
«Христианство есть религия не поклонения Богу в Его противоположности человеку, а в Его глубочайшем сродстве с человеком. Христианство есть религия человечности»
С. Л. Франк [5]
На протяжении всей истории человечества искусство, будучи неразрывно связанным с религиозными и философскими учениями, служило одним из основных способов постижения мироздания. Люди, стремясь осмыслить значимые образы и события, воплощали их в произведениях — будь то литература, музыка или живопись. В настоящем исследовании мы обратимся к тому, как мастера XV–XIX веков в России и Европе трактовали один из важнейших вопросов христианского учения: вопрос богочеловечности Христа.
Согласно библейским догматам, Христос соединяет в себе две природы — Божественную и человеческую. Изображение этих аспектов на полотне представляет собой сложную задачу, ибо перевес в одну из сторон может значительно исказить само христианское учение.
За «божественное» мы возьмем бесконечное, спокойное, нематериальное и величественное. За «человеческое», напротив, — ограниченное, эмоциональное, телесное и немощное.
Сложность в том, что при акценте исключительно на божественной природе Христа Бог становится чем-то трансцендентным, недоступным и противоположным человеку. В то время как при преобладании человеческого начала утрачивается главная идея христианства, Воскресение и надежда на бессмертие, что особенно заметно в работах Николая Ге, который видел в Христе не столько Спасителя, сколько проповедника и миссионера.
На тему исследования меня натолкнула картина «Христос в пустыне» И. Н. Крамского и слова С. Л. Франка про роль личности Иисуса в христианстве. Мне захотелось понять, есть ли в принципе произведения, максимально близко отражающие подлинный евангельский образ Спасителя, и если есть, то какими средствами художник добился этой правдоподобности.

Для ответа на эти вопросы исследование разделено на главы, соответствующие событиям жизни Христа. Картины в каждой главе располагаются от «божественного» к «человеческому»: на первом полотне раздела изображено максимальное проявление божественного начала, а на последнем — человеческого. Материал для рассмотрения подбирался именно по соотношению двух природ: я выбирала картины, которые можно хотя бы примерно выстроить по этой иерархии.
В качестве периода для исследования выбран XV–XIX век, поскольку более ранние произведения напоминали скорее иконографию и молитвенные объекты, нежели попытку реалистично отобразить личность Иисуса. Эволюция образа Христа не является темой исследования, так как меня интересовали скорее приемы и способы изображения двух природ, но кратко отметим здесь, что в XV–XVII веках людей интересовала больше божественная часть Христа, а в XIX веке — человеческая.
Часть 1. Детство Христа
Если на предыдущих картинах Христос активно участвует в беседе с учителями и проявляет свою мудрость, то у В. Д. Поленова он, как обычный ребенок, смиренно слушает старших и набирается опыта. Собранная поза мальчика и скромная обстановка вокруг только подчеркивает «человеческое» начало.
Часть 2. Искушение в пустыне
На картине изображен Христос после сорокадневного поста в пустыне и искушения дьяволом. «Основная идея интерпретации Гончаровым образа Христа концентрируется в двух характеристиках: это доминирование человеческого в образе Спасителя и его внешняя „жалкость“, убогость при несомненном внутреннем мужестве и готовности к жертве» — пишет Е. И. Пинженина в своей статье [4].
Действительно, несмотря на внешнее преобладание «человеческого» в картине, И. Н. Крамской смог сохранить божественную часть в образе Христа: плотно сжатые руки и предрассветное небо предвещают победу «Духа» над «плотью». Эта работа, на мой взгляд, один из примеров баланса двух природ Иисуса: человеческое, несмотря на все трудности, подчиняется божественному.
Часть 3. Проповеди
В образе Христа видны следы усталости от долгой дороги, небогатая обстановка и внешняя схожесть Иисуса с другими апостолами подчеркивает человеческое начало.
Из божественного В. Д. Поленов оставил нравственные качества, доброту и сострадание, что отражает солнечный свет, выделяющий Христа, и мягкое, сочувствующее выражение лица героя.
Часть 4. Чудеса Христа
На картине Гюстава Бриона все подчеркивает божественность образа Христа: противопоставление темного бушующего моря светлой, ходящей по воде фигуре, спасение утопающего Петра, узнаваемый образ Спасителя и нимб, освещающий пространство вокруг
Картина М. М. Зеленского в этом разделе помещена после И. Е. Репина по степени «человеческого» по некоторым причинам. Если у Репина Христос сосредоточенно и величественно совершает чудо, то у Зеленского он показан более естественным: его поза, взгляд и взаимодействие с окружающими (рука на плече отца) передают чувство сострадания и участия
Часть 5. Тайная вечеря
При изображении тайной вечери Ге сохраняет узнаваемую внешность Христа, однако отходит от евангельского сюжета и делает акцент исключительно на человеческих эмоциях: грусть, разочарование, задумчивость.
Используя эти приемы, Ге теряет глубину образа Иисуса. Так, Ф. М. Достоевский называет происходящее на картине «обыкновенной ссорой весьма обыкновенных людей» [3]
Часть 6. Гефсиманский сад
Отметим, что в обеих картинах мягкие синие цвета дают ощущение спокойствия, нимб и свет, падающий на Христа, подчеркивает божественное начало в образе героя. При этом оба художника сохраняют и его человеческую часть, которая проявляется через напряженный и внимательный взгляд вверх к Богу-отцу
Несмотря на очевидное преобладание «человеческого», в отличие от других работ Ге, в этой картине прослеживается и божественная часть Спасителя. Как верно написано на сайте Третьяковской галереи, лицо Христа «обращено к лучу света, который символизирует присутствие Бога-отца. Так с помощью драматургии света Ге передает разговор Христа с Богом-отцом» [1]
Художник показывает внутреннюю работу героя, его смирение с предстоящими событиями и силу духа
В.Г. Перов также сумел сохранить божественную часть Христа: помимо человеческого, которое проявляется в самой позе героя, терновом венце рядом и темных тонах, на полотне через лунные лучи проявляется «святость» момента. Автор намеренно не показывает лицо Христа во время молитвы, а значит страхует себя от искажения евангельского образа, оставляет его нетронутым
Часть 7. Путь на Голгофу
Обратите внимание на контраст работ Н. А. Кошелева, В. П. Верещагина и Н. Н. Ге. Жестокость окружающего мира Ге передает с помощью ярких красных оттенков. Образ же Христа художник меняет до неузнаваемости: начиная с этого момента Ге полностью убирает божественную составляющую из образа Спасителя
Часть 8. Распятие
Несмотря на внешнее «человеческое» изображение распятия, эта картина расположена на первом месте в разделе: на фоне креста в самом углу полотна золотые доспехи, украшения, цветы и роскошь выглядят пусто, праздно и бессмысленно. Художник подчеркивает божественность Христа именно через противопоставление смерти пышному торжеству.
Взгляд принца в центре картины подтверждает эту мысль: герой смотрит не на окружающее его богатство, а на крест
Несмотря на очевидное преобладание телесного, смертного и человеческого, картина Ганса Гольбейна расположена выше работ Ге по уровню «божественного»: достоверно изображая изувеченное тела Христа, которое, к тому же, почти начало разлагаться, автор подчеркивает «чудо его Воскрешения» [2] в таких условиях.
На картине «человеческое» полностью вытесняет «божественное»: Ге детально изображает телесную и эмоциональную боль Христа, делает акцент на самом акте страдания, стремится вызвать чувство сопереживания у зрителей.
Отметим однако, что полностью исключая божественную природу, Ге создает совершенно иной образ Христа, отличный от евангельского: «Христианство — нечто гораздо большее, нежели простое человеческое сострадание. Христианство дает надежду — в отличие от идей, стоящих за картинами Ге. Они, эти идеи, при всей их гуманности, не снимают главную проблему: они не освобождают нас от невыносимого давления смерти» [6]
Часть 9. Воскресение
В картинах этого блока сама тема Воскресения предполагает преобладание «божественного». Человеческое же художники здесь изображают только средствами натуроподобия, они стремятся показать внешний облик Христа максимально реалистично
Заключение
Художники на протяжении XV–XIX веков по-разному решали вопрос богочеловечности: божественное изображалось либо напрямую (через свет, цвет, аккуратность образа), либо через противопоставление телесному, земному, преходящему. Человеческое же чаще проявлялось напрямую за счет мрачных оттенков, изображения эмоций Христа и телесности.
Обе природы играют одинаково важную роль в изображении Спасителя: одна часть создает эмоциональную связь между картиной и зрителем, передает идею «человечности» самого христианства, другая же подчеркивает возможность опоры на вечное, трансцендентное, дает надежду на бессмертие
В Гефсиманском саду // Моя Третьяковка URL: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/21839?lang=en (дата обращения: 15.11.2024)
Ганс Гольбейн Младший. Мертвый Христос в гробу // livejournal URL: https://nikonova-alina.livejournal.com/1038757.html (дата обращения: 15.11.2024)
Дневник Достоевского за 1873 год // dostoevskiy-lit URL: http://dostoevskiy-lit.ru/dostoevskiy/dnevnik/1873/1873-ix-po-povodu-vystavki.htm (дата обращения: 15.11.2024)
Пинженина Екатерина Игоревна Этюд И. А. Гончарова о картине И. Н. Крамского «Христос в пустыне» // Проблемы исторической поэтики. 2011. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etyud-i-a-goncharova-o-kartine-i-n-kramskogo-hristos-v-pustyne (дата обращения: 15.11.2024).
С. Л. Франк. Реальность и человек. — Минск: Белорусский Экзархат, 2009
Художник тихого ужаса. Во что верил Николай Ге? // Фома URL: https://foma.ru/vo-chto-veril-nikolay-ge.html (дата обращения: 15.11.2024)
https://azbyka.ru/art/otrok-iisus-v-hrame/ (дата обращения: 15.11.2024)
http://artpoisk.info/artist/makovskiy_konstantin_egorovich_1839/hristos_sredi_uchiteley/ (дата обращения: 15.11.2024)
https://azbyka.ru/art/hristos-vo-hrame/ (дата обращения: 15.11.2024)
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Файл: 1896_Polenow_Christus_unter_den_Lehrern_anagoria.JPG (дата обращения: 15.11.2024)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Temptation-of-Christ-in-the-Wilderness.jpg (дата обращения: 15.11.2024)
https://humaninside.ru/za-uglom-istorii/74944-feliks_jozef_barria_dyavol_iskushaet_hrista_1860_god_.html (дата обращения: 15.11.2024)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Kramskoi_Christ_dans_le_désert.jpg (дата обращения: 15.11.2024)
https://www.pictorem.com/61156/Sermon%20on%20the%20Mount.html (дата обращения: 15.11.2024)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Semiradsky_Christ_and_Sinner.jpg (дата обращения: 15.11.2024)
https://azbyka.ru/art/hristos-i-bogatyj-yunosha/ (дата обращения: 15.11.2024)
https://artchive.ru/vasilypolenov/works/374363~Khristos_i_greshnitsa_Kto_iz_vas_bez_grekha (дата обращения: 15.11.2024)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rembrandt_Christ_in_the_Storm_on_the_Lake_of_Galilee.jpg (дата обращения: 15.11.2024)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Jesus_and_Peter_on_the_Water_by_Gustave_Brion.jpg (дата обращения: 15.11.2024)
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Файл: Ilja_Jefimowitsch_Repin_013.jpg (дата обращения: 15.11.2024)
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Файл: Зеленский_-_Воскрешение_дочери_Иаира.jpg (дата обращения: 15.11.2024)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:В._Е._Маковский_Чудо_в_Кане.jpg (дата обращения: 15.11.2024)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:The_Last_Supper_-Leonardo_Da_Vinci-_High_Resolution_32x16.jpg (дата обращения: 15.11.2024)
https://www.gallery30.ru/kopii-kartin-russkikh-khudozhnikov/shebuev-vasiliy-kozmich/taynaya-vecherya-1838/ (дата обращения: 15.11.2024)
http://ilya-repin.ru/religion/repin9.php (дата обращения: 15.11.2024)
http://ilya-repin.ru/religion/repin15.php (дата обращения: 15.11.2024)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ge_The_last_supper_1863.jpg (дата обращения: 15.11.2024)
https://artchive.ru/eugenedelacroix/works/406547~Khristos_v_Gefsimanskom_sadu (дата обращения: 15.11.2024)
https://azbyka.ru/art/hristos-v-gefsimanskom-sadu-2/ (дата обращения: 15.11.2024)
https://www.varvar.ru/arhiv/gallery/akademizm/vereschagin-v-p/verechagin-vasiliy-petrovich-9.html (дата обращения: 15.11.2024)
https://ekzeget.ru/mediateka/detail-vyhod-hrista-s-ucenikami-s-tajnoj-veceri-v-gefsimanskij-sad-ge-nikolaj-nikolaevic/ (дата обращения: 15.11.2024)
https://artchive.ru/nikolaige/works/14047~V_Gefsimanskom_sadu (дата обращения: 15.11.2024)
https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/21417?lang=en (дата обращения: 15.11.2024)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Garofalo_Carrying_of_the_cross.jpg (дата обращения: 15.11.2024)
https://www.ippo.ru/img/izo/koschelev_poruganie-Hrista_gmir.jpg (дата обращения: 15.11.2024)
http://biblia-zhivopis.ru/wp-content/uploads/2015/06/Несение-креста.-В.-П.-Верещагин.-1875–1880-гг.-Храм-Христа-Спасителя1.jpg (дата обращения: 15.11.2024)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:What_is_truth.jpg (дата обращения: 15.11.2024)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:The_Judgment_of_the_Sanhedrin-_He_is_Guilty!.jpg (дата обращения: 15.11.2024)
https://artchive.ru/artists/63781~Frenk_Bernard_Diksi/works/375559~Dve_korony (дата обращения: 15.11.2024)
https://azbyka.ru/art/raspyatie/ (дата обращения: 15.11.2024)
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/ Файл: Ночь_на_Голгофе.jpg (дата обращения: 15.11.2024)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Nikolay_Ge_041.jpg (дата обращения: 15.11.2024)
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Файл: Ge_golgofa.jpg (дата обращения: 15.11.2024)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:The_Body_of_the_Dead_Christ_in_the_Tomb_by_Hans_Holbein_d._J.-Kunstmuseum_Basel.jpg (дата обращения: 15.11.2024)
https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/79598?lang=en (дата обращения: 15.11.2024)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Alexander_Ivanov_-Christ%27s_Appearance_to_Mary_Magdalene_after_the_Resurrection-_Google_Art_Project.jpg (дата обращения: 15.11.2024)
https://gallerix.ru/storeroom/622731987/N/2112652988/ (дата обращения: 15.11.2024)
http://www.rodon.org/art-080523133508 (дата обращения: 15.11.2024)