Original size 1139x1600

Метомарфозы человеческой природы: мир глазами Арчимбольдо

14
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Новый взгляд на традиционное искусство. Джузеппе Арчимбольдо. Маньеризм.

big
Original size 5262x1860

Рубрикатор

post

⠀1. Становление Арчимбольдо ⠀2. Маньеризм как течение ⠀3. Стиль Арчимбольдо и его предшественники ⠀4. Перевертыши и визуальные загадки ⠀5. Символика в творчестве Арчимбольдо ⠀6. Психологический подтекст ⠀7. Заключение ⠀8. Эпилог: наследие Арчимбольдо ⠀9. Список источников ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ Джузеппе Арчимбольдо Автопортрет, 1575

Ранние годы и становление Арчимбольдо

Джузеппе Арчимбольдо (1526–1593) — один из самых необычных художников эпохи маньеризма, чей стиль и сегодня поражает воображение. Однако до создания своих знаменитых «композитных портретов» из фруктов, цветов и животных он прошел долгий путь.

Его творческая карьера началась в Милане, где он помогал отцу в работе над фресками и витражами для местных церквей. Этот период сформировал его интерес к детализации и декоративности.

big
Original size 1920x1080

Бьяджо и Джузеппе Арчимбольдо, сцены из жития св. Екатерины, Деталь витража Миланского собора, 1550-е

В 1562 году Арчимбольдо получил приглашение в Вену, став придворным художником императора Священной Римской империи Фердинанда I, а позже — его преемников, Максимилиана II и Рудольфа II. На тот момент Милан был под властью Габсбургов, и итальянское Возрождение было им очень интересно, в эпоху, когда королевские дворы соперничали в роскоши, Арчимбольдо создавал «вирусный» контент XVI века.

Там он не только писал портреты, но и занимался оформлением праздников, созданием костюмов и театральных декораций, демонстрируя многогранность таланта.

Джузеппе Арчимбольдо, Портрет императора Максимилиана II с семьёй, ок. 1563 / Джузеппе Арчимбольдо, эскизы к карнавальным костюмам, 1585

Original size 1259x750

Джузеппе Арчимбольдо, Два портрета Рудольфа II в короне, 1575

post

В первые два года работы при дворе Арчимбольдо написал портреты императора и его семьи, а также создал один из знаменитых циклов «Времена года», который принёс его успех: его аллегорические образы так понравились Максимилиану II и Рудольфу II, что они заказывали повторения картин для дипломатических подарков. Также упомяну и про второй, не менее известный цикл «Четыре стихии», существует версия, что он, как и другие его работы, символизировал власть Габсбургов над миром, что очень льстило властителям. ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ Джузеппе Арчимбольдо Орнитологическая зарисовка, 1577

post

Но Арчимбольдо был не только художником — он увлекался инженерией, организацией придворных увеселений и даже работал советником по искусству, сочетая искусство с инженерией, как Леонардо да Винчи. Этот разнообразный опыт и привел его к созданию уникального стиля, который относят к такому художественному течению, как маньеризм. ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ Джузеппе Арчимбольдо Эскиз убранства упряжного коня, ок. 1585

Интересный факт:

Когда Арчимбольдо в 1587 году захотел вернуться в Италию, Рудольф II неохотно отпустил его, но продолжал слать ему деньги — настолько тот был незаменим. Художник умер в Милане в 1593 году, оставив после себя всего около 20 картин, но каждая — шедевр.

Маньеризм

Маньеризм — это художественный стиль, возникший в Италии в середине XVI века, который характеризуется усложненностью форм, напряженностью поз, удлиненными пропорциями фигур и богатством декоративных элементов. Этот стиль стал реакцией на идеалы Возрождения, предлагая новые художественные решения, часто играющие с перспективой, символизмом и парадоксальностью.

Маньеристы искали способы выразить эмоциональную насыщенность и драматичность через необычные композиции и ракурсы, искажение пропорций и подчеркнутый субъективизм.

Франческо Пармиджанино «Мадонна с длинной шеей» 1534-1540 / Якопо Понтормо «Снятие с креста» 1526-1528

Стиль Арчимбольдо и его предшественники

post

Джузеппе Арчимбольдо — один из наиболее ярких представителей маньеризма, известен своими необычными портретами, составленными из различных объектов природы: фруктов, овощей, цветов, животных, книг и всякого другого.

Его творчество относят именно к этому течению из-за искусственности и вычурности, игры с иллюзиями, сложной символики, наполненной аллегориями и рассчитанной на интеллектуальную элиту, а также гротеска и метаморфоз. Это типичные черты маньеризма: отход от гармонии Ренессанса в сторону оригинальности и загадочности. ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ Джузеппе Арчимбольдо Серия «Времена года» 1573

В этой серии Арчимбольдо изображает лица, состоящие из плодов, цветов и листьев, соответствующих каждому сезону. Весна представлена нежными цветами, лето — спелыми фруктами, осень — урожаем, а зима — сухими ветками и замерзшими плодами.

Джузеппе Арчимбольдо «Зима» 1573

Однако идея соединения различных предметов в единое целое была реализована и ранее. Например, в средневековом искусстве Англии можно найти иллюминированный манускрипт Псалтырь Латрелла, где иллюстрации содержат причудливые гибридные существа, соединяющие человеческие фигуры с животными и растениями, эти ранние эксперименты предвосхитили идеи Арчимбольдо.

Псалтырь Латрелла, ок. 1325–1340

Псалтырь Латрелла, ок. 1325–1340

Псалтырь Латрелла, ок. 1325–1340

Символика в творчестве Арчимбольдо

post

Каждый объект, использованный в картинах Арчимбольдо, несет определенный символический смысл. Фрукты и овощи символизируют изобилие и плодородие, цветы — мимолетность красоты, животные — различные черты характера. Его работы можно интерпретировать как аллегории человеческих качеств и социальных явлений. Художник словно приглашает зрителя заглянуть внутрь портрета, течения, стихии и смыслов, задуматься о смысле существования и месте человека в мире. ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ Джузеппе Арчимбольдо Серия «Четыре стихии» 1566

При дворе Рудольфа II в Праге, известном как центр алхимии и естествознания, Арчимбольдо увлекся изучением растений, животных и редких диковинок из кунсткамеры, художник изучал их коллекции, поэтому так точно изображал растения и животных.

В этой серии Арчимбольдо создает портреты, символизирующие стихии: огонь, воду, землю и воздух. Каждая картина состоит из множества мелких деталей, таких как рыбы, птицы, камни и пламя, которые вместе образуют лицо или фигуру. Например, в картине «Вода» образ складывается из морских жителей: краб, рак, креветка и прочие, но некоторые виды (например, морской конёк) считались в XVI веке алхимическими символами.

Джузеппе Арчимбольдо «Земля» 1566

Картины «Библиотекарь» и «Юрист» относятся к серии портретов членов окружения императора, написанных Арчимбольдо.

Original size 5262x3720

Джузеппе Арчимбольдо «Библиотекарь» 1562

На этой картине лицо и тело библиотекаря собраны из книг, символизирущие ученость и интеллектуальную работу. Однако странная композиция и необычная форма лица могут указывать на излишнее увлечение интеллектуальными занятиями в ущерб практическим делам. Это может быть критикой ученых и философов, которые погружены в теории, забывая о реальных проблемах общества.

Original size 5262x3720

Джузеппе Арчимбольдо «Юрист» 1566

Данный портрет составлен из юридических документов и учёных книг, отражающих правовую практику. Однако лицо юриста состоит из курицы и рыбы, что может означать его любовь к плотному обеду. Само выражение лица выражает подозрительность и недоверчивость, недобрый и острый взгляд. Ушей не изображено, что подталкивает к мысли о нежелании слушать доводы других, полагаясь только на собственные знания. Рыба вместо рта напоминает о выражении «Нем как рыба», то есть изображённый предпочитает мало говорить, только, когда это действительно нужно. Шеи у юриста нет, как и у «Библиотекаря».

Это портрет конкретного человека, немецкого юриста Ульриха Цазиуса, адвоката Максимилиана II.

Original size 5262x3720

Джузеппе Арчимбольдо «Официант» 1574

Официант представляет собой композицию из предметов, связанных с виноделием, таких как: кран, кувшин, стеклянный сосуд, оплетённый кожей, фляга, шило, чаша для дегустации, оловяная кружка, деревяная винная воронка. Перед нами предстаёт щеголеватый, преуспевающий, с пикническим (склонным к полноте) типом телосложения человек. Шляпа имеет украшения из стружки и ведёрка. Крепкий широкий лоб, правый глаз выразительнее левого, перед нами практичный человек, с интересом и вниманием относящийся к своему делу. Форма головы и широкий нос указывают на низкое сословие, простонородное происхождение. Тубус-рот как будто открыт для чаевых, намекая, что герой расскажет больше, если ему заплатят. Сам по себе рот широкий и изображён раскрытым, что может означать любовь официанта к разговорам. На шее листочки с названием вин, крепкое туловище представлено в виде бочки.

Джузеппе Арчимбольдо «Портрет Евы» 1578 / Джузеппе Арчимбольдо «Портрет Адама» 1578

Диптих «Портрет Адама» и «Портрет Евы» 1578 г.

Существует множество различных интерпретаций первых мужчины и женщины. Арчимбольдо изображает их в необычной манере, сохранив основную мысль: портреты, заполненные телами младенцев, означают происхождение человечества от их союза.

Еву украшают драгоценности и шикарная одежда, она держит запретный плод в левой руке не обращая на него внимания. Адам же в одной руке держит книгу, а в другой свиток. Кажется, они ведут тревожный язвительный разговор.

Original size 5262x3720

Джузеппе Арчимбольдо «Портрет Ирода» ок. 1580

Царь Ирод известен своей жестокостью и деспотизмом, его портрет также состоит из обнажённых младенцев, и не только лицо, а всё тело, которых тот, согласно Евангелие приказал убить. Таким образом автор как бы демонстрирует истинное лицо данного человека. Избиение младенцев считается одним из самых скорбных событий в христианской культуре, их почитают как святых и первых пострадавших ради Христа. Это событие получило широкое отражение в искусстве, особенно в период эпохи Возрождения.

Такой подход позволяет рассказать о персонаже, посредством разбора всех его составляющих. Мы уже знаем, что Арчимбольдо писал не только какие-то образы, но и конкретных людей, и при анализе картины можно попробовать составить психологический портрет изображаемого.

Психологический подтекст произведений

post

Картина «Вертумн» — это аллегория на императора Рудольфа II в виде древнеиталийский бога времён года и их даров. Обычно этого бога изображали он в виде садовника с садовым ножом и урожаем, Арчимбольдо же изобразил его в качестве аллегории уражайности, составив портрет из различных плодов. Так, персики — это щёки, нос — это груша, губы — вишни, подбородок представлен в виде внешней оболочки каштана.

post

Рудольф II Габсбург является императором Священной Римской империи. Немецкий историк Фолькер Пресс говорил о нём: «Он обладал глубоким умом, был дальновидным и рассудительным, обладал сильной волей и интуицией… Однако ему был присущ такой серьёзный недостаток, как робость, причиной которой была его склонность к депрессии. На этой основе у него развилось стремление к бегству от действительности, выражавшееся в нереальных планах. Испанские придворные манеры поощряли его стремление отгородиться от мира, и политическая пассивность становилась всё более характерным признаком его правления». Именно за этот портрет художник получает от императора титул Пфальцграфа (граф, управляющий дворцом во время отсутствия монарха). ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ Художник Йозеф Хейнц (Старший) Портрет Рудольфа II, 1594

post

Итак, портрет Вертумна-Рудольфа указывает на плодовитость, продуктивность даже не человека, а бога. Присмотримся к его лицу: широкий лоб, по центру лба расходятся лучами линии одного из плодов, вероятно, кабачка. Похожее на солнце, оно означает мудрость и тяготение к высшим знаниям. Человек этот достаточно эффективен, эмоционален, но довольно своенравен. Брови изображены в виде пшеницы, иными словами, даже когда он злится, он всё равно плодороден. Глаза у него внимательны, а под глазами изображены мешки. Мясистый нос указывает на склонность к выпивке, а губы на то, что он остр на язык, довольно самобытен, немного не от мира сего, оригинальный. Подбородок, состоящий из разных элементов, указывает на проблемы с кишечником и малым тазом, а также, возможно, на проблемы с продолжением рода или в нехватке мужественности — там, где должно быть адамово яблоко, торчит редька. Художник показывает, что психологические недостатки Рудольфа II иногда хорошо сменяются его возможностями личности, его восприятием мира.

post

В зоне щитовидной железы шея напряжена, он и сам напряжен, но у него широкая грудь, которую пересекает прекрасная лента из цветов, то есть перед нами метафорическое изображение человека, который, может, и не сильно хорош по своей природе, но обладает прекрасным чувством юмора и способен понимать, воспринимать других людей, а в ином случае смеяться над собой или другими.

Original size 5262x3720

Джузеппе Арчимбольдо, портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна, ок. 1590

Почему же император Рудольф II был в восторге от этого портрета? Дело в том, что здесь он полон жизни, плодотворен и плодовит. Именно этого не хватало в жизни самого императора.

Перевертыши и визуальные загадки

В XX веке перевертыши и оптические иллюзии стали популярными благодаря художникам-сюрреалистам, таким как Сальвадор Дали и Рене Магритт. Однако уже в эпоху маньеризма подобные приемы использовались для игры с восприятием зрителя. В произведениях Арчимбольдо мы видим элементы загадочности и двойственности, когда одно изображение может трансформироваться в другое при изменении угла зрения.

Джузеппе Арчимбольдо «Повар» 1570

Джузеппе Арчимбольдо «Голова и корзина с фруктами» 1590

Джузеппе Арчимбольдо «Садовник» 1587-1590

Заключение

Джузеппе Арчимбольдо создал уникальный художественный язык, превратив природные формы в сложные аллегории власти и мироздания. Его работы — это не просто виртуозные ребусы, а глубокое отражение ренессансного мировоззрения, соединившего науку, искусство и придворную культуру. Хотя многие смыслы его картин остаются загадкой, именно эта многозначность делает творчество Арчимбольдо вневременным. Художник доказал, что настоящее искусство не просто изображает мир, но и предлагает новые способы его восприятия.

Эпилог: наследие Арчимбольдо

Ниже представлен цикл из четырех увлекательных аллегорий, которые сначала показались работами Арчимбольдо, однако впоследствии выяснилось, что это произведения его последователя — Антонио Расио, который жил через столетие после мастера. Расио принадлежит к числу художников, которых называют «арчимбольдистами», его творческая деятельность началась в 1677 году, а рассматриваемый цикл относят примерно к периоду между 1680 и 1690 годами. В отличие от своего предшественника, Расио изображал свои аллегорические фигуры в полный рост, помещая их в живописный ландшафт. Искусствоведы отмечают, что Расио интерпретировал наследие Арчимбольдо в «более легком и радостном ключе».

0

Антонио Разио «Зима» 1680-1690

0

Антонио Разио «Весна» 1680-1690

0

Антонио Разио «Лето» 1680-1690

0

Антонио Разио «Осень» 1680-1690

post

Современники воспринимали работы Джузеппе Арчимбольдо как гротескные, но гениальные, а император даже даровал ему дворянский титул. Однако после смерти художника о нем почти забыли на три века, пока сюрреалисты, в частности Сальвадор Дали, который высоко ценил миланского художника за причудливую фантазию и метафорическую глубину его работ, не «переоткрыли» его, назвав предтечей их стиля. ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀ ⠀⠀ ⠀ ⠀ ⠀ Сальвадор Доли «Женщина с головой из роз» 1935

post

Фотограф из Нью-Йорка Клаус Энрике воссоздает стиль Арчимбольдо, собирая портреты из мяса, цветов и овощей. Его проект «Арчимбольдизм» — живые скульптуры, где XVI век встречается с современностью.

«Когда я фотографировал человеческий глаз, выглядывающий из-под сотен листьев, мне пришло в голову, что я мог бы использовать листья для создания портретов или масок. Я начал исследовать, что создавали другие художники в этом направлении, и обнаружил, что, конечно, кто-то уже делал что-то подобное. В данном случае это был Джузеппе Арчимбольдо более 400 лет назад».

0

По стопам Джузеппе Арчимбольдо Скульптуры Клауса Эрнике из серии «Четыре сезона», 2010-е

По стопам Джузеппе Арчимбольдо Скульптура Клауса Эрнике по картине «Вертумн», 2010-е

«Я решил воссоздать работу Арчимбольдо и, в конце концов, создать собственные образы, на которые меня вдохновили его картины. Вначале я видел, как работа обретает форму, и это очень обнадеживало. Но когда дело продвигалось дальше, я начинал замечать несоответствия. Дело в том, что предметы на картинах Арчимбольдо пропорционально правильны, но каждый из этих предметов воображаем. Например, на одной из его картин нос — это маленькая груша идеальной формы. Подобрать что-то похожее не получилось, и я заменил грушу маленьким бататом».

По стопам Джузеппе Арчимбольдо Скульптуры Клауса Эрнике по картине-перевёртышу «Садовник», 2010-е

0

Самостоятельные работы Клауса Эрнике по мотивам творчества Джузеппе Арчимбольдо, 2010-е

post

Американский режиссер и мультимедийный художник Филипп Хаас, следуя традициям итальянского искусства, создал цикл монументальных скульптур из стекловолокна. Эти впечатляющие работы, вдохновленные творчеством Джузеппе Арчимбольдо, были впервые представлены публике в сентябре 2012 года во время масштабной выставки «Четыре времени года» в ботаническом саду Хантингтона в Калифорнии, где Хаас интерпретировал аллегорические портреты Арчимбольдо в форме гигантских трехмерных инсталляций.

0

Скульптуры Филиппа Хааса из серии «Четыре сезона» по стопам Джузеппе Арчимбольдо, 2012

Bibliography
Show
1.

МАНЬЕРИ́ЗМ // Сайт Культура.РФ. [Электронный ресурс] URL: https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/manyerizm/ (дата обращения 05.04.2025).

2.

Лекция Елены Ефимовой «Что такое маньеризм?» // Сайт АРСЕНАЛ ВОЛГО-ВЯТСКИЙ ФИЛИАЛ ПУШКИНСКИЙ МУЗЕЙ. [Электронный ресурс] URL: https://arsenal-museum.art/events/lektsiya-eleny-efimovoy-chto-takoe-manerizm/ (дата обращения 05.04.2025).

3.

11 признаков того, что перед вами картина маньеристов // Сайт Arzamas. [Электронный ресурс] URL: https://arzamas.academy/mag/1001-manierismo (дата обращения 05.04.2025).

4.

Арчимбольдо, Джузеппе // Сайт РУВИКИ. [Электронный ресурс] URL: https://ru.ruwiki.ru/wiki/%D0%90%D1%80%D1%87%D0%B8%D0%BC%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%BE,_%D0%94%D0%B6%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BF%D0%BF%D0%B5 (дата обращения 05.04.2025).

5.

Как появились загадочные овощные портреты Джузеппе Арчимбольдо и в чем секрет его прижизненной славы? // Сайт КУЛЬТУРОЛОГИЯ.РФ. [Электронный ресурс] URL: https://kulturologia.ru/blogs/110724/60656/ (дата обращения 05.04.2025).

6.

ДЖУЗЕППЕ АРЧИМБОЛЬДО: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКА // Сайт Allpainters.ru. [Электронный ресурс] URL: https://allpainters.ru/archimboldo-dzhuzeppe.html (дата обращения 05.04.2025).

7.

Клаус Энрике: скульптуры из мяса и цветов // Сайт НОЖ. [Электронный ресурс] URL: https://knife.media/klaus-enrique/ (дата обращения 05.04.2025).

Метомарфозы человеческой природы: мир глазами Арчимбольдо
14
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more