
Концепция
Я выбрала данную тему, поскольку моё внимание привлекли лёгкость и беззаботность салонного искусства. Я всегда обращаю свое внимание на подобные картины на выставках, поэтому мне стало интересно, где берёт начало это направление и как развивается в дальнейшем. Выяснить все это подробно можно с помощью ярких представителей данного направления. Также мне стало интересно, почему это искусство называют «салонщиной», а также считают, что оно недостойно большого внимания несмотря на то, что именно такие полотна первыми привлекают внимание. Я решила начать с изучения парижского салона и тех работ, которые там выставлялись. Затем выбрать самых выдающихся и ярких представителей салонного искусства и по их картинам разобрать характерные для этого направления элементы.
Введение
Салонное искусство прежде всего связано с Францией и теми художниками, которые выставляли свои работы в парижском салоне, а именно на выставках, проводившихся в нем с 1667 года. Жюри салона всячески презирало нарушение традиций и желание внести какие-либо новшества в искусство, поэтому живопись данной направленности имела академическое начало. На таких картинах все должно было выглядеть как постановка: никаких лишних движений и эмоций. Иными словами, идеальное полотно на котором изображена театральная сцена.
К выставкам в парижском салоне допускались только академики или «допущенные» (кандидаты на звание академика). Отбор на выставку был строгим, поэтому те, кто смог показать свои работы, становились знаменитыми и богатыми, их картины хорошо продавались.
Однако со временем произошли изменения: доступ в салон для просмотра картин был открыт для простого человека. Следовательно, вкусы претерпели изменения: на выставку стали попадать работы, которые можно назвать простыми и понятными для любого обывателя: никакого особо смысла полотна в себе не несли, лишь отражали красоту изображаемого. Постепенно граница между зрителями разных классов стала стираться, а на выставках появлялось все больше и больше «простых» работ. Такие картины стоили значительно меньше, но писалось их больше.
Некоторые художники 18 века становятся ремесленниками, которые штампуют картины. В своих работах они изображают красивых женщин, милые пейзажи и бытовые сюжеты, чтобы заработать больше денег. Со временем термин «салонное искусство» обретает более негативную окраску. Данное направление начинает подстраиваться под публику, забывая об уникальности.
Яркие черты «салонного искусства» и его представители
Шарль Жозеф Фредерик Сулакруа (1825-1879)
Художник был одним из самых ярких представителей салонного искусства. Он изображал красивые интерьеры, милых дам с кавалерами или природу. Все это Шарль Жозеф Фредерик Сулакруа отображал в лучших традициях салонной живописи: «приторность» и «слащавость» не сходит с его полотен.
Шарль Жозеф Фредерик Сулакруа «Тщеславие» 1864
Несмотря на простоту сюжета, художнику удаётся мастерски передать фактуру ткани: шелковое платье буквально светится изнутри. Однако выражение лица девушки не выдаёт никаких эмоций, она застыла подобно кукле.
Шарль Жозеф Фредерик Сулакруа «Отдых»
Шарль Жозеф Фредерик Сулакруа «Ухаживание» 1879
«Театральная постановка» или «застывшая картинка» — одна из черт салонного искусства. И в работах данного художника она хорошо прослеживается.
Шарль Жозеф Фредерик Сулакруа «Предложение»
Тема флирта также является одной из ведущих в салонном искусстве. Влюблённые девушки и мужчины, вписанные в идеальный интерьер — отличительная черта и самого художника. Ему удаётся передать лёгкость и трепет момента, несмотря на отсутствие живой мимики на лицах героев.
Реджианини Витторио (1853-1938)
Художник родился в Италии в богатой семье. Он окончил Академию Изящных искусств в Модене. Все его полотна отображают жизнь представителей «буржуазной верхушки».
Реджианини Витторио «Вечер» 1902
Реджианини Витторио «Чтение»
На этих двух картинах можно прекрасно увидеть, что лежащие девушки изображены практически идентично: сгибы рук, положение ног, поворот головы. Это подтверждает тот факт, что салонное искусство — ремесло, где некоторые полотна «штампуют», меняя лишь некоторые детали.
Реджианини Витторио «Чтение поэзии»
Реджианини Витторио «Письмо»
Помимо поз, явной деталью схожести картин являются цвета платьев: розовое и голубое. Такое сочетание встречается почти на каждом полотне художника.
Несмотря на некую «штамповку» картин, работы Реджианини Витторио восхищают: каждая деталь в его работах четко прописана, ткани кажутся настолько реалистичными, что хочется прикоснуться.
Даже Александр Блок, посетивший выставку во Флоренции в 1909 году, отметил утончённость и лёгкость картин Реджианини Витторио.
«Под зноем флорентийской лени Ещё беднее чувством ты: Молчат церковные ступени, Цветут нерадостно цветы.
Так береги остаток чувства, Храни хоть творческую ложь: Лишь в легком челноке искусства От скуки мира уплывешь.»
А. Блок (17 мая 1909)
Ло́уренс А́льма-Таде́ма (1836-1912)
Также отличительной чертой салонного искусства является изображение античных женщин. Художников не привлекали военные события или правители, поскольку их больше интересует отображение красоты женского тела или природы.
Одним из таких художников был Ло́уренс А́льма-Таде́ма. Он с потрясающей точностью выписывал детали одежды или украшений на женщинах.
Ло́уренс А́льма-Таде́ма «Любимый поэт» 1888
На данной картине можно увидеть отрешенные и безэмоциональные лица девушек — яркий пример «театральной постановки» в салонном искусстве.
Ло́уренс А́льма-Таде́ма «Не спрашивай меня больше ни о чём» 1906
Ло́уренс А́льма-Таде́ма «Сравнения» 1892
Ло́уренс А́льма-Таде́ма «Розы Гелиогабала» 1888
Ло́уренс А́льма-Таде́ма «Драгоценные узы любви»
На картинах Ло́уренса А́льма-Таде́мы часто встречаются пейзажи. Они, как и лица героев, замирают: спокойное море на заднем плане, кусты цветов, вплетающиеся в картину, скалы, залитые солнечным светом. Всё это выглядит ненатурально, хоть и очень завораживающе.
Фредерик Лейтон (1830-1896)
Продолжая тему с изображением античности, хотелось бы отметить Фредерика Лейтона. В своих картинах он также изображает девушек и пейзажи.
Фредерик Лейтон «Пылающий июнь» ок. 1895
На данной картине даже не видно мазков краски, настолько всё идеально и сглажено, а фигура девушки статична, лицо не выдаёт никаких эмоций.
Фредерик Лейтон «Идиллия» 1880-1881
Фредерик Лейтон «Изучение манускрипта на подставке для чтения» 1877
Фредерик Лейтон «Урок музыки» 1877
На данной картине художник явно хотел обратить наше внимание на одежду и складки тканей, поскольку задний план достаточно простой, лица девушек похожи.
Приём отвлечения с помощью яркой одежды или украшений также является частью салонной живописи, поскольку многие художники повторяли лица и фигуры девушек на своих полотнах, а яркая, прописанная одежда отвлекала от этого внимание. Создавалось ощущение, что это совсем новая картина, но при хорошем рассмотрении можно было увидеть сходства между ними.
Вывод
Яркие черты салонного искусства:
- часто отсутствие живых эмоций - повторение лиц и поз - девушки и кавалеры в красивых нарядах - тема флирта и любовных отношений - «слащавость» изображаемого - переключение внимания с лиц на одежду и украшения - красивые пейзажи
В итоге хотелось бы сказать, что салонное искусство по-своему прекрасно: оно отображает лёгкость и красоту жизни. По причине того, что данное направление имеет академические корни, все предметы и люди на картинах написаны правильно. Создается ощущение, что кто-то сделал фотографию замерших людей. Конечно, у направления есть и минусы: статичность и безэмоциональность. Однако это не мешает наслаждаться прекрасными полотнами. Более того, прекрасно прописанные ткани и пейзажи отвлекают нас от любых минусов. Можно по-разному относиться к этому направлению, но не стоит забывать, что в нём заложены вечные ценности, которые позволяют сквозь века заново влюбляться в салонное искусство.