История профиля on HSE Design
Original size 544x720

История профиля

PROTECT STATUS: not protected
10

Концепция

Профиль — один из самых устойчивых способов изображения человека, сопровождающий искусство с момента его зарождения. Однако за тысячелетия он изменил своё значение: от символа власти и идеала до формы личного образа, «бренда». В каждом культурном периоде профиль отражал не только представление о человеческом лице, но и — шире — отношение человека к самому себе. Если в древности профиль был знаком рода и статуса, то сегодня он превратился в визуальный аватар личности в цифровой среде.

Сегодня слово «профиль» приобрело новое значение — личная страница человека в цифровом пространстве. Это отражает глубокую преемственность: как когда-то профиль на монете представлял образ правителя, так теперь «профиль» в сети стал образом личности. Выбор темы связан с интересом к тому, как простое изображение в профиль превратилось в символ самопрезентации и личной идентичности.

Принцип отбора визуального материала. В исследование включаются произведения, где профиль играет смысловую роль, а не является просто удобным способом изображения. Это древнеегипетские барельефы, античные монеты, портреты Возрождения, силуэты XIX века, фотографии и автопортреты XX века, а также современные цифровые образы. Критерий отбора — способность изображения отражать отношение к человеку в своей эпохе: власть, духовность, достоинство, память или самопрезентация. Технические примеры (учебные рисунки, анатомические схемы и т. п.) не рассматриваются, так как исследование сосредоточено на смысловой эволюции профиля.

Принцип рубрикации (структуры исследования) Материал организован по смысловым этапам, показывающим, как изменялась функция профиля:

1. Профиль как знак — Египет и Античность: символ власти, идеала, порядка. 2. Профиль как отчуждение — Средневековье: отсутствие контакта, образ «чужого». 3. Профиль как достоинство — Раннее Возрождение: благородная дистанция. 4. Профиль как личность — Позднее Возрождение и Барокко: индивидуальность и характер. 5. Профиль как память — XIX–XX века: силуэты, фотографии, медальоны. 6. Профиль как идентичность — современность: самопрезентация в медиа и цифровом пространстве.

Такое построение показывает движение от безличного знака к личному образу, а затем — к цифровому коду личности.

Принцип выбора и анализа текстовых источников. Теоретическая часть строится на трудах по истории и теории искусства, исследованиях визуальной культуры и идентичности (Г. Вёльфлин, Э. Панофский, Ж. Бодрийяр и др.). Источники отбираются по принципу связи визуального образа с культурным контекстом. Анализ проводится через сопоставление визуальных примеров и идей, раскрывающих, как профиль отражает понимание человека в разные эпохи.

Ключевой вопрос: Как профиль из формы изображения превратился в универсальный знак личности и самопрезентации?

Гипотеза: Профиль прошёл путь от символа власти и идеала к средству выражения индивидуальности и личного образа. Современное понятие «профиля» в цифровом пространстве — логическое продолжение этой эволюции. Таким образом, профиль — не просто ракурс, а универсальный визуальный язык, через который человек обозначает своё присутствие в мире — от античной монеты до страницы в социальной сети.

Профиль как знак

Профиль как статус

Профиль как отчуждение

Силуэт как театрализация и поэтизация профиля

Original size 1280x960

Наскальные изображения Тадрарт-Акакус, Африка. 12 000 г. до н. э. — 100 г. н. э.

Парижанка. Фрагмент фрески Кносского дворца. XVI–XV вв до н. э.

Слева — Древнегреческая серебряная тетрадрахма с портретом Александра Македонского. 297-281 гг до н. э. Справа — Тетрадрахма с профилем Афины. 454-404 годы до н. э.

Античные профили можно условно разделить на «греческие» и «римские». В Греции профиль был символом гармонии, меры и идеала. Он подчёркивал цельность человеческой натуры и связь человека с космосом. Он характеризуются идеальной плавностью линий, когда лоб и нос образуют единую непрерывную ось, — воплощение гармонии и меры. У римлян профиль стал более индивидуальным: орлиный нос, складки, морщины — это уже не богоподобный идеал, а реальный человек, носитель силы.

Original size 1024x683

Охота в Нильских зарослях. Фрагмент росписи гробницы в Фивах. XV–XIV вв до н. э.

Original size 1373x750

Тайная вечеря. Доменико Гирландайо. 1480, 400×810 см

Появление эпохи Ренессанса ознаменовалось новым интересом к человеческому образу — как с живописной, так и с психологической стороны. Художники пытались изобразить не просто черты лица, а личность, способную мыслить, творить и преобразовывать мир. Это внимание к человеку как к созидателю вывело его фигуру в центр художественного пространства.

В средневековой традиции главную роль на полотне занимали Христос, Мадонна и святые — именно к ним должно было быть обращено созерцание и молитва. Чтобы установить духовную связь между зрителем и образом, этих персонажей изображали анфас, прямо, создавая эффект присутствия. Те же, кто не являлся объектом религиозного поклонения, появлялись на картинах в профиль. В таком ракурсе традиционно писали Иуду в сценах Тайной вечери, а также демонические образы — как знак их отчуждения и невозможности прямого общения со зрителем.

Автопортрет. Николя Пуссен. 1650, 27,5×21.5 см

post

Автопортрет в монашеском клобуке, напротив беса. Пометка под рисунком: «Не искушай (сай) меня без нужды». А. Пушкин. 1829 г.

Original size 997x1536

Скрипач Владислав Курнакович — учитель детей Николая II& Рейссерт и Флиге, Санкт-Петербург, 1913

Справа — Портрет Александра Блока. Кругликова Елизавета. 1922 год

Original size 1900x1080

Портрет Анны Ахматовой

Источники

Bibliography
1.

ааа

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more