
Рубрикатор
1. Концепция 2. Колониализм 3. Критика власти 4. Экология 5. Технологии, усталость и подавление индивидуальности 6. Заключение
Концепция
В данном проекте я исследую то, как институциональная критика повлияла на работы современных художников.
Институциональная критика — это направление в искусстве, целью которого является выявление и осмысление механизмов влияния, власти, а также справедливости внутри и вокруг этих институтов с помощью анализа и критики существующих социальных, политических, культурных и экономических структур.
Выделяются три волны институциональной критики. Первая волна сосредоточена на выявлении механизмов власти в рамках культурных и социальных институтов: критиковались культурные и художественные учреждения (музеи, галереи, культурные центры), поднимались вопросы власти и особенностей подачи информации в СМИ и медиа, обращалось внимание на социальное неравенство и несправедливость, а также критиковались системы образования и бюрократия. Ее целью было показать, как эти институты служат интересам власти и способствуют подавлению или искажению индивидуальности.
Во время второй волны появляется интерес к более глобальным и междисциплинарным аспектам. Проводится деконструкция и критика новых форм власти и контроля, уделяя особое внимание вопросам идентичности социальных групп. В рамках таких проектов критикуются социальное неравенство, дискриминация и исключения в институтах, с особым акцентом на расы, пол, сексуальность, этничность и классы. Анализируется влияние медиаиндустрии и информационных технологий на формирование культурных и социальных нарративов. Также возникает интерес к вопросам корпоративной ответственности, этики, политики и власти, вследствие чего происходит переосмысление и создание альтернативных институциональных моделей, основанных на участии и демократии.
Третья волна институциональной критики развивает идеи предыдущих волн, исследует возможности реформирования или переустройства институтов, а также роль гражданского общества — например, активизма или организационного творчества.
В рамках данного исследования я проанализирую влияние первых двух волн институциональной критики на произведения современных художников, созданные в период с 2010 по 2025 год. Будут рассмотрены картины, скульптуры, выставочные пространства, перформансы, а также взаимодействие художника со зрителем в целом. Кроме того, я прослежу развитие тенденций и идей, характерных для первой и второй волн критики. В ходе работы постараюсь определить, какие актуальные проблемы волнуют современных авторов и с какими концепциями они выступают сегодня.
Данное исследование разделено на несколько ключевых разделов, каждый из которых посвящён отдельным важным аспектам рассмотрения актуальных тем в художественных и социально-критических проектах. Первый раздел — «Колониализм» — анализирует проекты, посвящённые теме колонизации и расовой дискриминации, исследуя их влияние на исторические и культурные процессы. Второй раздел — «Критика власти» — охватывает вопросы демократии, политики и механизмов власти, показывая, как эти темы отражаются в художественных работах. Третий раздел посвящён экологическим проблемам: загрязнению окружающей среды отходами, изменениям климата, озабоченности глобальным потеплением и необходимости поиска решений для сохранения природы. Наконец, четвёртый раздел — «Технологии, усталость и подавление» — включает примеры проектов, в которых критикуются технологические системы, вызывающие перегрузку и отчуждение зрителя, а также исследуется влияние цифровых технологий на свободу и личность, которые всё чаще ставятся под угрозу в эпоху постоянной информационной перегрузки.
Колониализм
Kara Walker «A subtlety» (2014)
Скульптура «Сахарный сфинкс» является монументальным и вызывающим произведением, отражающим темы власти, завоеваний, сексуальности и эксплуатации, тесно связанные с историей сахара. В инсталляции использованы интерактивные элементы, такие как фигуры «сахарных детей» и откровенные изображения, предназначенные вызвать у зрителя размышления о скрытых аспектах происхождения сахара и его связью с жестокостью и рабством.
Производство сахара в эпоху колониальных империй было возможным только благодаря использованию рабского труда, в основном — африканских рабов, которых доставляли на плантации в Новые Миры. Эти рабочие подвергались жестокому обращению, что систематически закрепляло расовые и социальные разрывы. Колониальные державы создали инфраструктуру для получения богатства за счет эксплуатации человеческого труда, основанной на расовой иерархии. Чернокожие рабы рассматривались исключительно как товар и рабочая сила. Эта система заложила основу современных расовых предрассудков и социальных неравенств, наследие которых явно чувствуется и в наши дни.
Критика власти
Kader Attia’s «Reason’s Oxymorons» (2015)
Инсталляция, напоминающая архив или учебное пространство, выступает метафорой для иллюстрации структур власти, которые контролируют доступ к знаниям, определяют, что считается «важным», и способны формировать наше представление о культурном и историческом прошлом. Эта архитектура, похожая на пространство корпораций и организаций помощи, подчеркивает, насколько институции могут структурировать субъективный опыт, закрепляя колониальные, неолиберальные или доминирующие дискурсы.


Таким образом, посредством соединения искусства и исследовательских методов Аттиа бросает вызов институциональной идее о нейтральности и объективности знания, показывая, что всё знание— это форма власти, и что искусство может стать инструментом деконструкции этих структур, способным освободить новые мысли и диалог.
Theaster Gates «Sanctum» (2015)
Проект «Sanctum» использует пространство разрушенной церкви для создания перформанса, где звуковое пространство становится формой социальной и культурной критики — переосмысления городских пространств, места искусства и сообщества.
Создавая структуру внутри руин средневекового храма — памятника религиозной и исторической власти — проект ставит под вопрос традиционные легитимные формы власти и контроля над пространством. Восстановление и переосмысление этого пространства подчинено инициативе художника, а не официальных структур, что подрывает роль институций как единственных хранителей и регуляторов культурного наследия.


Tania Bruguera «Tatlin’s Whisper #6»
https://longreads.com/2018/02/27/kara-walkers-subtlety/ (Дата обращения 09.11.25)
https://news.artnet.com/art-world/kader-attia-reparations-repair-834059 (Дата обращения 09.11.25)
https://news.artnet.com/art-world/kader-attia-reparations-repair-834059 (Дата обращения 09.11.25)
https://www.designboom.com/art/theaster-gates-sanctum-bristol-temple-church-11-02-2015/ (Дата обращения 09.11.25)
https://www.situations.org.uk/projects/theaster-gates-sanctum/ (Дата обращения 09.11.25)