Культ Александра Македонского: прижизненный и посмертный on HSE Design
Original size 1140x1600

Культ Александра Македонского: прижизненный и посмертный

65
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

РУБРИКАТОР

1. Концепция 2. Образ Александра Македонского в работах Лисиппа 3. Начало восточного похода 4. Обожествление Александра Македонского 5. Вывод

КОНЦЕПЦИЯ

В качестве темы для визуального исследования я выбрала анализ культа Александра Македонского, потому что мне стало интересно, каким образом человек может стать объектом божественных поклонений для многих людей.

Александр Македонский — талантливый полководец, создавший поражающую своей величиной державу. Он захватил Грецию, Египет и другие страны, разгромил Персию и провозгласил себя «царем Азии». Несмотря на свой юный возраст, его уважали и почитали на захваченных территориях. Александр стал настоящим феноменом, примером для подражания Цезаря и Наполеона. Несомненно, армия Александра Македонского была сильной, но этого определенно было недостаточно, чтобы держать под контролем огромную завоеванную территорию — для этого нужна была высококлассная пропаганда. И именно с помощью искусства Александр добивался признания от других народов. Он продвигал греческое искусство, культуру, язык и, что немаловажно, свой образ.

Обожествление Александра имело место быть с самого рождения царя: считалось, что Македонские — потомки Геракла, сына Зевса.Самообожествления же началось, вероятно, с начала похода на восток. Он посетил могилу Ахилла в Трое, которого тоже считал родственником, а из храма Афины взял священное оружие и доспехи. Позже в Мемфисе его признали фараоном, сыном бога Ра, а оракул из Сивы провозгласил его сыном Зевса-Амона, и с этого момента культ Александра начался в Египте, особенно в основанной им Александрии. Кроме того, образ Александра связывали с Зевсом, изображая полководца с молнией в руке. По мере продвижения на восток важную роль для Александра стал играть Дионис, в мифе о котором был сюжет о путешествии в Индию. К этому времени культ Александра набирает обороты и македонский царь заказывает у Лисиппа статую, изображающую полководца с копьем. Эту статую часто копировали в качестве статуэток, которые использовали для домашних культов. Он перестал быть простым смертным в глазах людей, поэтому даже после смерти почитался как бог. В эллинистическую эпоху образ Македонского связали с Гелиосом, солнечным божеством.

Александр Македонский не был первым человеком, получивший связь с божественным, но его самообожествление стало примером для царей эллинизма и других правителей и многие пытались доказать свою преемственную связь с Александром, пытаясь утвердить свою власть.

В качестве объектов исследования я отобрала произведения искусства, в частности статуи и монеты, александровской и эллинистической эпохи, которые наиболее четко транслируют мысль о величии и божественном происхождении Александра Македонского.

ОБРАЗ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО В РАБОТАХ ЛИСИППА

Придворный скульптор Александра Лисипп был одним из немногих, кому царь разрешал себя портретировать. Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» писал: «Внеш­ность Алек­сандра луч­ше все­го пере­да­ют ста­туи Лисип­па… Этот мастер сумел точ­но вос­про­из­ве­сти то, чему впо­след­ст­вии под­ра­жа­ли мно­гие из пре­ем­ни­ков и дру­зей царя, — лег­кий наклон шеи вле­во и том­ность взгляда.»

И, в отличие от многих других скульпторов, только Лисиппу удавалось изобразить мужество и доблесть во внешности царя.

Original size 1920x1080

Александр Македонский, тип Шварценберга, Лисипп, римская копия около 330 г. до н. э. / Портрет Александра Македонского, Лисипп, римская копия первая половина II в. до нашей эры

Original size 1920x1080

Александр Макдонский, Лисипп, римская комия I–II в. до н. э.

НАЧАЛО ВОСТОЧНОГО ПОХОДА

В 334 году до н. э. Александр Македонский отправился в восточный поход, изначальная цель которого: война с Персией. В итоге Персидская держава была разрушена, а Дарий сбежал.

Original size 1920x1080

Мозаика «Битва при Иссе» из Дома Фавна в Помпеях, конец II в. до н. э.

ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО

После завоевания Египта Александр Македонский отправился к оракулу в Сиве, который провозгласил Александра сыном Зевса-Аммона. после этого Александра стали изображать с рогами — символом Зевса-Аммона. Связь между Александром Македонским и Зевсом-Аммоном сохранялась и после смерти полководца: в эпоху эллинизма чеканились его изображения с рогами.

На одной из египетских настенный плин изображен Александр, предлагающий вино быку. Это Апис — священный бык у египтян, олицетворяющий власть фараона и плодородие. Принеся жертву Апису, Александр хотел подтвердить свое право быть фараоном.

Original size 1920x1080

Александр Македонский как фараон, предлагающего вино Священному Быку, конец 4 в. до н. э. / Александр Македонский как фараон, рельеф из Луксора

Original size 1920x1080

Монета, на которой изображен Александр Македонский с чертами Зевса-Аммона, 297-281 г. до н. э. / Римская копия греческой скульптуры Зевса-Аммона. Оригинал датируется концом 5 в. до н. э.

Original size 1920x1080

Голова Александра с рогами и сидящая Афина, статер Лисимаха, 323–281 гг. до н. э.

Original size 1920x1080

Рельефный портрет Александра Македонского в образе Зевса-Аммона, приписывается Баттиста Лоренци, 1527-1594 / Драгоценный камень с Александром Македонского в образе Зевса-Аммона, Италия, середина 16 в.

Кроме того, Александр был правозглашен сыном Зевса.

Original size 1920x1080

Статуя Зевса в Олимпии, 430 г. до н. э. / Александр-громовержец, дом Веттиев, Помпеи. I в. н. э.

Original size 1920x1080

Александр Великий в образе Зевса, гемма Нейсона, 300–250 г. до н. э. / Александр Македонский в образе Зевса, предположительно, первый век до н. э.

Александр считал себя потомком Ахилла, который стал для него примерами для подражания. Атрибут Ахилла — копьё из священного дерева, являющейся знаком героической доблести. Именно с копьем Лисипп изобразил Александра на одной из несохранившихся статуй.

Очень распространены были статуэтки с изображением Александра, вероятно, они использовались для домашних культов.

Original size 1920x1080

Александр Македонский, римская копия с греческого оригинала 338 — 330 гг. до н. э. / Аххил, 150 — 175 гг. н. э.

Original size 1920x1080

Мастер Ахилла, Ахилл, ок. 455 г. до н. э. / Статуэтка Александра Македонского, конец IV века до н. э., Нижний Египет

Original size 1920x1080

Керамическая росписью, Ахилл во время Троянской войны, ок. 300 г. до н. э. / Статуэтка Александра Македонского с копьём, II–III в. н. э.

Original size 1920x1080

Статуэтка Александра Македонского с копьём, римская копия I–III века до н. э. / Статуэтка Александра, Восточное Средиземноморье, III–I вв. до н. э

Помимо статуэток, в Древней Греции были популярными камеи с изображением Александра, служившие талисманами.

Original size 1920x1080

Стеклянная камея с Александром Македонским, I–III век н. э. / Камея с Александром Македонским, III в. до н. э.

Подражание Гераклу, в отличие от подражания Ахиллу, не считалось чем-то необычным в Древней Греции. Геракл был одним из самых популярных мифических героев, совершившим 12 невероятных подвигов, поэтому неудивительно, что Александр восхищался им.

Со временем во внешность Геракла проникают черты Александра.

Original size 1920x1080

Битва Геракла с немейским львом, римская копия древнегреческой статуи Лисиппа, II век н. э. / Алабастр с накладным изображением Александра-Геракла в гробнице Филиппа II, фрагмент, IV век до н. э.

Original size 1920x1080

Голова Александра Македонского в львиной шкуре, 300 г. до н. э. / Сидонский саркофаг, между 323 и 312 гг. до н. э., фрагмент

Original size 1920x1080

Тетрадрахма изображающая Александра-Геракла и Зевса на троне, 336–323 гг. до н. э.

Original size 1920x1080

Тетрадхма, изобращающая Александра-Геракла и палицу с луком, ок. 330 год до н. э.

Original size 1920x1080

Украшение ручки алабастрона, Геракл с чертами Александра, 350–325 гг. до н. э / Украшение донышка аска, Геракл с чертами Александра, III–I вв. до н. э. (Прорисовка: Д. П. Алексинский)

Как Геракл и Ахилл, вдохновителем Александра стал Дионис, которого глубоко чтили греки. В мифе о Дионисе есть сюжет о путешествии в Индию, который историки Александра трактовали как захват и использовали в пропагандистских целях. История Диониса и Александра Македонского переплелась: теперь Дионис — захватчик и благодетель, несущий (как Александр) культуру другим народам и научивший их чтить греческих богов.

Атрибуты Диониса — скальп слона, рога быка и лента-диадема.

Original size 1920x1080

Александр Македонский, III век до н. э. / Статуя Диониса, римская копия греческого оригинала, вторая половина IV в. до н. э

Original size 1920x1080

Александр со слоновьим скальпом, римская копия греческого оригинала, 50-250 гг. н. э. / Александр со слоновьим скальпом, ок. 200 г. до н. э.-30 г. до н. э.

Original size 1920x1080

Бронзовая статуэтка Александра Македонского, одетого в шкуру слона, III век до н. э.

Original size 1920x1080

Монета изображающая Александра-Диониса, Птолемей, конец IV века до н. э.

Original size 1920x1080

Монета, изображен Александр с чертами, ассоциирующимися с Дионисом, после 301 года до н. э.

В эллинистический период возникла связь между Александром и Гелиосом, всевидящим богом Солнца. Александра стали изображать с солнечными лучами, а в облике Гелиоса прослеживались черты Александра.

Original size 1920x1080

Александр Македонский в образе Гелиоса, римская копия эллинистического оригинала III–II веков до н. э. / Голова Гелиоса, II век до н. э.

Original size 1920x1080

Метопа с изображением Гелиоса, 280-300 гг. до н. э. / Александр Македонский в образе гелиоса II–I века до н. э.

Original size 1920x1080

Голова Александра-Гелиоса, конец 2-3 века до н. э. / Голова Александра-Гелиоса, 125–75 гг. до н. э.

На медальоне Александр смотрит ввысь, одетый в кирасу и держащий копьё. «Астральные символы покрывают щит и доспехи Александра; они означают универсальную космическую власть,» — пишет А. А. Трофимова в книге «Imitatio Alexandri».

После смерти Александр был возведен в культ, что подтверждает создание образа Александра-космократора, сочетающий и солярные и космические символы.

Original size 1920x1080

Медальон, Александр Македонский в кирасе 200-250 гг. н. э.

Original size 1920x1080

Александр-космократор, II век н. э.

Александру поклонялись как богу, поэтому его часто изображали на статуэтках для домашнего богослужения.

Original size 1920x1080

Статуэтка Александра, носящего эгиду, I век до н. э. / Голова Александра, римская копия, I век до н. э. (греческий оригинал: 175-150 гг. до н. э.)

ВЫВОД

Таким образом, Александру поклонялись как богу, признавали его всеобъемлющую власть, что помогло утвердить господство Александра при его жизни. После смерти Македонского его образ стал одним из самый популярных в эллинизме: его черты угадываются в статуях богов и мифических героев. Невозможно недооценить вклад Александра в развитие искусства: он распостранил греческую культуру и изменил представление о прекрасном, став эллинистическим идеалом.

1. А. А. Трофимова Imitatio Alexandri: Портреты Александра Македонского и мифологические образы в искусстве эпохи эллинизма; Государственный Эрмитаж. — СПБ: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2012. — 320 с. : ил. 2. Angeliki Kottaridi Heracles to Alexander the Great: treasures from the royal capital of Macedon, a Hellenic Kingdom in the age of democracy. — Оксфорд: Изд-во Музей Эшмола, 2011. — 164 с.

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.

https://www.britishmuseum.org/collection/object/Y_EA1697 Дата обращения: 05.12.2023

8.9.10.11.

https://21.shm.ru/main/item/23/ Дата обращения: 05.12.2023

12.13.14.

https://www.christies.com/en/lot/lot-5338720 Дата обращения: 05.12.2023

15.16.17.18.19.20.

https://harvardartmuseums.org/collections/object/312306 Дата обращения: 05.12.2023

21.22.23.24.

https://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=2678 Дата обращения: 06.12.2023

25.26.27.28.29.

https://vk.com/video-67940544_456241132 Дата обращения: 06.12.2023

30.31.32.33.

https://pin.it/1RBwRpT Дата обращения: 07.12.2023

34.35.36.37.38.39.40.41.42.
Культ Александра Македонского: прижизненный и посмертный
65
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more