
Новый взгляд на традиционное искусство. Джузеппе Арчимбольдо. Маньеризм.

Рубрикатор

⠀1. Становление Арчимбольдо ⠀2. Маньеризм как течение ⠀3. Стиль Арчимбольдо и его предшественники ⠀4. Перевертыши и визуальные загадки ⠀5. Символика в творчестве Арчимбольдо ⠀6. Психологический подтекст ⠀7. Заключение ⠀8. Эпилог: наследие Арчимбольдо ⠀9. Список источников ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ Джузеппе Арчимбольдо Автопортрет, 1575
Ранние годы и становление Арчимбольдо
Джузеппе Арчимбольдо (1526–1593) — один из самых необычных художников эпохи маньеризма, чей стиль и сегодня поражает воображение. Однако до создания своих знаменитых «композитных портретов» из фруктов, цветов и животных он прошел долгий путь.
Его творческая карьера началась в Милане, где он помогал отцу в работе над фресками и витражами для местных церквей. Этот период сформировал его интерес к детализации и декоративности.

Бьяджо и Джузеппе Арчимбольдо, сцены из жития св. Екатерины, Деталь витража Миланского собора, 1550-е
В 1562 году Арчимбольдо получил приглашение в Вену, став придворным художником императора Священной Римской империи Фердинанда I, а позже — его преемников, Максимилиана II и Рудольфа II. На тот момент Милан был под властью Габсбургов, и итальянское Возрождение было им очень интересно, в эпоху, когда королевские дворы соперничали в роскоши, Арчимбольдо создавал «вирусный» контент XVI века.
Там он не только писал портреты, но и занимался оформлением праздников, созданием костюмов и театральных декораций, демонстрируя многогранность таланта.


Джузеппе Арчимбольдо, Портрет императора Максимилиана II с семьёй, ок. 1563 / Джузеппе Арчимбольдо, эскизы к карнавальным костюмам, 1585
Джузеппе Арчимбольдо, Два портрета Рудольфа II в короне, 1575

В первые два года работы при дворе Арчимбольдо написал портреты императора и его семьи, а также создал один из знаменитых циклов «Времена года», который принёс его успех: его аллегорические образы так понравились Максимилиану II и Рудольфу II, что они заказывали повторения картин для дипломатических подарков. Также упомяну и про второй, не менее известный цикл «Четыре стихии», существует версия, что он, как и другие его работы, символизировал власть Габсбургов над миром, что очень льстило властителям. ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ Джузеппе Арчимбольдо Орнитологическая зарисовка, 1577

Но Арчимбольдо был не только художником — он увлекался инженерией, организацией придворных увеселений и даже работал советником по искусству, сочетая искусство с инженерией, как Леонардо да Винчи. Этот разнообразный опыт и привел его к созданию уникального стиля, который относят к такому художественному течению, как маньеризм. ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ Джузеппе Арчимбольдо Эскиз убранства упряжного коня, ок. 1585
Интересный факт:
Когда Арчимбольдо в 1587 году захотел вернуться в Италию, Рудольф II неохотно отпустил его, но продолжал слать ему деньги — настолько тот был незаменим. Художник умер в Милане в 1593 году, оставив после себя всего около 20 картин, но каждая — шедевр.
Маньеризм
Маньеризм — это художественный стиль, возникший в Италии в середине XVI века, который характеризуется усложненностью форм, напряженностью поз, удлиненными пропорциями фигур и богатством декоративных элементов. Этот стиль стал реакцией на идеалы Возрождения, предлагая новые художественные решения, часто играющие с перспективой, символизмом и парадоксальностью.
Маньеристы искали способы выразить эмоциональную насыщенность и драматичность через необычные композиции и ракурсы, искажение пропорций и подчеркнутый субъективизм.


Франческо Пармиджанино «Мадонна с длинной шеей» 1534-1540 / Якопо Понтормо «Снятие с креста» 1526-1528
Стиль Арчимбольдо и его предшественники

Джузеппе Арчимбольдо — один из наиболее ярких представителей маньеризма, известен своими необычными портретами, составленными из различных объектов природы: фруктов, овощей, цветов, животных, книг и всякого другого.
Его творчество относят именно к этому течению из-за искусственности и вычурности, игры с иллюзиями, сложной символики, наполненной аллегориями и рассчитанной на интеллектуальную элиту, а также гротеска и метаморфоз. Это типичные черты маньеризма: отход от гармонии Ренессанса в сторону оригинальности и загадочности. ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ Джузеппе Арчимбольдо Серия «Времена года» 1573
В этой серии Арчимбольдо изображает лица, состоящие из плодов, цветов и листьев, соответствующих каждому сезону. Весна представлена нежными цветами, лето — спелыми фруктами, осень — урожаем, а зима — сухими ветками и замерзшими плодами.
Однако идея соединения различных предметов в единое целое была реализована и ранее. Например, в средневековом искусстве Англии можно найти иллюминированный манускрипт Псалтырь Латрелла, где иллюстрации содержат причудливые гибридные существа, соединяющие человеческие фигуры с животными и растениями, эти ранние эксперименты предвосхитили идеи Арчимбольдо.


Псалтырь Латрелла, ок. 1325–1340


Псалтырь Латрелла, ок. 1325–1340


Псалтырь Латрелла, ок. 1325–1340
Символика в творчестве Арчимбольдо

Каждый объект, использованный в картинах Арчимбольдо, несет определенный символический смысл. Фрукты и овощи символизируют изобилие и плодородие, цветы — мимолетность красоты, животные — различные черты характера. Его работы можно интерпретировать как аллегории человеческих качеств и социальных явлений. Художник словно приглашает зрителя заглянуть внутрь портрета, течения, стихии и смыслов, задуматься о смысле существования и месте человека в мире. ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ Джузеппе Арчимбольдо Серия «Четыре стихии» 1566
При дворе Рудольфа II в Праге, известном как центр алхимии и естествознания, Арчимбольдо увлекся изучением растений, животных и редких диковинок из кунсткамеры, художник изучал их коллекции, поэтому так точно изображал растения и животных.
В этой серии Арчимбольдо создает портреты, символизирующие стихии: огонь, воду, землю и воздух. Каждая картина состоит из множества мелких деталей, таких как рыбы, птицы, камни и пламя, которые вместе образуют лицо или фигуру. Например, в картине «Вода» образ складывается из морских жителей: краб, рак, креветка и прочие, но некоторые виды (например, морской конёк) считались в XVI веке алхимическими символами.
Картины «Библиотекарь» и «Юрист» относятся к серии портретов членов окружения императора, написанных Арчимбольдо.
Джузеппе Арчимбольдо «Библиотекарь» 1562
На этой картине лицо и тело библиотекаря собраны из книг, символизирущие ученость и интеллектуальную работу. Однако странная композиция и необычная форма лица могут указывать на излишнее увлечение интеллектуальными занятиями в ущерб практическим делам. Это может быть критикой ученых и философов, которые погружены в теории, забывая о реальных проблемах общества.
Джузеппе Арчимбольдо «Юрист» 1566
Данный портрет составлен из юридических документов и учёных книг, отражающих правовую практику. Однако лицо юриста состоит из курицы и рыбы, что может означать его любовь к плотному обеду. Само выражение лица выражает подозрительность и недоверчивость, недобрый и острый взгляд. Ушей не изображено, что подталкивает к мысли о нежелании слушать доводы других, полагаясь только на собственные знания. Рыба вместо рта напоминает о выражении «Нем как рыба», то есть изображённый предпочитает мало говорить, только, когда это действительно нужно. Шеи у юриста нет, как и у «Библиотекаря».
Это портрет конкретного человека, немецкого юриста Ульриха Цазиуса, адвоката Максимилиана II.
Джузеппе Арчимбольдо «Официант» 1574
Официант представляет собой композицию из предметов, связанных с виноделием, таких как: кран, кувшин, стеклянный сосуд, оплетённый кожей, фляга, шило, чаша для дегустации, оловяная кружка, деревяная винная воронка. Перед нами предстаёт щеголеватый, преуспевающий, с пикническим (склонным к полноте) типом телосложения человек. Шляпа имеет украшения из стружки и ведёрка. Крепкий широкий лоб, правый глаз выразительнее левого, перед нами практичный человек, с интересом и вниманием относящийся к своему делу. Форма головы и широкий нос указывают на низкое сословие, простонородное происхождение. Тубус-рот как будто открыт для чаевых, намекая, что герой расскажет больше, если ему заплатят. Сам по себе рот широкий и изображён раскрытым, что может означать любовь официанта к разговорам. На шее листочки с названием вин, крепкое туловище представлено в виде бочки.


Джузеппе Арчимбольдо «Портрет Евы» 1578 / Джузеппе Арчимбольдо «Портрет Адама» 1578
Диптих «Портрет Адама» и «Портрет Евы» 1578 г.
Существует множество различных интерпретаций первых мужчины и женщины. Арчимбольдо изображает их в необычной манере, сохранив основную мысль: портреты, заполненные телами младенцев, означают происхождение человечества от их союза.
Еву украшают драгоценности и шикарная одежда, она держит запретный плод в левой руке не обращая на него внимания. Адам же в одной руке держит книгу, а в другой свиток. Кажется, они ведут тревожный язвительный разговор.
Джузеппе Арчимбольдо «Портрет Ирода» ок. 1580
Царь Ирод известен своей жестокостью и деспотизмом, его портрет также состоит из обнажённых младенцев, и не только лицо, а всё тело, которых тот, согласно Евангелие приказал убить. Таким образом автор как бы демонстрирует истинное лицо данного человека. Избиение младенцев считается одним из самых скорбных событий в христианской культуре, их почитают как святых и первых пострадавших ради Христа. Это событие получило широкое отражение в искусстве, особенно в период эпохи Возрождения.
Такой подход позволяет рассказать о персонаже, посредством разбора всех его составляющих. Мы уже знаем, что Арчимбольдо писал не только какие-то образы, но и конкретных людей, и при анализе картины можно попробовать составить психологический портрет изображаемого.
Психологический подтекст произведений

Картина «Вертумн» — это аллегория на императора Рудольфа II в виде древнеиталийский бога времён года и их даров. Обычно этого бога изображали он в виде садовника с садовым ножом и урожаем, Арчимбольдо же изобразил его в качестве аллегории уражайности, составив портрет из различных плодов. Так, персики — это щёки, нос — это груша, губы — вишни, подбородок представлен в виде внешней оболочки каштана.

Рудольф II Габсбург является императором Священной Римской империи. Немецкий историк Фолькер Пресс говорил о нём: «Он обладал глубоким умом, был дальновидным и рассудительным, обладал сильной волей и интуицией… Однако ему был присущ такой серьёзный недостаток, как робость, причиной которой была его склонность к депрессии. На этой основе у него развилось стремление к бегству от действительности, выражавшееся в нереальных планах. Испанские придворные манеры поощряли его стремление отгородиться от мира, и политическая пассивность становилась всё более характерным признаком его правления». Именно за этот портрет художник получает от императора титул Пфальцграфа (граф, управляющий дворцом во время отсутствия монарха). ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ Художник Йозеф Хейнц (Старший) Портрет Рудольфа II, 1594

Итак, портрет Вертумна-Рудольфа указывает на плодовитость, продуктивность даже не человека, а бога. Присмотримся к его лицу: широкий лоб, по центру лба расходятся лучами линии одного из плодов, вероятно, кабачка. Похожее на солнце, оно означает мудрость и тяготение к высшим знаниям. Человек этот достаточно эффективен, эмоционален, но довольно своенравен. Брови изображены в виде пшеницы, иными словами, даже когда он злится, он всё равно плодороден. Глаза у него внимательны, а под глазами изображены мешки. Мясистый нос указывает на склонность к выпивке, а губы на то, что он остр на язык, довольно самобытен, немного не от мира сего, оригинальный. Подбородок, состоящий из разных элементов, указывает на проблемы с кишечником и малым тазом, а также, возможно, на проблемы с продолжением рода или в нехватке мужественности — там, где должно быть адамово яблоко, торчит редька. Художник показывает, что психологические недостатки Рудольфа II иногда хорошо сменяются его возможностями личности, его восприятием мира.

В зоне щитовидной железы шея напряжена, он и сам напряжен, но у него широкая грудь, которую пересекает прекрасная лента из цветов, то есть перед нами метафорическое изображение человека, который, может, и не сильно хорош по своей природе, но обладает прекрасным чувством юмора и способен понимать, воспринимать других людей, а в ином случае смеяться над собой или другими.
Джузеппе Арчимбольдо, портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна, ок. 1590
Почему же император Рудольф II был в восторге от этого портрета? Дело в том, что здесь он полон жизни, плодотворен и плодовит. Именно этого не хватало в жизни самого императора.
Перевертыши и визуальные загадки
В XX веке перевертыши и оптические иллюзии стали популярными благодаря художникам-сюрреалистам, таким как Сальвадор Дали и Рене Магритт. Однако уже в эпоху маньеризма подобные приемы использовались для игры с восприятием зрителя. В произведениях Арчимбольдо мы видим элементы загадочности и двойственности, когда одно изображение может трансформироваться в другое при изменении угла зрения.


Джузеппе Арчимбольдо «Повар» 1570


Джузеппе Арчимбольдо «Голова и корзина с фруктами» 1590


Джузеппе Арчимбольдо «Садовник» 1587-1590
Заключение
Джузеппе Арчимбольдо создал уникальный художественный язык, превратив природные формы в сложные аллегории власти и мироздания. Его работы — это не просто виртуозные ребусы, а глубокое отражение ренессансного мировоззрения, соединившего науку, искусство и придворную культуру. Хотя многие смыслы его картин остаются загадкой, именно эта многозначность делает творчество Арчимбольдо вневременным. Художник доказал, что настоящее искусство не просто изображает мир, но и предлагает новые способы его восприятия.
Эпилог: наследие Арчимбольдо
Ниже представлен цикл из четырех увлекательных аллегорий, которые сначала показались работами Арчимбольдо, однако впоследствии выяснилось, что это произведения его последователя — Антонио Расио, который жил через столетие после мастера. Расио принадлежит к числу художников, которых называют «арчимбольдистами», его творческая деятельность началась в 1677 году, а рассматриваемый цикл относят примерно к периоду между 1680 и 1690 годами. В отличие от своего предшественника, Расио изображал свои аллегорические фигуры в полный рост, помещая их в живописный ландшафт. Искусствоведы отмечают, что Расио интерпретировал наследие Арчимбольдо в «более легком и радостном ключе».
Антонио Разио «Зима» 1680-1690
Антонио Разио «Весна» 1680-1690
Антонио Разио «Лето» 1680-1690
Антонио Разио «Осень» 1680-1690

Современники воспринимали работы Джузеппе Арчимбольдо как гротескные, но гениальные, а император даже даровал ему дворянский титул. Однако после смерти художника о нем почти забыли на три века, пока сюрреалисты, в частности Сальвадор Дали, который высоко ценил миланского художника за причудливую фантазию и метафорическую глубину его работ, не «переоткрыли» его, назвав предтечей их стиля. ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀⠀ ⠀ ⠀ ⠀ Сальвадор Доли «Женщина с головой из роз» 1935

Фотограф из Нью-Йорка Клаус Энрике воссоздает стиль Арчимбольдо, собирая портреты из мяса, цветов и овощей. Его проект «Арчимбольдизм» — живые скульптуры, где XVI век встречается с современностью.
«Когда я фотографировал человеческий глаз, выглядывающий из-под сотен листьев, мне пришло в голову, что я мог бы использовать листья для создания портретов или масок. Я начал исследовать, что создавали другие художники в этом направлении, и обнаружил, что, конечно, кто-то уже делал что-то подобное. В данном случае это был Джузеппе Арчимбольдо более 400 лет назад».
По стопам Джузеппе Арчимбольдо Скульптуры Клауса Эрнике из серии «Четыре сезона», 2010-е


По стопам Джузеппе Арчимбольдо Скульптура Клауса Эрнике по картине «Вертумн», 2010-е
«Я решил воссоздать работу Арчимбольдо и, в конце концов, создать собственные образы, на которые меня вдохновили его картины. Вначале я видел, как работа обретает форму, и это очень обнадеживало. Но когда дело продвигалось дальше, я начинал замечать несоответствия. Дело в том, что предметы на картинах Арчимбольдо пропорционально правильны, но каждый из этих предметов воображаем. Например, на одной из его картин нос — это маленькая груша идеальной формы. Подобрать что-то похожее не получилось, и я заменил грушу маленьким бататом».


По стопам Джузеппе Арчимбольдо Скульптуры Клауса Эрнике по картине-перевёртышу «Садовник», 2010-е
Самостоятельные работы Клауса Эрнике по мотивам творчества Джузеппе Арчимбольдо, 2010-е

Американский режиссер и мультимедийный художник Филипп Хаас, следуя традициям итальянского искусства, создал цикл монументальных скульптур из стекловолокна. Эти впечатляющие работы, вдохновленные творчеством Джузеппе Арчимбольдо, были впервые представлены публике в сентябре 2012 года во время масштабной выставки «Четыре времени года» в ботаническом саду Хантингтона в Калифорнии, где Хаас интерпретировал аллегорические портреты Арчимбольдо в форме гигантских трехмерных инсталляций.
Скульптуры Филиппа Хааса из серии «Четыре сезона» по стопам Джузеппе Арчимбольдо, 2012
МАНЬЕРИ́ЗМ // Сайт Культура.РФ. [Электронный ресурс] URL: https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/manyerizm/ (дата обращения 05.04.2025).
Лекция Елены Ефимовой «Что такое маньеризм?» // Сайт АРСЕНАЛ ВОЛГО-ВЯТСКИЙ ФИЛИАЛ ПУШКИНСКИЙ МУЗЕЙ. [Электронный ресурс] URL: https://arsenal-museum.art/events/lektsiya-eleny-efimovoy-chto-takoe-manerizm/ (дата обращения 05.04.2025).
11 признаков того, что перед вами картина маньеристов // Сайт Arzamas. [Электронный ресурс] URL: https://arzamas.academy/mag/1001-manierismo (дата обращения 05.04.2025).
Арчимбольдо, Джузеппе // Сайт РУВИКИ. [Электронный ресурс] URL: https://ru.ruwiki.ru/wiki/%D0%90%D1%80%D1%87%D0%B8%D0%BC%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%BE,_%D0%94%D0%B6%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BF%D0%BF%D0%B5 (дата обращения 05.04.2025).
Как появились загадочные овощные портреты Джузеппе Арчимбольдо и в чем секрет его прижизненной славы? // Сайт КУЛЬТУРОЛОГИЯ.РФ. [Электронный ресурс] URL: https://kulturologia.ru/blogs/110724/60656/ (дата обращения 05.04.2025).
ДЖУЗЕППЕ АРЧИМБОЛЬДО: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКА // Сайт Allpainters.ru. [Электронный ресурс] URL: https://allpainters.ru/archimboldo-dzhuzeppe.html (дата обращения 05.04.2025).
Клаус Энрике: скульптуры из мяса и цветов // Сайт НОЖ. [Электронный ресурс] URL: https://knife.media/klaus-enrique/ (дата обращения 05.04.2025).