
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился в семье сапожника в городе Хвалынске Саратовской губернии — одном из центров старообрядчества в дореволюционную эпоху. Исследователи утверждают, что и сам живописец родом из семьи старообрядцев. Этот контекст не мог не сформировать в художнике глубокого и своебразного религиозного чувства, которое позже найдет отражение в его творчестве.
С малых лет проявляя интерес к живописи, в возрасте 12 лет К. С. Петров-Водкин берет уроки у пары местных иконописцев и пробует себя в написании икон масляными красками.
Кузьме Сергеевечу предстоял долгий творческий путь, но опыт детских лет останется с ним навсегда. Обладая сложными отношениями с православным христианством и церковью, живописец, однако, был глубоко верующим человеком, и его работы в полной мере отражают силу этого чувства, масштаб его влияния, как на стиль и манеру письма, так и на содержание творчества художника.
В данной работе я рассмотрю влияние отечественной и мировой иконописной традиции на творчество Петрова-Водкина и попытаюсь проследить путь тех или иных образов от стен соборов и иконостасов до полотен в Новой Третьяковской галлерее и Русском музее.
В ранние годы своего творчества К. С. Петров-Водкин много времени проводил в работе над церковными росписями, путешествуя по Европе вдохновлялся и изучал в том числе западную иконописную традицию, религиозную живопись возрождения.
Именно опыт раннего религиозного творчества художника позволил ему отыскать и отточить свой художественный язык. Перспективные и колористические решения, характерные для работ Петрова-Водкина были выработаны при создании фресок, эскизов для витражей и икон.
В немалой степени они вдохновлены иконописными традициями.
Петрова-Водкина периодически называют «иконописцем социалима» и не зря. Многие приемы его работ — яркость цвета, выражения лиц, позы, композиция, перспектива — прямые отголоски иконописных канонов.
И это естественно — художник многие годы активно работал в области религиозного искусства, писал фрески, иконы, создавал эскизы мозаик и витражей.
Опыт, обретенный там, оказался для Кузьмы Петрова-Водкина незаменимым и в этой работе я постараюсь убедиться в этом.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин был носителем сложного, личного религиозного чувства, которое часто шло вразрез с канонами православия. И в своем религиозном творчестве он опирался как на отечественные, православные, так и на западные, католические иконописные традиции.
В конечном счете, за годы творчества, живописец сформировал собственные «каноны», вероятно, более соответсвовавшие его личному пониманию Божественного, в соответствии с которыми исполнял как светские, так и религиозные живописные произведения.
Я не стану подробно говорить о светской живописи автора, лишь приведу несколько показательных примеров, сравнивая их с религиозными, монументальными работами живописца.
Скорее, я сфокусруюсь непосредственно на религиозных работах Петрова-Водкина, в особенности, на ранней монументальной живописи, где художник, еще не сформировавший в полной мере своего стиля, скован иконописными канонами.
Я хотел бы посмотреть, как не вопреки, но благодаря этим ограничениям, направляемый ими, пребывая с ними в дискуссии, молодой Кузьма Сергеевич Петров-Водкин обретал тот художественный язык, которым позже поразит весь мир и завоюет заслуженную славу гениального отечественного живописца.
Рубрикатор
1. Введение 2. Рубрикатор 3. Монументальные работы. Ранняя стенопись 4. Станковое творчество. Образ Богоматери 5. Светская живопись 6. Заключение 7. Источники
Монументальные работы. Ранняя стенопись.
В дореволюционном творчестве Кузьмы Сергеевича присутствует внушительное число работ религиозного содержания. В то время молодой живописец охотно принимал заказы по росписи храмов, а также сам писал евангельские и ветхозаветные сюжеты.
Первой монументальной работой в религиозном творчестве Петрова-Водкина стала роспись в церкви Казанской Божьей Матери в Саратове, которая, к сожалению, была уничтожена вскоре после создания.
Следующая работа, уже доступная для рассмотрения по сей день — майоликовое панно с изображением Богматери, выполненное для фасада церкви клиники Вредена в Санкт-Петербурге.
Майоликовое панно «Богоматерь с младенцем»; К. С. Петров-Водкинб 1903 г.; церковь Ортопедического института доктора Вредена.
Н. Л. Адаскина относит работу к традиционному для русской иконописи типу Елеуса — умиления Богоматери. Однако, на мой взгляд, она гораздо ближе к более распространенному в заподной иконописи типу Одигитрия.
Богоматерь Елеуса; 1677 г.; Церковь Параскевы Пятницы на Пятницкой улице; Характерный пример иконы Елеуса.
На майоликовом панно Богородица с Младенцем Христом обращены ликами к зрителю, Христос держит ладонь в жесте благословления, характерном для икон Богоматери Путеводительницы, тогда как на иконах Умиления фигуры, как правило, гораздо ближе друг к другу, Христос как правило прислоняется к Богородице щекой.
Казанская икона Божией Матери. Богоявленский кафедральный собор в Елохове (Москва); Икона Богоматери Одигитрии.
В целом, панно сильнее ориентируется на западные образы, нежели на отечественную традицию. Тут важно отметить, что религиозные взгляды художника расходились с привычными православными канонами. Происходя из семьи старообрядцев и на протяжении всей жизни поддерживая крайне тесный контакт с матерью, Кузьма Сергеевич был женат на католичке, дочери серба и бельгийки, Марие Федоровне Петровой-Водкиной (урожденной Марие Йованович).
Портрет Марии Федоровны Петровой-Водкиной; 1913 год.
В 1910-х годах Петров-Водкин работает над несколькими монументальными работами, не всем из которых суждено было дойти до нас.
В 1910 году Кузьма Сергеевич, работая над росписью Васильевского соборе в Овруче, пишет два сюжета — «Жертвоприношение Авеля» и «Убийство Каином Авеля». Работая на внутренней поверхности купола, живописец приходит к идее нелинейной «сферической» перспективы. Здесь же он задумывается о разделении цветов по их сущностным характеристикам, закладывая основу своей будущей теории «трехцветия».


Фрески в Васильевском храме в Овруче; 1910 г.; Сюжеты: «Каин убвает своего брата Авеля» (слева) и «Жертвоприношения Авеля» (справа).
Оба сюжета довольно редкие, что предоставляло художнику некоторую свободу. Жене он писал: «<…> мне впервые представляется случай свободно творить в области красоты линий и цветов, единственное, что меня направляет, это стиль XII века, что вполне совпадает с моим вкусом».
Сюжет о Каине и Авеле отголоском прозвучит в знаменитой картине 1911 года «Мальчики».
«Мальчики»; 1911 г.
Работа над монументальными религиозными произведениями сказывается на станковых, светских работах художника. Четкая оглядка на иконописную традицию считывается в картине 1910 года «Голова Юноши».
«Голова юноши» 1910 г.
Большие, выразительные, смотрящие на зрителя глаза, яркий красный цвет, неестественный излом шеи — все это характерно именно для религиозной живописи.
Двумя годами позже Петров-Водкин работает над распятием для Крестовоздвиженской церкви в родном Хвалынске. Сама роспись не сохранилась, однако остались эскизы, созданные художником для этой работы и ее фотографии.


Эскизы для фрески распятия в Крестовоздвиженской церкви; 1911 г.
Фреску Кузьма Сергеевич написал в обмен на проведение обряда венчания с Марией Федоровной, от которого из-за католического происхождения невесты первоначально отказывался священник.
Сохранившееся фото фрески. 1911 г.
В том же 1911 году Петров-Водкин пишет «Изгнание из Рая». Картину, вдохновленную традициями итальянского Ренессанса, В. И. Костин ставит в нелестное сравнение с росписью Мазаччо во Флоренции, называ работу Кузьмы Сергеевича «огрубленной репликой».
Однако схожесть композиции и колористического решения затмевается разницей в настроении между двумя работами. Адам и Ева Петрова-Водкина не так строго противопоставлены друг другу, их лица выражают совершенно иное отношение к происходящему, сюжет представляется не столь трагическим и жестоким, сколько естественным, закономерным для человеческого развития.


Слева — «Изгнание из Рая» К. С. Петров-Водкин; 1911 г.; Справа — «Изгнание из Рая» Фреска Мазаччо в капелле Бранкаччи, 1426–1427 гг.
Еще через год, в 1913 году, живописец создает роспись Благовещения в Кронштадском соборе.
Несмотря на скованность каноном, эти работы становятся для художника важной практикой масштабной стенописи. Бенуа писал о Петрове-Водкине, что его талант «в сущности предназначен для „стены“, для больших поверхностей, для монументальной шири…».
Морской Никольский собор. Благовещение (справа и слева). 1913 г.
1914 годом датруется мозаика «Христос-сеятель» в склепе Эрлангеров, фотографий которой в хорошем качестве к сожалению не нашлось в сети.


«Хрситос-сеятель»; Эскиз мозаика (слева) и сама мозаика в склепе Эрлангеров (справа); 1914 г.;
Сюжет Христа-сеятеля не является канончиным для православной иконографии. В работе видны разрабатываемые художником в то время идеи трехцветия и сферической перспективы.
В 1915–1916 годах К. С. Петров-Водкин работает над эскизами для росписи русского собора Николая Мирликийского в итальянском городе Бари, которую не суждено было осуществить из-за начавшейся вскоре войны.


Эскизы к росписям для храма в Бари. 1915 г.
В эскизе 1915 года «Голова юноши» уже отчетливо читается авторская манера изображения человека, вытекающая из живописи возрождения и наиболее свободная от иконописных канонов из всех монументальных работ тех лет.
Четко очерченные цветовые пятна склоняют к предположению, что эскиз выполнен для витража. Вероятно перед нами образ святого, идущего на казнь.
Голова юноши. Рисунок для витража церкви в г. Бари 1915 г.
Более позднее полотно Петрова-Водкина, «Вася», написанное около 1920 года, очень напоминает приведенный выше эскиз. Схожие, тонкие черты лица и проникновенный взгляд юноши дополняются и монументализуются иконой Богоматери, изображенной слева от мальчика. Умиленный взгляд Богородицы словно направлен не на младенца Христа, а на стоящего рядом Васю.
«Вася»; около 1920 г.
В 1915 году живописец также трудится над иконами и витражом для Троицкого собора в Сумах.
Витраж, не сохранившийся до наших дней, имел радиальную композицию, с расходящимися лучами из центра крыльями и посохами ангелов и хороводом красочных одежд в найденном уже «трехцветии» Петрвова-Водкина: красном, синем и желтом.
Эскиз витража для Троицкого собора в Сумах. 1915 г.
Станковое творчество. Образ Богоматери.
Знаковой, как для религиозного, так и для всего творчества Кузьмы Петрова-Водкина является картина «Богоматерь Умиление злых сердец», написанная между 1914 и 1915 годом.
Созданный художником, невероятно сильный образ Богородицы полностью отходит от иконописной традиции, однако проникнут глубоким авторским религиозным чувством. Изображения Богоматери с младенцем Христом и распятия напоминают о ранних монументальных работах живописца — распятии для Крестовоздвиженской церкви и майолкового панно, ставшего началом творческого пути Путрова-Водкина.
«Богоматерь Умиление злых сердец» 1914–1915 гг.
В дальнейшем К. С. Петров-Водкин будет неоднократно возвращаться к образу Богородицы в тех или иных формах.
Картина 1920 года «Богоматерь с младецнем» словно находится в диалоге с «Умилением злых сердец». Богородится предстает в тех же одеждах, снова на синем фоне, наполненном призрачными образами.
«Богоматерь с младенцем»; 1920 г.
Образ Богородицы вновь навещает нас в картине того же 1920 года «1918 год в Петрограде», которую сам Кузьма Сергеевич в личной переписке называл «Петроградской мадонной».
1918 год в Петрограде; 1920 г.
Сбросив мафорий, Богоматерь оборачивается петроградской рабочей, молодой матерью, свидетельницей переломных событий в жизни страны наравне с тысячами других матерей.


Слева — Мадонна с младенцем. 1923 г. Справа — Мадонна с ребенком. Пробуждающая — 1922 г.
Во многом, интерес к образу Богородицы объяснялся ожиданием ребенка самим художником — дочь Кузьмы Сергеевича, Елена родилась в 1922 году.
Также не будем забывать про тесные, теплые отношения живописца с матерью, подогревавшие в нем интерес к теме материнства.
Светская живопись. Художественный язык.
Приемы и идеи, выведенные еще в ранние годы творчества К. С. Петрова-Водкина, при работе над монументальной живописью прослужат ему на протяжении всей художественной карьеры.
Наиболее значимым и показательным примером является написанная еще в 1912 году и принесшая художнику мировую известность картина «Купание красного коня».
Купание красного коня; 1912 г.
Отголоски иконописной традиции видны, как в композиции, так и в цветовом решении картины невооруженным взглядом.
Архангел Михаил — небесных сил грозный воевода. Икона 17 в.
Видно влияние иконописи и в работе художника с перспективой. Нигде это не становится так видно, как в натюрмортах Петрова-Водкина, где плоскость стола оборачивается к зрителю, наподобии иконописной обратной перспективы.
Селедка; 1918 г.
Заключение
Опыт ранних лет работы над монументальной живописью для храмов Овруча, Хвалынска, Сумы и Бари оставил глубокий и значимый след в творчестве Кузьмы Петрова-Водкина.
Приемы, выработанные и обнаруженные им тогда, живописец применял на протяжении всей жизни, заработав мировое признание и титул «иконописца социализма».
Многие произведения того времени не дошли до наших дней, однако по эскизам, фотографиям и сохранившимся работам видна значимость этой сферы творчества мастера.
Источники
https://archive.org/details/1991_20220203_202202/page/5/mode/2up (Дата обращения: 15.11.2024)
https://cyberleninka.ru/article/n/bibleyskie-motivy-v-tvorchestve-k-s-petrova-vodkina-sakralnoe-i-obydennoe/viewer (Дата обращения: 15.11.2024)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Петров-Водкин, _Кузьма_Сергеевич (Дата обращения: 15.11.2024)
https://www.rulit.me/books/k-s-petrov-vodkin-zhizn-i-tvorchestvo-read-763427-1.html (Дата обращения: 18.11.2024)
https://www.culture.ru/materials/253813/neizvestnyi-petrov-vodkin (Дата обращения: 18.11.2024)
https://ratnik.tv/articles/kultura/kuzma-petrov-vodkin-ot-ikony-do-krasnogo-konya/ (Дата обращения: 18.11.2024)
https://messie-anatol.livejournal.com/574074.html (Дата обращения: 18.11.2024)
https://www.kommersant.ru/doc/3644516 (Дата обращения: 18.11.2024)
http://likirussia.ru/content/view/1767/ (Дата обращения: 18.11.2024)
https://www.ippo.ru/ipporu/article/obraz-bogorodicy-v-russkoy-zhivopisi-201484 (Дата обращения: 18.11.2024)
https://imwerden.de/pdf/petrov-vodkin_pisma_statji_vystupleniya_dokumenty_1991__ocr.pdf (Дата обращения: 18.11.2024)
https://i.bigenc.ru/resizer/resize?sign=jRLX5HDlz-KJiDFxHR9dVQ&filename=vault/6e6788b7480838f79a5172c782094957.webp&width=3840 (Дата обращения: 15.11.2024)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/36/Петров-Водкин_-Богоматерь_Умиление_злых_сердец(1914-1915).jpg (Дата обращения: 18.11.2024)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3a/Майоликовая_икона_Богоматери%2C_Александровский_парк%2C_5.jpg (Дата обращения: 18.11.2024)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Православная_иконография_Богородицы#/media/Файл: Kazan_moscow.jpg (Дата обращения: 18.11.2024)
https://allpainters.ru/wp-content/uploads/paintings/archangel-michael-1916.jpg (Дата обращения: 18.11.2024)
https://ic.pics.livejournal.com/pro100_mica/12814609/3206616/3206616_800.jpg (Дата обращения: 18.11.2024)
https://www.ippo.ru/img/izo/str3_petrov_vod_hr.%201921_750.jpg(Дата обращения: 18.11.2024)
https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/drawings/r-52569/index.php (Дата обращения: 18.11.2024)
https://web-literatura.ru/frontend/web/pic/8/1/8/2/4/6/818246/1679166589/i_040.jpg (Дата обращения: 18.11.2024)
https://cdn.culture.ru/images/40bf5b63-e00f-5fa0-a819-ce40e512a2c6/w_1020,c_fill,g_center/kuzma-petrov-vodkin-cerkovnaya-rospis-zhertvoprinoshenie-avelya-1910-khram-vasiliya-zlatoverkhogo-ovruch-ukraina-jpg.webp (Дата обращения: 18.11.2024)
https://cdn.culture.ru/images/a4a66991-1864-5aee-b3bb-bb6a1ea601ed/w_1020,c_fill,g_center/001-png (Дата обращения: 18.11.2024)
https://arthive.com/res/media/img/orig/work/61f/460635.webp (Дата обращения: 18.11.2024)
https://pravprihod.ru/uploads/posts/2019-11/1573245726_dsc_5682.jpg (Дата обращения: 19.11.2024)
https://irecommend.ru/sites/default/files/imagecache/copyright1/user-images/513549/qsJmomeGjM2WhgsA5fyL2w.jpg (Дата обращения: 19.11.2024)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3f/Петров-Водкин_-Мальчики%281911%29.jpg (Дата обращения: 19.11.2024)
https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/drawings/petrov-vodkin_k.s._raspyatie._1910.r-52569/11144_mainfoto_03.jpg (Дата обращения: 19.11.2024)
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65d88fdb5a38283b36416e8e_65d899c77a6d30288d699be8/scale_2400 (Дата обращения: 19.11.2024)
https://cdn.tripster.ru/photos/ae0906df-36c9-4bd9-a965-07878d862eff.jpg (Дата обращения: 19.11.2024)
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3655132/pub_5f2ae86465ea4731730fca25_5f2b291bb1ec2205d8a6a0f2/scale_2400 (Дата обращения: 19.11.2024)
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1589334/pub_5f2ae86465ea4731730fca25_5f2b1e94501d1d382a002840/scale_2400 (Дата обращения: 19.11.2024)
https://sun9-2.userapi.com/impf/c630322/v630322279/38e66/ToLqm9ewAOQ.jpg?size=291x467&quality=96&sign=e35cb24960a317de6d953bc832c165ef&type=album (Дата обращения: 19.11.2024)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/91/Christ_of_the_Cornfield_by_Petrov-Vodkin.jpg (Дата обращения: 19.11.2024)
https://cdn.tretyakov.ru/mytretyakov/74/3d2a7092583c7d8a939490c0da06b10d/thumb/5d8ac7a1684a40b67ff74e6430cf6399_x1.jpg (Дата обращения: 19.11.2024)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/91/Kuzma_Petrov-Vodkin_%28Russian_1878-1939%29%2C_%27Vasya%27%2C_Christie%27s_Images_Ltd.jpg (Дата обращения: 19.11.2024)
https://vsdn.ru/images/data/mus/71001_big_1521793861.jpg (Дата обращения: 19.11.2024)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/21/Masaccio_expulsion-1427.jpg (Дата обращения: 19.11.2024)
https://i.okcdn.ru/i?r=BYCB6ChSgrN_ue8jwWXbvkrgFWaKE5bWk02PA47h6kJqVQi9JwxF4y_dfEzvbFvs3FB1Szvt6L5W_Je6m_UTutZUVFh2HqtTwORjKV6ao-TePc7GsS2tU40WM58IzHfvSav6Kkc9ezcZIMGCVoGYJUBPYGeNtOS_2xu73rHrICMNrYU&fn=w_612 (Дата обращения: 19.11.2024)
https://i.okcdn.ru/i?r=BYCB6ChSgrN_ue8jwWXbvkrgFeI76fIg5MJhSQDuQhg7U3PeKfolanwIhnZECqZZT_yPSzvt6L5W_Je6m_UTutZUVFh2HqtTwORjKV6ao-TePc7GsS2tU40WM58IzHfvSav6Kkc9ezcZIMGCVoGYJUBPYGeNtOS_2xu73rHrICMNrYU&fn=w_548 (Дата обращения: 19.11.2024)
https://sun9-20.userapi.com/impg/-niu9Qp2uykVl3FQbLu_Rcchw4kz2Hm65nhL3g/i4O1T-laghk.jpg?size=1080x1470&quality=95&sign=21fb9b6b46196b90f65a133f9e727539&type=album (Дата обращения: 19.11.2024)
https://gallerix.ru/pic/_EX/1652638547/650.jpeg (Дата обращения: 19.11.2024)
https://img-fotki.yandex.ru/get/5821/20764874.24/0_67fd1_4db65058_XXL (Дата обращения: 19.11.2024)
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/2355127/pub_61a2fdf4002aa25cd661a89e_61a2feb2050cf8759302587c/scale_1200 (Дата обращения: 19.11.2024)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/af/Bathing_the_Red_Horse_P1060789.JPG (Дата обращения: 19.11.2024)
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/10093652/pub_64d5b604051d0521dca14a20_64d8b6f7b761d411a5550b1a/scale_2400 (Дата обращения: 19.11.2024)