
Рубрикатор
1. Концепция 2. Художники 3. Заключение 4. Библиография 5. Источники изображений
Концепция
Современное городское пространство всё чаще становится площадкой для художественных жестов, возникающих вне институционального контроля и зачастую вступающих в конфликт с установленными правилами. Нарушение норм — юридических, этических и пространственных — перестаёт быть побочным обстоятельством и превращается в самостоятельный художественный метод, с помощью которого создаются новые формы взаимодействия с городом и его жителями. В условиях стандартизированной, регулируемой и предсказуемой городской среды художники стремятся нарушить привычный визуальный порядок, вводя в него неожиданные, анонимные и временами провокационные вмешательства.
Однако такие жесты направлены не только на политическое или социальное высказывание: во многих случаях они стремятся вызвать непосредственную эмоциональную реакцию — удивление, радость, игривость, растерянность, тревогу или даже лёгкое отвращение. Городские интервенции становятся способом воздействия на зрителя в моменте, способом вытеснить его из рутины и вернуть способность видеть пространство заново.


Mark Jenkins. Rome. 2012
В условиях тотального регулирования городской среды, насыщенности системами наблюдения и стандартизации визуального ландшафта художники стремятся найти способы «взломать» этот порядок, вводя в него сбои, ошибки и анонимные вмешательства. Такие действия формируют особый язык, не вписывающийся в привычные институциональные категории и существующий в состоянии постоянного риска. Нелегальные художественные практики — от уличных инсталляций и партизанских скульптур до цифровых интервенций и паразитирования на архитектурных поверхностях — создают новый тип визуального высказывания, возникающий на границе дозволенного. Эти работы часто столь же неустойчивы и эфемерны, как и сам акт нарушения: они появляются без разрешения и могут исчезнуть в любой момент — по воле городских служб, полиции или просто вследствие динамики городской жизни. Однако именно конфликт с нормами, правилами и регуляциями становится ключевым элементом их художественной природы. В таких проектах город выступает не фоном, а соавтором, способным сопротивляться вмешательству, изменять его или поглощать.
Brad Downey. IGNORE THIS SIGN. Marietta, GA, USA. 2004
Несмотря на растущий интерес к искусству в публичном пространстве, феномен нелегальности как эстетической стратегии остается недостаточно исследованным. В существующих работах внимание уделяется социальным и политическим аспектам — вопросам протестности, гражданского высказывания, отношения к собственности, — однако реже рассматривается, каким образом сам жест нарушения формирует художественную структуру произведения, его визуальный язык, способы восприятия и циркуляции. Нелегальность при этом не только задает условия производства, но и определяет саму художественную форму, делая ее зависимой от риска, скрытности, скорости исполнения, анонимности и временности.
Гипотеза исследования заключается в том, что нарушение норм в городской среде выступает как автономный художественный метод, формирующий специфический тип визуального высказывания, невозможный в условиях институциональной поддержки. Именно выход за границы закона, правил или этических ожиданий порождает особую эстетику, которая не может быть воспроизведена в музейных или галерейных контекстах. Город в этой логике становится не просто пространством размещения, но активным соавтором произведения, которое меняется, исчезает, конфликтует со средой или вступает в диалог с повседневной жизнью жителей.


Brad Downey. Broken Bike Lane Public Work 2009, Berlin, Germany
Цель исследования — показать, что несанкционированные и пограничные визуальные практики являются самостоятельным художественным языком, структурируемым противодействием закону, инфраструктуре, контролю, нормам использования пространства и ожиданиям зрителя. Таким образом, исследование направлено на выявление эстетических, семантических и социальных особенностей «искусства нарушения» как значимого феномена современной городской визуальной культуры.
Plastic Jesus
Plastic Jesus — лос-анджелесский уличный художник, работающий на пересечении социальной сатиры, политического комментария и визуального вмешательства в городскую среду. Его практика представляет собой сочетание стрит-арта, инсталляции и медийной критики, основанное на принципах внезапного появления, прямого высказывания и предельной ясности художественного жеста. Используя язык поп-культуры, рекламных конструкций и городской визуальной инфраструктуры, Plastic Jesus создает работы, которые одновременно выглядят знакомыми и инородными, будто «сбоями» в привычном потоке городской информации.


Plastic Jesus. No Kardashian Parking. 2015
Plastic Jesus сознательно использует эстетику официальных знаков и объектов городской инфраструктуры — предупреждающих табличек, ограждений, витрин, товарных упаковок. Этот визуальный язык обеспечивает работам видимость «легитимности», позволяя им естественно внедряться в городской ландшафт. Однако именно это внедрение и создает эффект нарушения: искусство маскируется под элемент повседневной жизни, чтобы затем неожиданно обнажить абсурдность или противоречивость социальных норм, которые скрыты в обыденности. Тем самым художник вскрывает механизмы власти, потребления, контроля и инфотейнмента, действующие в городском пространстве. Plastic Jesus стремится не столько обвинять конкретных людей, сколько разоблачать механизм самой культуры знаменитостей, которая делает общество зависимым от бесконечного потока новостных пушей, реалити-шоу, скандалов и поверхностных медийных образов. Через ироничные, но точные визуальные жесты Plastic Jesus превращает повседневный городской язык в платформу для критического комментария о том, как общество производит и потребляет «славу».
Plastic Jesus. I WAS GONNA PANT SOME STREETART ON THIS ELECTRICAL BOX, BUT REAS I REALISED I COULD GO TO JAIL FOR LONCER THAN A RAPIST


Plastic Jesus. STOP MAKING STUPID PEOPLE FAMOUS. Los Angeles. 2013
Лозунг «Stop Making Stupid People Famous» стал центральным высказыванием художника: он появляется в виде трафаретных надписей, настенных панно, уличных инсталляций и галерейных работ. Это короткая и провокативная фраза, которая обращается не столько к конкретным знаменитостям, сколько к обществу, склонному «делать известными» людей без реальных достижений. Для автора это своего рода манифест против инфлюенсерской экономики, таблоидной культуры и медийной зависимости. Он подчеркивает, что культуру бессодержательной славы создают не сами «звезды», а потребители: публика, зрители, подписчики, которые поддерживают спрос на подобные образы.
Plastic Jesus. NEVER STOP DREAMING. Los Angeles. 2015


Plastic Jesus. Graffiti is a crime. Los Angeles, US. 2018
Практика Plastic Jesus демонстрирует, каким образом нарушение норм и привычных визуальных структур может служить не только политическим инструментом, но и способом создавать внезапные эмоциональные столкновения, возвращающие зрителю способность критически воспринимать привычные символы и процессы. Его искусство — это перформативный жест, направленный одновременно на город, на медиа и на эмоциональное восприятие прохожего, а нелегальность становится важной частью его художественного метода.
Dan Witz
Художественная практика Dan Witz — одна из наиболее выразительных форм критического уличного искусства, основанная на философии обмана зрения, нарушении восприятия и создании эмоциональных шоковых точек в городской среде. Он мастерски совмещает технику тромплея, документальную точность и социальный комментарий, превращая город в пространство скрытых, но мощных высказываний.
Dan Witz. Sanctuary, Isitsafe series. California. 2017
Данный проект представляет собой серию гиперреалистичных изображений рук в ярких рабочих перчатках, будто цепляющихся за решетки, вентиляционные отверстия или строительные ограждения в городской среде. Эти фрагменты тел выглядят так, словно люди пытаются выбраться наружу, но остаются невидимыми за поверхностью города. В отличие от других проектов, где присутствуют лица или фигуры, здесь — только руки, что подчеркивает утрату индивидуальности и превращение человека в безымянный инструмент труда.
Желтые перчатки выступают символом невидимого рабочего класса, прежде всего мигрантов, уборщиков и технических сотрудников, чья физическая работа удерживает город в функционирующем состоянии, но чьи лица и истории общество предпочитает не замечать. Отсутствие лиц усиливает ощущение отчуждения: это не конкретные люди, а общее состояние тех, кто остается «по ту сторону» городской видимости.


Dan Witz. DO NOT ENTER. California. 2017
Dan Witz. DO NOT ENTER. California. 2017


Dan Witz. DO NOT ENTER. De-Moin. 2020 | Madison, Wisconsin. 2020
Один из наиболее резонансных проектов Dan Witz — серия работ, посвященных теме насилия, эксплуатации и невидимости уязвимых групп, прежде всего детей. Он размещает в вентиляционных решетках, отверстиях технических дверей и других «служебных» участках городской инфраструктуры пугающе реалистичные изображения детей, словно запертых внутри.
Используемый художником прием — гиперреалистичные наклейки или небольшие панно, интегрированные в архитектуру так, что прохожий в первый момент принимает изображение за настоящего ребенка. Часто рядом появляется табличка «Do Not Enter» — стандартный городской знак, который обретает новое трагическое значение: как будто именно он удерживает ребенка внутри пространства, откуда нет выхода.
Dan Witz. DO NOT ENTER. Brooklyn, Greenpoint. 2020
Визуальная мощь проекта основана на столкновении повседневной городской рутины и неожиданного появления отчаянного взгляда, руки, протянутой через решетку, или маленькой фигуры, будто запертой в техническом люке. Проект поднимает темы торговли людьми, жестокого обращения, изоляции и того, насколько легко общество не замечает самые страшные вещи — если они спрятаны «в инженерных шкафах» городской жизни.


Dan Witz. Scott. 2008 | Pussy Riot. London Grate. 2013
Серия IsItSafe обращается к теме коллективной тревоги, страха и контроля в обществе. В этих работах Dan Witz снова использует изображения людей, заключенных за фальшивыми решетками или сетками, но здесь ключевой фокус — не на буквальном физическом заключении, а на психологическом.
В рамках серии он размещает в городских пространствах изображения взрослых, которые будто пытаются выбраться наружу: руки, цепляющиеся за металлические прутья, лица, искаженные напряжением. Иногда работы выглядят так, как будто человек заколот в строительный забор или металлический ящик под окнами.


Dan Witz. Isitsafe series. Italy. 2023
Название «Is It Safe?» возникает как тревожный вопрос — но так и остается без ответа. Кому именно угрожает опасность? Кто в действительности находится «по ту сторону решетки» — общество в целом или изображенный персонаж? Художник заставляет зрителя почувствовать себя участником сцены, пережить мгновенный импульс страха и ответственности. Проект усиливает ощущение, что невидимые механизмы контроля и давления существуют вокруг нас постоянно, и мы либо их поддерживаем, либо игнорируем. Через эти визуальные взломы Дан Витц вскрывает тему социального отчуждения, стыда, подавленности, а также общую атмосферу нестабильности в современном мегаполисе.
Brad Downey
Brad Downey — один из наиболее радикальных и изобретательных художников, работающих на пересечении уличного вмешательства, скульптуры, ситуативного перформанса и институциональной критики. Его практика основана на переосмыслении городской среды как податливого материала: он рассматривает город как систему правил, предписаний и архитектурных автоматизмов, в которые можно вмешиваться, нарушая их привычный порядок. В отличие от большинства уличных художников, Downey не ограничивается плоскостной графикой — его метод ближе к ситуационизму: внезапные подмены, абсурдные жесты, изъятие функциональных объектов из их привычного контекста, а также переосмысление того, что вообще считается «публичным».


Brad Downey. I Forget What I Wanted To Say Public Work 2010, Vienna, Austria
Brad Downey. Ladder-Stick-Up Public Work 2007, Aberdeen, Scotland
Brad Downey. I Forget What I Wanted To Say Public Work 2010, Vienna, Austria
Его работы часто строятся на подрывной игре с городской инфраструктурой. Он может повернуть дорожный знак, разрезать рекламный щит, перенаправить пешеходный поток или создать объект, который на первый взгляд выглядит как часть урбанистической логики, но внезапно работает против нее. Это вызывает у зрителя легкое замешательство, комизм или ощущение нарушения привычного порядка. Downey стремится заставить людей заново увидеть свое окружение — то, что обычно остается невидимым, потому что встроено в автоматизм городской жизни.


Brad Downey. I Forget What I Wanted To Say Public Work 2010, Vienna, Austria | STD Public Work 2004, Atlanta, GA, USA
Brad Downey. The Burden of Children Public Work 2006, Brooklyn, NY
При этом его интервенции часто основаны на юридической, политической или социально-критической плоскости. Некоторые проекты поднимают вопросы собственности, авторства, институционального контроля над пространством. Другие — критикуют потребление, государственную власть и режимы видимости в городе. Часто художник работает на грани дозволенного, сознательно играя с нарушением правил — но не ради скандала, а ради того, чтобы вскрыть структуру самих этих правил и их абсурдность.


Brad Downey. Wild At Heart Public Work 2006, London, England | David vs Goliath Public Work 2006, New York, NY, USA
Brad Downey. Madonna and Child Public Work 2004, London, England
Brad Downey. The City is Dead Public Work , Grottaglie, Italy / Vienna, Austria / Prague, Czech Republic / Warsaw, Poland


Brad Downey. Chalk Mark (hopscotch) Public Work 2010, Berlin, Germany
Одним из главных элементов его практики является юмор. Он использует иронию, абсурд, нелепость, чтобы разрушить напряжение между человеком и городским механизмом. В его работах есть что-то «анархически-игровое»: Downey предлагает зрителю вспомнить, что город можно не только потреблять, но и модифицировать, задавать ему свои ритмы, вмешиваться в его порядок.
Именно поэтому Brad Downey стал важной фигурой в поле современного интервенционного искусства: он показывает, что радикальность может быть тихой, внезапной, почти незаметной — но при этом менять способ, которым мы видим и понимаем город как социальную конструкцию.
Octavi Serra
Оctavi Serra — каталонский художник, чья практика строится на тонких, но метких интервенциях в городскую среду. Он работает на стыке фотографии, объекта и ситуативного вмешательства, используя минимальные жесты для обнажения дисфункций современного общества — от потребления и политического контроля до отчуждения и одиночества. Его работам свойственны ирония, визуальная лаконичность и почти философская точность: Serra использует язык городской инфраструктуры, чтобы создать «сбои» в ее логике, превращая обыденные предметы в носителей критического смысла.


Octavi Serra. The «pirulis» of advertising to make artistic interventions. 2022
Octavi Serra. Mural painting for cvta’s. 2024
Многие его работы основаны на манипуляции знакомыми объектами — дорожными знаками, уличной мебелью, ограждениями, шлагбаумами. Он слегка изменяет их форму, добавляет недостающие элементы или искажает привычные символы так, чтобы зритель внезапно замечал в них скрытые политические и социальные сообщения. Так, например, измененные дорожные знаки могут превращаться в комментарий о бесправии человека, ограничении свободы или абсурдности бюрократии. Serra часто использует минималистичную визуальную метафору: маленькое вмешательство производит большой смысловой эффект.
Важной частью его практики является критика повседневности и механизмов контроля, встроенных в город. Он показывает, как люди привыкают к камерам видеонаблюдения, барьерам, запретам, и перестают замечать, насколько сильны эти структуры. Его объекты работают как провокации: они вынуждают задержаться, подумать, переосмыслить привычный порядок вещей. Serra обращается не только к интеллектуальному, но и к эмоциональному восприятию — его работы могут вызывать тревогу, грусть, замешательство или комическую разрядку.


Octavi Serra. Coca-Cola. 2024
Отдельная линия в его творчестве — исследование одиночества, усталости и эмоционального истощения, характерных для современного городского человека. На фотографиях и скульптурных интервенциях появляются образованные из повседневных предметов «символические тела», которые передают чувства беспомощности или невозможности взаимодействия с городом. В этих работах Serra использует язык метафоры, но всегда оставляет пространство для интерпретации — зритель сам достраивает смысл, исходя из собственного опыта.
Octavi Serra. The road is lava. 2018


Octavi Serra & Jofre Oliveras. Intervention resulting from the residency week. Netherlands. 2022
Octavi Serra. $TOP. 2018-2020


Octavi Serra. Back in 5 minutes. 2018 | Heaven VS hell. 2018
Mark Jenkins
Mark Jenkins — художник, чьи инсталляции на улицах городов трансформируют повседневное пространство в поле эмоциональных и психологических столкновений. Его практика строится на создании гиперреалистичных фигур из упаковочной пленки, изоленты и других материалов, которые он размещает в публичных местах города так, чтобы они выглядели как настоящие люди. Jenkins размещает свои объекты в неожиданных местах: на тротуарах, крышах, у обочин дорог, в сугробах, под мостами или на фонарных столбах. Именно в столкновении формы, пространства и внезапного присутствия «человека» возникает напряжение — зритель не просто смотрит на искусство, он вовлекается в ситуацию, сталкивается с тревогой, смятением, любопытством или даже юмором.
Mark Jenkins. City Project: Trashgirl, Barcelona. 2003


Mark Jenkins. Embed sculpture. City Project in Winston-Salem. 2012 | Embed sculpture. City Project: Richmond, VA. 2012
Mark Jenkins. Rome. 2012
Mark Jenkins. Fuerteventura. 2008
Характерной чертой работ Jenkins является исследование границы между реальностью и иллюзией. Он превращает привычные объекты и пространства в сцены театра абсурда, где каждое взаимодействие зрителя с объектом — это непредсказуемый «перформанс». Художник сознательно использует повседневные места: тротуары, лавочки, автобусные остановки, дверные проемы — чтобы вмешательство выглядело естественно и одновременно нарушало привычное восприятие города.
Его работы часто несут социальный комментарий. Фигуры могут изображать пострадавших, замерших в абсурдных ситуациях, что заставляет зрителя задуматься о социальной слепоте, насилии, одиночестве или проблемах городского сообщества. Jenkins использует эффект шока не ради провокации, а чтобы стимулировать осознанное наблюдение: городские жители вдруг замечают детали, на которые обычно не обращают внимания.


Mark Jenkins x CALM — «Project 84» (London). 2018
Особое место в его карьере занимает работа в рамках проекта Project 84, посвящённого проблеме мужских суицидов в Великобритании. Фигуры, размещённые на крыше телецентра в Лондоне, выглядели как люди, стоящие на краю. Это вызвало бурную реакцию общества, привлекло внимание к теме психологической уязвимости и продемонстрировало силу уличной инсталляции как инструмента социального высказывания.
Mark Jenkins. Rio de Janeiro. 2011


Mark Jenkins. Malmö. 2008
Mark Jenkins. Washington DC. 2006 | Winston-Salem. 2009


Mark Jenkins. Moscow, Whoops Left my Mark. 2010 | City Project: Long legs, Moscow. 2010
Mark Jenkins. Malmö. 2008 | Washgington, DC. 2007 | Malmö. 2008 | Malmö. 2008


Mark Jenkins. Washington DC. 2006 | Washington DC. 2005


Mark Jenkins. NYC. 2005
Paolo Cirio
Paolo Cirio — один из наиболее последовательно политических художников, работающих на стыке уличного искусства, цифровых технологий и активистских стратегий. Его практика строится на разоблачении механизмов контроля, наблюдения и манипуляции данными, которые остаются невидимыми для большинства горожан. Cirio использует городскую среду как пространство прямого вмешательства: его проекты часто возникают без предупреждения, в обход институций, и действуют как визуальные сбои в привычном информационном потоке.
Проект Street Ghosts демонстрирует эту стратегию особенно ярко. Художник берет фигур людей, случайно запечатлённых на панорамах Google Street View, переносит их в виде полноразмерных бумажных силуэтов на реальные места, где они были сняты, и закрепляет их непосредственно на стенах и фасадах. Это простое, но мощное «призраков» — анонимных прохожих, лишённых контекста и согласия — в материальные следы, возвращённые в публичное пространство. Работа заставляет зрителя задуматься о приватности, цифровом следе и неконтролируемом обороте изображений, показывая, насколько легко человек становится объектом наблюдения.
Paolo Cirio. Street Ghosts. Dircksenstraße / Rochstraße, Berlin — Street View from 2008 | Street Ghosts. 12 Cheshire Street, London — Street View from 2012
Примером его цифровой практики является проект Street Ghosts, в котором Cirio использует изображения улиц и прохожих из Google Street View, подвергая их цифровой модификации и перераспределению, чтобы обратить внимание на проблемы приватности и массового наблюдения в публичном пространстве. Проект ставит вопросы о том, насколько безопасна и анонимна городская среда в эпоху цифровой фиксации, превращая привычные улицы в поле для критической визуальной игры.


Paolo Cirio. 80 East Houston Street, New York — Link Street View from 2011 | Ebor Street, London -Street View from 2008
Не менее остро Cirio обращается к теме власти и контроля в проекте Selected Pictures of the Capture Action, в котором он использовал изображения полицейских офицеров, найденные в открытых источниках. Эти фотографии, в том числе сделанные на публичных акциях, подвергались обработке и повторному размещению, что превращало сам акт наблюдения в обратимую процедуру: наблюдатели становились наблюдаемыми. Серия Selected Pictures of the Capture Action визуально фиксирует момент столкновения между системой контроля и гражданским правом на прозрачность. Таким образом автор переворачивает властную оптику, демонстрируя, что в цифровую эпоху контроль не является односторонним процессом.
Paolo Cirio. Selected pictures of the Capture action, Paris, France, 2020
Paolo Cirio. Selected pictures of the Capture action, Paris, France, 2020
Paolo Cirio. Selected pictures of the Capture action, Paris, France, 2020
Заключение
В ходе визуального исследования удалось проследить, как современные практики уличного искусства используют городское пространство и цифровые технологии для высказывания о социальных процессах, механизмах контроля и границах личной свободы. Рассмотренные в работе проекты — от политически заряженных интервенций Plastic Jesus и критических визуальных жестов Paolo Cirio до эмоционально насыщенных сцен Dan Witz, ироничных манипуляций с городской инфраструктурой Octavi Serra и перформативных скульптурных вмешательств Mark Jenkins — демонстрируют, что город становится пространством, где искусство не просто существует, но активно спорит с реальностью, задаёт вопросы, провоцирует, вмешивается в повседневность.
Анализ показал, что художники, работающие в маргинальных и пограничных зонах городской визуальности, используют нарушение привычного порядка как инструмент: они взламывают рутину, нарушают визуальные и социальные сценарии, заставляют зрителя видеть то, что обычно скрыто. Эти практики становятся способом не только привлечь внимание, но и вызвать эмоциональный отклик — от шока и неприязни до соучастия, смеха или эмпатии. Такой спектр реакций создаёт условия для более глубокого осмысления социальных и политических структур, которые художники критикуют или исследуют.
Итоги исследования подтверждают: пограничное искусство в городской среде обладает значительным потенциалом влияния благодаря своей способности действовать вне институций, в прямом контакте с реальностью. Оно не только расширяет представления о том, каким может быть искусство, но и формирует новые формы диалога между художником, городом и его жителем. В этом заключается его актуальность и ценность — в способности превращать городской ландшафт в пространство размышления, столкновения смыслов и пересмотра привычных границ.
Interview: Plastic Jesus // Street Art News. URL: https://streetartnews.net/2017/04/interview-plastic-jesus.html (дата обращения: 25.11.25)
Street Artist Plastic Jesus’ Latest Installation Calls Out Racism in Hollywood // LA Mag. URL: https://lamag.com/celebrity/street-artist-plastic-jesus-latest-installation-calls-out-racism-in-hollywood (дата обращения: 25.11.25)
Plastic Jesus Opens Up About His Heroin Shooting Oscar Sculpture // Complex. URL: https://www.complex.com/style/a/leigh-silver/plastic-jesus-opens-up-about-his-heroin-shooting-oscar-sculpture (дата обращения: 25.11.25)
Meet Dan Witz, Street Art Pioneer // Animal New York. URL: https://animalnewyork.com/2014/04/21/meet-dan-witz-street-art-pioneer/ (дата обращения: 25.11.25)
Interview with Dan Witz, Pioneer Street Artist // Greenpointers. URL: https://greenpointers.com/2014/04/07/interview-with-dan-witz-pioneer-street-artist/ (дата обращения: 25.11.25)
Dan Witz // Urban Nation. URL: https://urban-nation.com/artist/dan-witz/ (дата обращения: 25.11.25)
Street Artist Brad Downey Shares His Unique Vision // The National News. URL: https://www.thenationalnews.com/arts-culture/art/street-artist-brad-downey-shares-his-unique-vision-1.434013 (дата обращения: 25.11.25)
Brad Downey // braddowney.com. URL: https://braddowney.com/ (дата обращения: 25.11.25)
Street Art by Brad Downey // Toxel. URL: https://www.toxel.com/inspiration/2013/05/16/street-art-by-brad-downey/ (дата обращения: 25.11.25)
What Is Stupidity? // Vogue Portugal. URL: https://www.vogue.pt/english-version-what-is-stupidity-nonsense-issue (дата обращения: 25.11.25)
Octavi Serra // Urban Nation. URL: https://urban-nation.com/artist/octavi-serra/ (дата обращения: 25.11.25)
Quirky Interventions by Octavi Serra Question the Rules of Public Spaces // USA Art News. URL: https://usaartnews.com/art/quirky-interventions-by-octavi-serra-question-the-rules-of-public-spaces (дата обращения: 25.11.25)
Streets: Mark Jenkins in Moscow // Arrested Motion. URL: https://arrestedmotion.com/2009/11/streets-mark-jenkins-in-moscow/ (дата обращения: 25.11.25)
Mark Jenkins // Magidson Fine Art. URL: https://www.magidsonfineart.com/markjenkins (дата обращения: 25.11.25)
The Art World of Mark Jenkins // University of Oregon. URL: https://bpb-us-e1.wpmucdn.com/blogs.uoregon.edu/dist/2/4803/files/2013/10/The-Art-World-of-Mark-Jenkins-2d2gpkr.pdf (дата обращения: 25.11.25)
ATC Revisited: Paolo Cirio, Socially Engaged Internet Art // Berkeley Center for New Media. URL: https://bcnm.berkeley.edu/news-research/1916/atc-revisited-paolo-cirio-socially-engaged-internet-art (дата обращения: 25.11.25)
Paolo Cirio // Stochastic Labs. URL: https://stochasticlabs.org/portfolio/paolo-cirio/ (дата обращения: 25.11.25)
Paolo Cirio // MQW Q21 Artists in Residence. URL: https://www.mqw.at/en/institutions/q21/artists-in-residence/2013/paolo-cirio (дата обращения: 25.11.25)
CV Cirio Paolo Art Bio // Paolo Cirio. URL: https://paolocirio.net/CV_CIRIO_PAOLO_ART_BIO.pdf (дата обращения: 25.11.25)
No Kardashian Parking Signs Crop // Hollywood Reporter. URL: https://www.hollywoodreporter.com/news/general-news/no-kardashian-parking-signs-crop-787106/ (дата обращения: 24.11.25)
No Kardashian Parking Anytime // Plastic Jesus Store. URL: https://plasticjesusstore.com/collections/prints/products/no-kardashian-parking-sign (дата обращения: 24.11.25)
Disobey Print // Plastic Jesus Store. URL: https://plasticjesusstore.com/products/disobey-print (дата обращения: 24.11.25)
Plastic Jesus // Street Art Utopia. URL: https://streetartutopia.com/2024/02/19/plastic-jesus/ (дата обращения: 24.11.25)
Instagram. URL: https://www.instagram.com/p/flWnEdlbtQ/ (запрещён на территории Российской Федерации) (дата обращения: 24.11.25)
Instagram. URL: https://www.instagram.com/p/_7ahbXFbu7/ (запрещён на территории Российской Федерации) (дата обращения: 24.11.25)
Graffiti is a Crime, Red Stencil, Acrylic on Canvas // Artsy. URL: https://www.artsy.net/artwork/plastic-jesus-graffiti-is-a-crime-red-stencil-acrylic-on-canvas (дата обращения: 24.11.25)
Dan Witz: Amnesty International // Wunderkammern. URL: https://wunderkammern.net/dan-witz-amnesty-international/ (дата обращения: 24.11.25)
Instagram. URL: https://www.instagram.com/p/DG-upJgRigJ/ (запрещён на территории Российской Федерации) (дата обращения: 25.11.25)
Instagram. URL: https://www.instagram.com/p/CtQzlWSOPXq/?img_index=1 (запрещён на территории Российской Федерации) (дата обращения: 25.11.25)
Radio Juxtapoz EP 051: Dan Witz on How the Whole World Became One Big Most Pit // Juxtapoz. URL: https://www.juxtapoz.com/news/street-art/radio-juxtapoz-ep-051-dan-witz-on-how-the-whole-world-became-one-big-most-pit/ (дата обращения: 25.11.25)
Instagram. URL: https://www.instagram.com/p/CB3grq2JtIV/ (запрещён на территории Российской Федерации) (дата обращения: 25.11.25)
Instagram. URL: https://www.instagram.com/p/CtDwHgfOFzB/?img_index=1 (запрещён на территории Российской Федерации) (дата обращения: 25.11.25)
Instagram. URL: https://www.instagram.com/p/BpuBL-iHsXF/?img_index=1 (запрещён на территории Российской Федерации) (дата обращения: 25.11.25)
Instagram. URL: https://www.instagram.com/p/BjqO3PugyBf/ (запрещён на территории Российской Федерации) (дата обращения: 25.11.25)
Instagram. URL: https://www.instagram.com/p/BkdXvLQAEMi/?img_index=1 (запрещён на территории Российской Федерации) (дата обращения: 25.11.25)
Vitus Berings Park // Brad Downey. URL: https://uturnart.com/artwork/brad-downey-vitus-berings-park (дата обращения: 24.11.25)
Brad Downey // I Support Street Art. URL: https://www.isupportstreetart.com/artist/brad-downey/ (дата обращения: 24.11.25)
Misunderstood 2 // Brad Downey. URL: https://www.braddowney.com/k/work/2013/misunderstood2 (дата обращения: 25.11.25)
Современный художник Brad Downey // Fishki.net. URL: https://fishki.net/1215073-sovremennyj-hudozhnik-brad-downey.html (дата обращения: 25.11.25)
Ignore // Brad Downey. URL: https://braddowney.com/k/archive/2004/ignore (дата обращения: 25.11.25)
STD // Brad Downey. URL: https://braddowney.com/k/archive/2004/std (дата обращения: 25.11.25)
Pregnant // Brad Downey. URL: https://braddowney.com/k/archive/2004/pregnant (дата обращения: 25.11.25)
Upsignown // Brad Downey. URL: https://braddowney.com/k/archive/2004/upsignown (дата обращения: 25.11.25)
Madonna // Brad Downey. URL: https://braddowney.com/k/archive/2004/madonna (дата обращения: 25.11.25)
Baby Stop // Brad Downey. URL: https://braddowney.com/k/archive/2003/babystop (дата обращения: 25.11.25)
sHell // Brad Downey. URL: https://braddowney.com/k/archive/2000/sHell (дата обращения: 25.11.25)
Burdenof // Brad Downey. URL: https://braddowney.com/k/archive/2006/burdenof (дата обращения: 25.11.25)
Ladder // Brad Downey. URL: https://braddowney.com/k/archive/2007/ladder (дата обращения: 25.11.25)
Unstiching // Brad Downey. URL: https://braddowney.com/k/archive/2008/unstiching (дата обращения: 25.11.25)
Broken Bike Lane // Brad Downey. URL: https://braddowney.com/k/archive/2009/brokenbikelane (дата обращения: 25.11.25)
Chalk Mark // Brad Downey. URL: https://braddowney.com/k/archive/2010/chalkmark (дата обращения: 25.11.25)
Operation Beton // Brad Downey. URL: https://braddowney.com/k/archive/2010/operationbeton (дата обращения: 25.11.25)
Pavement Squash // Brad Downey. URL: https://braddowney.com/k/archive/2010/pavementsquash (дата обращения: 25.11.25)
The City Is Dead // Brad Downey. URL: https://braddowney.com/k/archive/2011/the-city-is-dead (дата обращения: 25.11.25)
Instagram. URL: http://instagram.com/p/Cj3IMFZjVTv/?img_index=1 (запрещён на территории Российской Федерации) (дата обращения: 25.11.25)
Instagram. URL: https://www.instagram.com/p/Cj3IMFZjVTv/?img_index=2 (запрещён на территории Российской Федерации) (дата обращения: 25.11.25)
Instagram. URL: https://www.instagram.com/p/C_P85gOqsJu/?img_index=5 (запрещён на территории Российской Федерации) (дата обращения: 25.11.25)
Instagram. URL: https://www.instagram.com/p/C_IOIzCKjvN/?img_index=1 (запрещён на территории Российской Федерации) (дата обращения: 25.11.25)
Instagram. URL: https://www.instagram.com/p/BkpplSclLWY/ (запрещён на территории Российской Федерации) (дата обращения: 25.11.25)
Ironизирующие над существующей городской культурой: концептуальные снимки // Fishki.net. URL: https://m.fishki.net/2839672-ironizirujuwie-nad-suwestvujuwej-gorodskoj-kulyturoj-konceptualynye-snimki-oktavi-serra.html (дата обращения: 25.11.25)
Octavi Serra: poeta visual // Ersilias. URL: https://www.ersilias.com/octavi-serra-poeta-visual/ (дата обращения: 25.11.25)
Mark Jenkins: Irony as a Way of Survival // Metal Magazine. URL: https://metalmagazine.eu/en/post/mark-jenkins-irony-as-a-way-of-survival (дата обращения: 24.11.25)
Streets: Mark Jenkins X CALM Project 84 London // Arrested Motion. URL: https://arrestedmotion.com/2018/03/streets-mark-jenkins-x-calm-project-84-london/ (дата обращения: 24.11.25)
Urban Theater // Zeit. URL: https://www.zeit.de/kultur/kunst/2012-02/fs-urban-theater (дата обращения: 25.11.25)
Artist of the Day: August 8 Mark Jenkins // Visual Diplomacy USA. URL: https://visualdiplomacyusa.blogspot.com/2018/08/artist-of-day-august-8-mark-jenkins.html (дата обращения: 25.11.25)
Street Art Installation by Mark Jenkins // Trendland. URL: https://trendland.com/street-art-installation-by-mark-jenkins/ (дата обращения: 25.11.25)
Outside // xmarkjenkinsx.com. URL: https://www.xmarkjenkinsx.com/outside.html (дата обращения: 25.11.25)
Hi-Res // xmarkjenkinsx.com. URL: https://xmarkjenkinsx.com/hi-res.html (дата обращения: 25.11.25)
Street Ghosts // Paolo Cirio. URL: https://paolocirio.net/work/street-ghosts/ (дата обращения: 25.11.25)
Capture Action Paris // Paolo Cirio. URL: https://paolocirio.net/work/capture/capture-action-paris.php (дата обращения: 25.11.25)