Original size 904x1280

Институциональная критика в работах современных художниках

2
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

1. Концепция 2. Колониализм 3. Критика власти 4. Экология 5. Технологии, усталость и подавление индивидуальности 6. Заключение

Концепция

В данном проекте я исследую то, как институциональная критика повлияла на работы современных художников.

Институциональная критика — это направление в искусстве, целью которого является выявление и осмысление механизмов влияния, власти, а также справедливости внутри и вокруг этих институтов с помощью анализа и критики существующих социальных, политических, культурных и экономических структур.

Выделяются три волны институциональной критики. Первая волна сосредоточена на выявлении механизмов власти в рамках культурных и социальных институтов: критиковались культурные и художественные учреждения (музеи, галереи, культурные центры), поднимались вопросы власти и особенностей подачи информации в СМИ и медиа, обращалось внимание на социальное неравенство и несправедливость, а также критиковались системы образования и бюрократия. Ее целью было показать, как эти институты служат интересам власти и способствуют подавлению или искажению индивидуальности.

Во время второй волны появляется интерес к более глобальным и междисциплинарным аспектам. Проводится деконструкция и критика новых форм власти и контроля, уделяя особое внимание вопросам идентичности социальных групп. В рамках таких проектов критикуются социальное неравенство, дискриминация и исключения в институтах, с особым акцентом на расы, пол, сексуальность, этничность и классы. Анализируется влияние медиаиндустрии и информационных технологий на формирование культурных и социальных нарративов. Также возникает интерес к вопросам корпоративной ответственности, этики, политики и власти, вследствие чего происходит переосмысление и создание альтернативных институциональных моделей, основанных на участии и демократии.

Третья волна институциональной критики развивает идеи предыдущих волн, исследует возможности реформирования или переустройства институтов, а также роль гражданского общества — например, активизма или организационного творчества.

В рамках данного исследования я проанализирую влияние первых двух волн институциональной критики на произведения современных художников, созданные в период с 2010 по 2025 год. Будут рассмотрены картины, скульптуры, выставочные пространства, перформансы, а также взаимодействие художника со зрителем в целом. Кроме того, я прослежу развитие тенденций и идей, характерных для первой и второй волн критики. В ходе работы постараюсь определить, какие актуальные проблемы волнуют современных авторов и с какими концепциями они выступают сегодня.

Данное исследование разделено на несколько ключевых разделов, каждый из которых посвящён отдельным важным аспектам рассмотрения актуальных тем в художественных и социально-критических проектах. Первый раздел — «Колониализм» — анализирует проекты, посвящённые теме колонизации и расовой дискриминации, исследуя их влияние на исторические и культурные процессы. Второй раздел — «Критика власти» — охватывает вопросы демократии, политики и механизмов власти, показывая, как эти темы отражаются в художественных работах. Третий раздел посвящён экологическим проблемам: загрязнению окружающей среды отходами, изменениям климата, озабоченности глобальным потеплением и необходимости поиска решений для сохранения природы. Наконец, четвёртый раздел — «Технологии, усталость и подавление» — включает примеры проектов, в которых критикуются технологические системы, вызывающие перегрузку и отчуждение зрителя, а также исследуется влияние цифровых технологий на свободу и личность, которые всё чаще ставятся под угрозу в эпоху постоянной информационной перегрузки.

Колониализм

Kara Walker «A subtlety» (2014)

Original size 1200x800

Kara Walker «A subtlety» (2014)

Скульптура «Сахарный сфинкс» является монументальным и вызывающим произведением, отражающим темы власти, завоеваний, сексуальности и эксплуатации, тесно связанные с историей сахара. В инсталляции использованы интерактивные элементы, такие как фигуры «сахарных детей» и откровенные изображения, предназначенные вызвать у зрителя размышления о скрытых аспектах происхождения сахара и его связью с жестокостью и рабством.

Original size 1552x1040

Kara Walker «A subtlety» (2014)

Производство сахара в эпоху колониальных империй было возможным только благодаря использованию рабского труда, в основном — африканских рабов, которых доставляли на плантации в Новые Миры. Эти рабочие подвергались жестокому обращению, что систематически закрепляло расовые и социальные разрывы. Колониальные державы создали инфраструктуру для получения богатства за счет эксплуатации человеческого труда, основанной на расовой иерархии. Чернокожие рабы рассматривались исключительно как товар и рабочая сила. Эта система заложила основу современных расовых предрассудков и социальных неравенств, наследие которых явно чувствуется и в наши дни.

Критика власти

Kader Attia’s «Reason’s Oxymorons» (2015)

Original size 1024x757

Kader Attia’s «Reason’s Oxymorons» (2015)

Инсталляция, напоминающая архив или учебное пространство, выступает метафорой для иллюстрации структур власти, которые контролируют доступ к знаниям, определяют, что считается «важным», и способны формировать наше представление о культурном и историческом прошлом. Эта архитектура, похожая на пространство корпораций и организаций помощи, подчеркивает, насколько институции могут структурировать субъективный опыт, закрепляя колониальные, неолиберальные или доминирующие дискурсы.

Kader Attia’s «Reason’s Oxymorons» (2015)

Таким образом, посредством соединения искусства и исследовательских методов Аттиа бросает вызов институциональной идее о нейтральности и объективности знания, показывая, что всё знание— это форма власти, и что искусство может стать инструментом деконструкции этих структур, способным освободить новые мысли и диалог.

Theaster Gates «Sanctum» (2015)

Original size 800x533

Проект «Sanctum» использует пространство разрушенной церкви для создания перформанса, где звуковое пространство становится формой социальной и культурной критики — переосмысления городских пространств, места искусства и сообщества.

Создавая структуру внутри руин средневекового храма — памятника религиозной и исторической власти — проект ставит под вопрос традиционные легитимные формы власти и контроля над пространством. Восстановление и переосмысление этого пространства подчинено инициативе художника, а не официальных структур, что подрывает роль институций как единственных хранителей и регуляторов культурного наследия.

Theaster Gates — «Sanctum» (2015)

Tania Bruguera «Tatlin’s Whisper #6»

Институциональная критика в работах современных художниках
2
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more