
1. Концепция
За всю историю искусство неоднократно возвращалось к, так называемому, «нулю», разрушалось и возрождалось вновь. Один из ярчайших примеров этому — авангардные течения 20 века, которые полностью переосмысли всё, что было до этого. Каждый художник по-новому рассматривал уже устоявшиеся художественные приёмы и правила, путём долгих размышлений и экспериментов приходил к своей собственной концепции творчества. Таким образом, их творения можно назвать не только произведениями искусства, но и продуктом теоретической деятельности.
«Многие работы, выполненные „Новыми художниками“ в музыке, театре, живописи и литературе имели под собой определённую теоретическую базу.» Тимур Новиков (3)
«Новые художники» — группа неофициальных художников, работавших в Ленинграде 1980х. Коллектив молодых юношей, горящих искусством и идеей новизны в авангарде. Они создавали свободу в несвободном обществе, видели искусство во всём окружающем и возможность творить везде.
«Хулиганское отношение к реальности, политике бодрило этих самых молодых людей…» Тимур Новиков (3)
Тимур Новиков — художник и основатель группы «Новые художники». Он, смотря на искусство под собственным ракурсом, формулирует метод перекомпозиции и приходит к теории маленького значка. Развитие его мысли видно в серии «Горизонты». Эти работы на первый взгляд достаточно просты. Однако, сейчас зритель уже привык к простоте, когда в 1980е такой взгляд на мир казался чем-то новым. Художник переосмыслил коллаж и изображение в целом. Создал новую систему построения пространства, близкую к компьютерному мышлению. Эта система помогает лучшему восприятию произведений современным человеком.
«Собственно метод перекомпозиции это тот самый метод, который позволяет организовать новое искусство из старого.» Тимур Новиков (4)
В живописных и текстильных коллажах первой половины 1980х годов художник использует фотографии, уже ранее созданные рисунки и ткани. В серии «Горизонты» Тимур Новиков продолжает использовать «старое искусство» для создания нового, появляются полотна из различных материалов. Однако, теперь художник работает с двумя пространствами, разделёнными линией горизонта. Значение пустого пространства задаётся зрителем подсознательно, однако окрашивание пространства в определённый цвет или появление в нём какого-либо знака может дать подсказку. Таким образом, художник создаёт семантическую перспективу. Появление знака в картине помогает управлять пространством, делать его меньше или расширять. На протяжении всей работы над «Горизонтами» Тимур Новиков изучает, как действует знак на человека.
«Я понял, что знак самоуменьшается.» Тимур Новиков (4)
В обыденной жизни люди не так часто заостряют своё внимание на больших предметах, как на маленьких. Если попробовать сесть и просто оглянуться вокруг, станет понятно, что взгляд не будет цепляться за крупные объекты, в любом пространстве человек склонен фокусировать своё внимание на небольших вещах. Проанализировав этот феномен, Тимур Новиков пришёл к тому, что на его произведениях стали появляться очень маленькие значки. Таким образом создавая магнит для зрителя, автор делает картину проще для восприятия.
«Мои работы просты — они не загружены информацией, отдых — вот, что я стараюсь дать зрителю.» Тимур Новиков (1)
Пегги Джарелл Каплан. Тимур. 1990.
2. Теория перекомпозиции
Тимур Новиков. Австралия. 1982.
Теория перекомпозиции вдохновлена исследованиями Б. В. Рушенбаха и книгами Л. В. Кулешова. Б. В. Рушенбах — ведущий советский учёный в области механики. В своей работе по пространственным построениям он анализирует особенности передачи пространства на плоскости и в живописи. Л. В. Кулешов — советский кинорежиссёр, развивавший свою теорию монтажа. В своих книгах он описывал опыты по созданию фильмов из других фильмов с помощью монтажа, также он описал «эффект Кулешова»: за счёт монтажа получается различная психологическая трактовка происходящего на экране.
Тимур Новиков. Чехословакия. 1984.
Тимур Новиков. Аэропорт. 1983.
Тимур Новиков. Петродворец. 1985. Тимур Новиков. Поп-механика. 1985.
Тимур Новиков. Мост. 1984.
Интересно отметить, что в этих двух работах присутствует одно пространство, однако мост «предвкушает» появления горизонта в картинах Тимура Новикова будто деля их на две части.
3. Горизонт
Казимир Малевич. Скачет красная конница. ~ 1928-1932.
Среди влияний русского авангарда начала XX века на серию «Горизонты» и теорию маленького значка Тимура Новикова можно выделить картину Казимира Малевича «Скачет красная конница». Уже тогда прослеживается разделение картины на два пространства линией, подсознательное наделение смыслом этих пространств (небо, поле). Демонстрация мысли над движением общества отражено в маленьких значках в виде коней и всадников, положение которых в картине определено так: впереди места перед конницей больше, чем сзади. Это показывает первые попытки работы с пространством с помощью знака.
«… я с глубочайшим почтением отношусь к мыслительной деятельности Казимира Севериновича Малевича, к его замечательной формуле, что новые предметы по новому красивы, или к другой сентенции, что живопись — это то, что нравится живописцам.» Тимур Новиков (3)
Тимур Новиков. Чёрное море зимой. 1986. Тимур Новиков. Море. 1986.
Годом рождения серии «Горизонты» можно назвать 1986, так как именно тогда появляются первые работы с двумя пространствами, разделёнными чертой горизонта.
Тимур Новиков. Египет. 1987. Тимур Новиков. Пирамиды. 1989.
«Если мы представим себе египетскую фреску или египетский папирус, то сразу поймем, что система, которой пользовались египтяне для кодирования на папирусе близка не европейской системе XIX века, а именно современному рисовальщику на компьютере, который использует для передачи пространства практически ту же систему.» Тимур Новиков (4)
Тимур Новиков. Белые ночи. 1992. Тимур Новиков. Белые ночи. 1989.
В серии «Горизонты» есть несколько работ, посвящённых родному городу Тимура Новикова — Ленинграду. На них линия горизонта не ровная, она повторяет черты узнаваемого городского пейзажа.
«Столица с западной формой и восточной душой.» Тимур Новиков (2)
Тимур Новиков. Олень зимой. 1987. Тимур Новиков. Олень. 1987. Тимур Новиков. Олень. 1988.
Располагая линию горизонта посредине картины, мы направляем внимание зрителя вперед. Поднимая линию горизонта вверх, мы направляем внимание зрителя вниз. Опуская линию горизонта к нижней части картины, мы поднимаем глаза зрителя к небу.
Тимур Новиков. Трактор в поле. 1987. Тимур Новиков. Тракторы в поле. 1988.
Тимур Новиков. Одинокий домик в степи. 1987.
Тимур Новиков. Индия. 1988. Тимур Новиков. Индия. 1988. Тимур Новиков. Индия. 1989.
В текстильных коллажах, посвящённых Индии Тимур Новиков передаёт атмосферу Востока за счёт использования блестящих, переливающихся тканей, которые могут напомнить традиционную женскую индийскую одежду — сари.
4. Семантическая перспектива
Тимур Новиков. Лес. 1989. Тимур Новиков. Рыбы. 1989.
Значение пространство получает при своём появлении, однако оно может быть изменено путём использования цвета, например, синее — море, зелёное — луг. Точнее значение может определить знак помещённый в пространство: дерево в лесу, рыба в воде.
Тимур Новиков. Снеговик. 1989. Тимур Новиков. Морковка и зайчик. 1989.
Тимур Новиков. Ледокол. 1987.
В некоторых работах Тимур Новиков смотрит на мир под другим углом, появляется «вертикальный горизонт». Те же два пространства, понятные человеку, однако композиция становится сложнее. Значение пространства здесь задаётся знаками.
Тимур Новиков. Альпинист и камнепад. 1988. Тимур Новиков. Лыжник. 1991.
Тимур Новиков. Северный олень. 1990. Тимур Новиков. Море. 1989.
За счёт создания семантической перспективы появляется возможность управлять пространством. Всё зависит от места и размера знака в пространстве.
«Например, перемещая знак „ель“ из верхней части картины в нижнюю, сохраняя при этом размеры знака, мы существенно увеличиваем объем изображенного пространства.» Тимур Новиков (4)
Тимур Новиков. Русь. 1989. Тимур Новиков. Одинокий жираф ночью. 1991.
Тимур Новиков. Верблюд и химический завод. 1990. Тимур Новиков. Самолёт, идущий на посадку. 1991.
Тимур Новиков. Море. 1989. Тимур Новиков. Олень. 1989. Тимур Новиков. Лес. 1989.
Тимур Новиков. Рыба. 1989 Тимур Новиков. Рыбы. 1989
Тимур Новиков. В небе. 1989. Тимур Новиков. Лебедь. 1989.
Тимур Новиков и Сергей Шутов. Самолёт. 1993. Подводная лодка. 1993. Восход солнца. 1993. Пингвины. 1993.
«Теория перекомпозиции, базировавшаяся на семантической перспективе, гласила, если пространство, над которым работает художник, идеально, то оно уже не подвержено старым законам композиции.» Тимур Новиков (4)
Эту мысль художник наглядно демонстрирует в коротких мультиках, передвигая маленькие знаки по большой поверхности. Благодаря этому Тимур Новиков «освободил» для себя композицию.
Тимур Новиков. Море. 1991. Тимур Новиков. Айсберг. 1991.
Тимур Новиков. «Море.1996. Тимур Новиков. Олень. 1996. Тимур Новиков. Лес. 1996. Тимур Новиков. Рыба. 1996. Тимур Новиков. В небе. 1996.
5. Итог
Серия «Горизонты» показывает развитие мысли Тимура Новикова о природе изображения, роли пространства и элементов в нём. Перекомпозиция в работах художника является не только визуальным и техническим приёмом, но и системой преобразования пространства картины. Переход от работы с прямой перспективой к созданию и применению собственной теории семантической перспективы одновременно визуально упрощает изображение и делает его интереснее зрителю. «Избавление» от всего «лишнего» и приход к «самоуменьшающемуся» знаку можно сравнить с фокусировкой на важном объекте и заключительные работы в этой серии как «фотография» этой камерой.
Автор неизвестен. Тимур Новиков и Иосиф Бродский. 1993.
«Вы знаете, иногда в пейзаж бывает трудно войти. Эти Ваши пейзажи таковы, что из них трудно выйти. Эта линия горизонта держит моё внимание, как магнит.» Иосиф Бродский (5)
Автобиография художника Т. П. Новикова. // Новая Академия. СПб. 2000
Андреева Е.Ю. 100 лет современного искусства Петербурга. 1910—2010-е / Екатерина Андреева. — М.: Новое литературное обозрение, 2023. — (Серия «Очерки визуальности»).
Новиков Т. П. Лекции. СПб. 2003
Новиков Т.: «Теория перекомпозиции». // Кабинет № 11, СПб. 1996. С. 85-101
Тимур Новиков. Иосиф Бродский. Горизонты / [Худ. оформ.: Александр Медведев]. — Санкт-Петербург: Институт истории современного искусства, 2000. — 56 с. : ил.
Работы Тимура Новикова. https://timurnovikov.com/ (дата обращения: 18.11.2025)
Пегги Джарелл Каплан. Тимур. 1990. https://timurnovikov.com/ (дата обращения: 18.11.2025)
Казимир Малевич. Скачет красная конница. ~ 1928-1932. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/23/Red_Cavalry_Riding.jpg (дата обращения: 18.11.2025)
Автор неизвестен. Тимур Новиков и Иосиф Бродский. 1993. https://dzen.ru/a/ZJvkTBjKZ377jG7e (дата обращения: 18.11.2025)