
РУБРИКАТОР
1. Концепция; 2. Византийская мозаика; 3. Дробление изображения в авангарде; 4. Фрагментация как повествовательный инструмент; 5. Ритм и орнамент; 6. Вывод.
КОНЦЕПЦИЯ
Начало ХХ века для России стало временем революционных потрясений и коренных перемен во всех сферах жизни. В этот период авангард, чьё название происходит от военного термина «передовой отряд», стал движущей силой этих преобразований в культуре и искусстве. Искусство, появившееся на стыке двух разных периодов развития России — уходящего традиционного общества и зарождающегося нового мира — демонстрировало устремлённость в будущее и порождало множество течений, представители которых стремились создать «новое искусство» по собственному уникальному видению.

«Собор двенадцати апостолов», ок. 1432 г. / К. Малевич, «Торжество неба» 1907 г.
Однако, попытка откинуть прошлое, привела к тому, что авангардисты пришли к использованию тех же приёмов, которыми пользовались еще средневековые восточные христиане. В процессе освобождения от упорядоченности мира авангардисты разбивали установленные правила, ценности и образы на куски, дробили привычные формы на геометрические элементы, упрощали линии и отказывались от изображения глубины, в результате чего их искусство приобрело ярко выраженный мотив раздробленности форм, который перекликается с восточно-христианским искусством, которое также не стремилось к натурализму.
Почему авангард, устремленный в будущее и пропагандирующий прогресс, имел схожий мотив раздробленности с восточно-христианским искусством? Моя гипотеза в том, что в стремлении к радикальному обновлению искусства, авангардисты обращались к прошлому опыту, становясь частью диалога между традицией и новаторством. Авангард не копировал прошлое, а переосмыслил его в контексте культурных и социальных реалий России, став одновременно революционным и традиционным.
Визуальный материал для исследования отобран из работ авангардистов начала 20-го века в жанрах: примитивизм, кубизм, футуризм, кубофутуризм, лучизм и аналитическое искусство и из мозаик и икон восточных христиан. В качестве текстовых источников я выбрала статьи посвященные связи авангарда и христианства, философии авангарда и авангардистские манифесты.
Не считая концепцию и вывод, визуальное исследование состоит из четырёх пунктов. Для начала я рассмотрю визуальную составляющую раздробленности: византийские мозаики. Потом, в пункте «Дробление изображения в авангарде» я проанализирую, как различные течения авангарда интерпретировали реальность и почему их работы так часто похожи на христианские мозаики и иконы. Пункт «Фрагментация как повествовательный инструмент» расскажет о смысловой части мотива раздробленности, я рассмотрю христианские сюжеты в клеймах и неопримитивистские работы Гончаровой, Ларионова и Бурлюка. Последний пункт позволит поближе взглянуть на составляющие элементы христианских икон — ритмы и орнаменты, которые заимствовали авангардисты.
ДРОБЛЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Пресвятая Богородица, мозаика в Соборе Святой Софии в Константинополе, 1034–1042 гг
Мотив дробления нашел воплощение в способах изображения. Главным элементом отделки восточно-христианских храмов являются мозаики: они представляют собой сложные композиции, собранные из множества мелких элементов, каждый из которых обладает уникальными цветовыми характеристиками, фактурой и размером и вносит свой вклад в создание целостного образа. Эта техника создаёт эффект того, что изображение соткано из разнородных частей. Особенно важной частью мозаики является заливка из золотой смальты, которую использовали для фона или нимбов, чтобы те отражали свет свечей и придавали образу величественности и живости. Благодаря тому, что отдельные элементы мозаики хорошо отражали свет, что было важно в тусклых помещениях, мозаики стали главной техникой декорации храмов, обходя по популярности фрески.
Крещение / Рождество Христово, монастырь Дафни, 12 в.
Императрица Теодора и её двор, базилика Сан-Витале в Равенне, 546-547 гг.
Кроме того, раздробленность была обусловлена архитектурой византийских храмов, которая напрямую влияла на расположение и восприятие изображения. Например, купол является символом неба, на котором изображают Христа Пантократора, оглядывающегося сверху прихожан; на сводах — медальоны с ликами апостолов, а стены разделены на ярусы, каждый со своим сюжетом. Таким образом, храм разделяется на зоны, каждый со своей тематикой.
Мавзолей Галлы Плацидии, V век. / Купол Софийского собора в Киеве, 1011–1018 гг.
Восточная стена, базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе, вторая четверть VI в.
Мозаики базилики Сан-Витале в Равенне, VI в.
Мозаики базилики Сан-Витале в Равенне (детали), VI в.
ДРОБЛЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В АВАНГАРДЕ
Обращение к религиозным мотивам — не редкость для авангардного искусства: многие художники искали вдохновение в восточных иконах, мозаиках и лубках. Так, например, пейзажи Лентулова сочетали в себе яркую — почти горящую — палитру, динамику формы и раздробленный вид, что делало его работы похожими одновременно и на византийские мозаики, и на узоры в калейдоскопе.
Лентулов изображал распад, в его картинах будто прошелся вихрь, который покосил архитектуру, нарисованную автором, в то время как византийские мастера создавали монументальное искусство, стабильное и вечное.
Аристарх Лентулов, «Василий Блаженный», 1913 г. / Аристарх Лентулов, «Тверской бульвар», 1917 г.
Художники неопримитивисты вдохновлялись декоративно-прикладным искусством российской провинции — лубочными гравюрами, магазинными вывесками и иконами, то есть, «крестьянским искусством». В числе неопримитивистов были Гончарова и Ларионов, которые впоследствии создали новое направление в авангардном искусстве — лучизм.
Наталья Гончарова, триптих «Спас», 1910–1911 гг.
Наталья Гончарова, «Ангелы, метающие камни в город», 1911 г.
Объясняя принципы лучизма, Ларионов указывал, что окружающий мир состоит из отраженного света, поэтому для наиболее точного изображения реальности художник должен воспроизводить на картине не столько сами предметы, сколько сумму световых лучей, образующих их. «Лучизм стирает те границы, которые существуют между картинной плоскостью и натурой[2]», — писал Ларионов в теоретической работе «Лучизм».
«Мы[лучисты] смеемся над словами „старое“ искусство и „новое“ искусство — это чепуха, выдуманная досужими обывателями… Да здравствует прекрасный Восток!"[7]
- Манифест «Лучисты и Будущники», 1913 г.
Н. Гончарова, «Лучистые лилии», 1913 г. / М. Ларионов, «Петух. Лучистый этюд», 1912 г. / Н. Гончарова «Портрет Ларионова», 1913 г.
Русский футуризм отличался от итальянского прочной связью с неопримитивизмом, именно неопремитивизм окрасил футуризм в «архаичные цвета» и подарил геометричность форм. Футуристы хотели избавиться от упорядоченности и последовательности мира, поэтому реальность они изображали будто бы с разных точек обзора. К выставке «Бубновый валет» в 1912 году Бурлюком был специально разработан приём написания пейзажа с четырех точек зрения, нашедший свое выражение в работе «Мост».
Давид Бурлюк, «Красный полдень», 1910-е гг.
«Футуристы хотят освободиться от этой упорядоченности мира… Мир они хотят превратить в хаос, установленные ценности разбивать на куски и из этих кусков творить новые ценности, делая новые обобщения, открывая новые неожиданные и невидимые связи»[Цит. по 5]
- К. Малевич и М. Матюшин, «Театр и жизнь», 1913 г.
Давид Бурлюк, «Мост (Пейзаж с четырех точек зрения)», 1911 г. / Ольга Розанова, «Город в огне», 1914 г.
Филонов превратил дробление из технического приема в целостную философию и главную черту своего творчества. Его картины — это не просто изображения, а живые организмы, собранные из тысяч «атомов» краски. Художник считал, что процесс работы над картиной состоит из единичный кратких касанием поверхности кистью, что он называл «единицей действия». Филонов видел мир как совокупность атомов, поэтому работал по принципу «от частного к общему», создавая с помощью «единиц движения» бесконечно дробящаяся структуры, но его дробление — это не разрушение, это рост новых связей и тканей.
Павел Филонов, «Ударники (Мастера Аналитического искусства)», 1934–1935 гг. / Павел Филонов, «Белая картина», 1919 г.
Павел Филонов, «Формула весны» (фрагменты), 1928–1929 гг.
Алогизм, также известный как «кубофутуристический реализм», — это направление придуманное Казимиром Малевичем, которое порывало с общепринятой логикой, чем перекликалось с «заумью» Кручёных — поэзией, лишенной рифмы и логики. В основе алогизма лежит коллажное мышление и сочетание несовместимых вещей, что сделало это направление новой ступенью для экспериментов с композицией и формой.
К. Малевич, «Англичанин в Москве», 1914 г. / К. Малевич, «Авиатор», 1914 г. / О. Розанова, «Письменный стол», 1915 г.
Так же как и лучисты и Филонов, кубисты и кубофутуристы не доверяли своим глазам. Они стремились исказить формы на холстах до неузнаваемости и разложить предмет на меньшие части, упрощая его до геометрических фигур. Но это действие не было связано с желанием исказить реальность, скорее наоборот кубофутуристы хотели изобразить форму как можно полнее.
К. Малевич, «Точильщик», 1912 г. / Л. Попова, «Человек + воздух + пространство», 1913 г.
Подводя промежуточный итог, я могу сказать, что мотив раздробленности в христианстве был обусловлен архитектурной средой и религиозным символизмом, в то время как в авангарде дробление стало полем для экспериментов на теку восприятия реальности — художники стремились познать окружающий мир, увидеть невидимое, благодаря чему, на своих холстах художники конструировали собственную реальность, такой, какой они ее чувствуют.
ФРАГМЕНТАЦИЯ КАК ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
Пример дробления изображения с повествовательной целью — это иконы с сюжетами в клеймах. Один из вариантов композиции — центральная фигура в полный ростя, окруженная клеймами с моментами из жития изображенного человека. Второй вариант — линейная последовательность клеймов. Таким образом, получались «протокомиксы», которые читатели воспринимали не целостно, а как следующие друг за другом кадры.
Андрей Юродивый с житием в 18-ти клеймах, середина XVI века / Антоний Великий в житии, начало XVI в.
Икона Святой Николай Чудотворец с житием, XIV век.
А. Дейнера, «Сосуд Дьявольский», 1924 г. / Н. Гончарова, «Христос Пантократор», 1916 г.
Христианские клейма и футуристические композиции схожи в своем подходе к изображению пространства и времени. В иконах с житийными клеймами перед зрителем раскрывается вневременная перспектива, когда все клеймы — это окна, через которые возможно увидеть множество периодов жизни одно святого одновременно, словно зритель преодолевает линейность земного времени. Футуристические работы показывают искаженное пространство, где одновременно сосуществовали разные точки зрения и моменты действия. Это разрушение традиционной перспективы открывало похожие «окна» в иные пространственные измерения, которые в обычных условиях оставались бы невидимыми.
Евангельские события, 15 в. / Давид Бурлюк, «Пейзаж с повозкой и мельницей», 1930–1940-е гг.
Полиптих Михаила Ларионова «Времена года» представляет собой «инфантильный примитивизм», радикальный неопримитивизм с добавлением детской наивности. Пространство является заливкой одного цвета, разделенное линиями, изображения объединяются с текстом, что создает ощущение, что зритель смотрит на разворот иллюстрированной книги. Главное в работах полиптиха — это ощущение искренности и открытости.
Михаил Ларионов, «Зима. Времена года (новый примитив)», 1912 г.
Михаил Ларионов, серия «Времена года (новый примитив)», 1912 г.
РИТМ И ОРНАМЕНТ
Святые на восточных иконах и византийских мозаиках не двигаются и не говорят, а застывают в одной строгой позе, создавая для зрителей ощущение тишины и монументальности. Ритм тоже строгий: композиция часто симметричная (что является отличительной чертой религиозных изображений) и используются метрические ряды, например, в мозаике изображающей мучеников в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово.
Мученики, Сант-Аполлинаре-Нуово, V–VI вв.
Ближе к концу жизни Малевич пересмотрел взгляды на искусство, от отошел от чистого супрематизма и вернулся к фигуративности. Волнующей темой для него стала тема крестьянства, он восхищался крестьянами и сопереживал им. Композиции на этих работах позаимствованы с икон: фронтальность и симметрия, упрощенное пространство и метрические ряды. В отличие от святых на иконах, крестьяны Малевича не имеют отличительных особенностей, будь то жесты или какие-либо атрибуты.
Казимир Малевич, «Крестьяне», 1930-е. / Благоверные князья Борис и Глеб, икона из Савво-Вишерского монастыря, XIII — начало XIV в.
Казимир Малевич, «Спортсмены», 1930–1931 гг. / Богоматерь Знамение с избранными святыми Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия, начало XV в.
При близком рассмотрении, можно увидеть паттерны, напоминающие супрематические, в оформлении византийских храмов и изображении одежды святых: ритмически повторяются такие элементы как круг, крест и квадрат. Текстильные эксперименты Поповой и Степановой также рифмуются с цветом и ритмом паттернов на одеждах святых.
Казимир Малевич, «Плащаница», 1908 г. / Потолок мавзолея Галлы Плацидии, V век.
Алексий, митрополит Московский (деталь одежды), XV в. / Алексий, митрополит Московский (деталь одежды), XVI в.
Мавзолей Галлы Плацидии, V век.
Варвара Степанова, эскизы ткани, 1924 г.
В работе над дизайном одежды для балета «Литургия» Наталия Гончарова стремилась воплотить на сцене эстетику византийского и древнерусского искусства, особенно мозаики и иконописи. Для создания эскизов Гончарова использовала различные материалы и текстуры, создавая из них коллаж. Так, она использовала серебряную и золотую фольгу для имитации блеска смальты, что придавало раздробленного блеска образам.
Н. Гончарова, эскзизы для балета «Литургия», 1915–1916 гг.
ВЫВОД
В ходе исследования я пришла к выводу, что авангардисты действительно переосмысливали христианские приёмы, интегрируя их в свои работы и создавая новые направления искусства, которые можно назвать уникальными для России (неопримитивизм, супрематизм и лучизм). Но кроме прямых заимствований были косвенные, например, когда авангардисты, пытались аналитически изобразить подлинную реальность, отказываясь от реализма и обращаясь к четким геометрическим формам, упрощению и народному творчеству, из-за чего их работы обрели ту самую «раздробленность», которая характерна для иконописи и мозаик. Оба искусства отказались от натурализма, но по разным причинам: христианство обращалось к духовному, а авангард, будучи более материалистическим, стремился познать окружающий мир. И несмотря на наличие множества направлений, в большинстве своем авангардисты пришли именно к раздробленности.
Парадоксальным образом, авангард, вопреки своему бунтарскому пафосу, не разрушил связь с традицией, а переосмыслил её на новом уровне и стал частью многовекового диалога между традицией и новаторством.
Климова Ольга Михайловна Русский авангард в художественной картине мира начала ХХ века: культурологический анализ кубизма, лучизма, супрематизма // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2018. № 1
Ларионов М. Ф. Лучизм. — 1-е изд. — М.: К. и К., 1913. — 3-21 с.
Особенности византийской мозаики — техника изображения, образцы работ // Vitrage URL: https://vit-rage.ru/articles/vizantijskaya-mozaika-iskusstvo-masterov-drevnosti (Дата обращения: 29.05.2025)
Ольга Розанова. Кубизм. Футуризм. Супрематизм. 1917 Источник: https://rozanova.net/article/127.html // Розановский центр URL: https://rozanova.net/article/127.html (Дата обращения: 29.05.2025)\
«Победа над Солнцем» // Энциклопедия русского авангарда URL: https://rusavangard.ru/online/history/pobeda-nad-solntsem/ (Дата обращения: 29.05.2025).
Пронина О. В., Пронина Н. В. СВЯЗЬ ХРИСТИАНСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ИСКУССТВА И АВАНГАРДА // Вестник науки. 2022. № 12 (57)32
Тимофей Богомазов, Наталия Гончарова, Кирилл Зданевич, Иван Ларионов, Михаил Ларионов, Михаил Ле-Дантю, Вячеслав Левкиевский, Сергей Романович, Владимир Оболенский, Мориц Фабри, Александр Шевченко. Лучисты и Будущники // Ослиный хвост и Мишень. — Москва: 1913
https://fs3.fotoload.ru/f/1221/1638373686/1a799c52c3.jpg (Дата обращения: 28.05.2025)
https://media.pravoslavie.ru/315199.b.jpg?1587435090 (Дата обращения: 28.05.2025)
https://media.pravoslavie.ru/315197.b.jpg?1587435070 (Дата обращения: 28.05.2025)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/43/Theodora_mosaic_-Basilica_San_Vitale%28Ravenna%29_v2.jpg/1200px-Theodora_mosaic_-Basilica_San_Vitale%28Ravenna%29_v2.jpg (Дата обращения: 28.05.2025)
https://www.s-poster.ru/img/SITE/REPROD/03/11_06208.jpg (Дата обращения: 28.05.2025)
https://ic.pics.livejournal.com/vitkvv2017/81726338/806816/806816_600.jpg (Дата обращения: 28.05.2025)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0f/StNicolas-Russian_Museum.jpg/800px-StNicolas-Russian_Museum.jpg (Дата обращения: 28.05.2025)
https://cdn.tretyakov.ru/mytretyakov/26/fcafac760187ef38f099f5486435b634/thumb/bfd37ecbd6e2db10a9985efc86f86a3d_x1.jpg (Дата обращения: 28.05.2025)
https://cdn.tretyakov.ru/mytretyakov/26/e5c8d367d3ff68f24cbf1e6c30979454/thumb/4894bf7388f988505a90750b8b147a53_x1.jpg (Дата обращения: 28.05.2025)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a8/Mausoleum_of_Galla_Placidia_ceiling_mosaics.jpg/753px-Mausoleum_of_Galla_Placidia_ceiling_mosaics.jpg (Дата обращения: 28.05.2025)
https://cdn.tretyakov.ru/mytretyakov/e/6f556b5686121842824a60972bf5520b/thumb/6bb8c1eb9c9dba18cd1b0d6f1d28dad8_x1.jpg (Дата обращения: 28.05.2025)
https://tatlin.ru/MyWeb-Image/table/files/field/file/content-field/content/equality-field/id/equality/61/1/file%20(3).jpeg (Дата обращения: 28.05.2025)
https://tatlin.ru/MyWeb-Image/table/files/field/file/content-field/content/equality-field/id/equality/476/1/Pic%2010_Chapt1_Part%204_T_cr.jpg (Дата обращения: 28.05.2025)
https://redavantgarde.com/content/placard/986/986.jpg (Дата обращения: 28.05.2025)
https://www.tg-m.ru/img/mag/2019/2/art_63_07_02.jpg (Дата обращения: 28.05.2025)
https://cdn.tretyakov.ru/mytretyakov/e/468637cdb7eff5b5f6ee9153c51b1543/thumb/19fda4c9b63383c817baadcd65550dfb_x1.jpg (Дата обращения: 28.05.2025)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2e/Natalia_Goncharova._Lithurgy_04.jpg (Дата обращения: 28.05.2025)
https://cdn.tretyakov.ru/mytretyakov/16/ff5a2698ecb245b29b5bb7f0f4009977/thumb/d2111c83a529c2f271605b4234a724bf_x1.jpg (Дата обращения: 28.05.2025)
https://images.icon-art.info/main/05400-05499/05476.jpg?v=202001060055 (Дата обращения: 28.05.2025)
https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/malevich_k.s._torzhestvo_neba._1907._zh-9408/14182_mainfoto_03.jpg (Дата обращения: 28.05.2025)
https://icons.pstgu.ru/img/base/thumb/img_arch_stena_155.jpg (Дата обращения: 28.05.2025)
https://pp.userapi.com/c540104/v540104044/15b5e/jvOIBuG7NEI.jpg (Дата обращения: 28.05.2025)
https://pp.userapi.com/c540104/v540104044/15c1d/ZxtadovMNjs.jpg (Дата обращения: 28.05.2025)
https://lp-cms-production.imgix.net/2019-06/122c795301cf0f204a7a55295358ecd7-mausoleo-di-galla-placidia.jpg?fit=crop&ar=1%3A1&w=1200&auto=format&q=75 (Дата обращения: 28.05.2025)
https://cdn.tretyakov.ru/mytretyakov/0/5e6f4db33b5e9a49037791d36e76638a/thumb/97d5968a53e37861b668b28d3895a804_x1.jpg (Дата обращения: 28.05.2025)
https://cdn.tretyakov.ru/mytretyakov/0/c3cb12a9f6f740b5c47e1fb978eb8c04/thumb/21a9c531985a0fc962e98cb5792852e7_x1.jpg (Дата обращения: 29.05.2025)
https://permartmuseum.ru/uploads/2018/01/21/R975-975_bd7ba4a8b9916b52d62e6b9c8c31d988.jpg (Дата обращения: 29.05.2025)
https://vellum.ru/wp-content/uploads/2019/08/david-burlyuk.-krasnyi-polden.jpg (Дата обращения: 29.05.2025)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/cb/Fire_in_the_city_%28Rozanova%2C_1914%29.jpeg/505px-Fire_in_the_city_%28Rozanova%2C_1914%29.jpeg (Дата обращения: 29.05.2025)
https://ar.culture.ru/attachments/attachment/preview/5d1630ed5be2316911430dd3-preview.jpg (Дата обращения: 29.05.2025)
https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/9d8/290161.webp (Дата обращения: 29.05.2025)
https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh_9577/index.php (Дата обращения: 29.05.2025)
https://umbra.media/wp-content/uploads/2020/05/vv63DSghKaw.jpg (Дата обращения: 29.05.2025)
https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/malevich_ks_aviator_1914_zhb_1348/5999_mainfoto_01.jpg (Дата обращения: 29.05.2025)
https://adindex.ru/files2/publications/2014/11/116933_13.jpg (Дата обращения: 29.05.2025)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/58/The_Knife_Grinder_Principle_of_Glittering_by_Kazimir_Malevich.jpeg/330px-The_Knife_Grinder_Principle_of_Glittering_by_Kazimir_Malevich.jpeg (Дата обращения: 29.05.2025)
https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zhb_1324/2092_mainfoto_03.jpg (Дата обращения: 29.05.2025)
https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/ikonopis/drzh-2099/49177_mainfoto_03.jpg (Дата обращения: 29.05.2025)
https://icons.pstgu.ru/img/base/origin/00001877.jpg (Дата обращения: 29.05.2025)
https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/burlyuk_d.d._peyzazh_s_povozkoy_i_melnicey_peyzazh_s_chetireh_tochek_zreniya._19301940-e._zh-11865/16124_mainfoto_03.jpg (Дата обращения: 29.05.2025)
https://cdn.tretyakov.ru/mytretyakov/26/f572c761a466121559eb45bf7e1b2419/thumb/7cb34c0383f7794851a539ae3ac9ea65_x1.jpg (Дата обращения: 29.05.2025)
https://cdn.tretyakov.ru/mytretyakov/26/38a9d80c8de06bbd0f49aeb8e36ceff3/thumb/d88fbd313435daeaed557e74dc501727_x2.jpg (Дата обращения: 29.05.2025)
https://artchive.ru/res/media/img/orig/work/a1e/215155.jpg (Дата обращения: 29.05.2025)
https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ-XTlCkwvJdIQZTPbIsOWyYATtgo0LfatPdw&s (Дата обращения: 29.05.2025)
https://m.colta.ru/storage/post/1796/cover_picture.jpg (Дата обращения: 29.05.2025)
https://lavrus.tretyakov.ru/upload/iblock/330/af4n15ycq8xvvxdm42bw6cmocg3o6bhx.jpg (Дата обращения: 29.05.2025)
https://images.icon-art.info/main/00500-00599/00564.jpg?v=201711021750 (Дата обращения: 29.05.2025)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a9/Alexius_of_Moscow_%281580%2C_Solvychegodks%29.jpg/250px-Alexius_of_Moscow_%281580%2C_Solvychegodks%29.jpg (Дата обращения: 29.05.2025)
https://static.tildacdn.com/tild6439-3737-4961-a164-363533623539/galla_placidia_07.jpg (Дата обращения: 29.05.2025)