майк Мэндел. (https://made-in-wonder.com/item_detail.php?item_id=3401&lang=en# Просмотрено: 20.11.25)

5.

Фотографии. Сандра С. Филлипс. 2017. «История доказательств.» (https://www.theparisreview.org/blog/2017/05/03/a-history-of-the-evidence/ Просмотрено: 20.11.25)

6.

Фото обложки. Джеймс Уайт. «Evidence». 2022. (https://moom.com.tw/tw/item/evidence-1 Просмотрено: 20.11.25)

7.

Фотографии. Дэвид Кэмпэни. «„Доказательства“ Джеймса Уайта — это трактат художника о фотографии». 2022. (https://www.frieze.com/article/james-white-evidence-photobook Просмотрено: 20.11.25)

8.

Фотографии, развороты. Джеймс Уайт. «Evidence». 2022. (https://mackbooks.co.uk/products/evidence-br-james-white?srsltid=AfmBOoq_YKexRCvlQGEZZ83-7KW304hiNwbFSMQFiCMoqh5DXVOsygKC Просмотрено: 20.11.25)

9.

Фотографии, развороты. Шон Буш. «СЛУЧАЙНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА: МАЙК МАНДЕЛЬ И ШАНТАЛЬ ЗАКАРИ.» 2025 (https://lenscratch.com/2025/10/accidental-evidence-mike-mandel-and-chantal-zakari/ Просмотрено: 20.11.25)

10.

Фотографии, обложка. «Майк Мэндел и Шанталь Закари: Случайные улики». 2025. (https://www.kingstongallery.com/center-mandel-zakari-2025 Просмотрено: 20.11.25)

11.

Фотографии, развороты. «Доказательства» Ларри Султан и Майк Мэндел. (https://saintpage.com/products/mike-mandel-larry-sultan-evidence?srsltid=AfmBOoqfhwK76EL2-mIusg48EJXDm40aQYCZdCmz2chK0LyytmcSSctA&variant=41519633596555 Просмотрено: 20.11.25)

12.

Фотографии, развороты. «Доказательства» Ларри Султан и Майк Мэндел. (https://baltimorephotospace.com/products/larry-sultan-and-mike-mandel-evidence Просмотрено: 20.11.25)

Фотокнига как инструмент: феномен «Evidence»
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more